Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:30, курсовая работа
Курсовое проектирование – заключительная часть учебного процесса по изучению дисциплины, раскрывающее степень усвоения необходимых знаний, творческого использования их для решения конкретных инженерных задач. Оно служит одновременно начальным этапом самостоятельной работы молодого специалиста, сокращающий период его адаптации на производстве. Целью данного курсового проектирования является расчет проектируемого автомобильного двигателя.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Тепловой расчёт двигателя………………………………………………...4
1.1 Техническая характеристика двигателя………………………………4
1.2 Определение параметров рабочего тела……………………………...5
1.3 Расчёт составляющих рабочего процесса двигателя внутреннего сгорания…………………………………………………………………6
1.3.1 Процесс впуска…………………………………………………...6
1.3.2 Процесс сжатия…………………………………………………..9
1.3.3 Процесс сгорания……………………………………………….10
1.3.4 Процесс расширения…………………………………………...14
1.4 Расчёт индикаторных показателей рабочего цикла двигателя…….15
1.5 Расчёт эффективных показателей работы двигателя…………….…17
1.6 Определение размеров цилиндра двигателя, удельных показателей его работы……………………………………………………………..20
1.7 Построение индикаторной диаграммы…………………………...…25
1.8 Сравнительная таблица………………………………………………30
2. Кинематический расчёт двигателя………………………………………31
3. Динамический расчёт двигателя…………………………………………37
4. Расчёт системы охлаждения…………………………………………...…45
Заключение………………………………………………………………………57
Библиографический список…………………………………………………….58
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
430 |
0,756 |
2,203 |
- |
3,693 |
440 |
0,934 |
1,879 |
- |
3,291 |
450 |
1,111 |
1,640 |
- |
2,867 |
460 |
1,281 |
1,460 |
- |
2,438 |
470 |
1,440 |
1,325 |
- |
2,018 |
480 |
1,583 |
1,223 |
- |
1,623 |
490 |
1,707 |
1,147 |
- |
1,269 |
500 |
1,811 |
1,089 |
- |
0,968 |
510 |
1,893 |
1,048 |
- |
0,729 |
520 |
1,952 |
1,021 |
- |
0,588 |
530 |
1,988 |
1,005 |
- |
0,456 |
540 |
2 |
1 |
- |
0,422 |
720 |
0 |
8,2 |
- |
0,422 |
По данным таблицы 2 строим индикаторную диаграмму, которая представлена в приложении А.
1.8 Сравнительная таблица
На основании вышеизложенных расчётов, а также справочных материалов, составляем сравнительную таблицу прототипа с рассчитанным двигателем. Напоминаем, что в роли прототипа был выбран двигатель автомобиля Skoda Octavia.
Таблица 3 –Сравнение параметров
Параметр |
Mкр, Н∙м |
Ne, кВт |
ge, г/(кВт∙ч) |
рассчитанный двигатель |
130 |
55 |
449,118 |
прототип |
109,427 |
55 |
390 |
Расхождение показателей, прежде всего, связанно с различием номинальных оборотов двигателей, а также степени сжатия.
2. Кинематический расчёт двигателя
Основной задачей
Расчёты будем производить
в следующей
Принимая по результатам теплового расчёта двигателя величину хода поршня S=82.797 мм, по формуле (2.1) определяем радиус кривошипа R.
где - радиус кривошипа, мм;
– ход поршня, мм;
По формуле (2.2) вычисляем длину шатуна.
где – длина шатуна, мм;
– радиус кривошипа, мм;
λ=1/4.5 – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
Для каждого значения угла поворота кривошипа в интервале от 0 до 360 градусов с интервалом 10 градусов вычисляем по формуле (2.3) значение угла отклонения шатуна β.
где - угол отклонения шатуна, град;
λ=1/4.5 – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна;
– угол поворота кривошипа (коленчатого вала двигателя), град.
Для каждого угла поворота кривошипа определяем перемещение поршня по выражению (2.4).
(2.4)
где - перемещение поршня, мм;
– радиус кривошипа, мм;
λ=1/4.5 – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна;
– угол поворота кривошипа (коленчатого вала двигателя), град.
Для каждого угла поворота кривошипа определяем по выражению (2.5) определяем поступательную скорость поршня Wп.
(2.5)
где - поступательная скорость поршня, м/с;
– радиус кривошипа, мм;
– угловая скорость КВ, рад/c;
– угол поворота кривошипа (коленчатого вала двигателя), град;
λ=1/4.5 – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
Ускорение поступательного движения поршня по формуле (2.6).
(2.6)
где - ускорение поступательного движения поршня, м/с2;
– радиус кривошипа, мм;
– угловая скорость КВ, рад/c;
– угол поворота кривошипа (коленчатого вала двигателя), град;
λ=1/4.5 – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
Принимая угол поворота кривошипа φ=10̊ по формулам (2.1) – (2.6) рассчитаем основные кинематические параметры:
Аналогичным образом рассчитываем для других углов поворота кривошипа, результаты вычислений отображены в таблице 4.
Таблица 4– Кинематический расчёт
φ, ̊ |
β, ̊ |
S, мм |
Wп ,м/с |
jп, м/с2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12784 |
10 |
2,21 |
0,767 |
4,404 |
12485 |
20 |
4,35 |
3,034 |
8,603 |
11609 |
30 |
6,37 |
6,696 |
12,407 |
10220 |
40 |
8,21 |
11,586 |
15,652 |
8416 |
50 |
9,80 |
17,487 |
18,217 |
6319 |
60 |
11,09 |
24,149 |
20,023 |
4067 |
70 |
12,05 |
31,301 |
21,040 |
1796 |
80 |
12,64 |
38,671 |
21,283 |
-367 |
90 |
12,83 |
45,998 |
20,809 |
-2324 |
100 |
12,64 |
53,048 |
19,702 |
-4000 |
110 |
12,05 |
59,619 |
18,068 |
-5358 |
120 |
11,09 |
65,548 |
16,019 |
-6392 |
130 |
9,80 |
70,70 |
13,663 |
-7127 |
140 |
8,21 |
75,012 |
11,098 |
-7609 |
150 |
6,37 |
78,401 |
8,402 |
-7896 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
160 |
4,35 |
80,839 |
5,630 |
-8048 |
170 |
2,21 |
82,307 |
2,822 |
-8116 |
180 |
0 |
82,797 |
0 |
-8135 |
190 |
-2,21 |
82,307 |
-2,822 |
-8116 |
200 |
-4,35 |
80,839 |
-5,630 |
-8048 |
210 |
-6,37 |
78,401 |
-8,402 |
-7896 |
220 |
-8,21 |
75,012 |
-11,098 |
-7609 |
230 |
-9,80 |
70,70 |
-13,663 |
-7127 |
240 |
-11,09 |
65,548 |
-16,019 |
-6392 |
250 |
-12,05 |
59,619 |
-18,068 |
-5358 |
260 |
-12,64 |
53,048 |
-19,702 |
-4000 |
270 |
-12,83 |
45,998 |
-20,809 |
-2324 |
280 |
-12,64 |
38,671 |
-21,283 |
-367 |
290 |
-12,05 |
31,301 |
-21,040 |
1796 |
300 |
-11,09 |
24,149 |
-20,023 |
4067 |
310 |
-9,80 |
17,487 |
-18,217 |
6319 |
320 |
-8,21 |
11,586 |
-15,652 |
8416 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
330 |
-6,37 |
6,696 |
-12,407 |
10220 |
340 |
-4,35 |
3,034 |
-8,603 |
11609 |
350 |
-2,211 |
0,767 |
-4,404 |
12485 |
360 |
0 |
0 |
0 |
12784 |
По данным таблицы 3 строим
графики зависимости
3 Динамический расчёт двигателя
Сущность динамического расчёта двигателя заключается в определении сил, действующих на поршень в процессе его возвратно-поступательного движения и крутящего момента, возникающего при этом на кривошипе. Расчёт будем производить в следующей последовательности:
Для каждого угла поворота кривошипа по индикаторной диаграмме определяем текущее абсолютное значение давления газов в цилиндре Pц.
Затем по формуле (3.1) определяем избыточное ( манометрическое давление).
где - избыточное давление в цилиндре, МПа;
– абсолютное значение давления в цилиндре, МПа;
– атмосферное давление, МПа.
Определяем по (3.2) силу, действующую на поршень в данный момент.
где - сила, действующая на поршень, Н;
- избыточное давление в цилиндре, МПа;
– площадь поршня, см2;
Вычисляем общую массу поступательно движущихся поршня и шатуна по формуле (3.3).
(3.3)
где - общая масса поступательно движущихся поршня и шатуна, кг;
- масса поршня [1];
– приведённая масса шатуна [1].
Используя рассчитанное в кинематическом расчёте ускорение поршня jп по формуле (3.4) определяем силу инерции возвратно- поступательно движущихся масс.
где - сила инерции возвратно - поступательно движущихся масс, ;