Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 08:50, курсовая работа
Для клиноременной передачи uкрп=2…4.
Для цепной передачи uоцп=2…4 (до 6…8)
Для открытой зубчатой передачи uозп=3…6,3.
Fr2 = Fttga/cosb = 10607,7∙tg20° =3858,8 Н
Осевая сила:
Fa2 = Fttgb =3858,8tg0° = 0Н.
где ZН = 1,76– для прямозубой передачи,
Коэффициент суммарной длины контактных
линий Z
определим по формуле для прямозубой передачи:
Z
=((4 -
)/3)0,5
где - коэффициент торцевого перекрытия
= 1,88 – 3,2(1/22 + 1/138) = 1,711
Z = ((4 – 1,711)/3) 0,5 = 0,873
yba=0,25
Принимаем согласно типоразмеру редуктора aWт= 250 мм
Модуль зацепления
m = (0,01 ¸ 0,02)аWт = (0,01 ¸ 0,02)×250= 2,5¸5,0 мм
Принимаем по ГОСТ 9563-60 [1 c. 78] m = 3 мм
Число зубьев:
- суммарное zc = 2aW/m = 2×250/3 = 166,7
примем zc=167
- шестерни z3 = zc/(uт+1) = 167/(3,15 +1) =40,2
примем z3=40
колеса z4 = zc–z3 =167– 40=127
уточняем передаточное отношение: u3-4 = z4/z3 = 127/40= 3,18
отклонение (3,18 – 3,15)100/3,15 = 0,8%≤4%;
Фактическое межосевое расстояние:
aW = zcm/2cosb
Примем предварительно угол наклона зубьев передачи β=0°, тогда
делительные диаметры:
d3 = mz3 = 3,0×40= 120,0 мм,
d4 = 3,0∙127 = 381 мм;
диаметры выступов:
da3 = d3+2m = 120,0+2×3,0 = 126 мм,
da4 = 381+2×3,0 = 387 мм;
диаметры впадин:
df3 = d3– 2,5m = 120– 2,5×3,0 = 112,8 мм,
df4 = 381–2,5×3,0= 373,8 мм;
ширина колеса:
b4 = ybaaW , где
b4- коэффициент ширины венца колеса , примем для редукторной пары нашего редуктора равным 0,25.
b4= 0,25×250 = 63 мм;
Примем ширину колеса по ГОСТ b4=80 мм
ширина шестерни:
b3 = b4+(2…5) = 63+4= 67 мм;
коэффициент ybd = b3/d3 = 67/120= 0,56
V = pdn/6×104 = p×120×74,3/6×104 = 1,47 м/с.
Принимаем 8-ю степень точности.
Окружная сила
Ft= 2Тт/d4 = 2×4474×103/381= 23484,3 H
Радиальная сила
Fr = Fttga/cosb = 23484,3∙tg20° =8542,9 Н
Осевая сила:
Fa = Fttgb =23484,3tg0° = 0Н
где ZН = 1,76– для прямозубой передачи,
Коэффициент суммарной длины контактных линий Z определим по формуле для прямозубой передачи:
Z
=((4 -
)/3)0,5
где - коэффициент торцевого перекрытия.
= 1,88 – 3,2(1/ Z3 + 1/ Z4)
= 1,88 – 3,2(1/40 + 1/127) = 1,775
Z = ((4 – 1,775)/3) 0,5 = 0,861
KH = 1,0 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями для передачи,
KH = 1,0 – коэффициент распределения нагрузки по ширине венца,
KHV = 1,05 – коэффициент динамической нагрузки.
sH4= (6160×1,76×0,861/250)[4474(3,
= 866,7 МПа
sF4 = YFYb2000Тт KFaKFbKFv/(b4 d4 m),
где YF –коэффициент формы зуба,
Yb - коэффициент наклона зуба,
Y =1-0°/140°=1,0
KFa = 0,91 при 8 ст. точности,
KFb = 1,0 – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса,
KFv = 1,1 – коэффициент динамической нагрузки.
Эквивалентное число зубьев и коэффициент формы зуба:
Zэкв = Z/cosb3,
Zэкв3= Z3/cosb3 = 40 ® YF1 = 3,7,
Zэкв4 = Z4/cosb3 = 127 ® YF2 = 3,6
sF4 = 3,6×1,0×2000×4474×0,91×1,0×1,
sF3= YF3∙sF4/ YF4=3,7∙447,7/3,6=460,2 МПа
5. Расчет и проектирование зубчатой цилиндрической
передачи открытого типа
Шестерня Z5 – СЧ20, улучшение – НВ5 240.
Колесо Z6 – СЧ20, улучшение – НВ6 210.
[σ]F = σF0KFLKFCYs/SF
где σF0 - предел выносливости зубьев при изгибе;
KFL - коэффициент долговечности;
KFC - коэффициент двухстороннего приложения нагрузки
Ys – коэффициент концентрации напряжений;
SF – коэффициент безопасности
σF0 = 1,8НВ
σF05 = 1,8∙240 = 432 МПа
σF06 = 1,8∙210 = 378 МПа
где NH0 = 4∙106 – базовое число циклов перемены напряжений;
NHE - эквивалентное число циклов перемены напряжений;
NHE = 60Тn
где Т – ресурс работы привода;
Т = LДСt
где L = 12 лет – срок эксплуатации привода;
Д = 300 дней – число рабочих дней в году;
С = 1 смена – число смен за сутки;
t = 8 часов – продолжительность смены
Т = 12∙300∙1∙8 = 28800 часов
NHE5 = 60∙28800∙74,3= 1,3∙108
KFL5 = (4∙106/1,3∙108)1/6 = 0,561
принимаем KFL5 = 1
NHE6 = 60∙28800∙26,5 = 4,3∙107
KFL6 = (4∙106/ 4,3∙107)1/6 = 0,684
принимаем KFL6 = 1
SF = S`FS``F
где S`F = 1,75 – коэффициент нестабильности свойств материала;
S``F = 1,3 – коэффициент способа получения заготовок зубчатых
SF = 1,75∙1,3 = 2,275
Предварительно примем Ys = 1, т.к. модуль передачи пока не определен.
Коэффициент КFC = 1 при нереверсивном вращении барабана
[σ]F5 = 432∙1∙1∙1/2,275 =189,9 МПа
[σ]F6 = 378∙1∙1∙1/2,275 =166,2 МПа
Принимаем Z5 = 25
тогда Z6 = Z5uз.п.о. = 25∙2,8 = 70
Принимаем Z6 = 70
Определяем
коэффициенты формы колес.
цилиндрическая передача прямозубая, поэтому Zэкв = Z
для Z5 =25→ YF5 = 3,9
для Z6 =80 → YF5 = 3,615
Сравниваем отношения
[σ]F5/ YF5 = 189,9/3,9 = 48,69 МПа
[σ]F6/ YF6 = 166,2/3,615 = 45,96 МПа
Для колеса данное отношение меньше [σ]F5/ YF5 >[σ]F6/ YF6, поэтому
дальнейший расчет производим по колесу Z6.
5.5. Определяем модуль передачи
m = Km(ТрвKFβYF6/Z62ψbd[σ]F6)1/3
где Km = 1,4 для прямозубой передачи:
KFβ =1,1 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки
по ширине
зубчатого венца при
ψbd - коэффициент ширины зубчатого венца;
ψbd = 0,5ψbа(uозп+1)
где ψbа – стандартный коэффициент зубчатого венца по ГОСТ 2185-66
принимаем ψbа = 0,4, тогда
ψbd = 0,5∙0,4(2,8+ 1) = 0,76
m = 1,4∙(12025∙103∙1,1∙3,615/(702∙
Учитывая
повышенный износ зубьев
модуль в два раза и принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 8 мм.
Проверим возможность крепления шестерни , рассчитанной по модулю m=8 на первой ступени тихоходного вала.
Диаметр под шестерней Z5 по стандарту dвых =90 мм
На участке под шестерню имеется шпоночный паз для закрепления на нём шестерни открытой передачи. Имеется зависимость между размерами шестерни и диаметром участка под эту шестерню, которая выражается следующим неравенством:
[df5/2-(d(z5)/2+t2)]>2,5m,где
df5- диаметр впадин зубьев шестерни
t2- глубина паза втулки под шпоночное соединение,t2=5,4 мм [3]с.302
df5 = d5 – 2,5m = mz5 -2,5m=8∙25– 2,5·8=180 мм
С учётом ранее рассчитанного значения модуля m=6мм:
[180/2-(90/2+5,4)]=39,6>2,5∙8=
Неравенство верно, значит при заданных параметрах открытая передача будет работать в нормальных условиях.
делительные диаметры
d5 = mz5 =8·25 = 200 мм
d6 = mz6 =8·70 =560 мм
диаметры выступов
da5 = d5+2m = 200+2·8= 216 мм
da6 = d6+2m =560+2·8=576 мм
диаметры впадин
df5 = d5 – 2,5m = 200 –2,5·8= 180 мм
df6 = d6– 2,5m = 560– 2,5·8 =540 мм
межосевое расстояние
а = 0,5m(Z5+Z6) = 0,5∙8∙(25+70) =380 мм
ширина колеса
b6 = ybaaw = 0,4·380= 152 мм
Принимаем b6=150 мм
Ширину шестерни b5 рекомендуют проектировать на (2÷5)мм больше ширины колеса, так как возможна осевая ″игра″ передачи, неточность сборки.
Примем b5=155 мм
σF6 = 2000YF6ТрвKFαKFβ/(b6 md6)
где KFα – коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями, зависящий от степени точности изготовления зубчатых колес. При 8-ой степени точности KFα = 0,9
σF6 = 2000∙3,615∙12025∙0,9∙1,0/(150∙
Так как расчетные напряжения σF6 < [σ]F6 =166,2 МПа, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях.
5.8.Силы в зацеплении
Окружная сила:
Ft5 = 2Тт/d5 = 2×4474×103/200=44738 H
Радиальная сила
Fr6 = P6tga = 44738g20° =16274 Н
Табл.5.1.Основные геометрические параметры зубчатых колес
№п\п |
Параметр |
Расчетная формула |
Величина для | |
Z5 |
Z6 | |||
1 |
Делительный диаметр |
d=mZ |
200 |
560 |
2 |
Диаметр вершин зубьев |
da=d+2m |
216 |
576 |
3 |
Диаметр впадин зубьев |
df=d-2.5m |
180 |
540 |
4 |
Шаг |
t=mπ |
25,2 | |
5 |
Окружная толщина зубьев |
S=mπ/2 |
12,6 | |
6 |
Ширина впадин зубьев |
e= S=mπ/2 |
12,6 | |
7 |
Высота зуба |
h=2.25m |
18 | |
8 |
Высота ножки зуба |
hf=1.25m |
10 | |
9 |
Высота головки зуба |
ha=m |
8,0 | |
10 |
Радиальный зазор |
c=0.25m |
2,0 | |
11 |
Ширина венца |
b=aψba |
150 | |
12 |
Межосевое расстояние |
a=0,5m(Z1+Z2) |
380 | |
13 |
Толщина обода |
δ=(2…2.25)m |
20 | |
14 |
Толщина диска |
c=(0.2…0.3)b |
35 | |
15 |
Диаметр отверстия |
dотв=конструктивно |
Ø20 4отв. |
Информация о работе Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя