Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 03:53, реферат
Сегодня наблюдается снижение темпов нефтедобычи в ряде стран, включая Россию, и снижение ее рентабельности. Все это является первопричиной увеличения стоимости нефтепродуктов и, как следствие, накладывает определенные ограничения на развитие экономик отдельных стран и мировой экономики в целом.
Введение 3
1 ПОНЯТИЕ ТОПЛИВА 4
2 ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА 5
3 ЗНАЧЕНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ В АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДАХ ТОПЛИВА 8
4 ОСНОВНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА 9
Заключение 15
Библиографический список 16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 ПОНЯТИЕ ТОПЛИВА
2 ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ
ТОПЛИВА
3 ЗНАЧЕНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ
В АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДАХ
ТОПЛИВА
4 ОСНОВНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ
ВИДЫ ТОПЛИВА
Заключение
Библиографический список
Введение
Обеспеченность энергоресурсами является обязательным условием развития экономики любой страны.
Сегодня наблюдается снижение темпов нефтедобычи в ряде стран, включая Россию, и снижение ее рентабельности. Все это является первопричиной увеличения стоимости нефтепродуктов и, как следствие, накладывает определенные ограничения на развитие экономик отдельных стран и мировой экономики в целом.
В последнее время большое количество зарубежных научно-исследовательских центров моторостроительных фирм проводят исследования, направленные на экономию топлива и замену традиционных жидких углеводородных топлив новыми видами.
В данной работе мы рассмотрим альтернативные виды топлива, обозначим предпосылки к их использованию.
1 ПОНЯТИЕ ТОПЛИВА
Чаще всего, под топливом понимают вещество, способное гореть при наличии окислителя (например, дрова или дизельное топливо). В таком случае, смесь топлива с окислителем образует взрывчатое вещество. Тепловой двигатель может преобразовывать тепловую энергию топлива в кинетическую. Существует также ядерное топливо — вещество, выделяющее большое количество тепла в результате реакций распада или объединения ядер атомов.
Основной показатель топлива — теплотворная способность (теплота сгорания). Для целей сравнения видов топлива введено понятие условного топлива (теплота сгорания одного килограмма «условного топлива» (у.т.) составляет 29,3 МДж или 7000 ккал — что соответствует низшей теплотворной способности чистого антрацита).
Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей.
Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск четырёх его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как лёгкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как среднее и марки 100 — тяжёлое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок мазутов при 50 °C.
Печное топливо тёмное вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения — дистиллятов термического, каталитического крекинга и коксования.
По фракционному составу печное топливо может быть несколько тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305-82 (до 360 °C перегоняется до 90 процентов вместо 96 процентов, вязкость печного топлива до 8,0 мм2/с при 20 °C против 3,0-6,0 мм2/с дизельного).
При изготовлении печного топлива не нормируются цетановое и йодное числа, температура помутнения. При переработке сернистых нефтей массовая доля серы в топливе — до 1,1 процента.
Для улучшения низкотемпературных свойств печного топлива в промышленности применяют депрессорные присадки, синтезированные на основе сополимера этилена с винилацетатом.
2 ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА
Твердые топлива
- Древесина, древесная щепа, древесные пеллеты
- Горючий сланец
- Сапропель
- Торф
- Уголь
- Битуминозные пески
- Порох
1) Соединения азота
2) Твёрдое ракетное топливо
Жидкие топлива
-Нефтяные топлива
1) Дизельное топливо (газойль, соляровое масло)
2) топливо печное бытовое
3) Керосин
4) Лигроин
5) Бензин, газолин
- Масла
1) Сланцевое масло
2) Отработавшее машинное масло
3) Растительные (рапсовое, арахисовое) или животные масла (жиры)
- Спирты
1) Этанол
2) Метанол
3) Пропанол
- Жидкое ракетное топливо
- Эфиры
1) (Изомеры) спиртов
а) Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ)
б) Диметиловый эфир (ДМЭ)
2) жирных кислот
а) Этерифицированные растительные масла (биодизель)
- Эмульсии
1) Водотопливная эмульсия
2) Этиловый спирт в бензинах
3) Масла в бензинах
- Синтетические топлива,
производимые на основе
1) Из угля (CTL)
2) Из биомассы (BTL)
3) Из природного газа (GTL)
Газообразные топлива:
- Пропан
- Бутан
- Метан, природный газ,
метан угольных пластов,
- Водород
- Сжатый (компримированный) природный газ (CNG)
- Продукты газификации твёрдого топлива
1) Угля — (синтез-, генераторный, коксовый) газы, возможна подземная газификация углей
2) Древесины
- Смеси
1) Пропан-бутановая смесь (LPG)
2) Смесь водорода и природного газа (HCNG)
Дисперсные системы, растворы
- Аэрозоли
1) Угольная пыль
2) Алюминиевая, магниевая пыль
- Пены
1) Газодизель (смесь природного газа с дизельным топливом)
2) Смесь водорода с бензином
- Суспензии
1) Водоугольное топливо
2) Водонитратное топливо («жидкий порох»)
3 ЗНАЧЕНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ В АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДАХ ТОПЛИВА
История развития человечества теснейшим образом связана с получением и использованием энергии. Издавна в качестве основных источников энергии, использовались дрова (и сейчас тоже), торф, древесный уголь, вода, ветер. Также с древнейших времен известны уголь и нефть.
История нефти насчитывает тысячи лет. Различные памятники древности свидетельствуют о том, что Она применялась задолго до нашей эры. Так, обнаружены (раскопками) следы нефтяного промысла, существовавшего за 6-4 тысячи лет до нашей эры на берегу Ефрата. Нефтяная смола здесь применялась в качестве цемента при постройке города УР и как гидроизоляция при возведении тоннеля под рекой Евфрат.
Практическая ценность топлива определяется количеством теплоты, выделяющимся при его полном сгорании.
Основной недостаток природного топлива - его крайне медленная восполняемость. Существующие ныне запасы образовывались десятки и сотни миллионов лет назад. В тоже время добыча топлива непрерывно увеличивается [2, c.38].
Шведские ученые полагают, что бытующее представление об общемировых природных запасах нефти в размере 18 трлн. барр., из которых до настоящего времени был израсходован только 1 трлн. является "совершенно нереалистичным". Согласно их данным, в настоящий момент мировые запасы нефти составляют всего 3,5 трлн. барр. Если учесть, что ежегодно человечество потребляет около 25 млрд. барр. нефти и эта цифра имеет тенденцию к росту, предположение, что кризис ресурсов возможен уже в ближайшие 2-3 десятилетия, видится вполне обоснованным. По самым пессимистичным подсчетам Межправительственной группы по климатическим изменениям, мировые ресурсы нефти на данный момент составляют 5 трлн. барр.
Истощение не грозит гидроэнергетическим ресурсам - в отличие от органического топлива они непрерывно возобновляются. Но гидроэнергетические ресурсы неспособны, дать необходимое количество энергии [1, c.92].
Вот почему важнейшей проблемой энергетики стала проблема изыскания новых источников энергии, в частности ядерной энергии, энергии солнечного излучения, внутреннего тепла Земли.
4 ОСНОВНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА
Альтернативные виды топлива можно классифицировать следующим образом:
- по составу: углеводородно-
- по агрегатному состоянию: жидкие, газообразные, твердые;
- по объемам использования: целиком, в качестве добавок;
- по источникам сырья: из угля, торфа, сланцев, биомассы, горючего газа, электроэнергии и др.
Одним из перспективных источников энергии является водород. Его выделяют из обыкновенной воды, и это не единственный способ его получения, он хорошо хранится и транспортируется в газообразном, жидком и твердом виде. Газ удобно хранить в подземных хранилищах, жидкость - в резервуарах. Одного резервуара объемом 3500м в кубе хватало бы для снабжения энергией в течение целого года небольшого городка с 20-ти тысячным населением.
Природный газ. Природный газ в большинстве стран является наиболее распространенным видом альтернативного моторного топлива. Природный газ в качестве моторного топлива может применяться как в виде компримированного, сжатого до давления 200 атмосфер, газа, так и в виде сжиженного, охлажденного до -160°С газа.
Газовый конденсат. Использование газовых конденсатов в качестве моторного топлива сведено к минимуму из-за следующих недостатков: вредное воздействие на центральную нервную систему, недопустимое искрообразование в процессе работы с топливом, снижение мощности
двигателя (на 20%), повышение удельного расхода топлива.
Диметилэфир. Диметилэфир является производной метанола, который получается в процессе синтетического преобразования газа в жидкое состояние. Существуют разработки по переоборудованию дизельных двигателей под диметилэфир. При этом существенно улучшаются экологические характеристики двигателя.
Рисунок 1. Альтернативные виды топлива
На сегодняшний день в мире потребление диметилэфира составляет около 150 тыс. т в год.
В отличие от сжиженного природного газа, диметилэфир менее конкурентоспособен, в основном по причине того, что теплотворная способность на тонну диметилэфира на 45% ниже теплотворности на тонну сжиженного природного газа [4, c-102].
Шахтный метан. В последнее время к числу альтернативных видов
автомобильных топлив стали относить и шахтный метан, добываемый из угольных пород. Так, к 1990 г. в США, Италии, Германии и Великобритании на шахтном метане работали свыше 90 тыс. автомобилей. В Великобритании, например, он широко используется в качестве моторного топлива для
рейсовых автобусов в угольных регионах страны. Содержание метана в шахтном газе колеблется от 1 до 98%. В США за период с 1988 по 2000 гг. добыча угольного метана из специальных скважин возросла от 1 млрд до 40 мрлд м3 и в будущем еще удвоится. Прогнозируется, что газовая добыча метана в угольных бассейнах мира уже в ближайшее время составит 96-135 млрд м3. Общие ресурсы метана в угольных пластах России составляют, по различным источникам, 48-65 трлн м3.
Этанол и метанол. Этанол (питьевой спирт), обладающий высоким октановым числом и энергетической ценностью, добывается из отходов древесины и сахарного тростника, обеспечивает двигателю высокий КПД и низкий уровень выбросов и особо популярен в теплых странах.
Метанол как моторное топливо имеет высокое октановое число и низкую пожароопасность. Данные обстоятельства обеспечивают его широкое применение на гоночных автомобилях.
Синтетический бензин. Сырьем для его производства могут быть уголь, природный газ и другие вещества. Наиболее перспективным считается синтезирование бензина из природного газа. Из 1 м3 синтез-газа получают 120-180 г синтетического бензина. За рубежом, в отличие от России, производство синтетических моторных топлив из природного газа освоено в промышленном масштабе.