Тепловой, кинематический и динамический расчёт двигателя. Расчёт систе-мы охлаждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Курсовое проектирование – заключительная часть учебного процесса по изучению дисциплины, раскрывающее степень усвоения необходимых знаний, творческого использования их для решения конкретных инженерных задач. Оно служит одновременно начальным этапом самостоятельной работы молодого специалиста, сокращающий период его адаптации на производстве. Целью данного курсового проектирования является расчет проектируемого автомобильного двигателя.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Тепловой расчёт двигателя………………………………………………...4
1.1 Техническая характеристика двигателя………………………………4
1.2 Определение параметров рабочего тела……………………………...5
1.3 Расчёт составляющих рабочего процесса двигателя внутреннего сгорания…………………………………………………………………6
1.3.1 Процесс впуска…………………………………………………...6
1.3.2 Процесс сжатия…………………………………………………..9
1.3.3 Процесс сгорания……………………………………………….10
1.3.4 Процесс расширения…………………………………………...14
1.4 Расчёт индикаторных показателей рабочего цикла двигателя…….15
1.5 Расчёт эффективных показателей работы двигателя…………….…17
1.6 Определение размеров цилиндра двигателя, удельных показателей его работы……………………………………………………………..20
1.7 Построение индикаторной диаграммы…………………………...…25
1.8 Сравнительная таблица………………………………………………30
2. Кинематический расчёт двигателя………………………………………31
3. Динамический расчёт двигателя…………………………………………37
4. Расчёт системы охлаждения…………………………………………...…45
Заключение………………………………………………………………………57
Библиографический список…………………………………………………….58

Файлы: 1 файл

кпХромов.docx

— 171.83 Кб (Скачать)

 

На основании таблицы 3 строим графики зависимости  силы инерции Pj , общей силы P, нормальной N  и тангенциальной T сил, а также крутящего момента Mкц в функции угла поворота коленчатого вала. Графики представлены в приложении В.

 

4 Расчёт системы охлаждения

Системы охлаждения двигателей служат для обеспечения их оптимального теплового режима путём принудительного отвода теплоты от нагретых деталей. Применяют системы охлаждения двух типов – жидкостные и воздушные. В данном курсовом проекте будем рассчитывать жидкостную систему охлаждения.

Количество теплоты, передаваемое охлаждающей среде – жидкости, определяется по формуле (4.1):

                                 (4.1)

где  - количество теплоты, передаваемое охлаждающей среде, кДж/с;

 – коэффициент пропорциональности [1];

 – число цилиндров;


Д –диаметр цилиндра, см;

m=0.6 – показатель степени;

- количество  теплоты, теряемое вследствие  химической неполноты сгорания, кДж.

α – коэффициент избытка воздуха.

Рассчитаем по формуле (4.1) количество теплоты, передаваемое охлаждающей среде:

 


Расход жидкости в системе  охлаждения, для отвода  количества теплоты, равной , определяется по формуле (4.2):

                                                 (4.2)

где  - циркулярный расход, м3/с;

- количество  теплоты, передаваемое охлаждающей  среде, кДж/c;

- средняя теплоёмкость  охлаждающей жидкости[1];

 – средняя плотность жидкости [1];

.

Рассчитаем по (4.2):

 

 

Расчётную производительность насоса системы охлаждения определяется по (4.3):

                                                     (4.3)

где  - расчётная производительность насоса, м3/с;

- циркулярный расход, м3;

 – объёмный коэффициент полезного действия насоса[1].

Рассчитаем по (4.3):

 

Радиус входного отверстия  крыльчатки насоса можно найти по выражению  (4.4):

                                                (4.4)

где  - радиус входного отверстия крыльчатки насоса, м;

- расчётная производительность  насоса, м3/с;


 – скорость жидкости на входе в насос [1];

r0=0.02 м –радиус ступицы крыльчатки насоса [1];

Рассчитаем по (4.4):

 

Окружную скорость потока жидкости на выходе из колеса можно  определить по формуле (4.5):

                             (4.5)

где  - окружная скорость потока жидкости на выходе из колеса, м/с;

 – угол между направлением скорости жидкости  и горизонтальной плоскостью[1];

- угол между направлением скорости жидкости  и вертикальной плоскостью [1];

 – давление, создаваемое насосом [1];

 – средняя плотность жидкости [1];

- гидравлический КПД насоса [1].

 

Рассчитаем скорость U2  по формуле (4.5):

 

Радиус крыльчатки на выходе из насоса выражаеться формулой (4.6):

                                                 (4.6)

где  - радиус крыльчатки на выходе из насоса, м;

- окружная скорость  потока жидкости на выходе  из колеса, м/с;

- обороты насоса.

Можем найти радиус крыльчатки насоса на выходе:


 

Окружная скорость потока жидкости на входе:

                                                  (4.7)

где  - окружная скорость потока жидкости на входе, м/с;

- окружная скорость  потока жидкости на выходе  из колеса, м/с;

- радиус входного  отверстия крыльчатки насоса, м;

- радиус крыльчатки  на выходе из насоса, м.

Сосчитаем по (4.7):

 

 

Ширина лопатки на входе  жидкости в насос определяем по формуле (4.8):

                                         (4.8)

где  - ширина лопатки на входе жидкости в насос, м;

- расчётная производительность  насоса, м3/с;

- радиус входного  отверстия крыльчатки насоса, м;

 – скорость жидкости на входе в насос [1];

 – толщина лопатки крыльчатки на входе в насос [1];

 – угол;

 – число лопаток на крыльчатке насоса [1].


Рассчитаем по (4.8):

 

Радиальная скорость потока на выходе из колеса насоса определяется выражением (4.9):

                                                  (4.9)

где  - радиальная скорость потока на выходе из колеса насоса, м/с ;

 – давление, создаваемое насосом [1];

 – угол между направлением скорости жидкости  и горизонтальной плоскостью[1];

 – средняя плотность жидкости [1];

- гидравлический КПД насоса [1];

- окружная скорость  потока жидкости на выходе  из колеса, м/с.

Рассчитаем нужную нам  радиальную скорость по формуле (4.9):

 

Ширина лопатки на выходе из насоса определяем по (4.10):

                                            (4.10)

где  - ширина лопатки на выходе из насоса, м;

- расчётная производительность  насоса, м3/с;


- радиус крыльчатки  на выходе из насоса, м;

 – число лопаток на крыльчатке насоса [1];

 – толщина лопаток на выходе из насоса [1];

- угол между направлением скорости жидкости  и вертикальной плоскостью [1];

- радиальная  скорость потока на выходе  из колеса насоса, м/с ;

Рассчитаем ширину лопатки  на выходе с насоса по выражению (4.10):

 

 

 

 

Мощность, потребляемую насосом определяем следующим образом по формуле (4.11):

                                         (4.11)

где  - мощность, потребляемая насосом, кВт;

 – давление, создаваемое насосом [1];

 – механический КПД насоса [1].

Рассчитаем мощность. затрачиваемую на привод насоса системы охлаждения по формуле (4.11):


 

Количество воздуха, проходящего  через радиатор, определяется по формуле (4.12):

                                                 (4.12)

где  - количество воздуха, проходящего через радиатор, м3;

- количество  теплоты, передаваемое охлаждающей  среде, кДж/c;

- средняя теплоёмкость  воздуха [1];

- температурный  перепад воздуха в решётке  радиатора [1].

Рассчитаем по (4.12):

.

Массовый расход жидкости, проходящей через радиатор можно  вычислить по формуле (4.13):

                                           (4.13)

где  - массовый расход жидкости, проходящей через радиатор, кг/с ;

- циркулярный расход, м3/с;

 – средняя плотность жидкости [1].

Рассчитаем по (4.13):

 

Средняя температура охлаждающего воздуха, проходящего через радиатор:

                                        (4.14)

где  - расчётная температура воздуха на входе в радиатор [1];

- температурный  перепад воздуха в решётке  радиатора [1].

Рассчитаем по формуле (4.14):


 

Средняя температура жидкости в радиаторе:

                                      (4.15)

где  - температура охлаждающей жидкости на входе в радиатор [1].

Рассчитаем по (4.16):

 

Площадь поверхности охлаждения определяем по формуле (4.16):

                                          (4.16)

где  - площадь поверхности охлаждения, м2;

- количество теплоты, отводимой от двигателя  и передаваемой от жидкости к охлаждающему воздуху, кДж/с;


 – коэффициент теплопередачи;

 – средняя температура жидкости в радиаторе, К;

- cредняя температура охлаждающего воздуха, проходящего через радиатор, К.

Рассчитаем по формуле (4.16):

 м2 .

Плотность охлаждающего воздуха  в радиаторе при его средней  температуре определяем по формуле (4.17):

                                           (4.17)

где  - плотность охлаждающего воздуха, кг/м3;

- расчётное атмосферное  давление [1];

 – удельная газовая постоянная для воздуха [1];

- cредняя температура охлаждающего воздуха, проходящего через радиатор, К.

Рассчитаем:

 

Производительность вентилятора:

                                                  (4.18)

где  - производительность вентилятора, м3/с;

- количество  воздуха, проходящего через радиатор, м3

- плотность охлаждающего  воздуха, кг/м3;

Рассчитаем производительность вентилятора по выражению. (4.18):

.

Площадь фронтовой поверхности  радиатора можно найти по формуле (4.19):

                                               (4.19)

где  - площадь фронтовой поверхности радиатора, м2;

- производительность  вентилятора, м3/с;

- скорость воздуха  перед фронтом радиатора без  учёта скорости движения автомобиля [1].

Рассчитаем по (4.19):


Диаметр вентилятора определяем по формуле (4.20):

                                          (4.20)

где -диаметр вентилятора, м;

- площадь фронтовой  поверхности радиатора, м2.

Рассчитаем диаметр вентилятора  по формуле (4.20):

 

Окружная скорость вентилятора  определиться выражением (4.21).

                                         (4.21)

где  - окружная скорость вентилятора, м/c ;

 – коэффициент, зависящий от формы лопастей вентилятора [1];

 – давление, создаваемое вентилятором [1];

- плотность охлаждающего  воздуха, кг/м3.


Рассчитаем:

 

 

Частота вращения вентилятора:

                                           (4.22)

где  - частота вращения вентилятора, об/мин ;

- окружная скорость  вентилятора, м/c ;

-диаметр вентилятора, м.


Рассчитаем частоту вращения вентилятора по формуле (4.22):

 

Мощность, затрачиваемая  на привод вентилятора можем определить по (4.23):

                              (4.23)

где  – мощность, затрачиваемая на привод вентилятора, кВт;

- производительность  вентилятора, м3/с;

 – давление, создаваемое вентилятором [1];

 – КПД вентилятора [1].

Рассчитаем по (4.23):

 

Система охлаждения рассчитана полностью.

 

 

 

 

 


Заключение

В данном курсовом проекте  был выполнен тепловой, кинематический, динамический расчёт автомобильного двигателя. Все расчёты показали целесообразность данной конструкции. Было проведено сравнение рассчитанных параметров с двигателем автомобиля прототипа. Сравнение параметров приведено в пункте 1.8 ( эффективный крутящий момент, эффективная мощность, удельный эффективный расход топлива). Также по результатам теплового расчёта была построена индикаторная диаграмма для данного двигателя. По результатам кинематического и динамического расчётов аналогично были построены графики, по которым можно судить о кинематических и динамических характеристиках рассчитанного двигателя. В заключение проекта была рассчитанная система охлаждения с её тепловыми, геометрическими, кинематическими и силовыми параметрами.

При написании данного  проекта было использовано методическое указание по её выполнению, а также, в незначительной мере учебная литература, список которой представлен в соответствующем разделе. Ссылки на литературу в тексте предусмотрены только для указания табличных величин.

 

 

 

 

 

 

 


Библиографический список

1. Автомобильные двигатели  / Под ред. М.С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977.

2. Двигатели внутреннего  сгорания. Кн. 1. Теория рабочих процессов / Под ред. В.Н. Луканина. М.: Высшая школа, 1995.

3. Двигатели внутреннего  сгорания. Кн. 2. Динамика и конструирование / Под ред. В.Н.Луканина. М.: Высшая школа, 1985.

4. Двигатели внутреннего  сгорания. Кн. 3. Компьютерный практикум  / Под ред. В.Н. Луканина. М.: Высшая  школа, 1995.

5. Двигатели внутреннего сгорания / Под ред. В.Н.Луканина. М.: Высшая школа, 1995.

6. Двигатели внутреннего  сгорания. Устройство и работа  поршневых и комбинированных двигателей/Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. М.:Машиностроение, 1980.

7. Двигатели внутреннего  сгорания. Теория поршневых и  комбинированных двигателей/Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. М.:Машиностроение, 1983.

8. Двигатели внутреннего  сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. М.:Машиностроение, 1984.

9. Двигатели внутреннего  сгорания. Системы поршневых и  комбинированных двигателей/Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. М.:Машиностроение, 1985.

10. Колчин А.И., Демидов  В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, 2002.


Информация о работе Тепловой, кинематический и динамический расчёт двигателя. Расчёт систе-мы охлаждения