Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

Для клиноременной передачи uкрп=2…4.
Для цепной передачи uоцп=2…4 (до 6…8)
Для открытой зубчатой передачи uозп=3…6,3.

Файлы: 1 файл

Механика курс. пр..doc

— 545.00 Кб (Скачать)

Fr2 = Fttga/cosb = 10607,7∙tg20° =3858,8 Н

Осевая сила:

Fa2 = Fttgb =3858,8tg0° = 0Н.

 

    1. Расчетное контактное напряжение:

.

где ZН = 1,76– для прямозубой передачи,

Коэффициент суммарной длины контактных линий Z определим по формуле для прямозубой передачи:                                             

                                                Z =((4 - )/3)0,5                                   

где - коэффициент торцевого перекрытия

                                       = 1,88 – 3,2(1/ Z1 + 1/ Z2)                            

= 1,88 – 3,2(1/22 + 1/138) = 1,711

Z = ((4 – 1,711)/3) 0,5 = 0,873

           4. Расчет тихоходной ступени редуктора

Цель: определение геометрических параметров передачи, контактных и изгибных напряжений, сил, действующих в зацеплении.

 Дано: межосевое расстояние a=250 мм

          передаточное отношение червячного редуктора uт=3,15

           крутящий момент на среднем валу редуктора Тт=4474 Н∙м

 

           yba=0,25

 

    1.   Межосевое расстояние

Принимаем согласно типоразмеру редуктора  a= 250 мм

 

    1.  Геометрические параметры

Модуль зацепления

m = (0,01 ¸ 0,02)а = (0,01 ¸ 0,02)×250= 2,5¸5,0 мм

Принимаем по ГОСТ 9563-60 [1 c. 78] m = 3 мм

Число зубьев:

- суммарное  zc = 2aW/m = 2×250/3 = 166,7

примем zc=167

- шестерни  z3 = zc/(uт+1) = 167/(3,15 +1) =40,2

примем z3=40

колеса   z4 = zc–z3 =167– 40=127

уточняем передаточное отношение:  u3-4 = z4/z3 = 127/40= 3,18

отклонение (3,18 – 3,15)100/3,15 = 0,8%≤4%;

Фактическое межосевое  расстояние:

aW = zcm/2cosb

Примем предварительно угол наклона зубьев передачи β=0°, тогда

делительные диаметры:

d3 = mz3 = 3,0×40= 120,0 мм,

d4 = 3,0∙127 = 381 мм;

диаметры выступов:

da3 = d3+2m = 120,0+2×3,0 = 126 мм,

da4 = 381+2×3,0 = 387 мм;

диаметры впадин:

df3 = d3– 2,5m = 120– 2,5×3,0 = 112,8 мм,

df4 = 381–2,5×3,0= 373,8 мм;

ширина колеса:

b4 =  ybaaW , где

b4- коэффициент ширины венца колеса , примем для редукторной пары нашего редуктора  равным 0,25.

 

b4=  0,25×250 = 63 мм;

Примем ширину колеса по ГОСТ  b4=80 мм

ширина шестерни:

b3 =  b4+(2…5)  =  63+4= 67 мм;

коэффициент   ybd = b3/d3 = 67/120= 0,56

 

    1. Окружная скорость

    V = pdn/6×104 = p×120×74,3/6×104 = 1,47 м/с.

    Принимаем 8-ю степень точности.

 

    1. Силы, действующие в зацеплении

Окружная сила

Ft= 2Тт/d4 = 2×4474×103/381= 23484,3 H

Радиальная сила

Fr = Fttga/cosb = 23484,3∙tg20° =8542,9 Н

Осевая сила:

Fa = Fttgb =23484,3tg0° = 0Н

 

    1. Расчетное контактное напряжение:

.

где ZН = 1,76– для прямозубой передачи,

Коэффициент суммарной  длины контактных линий Z определим по формуле для прямозубой передачи:

                                             

                                                Z =((4 - )/3)0,5                                   

где - коэффициент торцевого перекрытия.

                                       = 1,88 – 3,2(1/ Z3 + 1/ Z4)                            

= 1,88 – 3,2(1/40 + 1/127) = 1,775

Z = ((4 – 1,775)/3) 0,5 = 0,861

 

KH = 1,0 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки  между зубьями для передачи,

KH = 1,0 – коэффициент распределения нагрузки по ширине венца,

KHV = 1,05 – коэффициент динамической нагрузки.

sH4= (6160×1,76×0,861/250)[4474(3,18+1)3×1,0×1,1×1,05/(63×3,182)]0,5 =

= 866,7 МПа

 

    1. Расчётное напряжение изгиба

sF4 = YFYb2000Тт KFaKFbKFv/(b4 d4 m),

где YF –коэффициент формы зуба,

 

Yb - коэффициент наклона зуба,

                                               Yb = 1 - b/140°

         Y =1-0°/140°=1,0

KFa = 0,91 при 8 ст. точности,

KFb = 1,0 – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса,

KFv = 1,1 – коэффициент динамической нагрузки.

Эквивалентное число  зубьев и коэффициент формы зуба:

Zэкв = Z/cosb3,

Zэкв3= Z3/cosb3 = 40 ® YF1 = 3,7,

Zэкв4 = Z4/cosb3 =  127 ® YF2 = 3,6

sF4 = 3,6×1,0×2000×4474×0,91×1,0×1,1/(63×381×3,0) = 447,7МПа

sF3= YF3∙sF4/ YF4=3,7∙447,7/3,6=460,2  МПа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Расчет и проектирование зубчатой цилиндрической

передачи  открытого типа

          Цель: определение  геометрических и технических параметров передачи, сил,  действующих в передаче.

          Дано:

    

5.1. Выбираем материалы зубчатой пары

       Шестерня Z5 – СЧ20, улучшение – НВ5 240.

       Колесо Z6 – СЧ20, улучшение – НВ6 210.

5.2.  Определяем допускаемые напряжения зубьев передачи

[σ]F = σF0KFLKFCYs/SF

        где σF0 - предел выносливости зубьев при изгибе;

                KFL - коэффициент долговечности;

                KFC  - коэффициент двухстороннего приложения нагрузки

                Ys – коэффициент концентрации напряжений;

                 SF – коэффициент безопасности

σF0 = 1,8НВ

σF05 = 1,8∙240 = 432 МПа

σF06 = 1,8∙210 = 378 МПа

        где NH0 = 4∙106 – базовое число циклов перемены напряжений;

                 NHE - эквивалентное число циклов перемены напряжений;

NHE = 60Тn

        где Т – ресурс работы привода;

Т = LДСt

        где L = 12 лет – срок эксплуатации привода;

               Д = 300 дней – число рабочих дней в году;

               С = 1 смена – число смен за  сутки;

                t  = 8 часов – продолжительность смены

Т = 12∙300∙1∙8 = 28800 часов

NHE5 = 60∙28800∙74,3=  1,3∙108

 KFL5 = (4∙106/1,3∙108)1/6 = 0,561

            принимаем KFL5 = 1

NHE6 = 60∙28800∙26,5 = 4,3∙107

  KFL6 = (4∙106/ 4,3∙107)1/6 = 0,684

            принимаем KFL6 = 1

SF = S`FS``F

        где S`F = 1,75 – коэффициент нестабильности свойств материала;

              S``= 1,3  – коэффициент способа получения заготовок зубчатых      

                                   колес, в данном случае литые  заготовки.

 SF = 1,75∙1,3 = 2,275

        Предварительно примем Ys = 1, т.к. модуль передачи пока не определен.

        Коэффициент КFC = 1 при нереверсивном вращении барабана

[σ]F5 = 432∙1∙1∙1/2,275 =189,9 МПа

[σ]F6 = 378∙1∙1∙1/2,275 =166,2 МПа

5.3. Определяем число зубьев передачи

       Принимаем  Z5 = 25

       тогда  Z6 = Z5uз.п.о. = 25∙2,8 = 70

       Принимаем  Z6 = 70

5.4 Произведем анализ дальнейшего расчета на прочность по изгибу зуба

      Определяем  коэффициенты формы колес. Проектируемая  открытая        

      цилиндрическая  передача прямозубая, поэтому Zэкв = Z

       для Z5 =25→ YF5 = 3,9

       для Z6 =80 → YF5 = 3,615

       Сравниваем отношения

       [σ]F5/ YF5 = 189,9/3,9 = 48,69  МПа

       [σ]F6/ YF6 = 166,2/3,615 = 45,96  МПа

       Для колеса  данное отношение меньше [σ]F5/ YF5 >[σ]F6/ YF6, поэтому              

       дальнейший  расчет  производим по колесу Z6.

 

5.5. Определяем модуль передачи

m = KmрвKYF6/Z62ψbd[σ]F6)1/3

 

        где  Km = 1,4 для прямозубой передачи:

        K =1,1 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки 

      по  ширине  зубчатого венца при несимметричной  установке колеса  относительно опор;

       ψbd - коэффициент ширины зубчатого венца;

ψbd = 0,5ψ(uозп+1)

       где ψ – стандартный коэффициент зубчатого венца по ГОСТ 2185-66

       принимаем ψ = 0,4, тогда

ψbd = 0,5∙0,4(2,8+ 1) = 0,76

        m = 1,4∙(12025∙103∙1,1∙3,615/(7020,76∙166,2))1/3 = 5,9 мм

       Учитывая  повышенный износ зубьев открытой  передачи, увеличиваем 

        модуль в два раза и принимаем  по ГОСТ 9563-60 m = 8 мм.

Проверим возможность  крепления шестерни , рассчитанной по модулю m=8 на первой  ступени тихоходного вала.

 

Диаметр под шестерней Z5 по стандарту dвых =90 мм

 

 

На участке под шестерню имеется шпоночный паз для  закрепления на нём шестерни открытой передачи. Имеется  зависимость между  размерами шестерни и диаметром участка под эту шестерню, которая выражается следующим неравенством:

[df5/2-(d(z5)/2+t2)]>2,5m,где

df5- диаметр впадин зубьев шестерни

t2- глубина паза втулки под шпоночное соединение,t2=5,4 мм   [3]с.302

df5 = d5 – 2,5m = mz5 -2,5m=8∙25– 2,5·8=180 мм   

 

 

 

С учётом ранее рассчитанного  значения модуля m=6мм:

[180/2-(90/2+5,4)]=39,6>2,5∙8=20мм

Неравенство верно, значит при  заданных параметрах открытая передача будет работать в нормальных условиях.

5.6. Основные размеры зубчатой пары:

       делительные  диаметры

       d5 = mz5 =8·25 = 200 мм         

      d6 = mz6 =8·70  =560 мм

        диаметры выступов

da5 = d5+2m = 200+2·8= 216 мм                

da6 = d6+2m =560+2·8=576 мм

        диаметры впадин

     df5 = d5 – 2,5m = 200 –2,5·8= 180 мм    

df6 = d6– 2,5m = 560– 2,5·8 =540 мм

         межосевое расстояние

а = 0,5m(Z5+Z6) = 0,5∙8∙(25+70) =380 мм

         ширина колеса

b6 = ybaaw = 0,4·380= 152 мм

         Принимаем  b6=150 мм

 

Ширину шестерни b5 рекомендуют проектировать на (2÷5)мм больше ширины колеса, так как возможна осевая ″игра″ передачи, неточность сборки.

Примем   b5=155 мм

5.7. Проверочный расчет передачи по напряжению изгиба

σF6 = 2000YF6ТрвKK/(b6 md6)

           где K – коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями, зависящий от степени точности изготовления зубчатых колес. При 8-ой степени точности K = 0,9

σF6 = 2000∙3,615∙12025∙0,9∙1,0/(150∙8∙560) = 129,5 МПа

       Так  как расчетные напряжения   σF6 < [σ]F6 =166,2 МПа, то можно утверждать, что данная передача выдержит  передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях.

5.8.Силы в зацеплении

Окружная сила:

                     Ft5 = 2Тт/d5 = 2×4474×103/200=44738 H               

Радиальная сила

                Fr6 = P6tga = 44738g20° =16274 Н         

 

 

Табл.5.1.Основные геометрические параметры зубчатых колес

   

№п\п

Параметр

Расчетная формула

Величина для

Z5

Z6

1

Делительный диаметр

d=mZ

200

560

2

Диаметр вершин зубьев

da=d+2m

216

576

3

Диаметр впадин зубьев

df=d-2.5m

180

540

4

Шаг

t=mπ

25,2

5

Окружная толщина зубьев

S=mπ/2

12,6

6

Ширина впадин зубьев

e= S=mπ/2

12,6

7

Высота зуба

h=2.25m

18

8

Высота ножки зуба

hf=1.25m

10

9

Высота головки зуба

ha=m

8,0

10

Радиальный зазор

c=0.25m

2,0

11

Ширина венца

b=aψba

150

12

Межосевое расстояние

a=0,5m(Z1+Z2)

380

13

Толщина обода

δ=(2…2.25)m

20

14

Толщина диска

c=(0.2…0.3)b

35

15

Диаметр отверстия

dотв=конструктивно

Ø20 4отв.

Информация о работе Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя