Альтернативные виды топлива

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время мировой автопарк составляет порядка 900 млн. ед. и приблизительно на 30% состоит из грузовых автомобилей, а на 70% - из легковых и автобусов. Каждый год в мире производится 40-45 млн. автомобилей, причем порядка 25 млн. заменяют выводимые из эксплуатации транспортные средства, а 20 млн. составляют ежегодный прирост мирового автопарка. Подсчитано, что в среднем один автомобиль потребляет 2,2 т бензина (дизтоплива) в год. Таким образом, весь мировой автопарк потребляет порядка 2-х млрд. т топлива, на изготовление которого в зависимости от глубины переработки требуется от 6 до 8 млрд. т нефти.
Уже сейчас абсолютно ясно, что XXI век станет закатом нефтяной эры. Снижение темпов нефтедобычи в ряде стран, включая Россию, и снижение ее рентабельности наблюдается уже сегодня. Все это является первопричиной увеличения стоимости нефтепродуктов и, как следствие, накладывает определенные ограничения на развитие экономик отдельных стран и мировой экономики в целом.

Оглавление

Введение 3
1. Значение и необходимость в альтернативных видах топлива 4
2. Основные альтернативные виды топлива 6
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Альтернативные (нефтепродуктам) виды топлива.docx

— 41.85 Кб (Скачать)
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 3

1. Значение и необходимость  в альтернативных  видах топлива 4

2. Основные альтернативные  виды топлива 6

Заключение 10

Список  литературы 11 

 

     Введение

     Обеспеченность  энергоресурсами является обязательным условием развития экономики любой  страны.

     В настоящее время мировой автопарк составляет порядка 900 млн. ед. и приблизительно на 30% состоит из грузовых автомобилей, а на 70% - из легковых и автобусов. Каждый год в мире производится 40-45 млн. автомобилей, причем порядка 25 млн. заменяют выводимые из эксплуатации транспортные средства, а 20 млн. составляют ежегодный прирост мирового автопарка. Подсчитано, что в среднем один автомобиль потребляет 2,2 т бензина (дизтоплива) в год. Таким образом, весь мировой автопарк потребляет порядка 2-х млрд. т топлива, на изготовление которого в зависимости от глубины переработки требуется от 6 до 8 млрд. т нефти.

     Уже сейчас абсолютно ясно, что XXI век  станет закатом нефтяной эры. Снижение темпов нефтедобычи в ряде стран, включая Россию, и снижение ее рентабельности наблюдается уже сегодня. Все  это является первопричиной увеличения стоимости нефтепродуктов и, как  следствие, накладывает определенные ограничения на развитие экономик отдельных  стран и мировой экономики  в целом.

     В последнее время большое количество зарубежных научно-исследовательских  центров моторостроительных фирм проводят исследования, направленные на экономию топлива и замену традиционных жидких углеводородных топлив новыми видами.

     В данной работе мы рассмотрим альтернативные (нефтепродуктам) виды топлива, обозначим  предпосылки к их использованию.

 

     

     1. Значение и необходимость в альтернативных видах топлива

     История развития человечества теснейшим образом  связана с получением и использованием энергии. Издавна в качестве основных источников энергии, использовались дрова (и сейчас тоже), торф, древесный уголь, вода, ветер. Также с древнейших времен известны уголь и нефть.

     История нефти насчитывает тысячи лет. Различные  памятники древности свидетельствуют  о том, что Она применялась  задолго до нашей эры. Так, обнаружены (раскопками) следы нефтяного промысла, существовавшего за 6-4 тысячи лет  до нашей эры на берегу Ефрата. Нефтяная смола здесь применялась в  качестве цемента при постройке  города УР и как гидроизоляция  при возведении тоннеля под рекой  Евфрат.

     Практическая  ценность топлива определяется количеством  теплоты, выделяющимся при его полном сгорании.

     Основной  недостаток природного топлива - его  крайне медленная восполняемость. Существующие ныне запасы образовывались десятки  и сотни миллионов лет назад. В тоже время добыча топлива непрерывно увеличивается [2, c-38].

     Шведские  ученые полагают, что бытующее представление  об общемировых природных запасах  нефти в размере 18 трлн. барр., из которых до настоящего времени был израсходован только 1 трлн. является "совершенно нереалистичным". Согласно их данным, в настоящий момент мировые запасы нефти составляют всего 3,5 трлн. барр. Если учесть, что ежегодно человечество потребляет около 25 млрд. барр. нефти и эта цифра имеет тенденцию к росту, предположение, что кризис ресурсов возможен уже в ближайшие 2-3 десятилетия, видится вполне обоснованным. По самым пессимистичным подсчетам Межправительственной группы по климатическим изменениям, мировые ресурсы нефти на данный момент составляют 5 трлн. барр.

     Истощение не грозит гидроэнергетическим ресурсам - в отличие от органического топлива  они непрерывно возобновляются. Но гидроэнергетические ресурсы неспособны, дать необходимое количество энергии [1, c-92].

     Вот почему важнейшей проблемой энергетики стала проблема изыскания новых  источников энергии, в частности  ядерной энергии, энергии солнечного излучения, внутреннего тепла Земли.

 

      2. Основные альтернативные  виды топлива

     Альтернативные  виды топлива можно классифицировать следующим образом:

     - по составу: углеводородно-кислотные  (спирты), эфиры, эстеры, водородные  топлива с добавками;

     - по агрегатному состоянию: жидкие, газообразные, твердые;

     - по объемам использования: целиком,  в качестве добавок;

     - по источникам сырья: из угля, торфа, сланцев, биомассы, горючего  газа, электроэнергии и др.

     Одним из перспективных источников энергии  является водород. Его выделяют из обыкновенной воды, и это не единственный способ его получения, он хорошо хранится и  транспортируется в газообразном, жидком и твердом виде. Газ удобно хранить  в подземных хранилищах, жидкость - в резервуарах. Одного резервуара объемом 3500м в кубе хватало бы для снабжения энергией в течение  целого года небольшого городка с 20-ти тысячным населением.

     Природный газ. Природный газ в большинстве стран является наиболее распространенным видом альтернативного моторного топлива. Природный газ в качестве моторного топлива может применяться как в виде компримированного, сжатого до давления 200 атмосфер, газа, так и в виде сжиженного, охлажденного до -160°С газа.

     Газовый конденсат. Использование газовых конденсатов в качестве моторного топлива сведено к минимуму из-за следующих недостатков: вредное воздействие на центральную нервную систему, недопустимое искрообразование в процессе работы с топливом, снижение мощности двигателя (на 20%), повышение удельного расхода топлива.

     Диметилэфир. Диметилэфир является производной метанола, который получается в процессе синтетического преобразования газа в жидкое состояние. Существуют разработки по переоборудованию дизельных двигателей под диметилэфир. При этом существенно улучшаются экологические характеристики двигателя.

     На  сегодняшний день в мире потребление  диметилэфира составляет около 150 тыс. т в год.

     В отличие от сжиженного природного газа, диметилэфир менее конкурентоспособен, в основном по причине того, что  теплотворная способность на тонну  диметилэфира на 45% ниже теплотворности на тонну сжиженного природного газа [4, c-102].

     Шахтный метан. В последнее время к числу альтернативных видов автомобильных топлив стали относить и шахтный метан, добываемый из угольных пород. Так, к 1990 г. в США, Италии, Германии и Великобритании на шахтном метане работали свыше 90 тыс. автомобилей. В Великобритании, например, он широко используется в качестве моторного топлива для рейсовых автобусов в угольных регионах страны. Содержание метана в шахтном газе колеблется от 1 до 98%. В США за период с 1988 по 2000 гг. добыча угольного метана из специальных скважин возросла от 1 млрд до 40 мрлд м3 и в будущем еще удвоится. Прогнозируется, что газовая добыча метана в угольных бассейнах мира уже в ближайшее время составит 96-135 млрд м3. Общие ресурсы метана в угольных пластах России составляют, по различным источникам, 48-65 трлн м3.

     Этанол  и метанол. Этанол (питьевой спирт), обладающий высоким октановым числом и энергетической ценностью, добывается из отходов древесины и сахарного тростника, обеспечивает двигателю высокий КПД и низкий уровень выбросов и особо популярен в теплых странах.

     Метанол как моторное топливо имеет высокое  октановое число и низкую пожароопасность. Данные обстоятельства обеспечивают его  широкое применение на гоночных автомобилях.

     Синтетический бензин. Сырьем для его производства могут быть уголь, природный газ и другие вещества. Наиболее перспективным считается синтезирование бензина из природного газа. Из 1 м3 синтез-газа получают 120-180 г синтетического бензина. За рубежом, в отличие от России, производство синтетических моторных топлив из природного газа освоено в промышленном масштабе.

     Электрическая энергия. Заслуживает внимания применение электроэнергии в качестве энергоносителя для электромобилей. Кардинально решается вопрос, связанный с токсичностью отработанных газов, появляется возможность использования нефти для получения химических веществ и соединений. К недостаткам электроэнергии как вида электроносителя можно отнести: ограниченный запас хода электромобиля, увеличенные эксплуатационные расходы, высокая первичная стоимость, высокая стоимость энергоемких аккумуляторных батарей [5, c-113].

     Топливные элементы. Топливные элементы - это устройства, генерирующие электроэнергию непосредственно на борту транспортного средства, - в процессе реакции водорода и кислорода образуются вода и электрический ток. В качестве водородосодержащего топлива, как правило, используется либо сжатый водород, либо метанол. В этом направлении работает достаточно много зарубежных автомобильных фирм, и если им в итоге удастся приблизить стоимость автомобилей на топливных элементах к бензиновым, то это станет реальной альтернативой традиционным нефтяным топливам в странах, импортирующих нефть.

     Биодизельное  топливо. В последние годы в США, Канаде и странах ЕС возрос коммерческий интерес к биодизельному топливу, в особенности к технологии его производства из рапса (возможно также производство из отработанного растительного масла). В Австрии такое топливо уже сейчас составляет 3% общего рынка дизельного топлива при наличии производственных мощностей до 30 тыс. т/год; во Франции эти мощности составляют 20 тыс. т/год; в Италии - 60 тыс. т/год. В США планируется на 20% заменить обычное дизельное топливо биодизельным и использовать его на морских судах, городских автобусах и грузовых автомобилях. Применение биодизельного топлива связано, в первую очередь, со значительным снижением эмиссии вредных веществ в отработанных газах (на 25-50%), улучшением экологической обстановки в регионах интенсивного использования дизелей (города, реки, леса, открытые разработки угля (руды), помещения парников и т.п.) - cодержание серы в биодизельном топливе составляет 0,02%.

     Воздух. Во Франции уже начато производство автомобиля, в качестве топлива для которого будет использоваться сжатый воздух. Принцип работы мотора машины очень похож на принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Только в двух цилиндрах воздух-кара не бензин “встречается” с искрой, а холодный воздух с теплым. По предварительным данным, автомобиль будет стоить порядка 13 тыс. евро. Запас хода - 200 км.

     Биогаз. Представляет собой смесь метана и углекислого газа и является продуктом метанового брожения органических веществ растительного и животного происхождения. Биогаз относится к топливам, получаемым из местного сырья. Хотя потенциальных источников для его производства достаточно много, на практике круг их сужается вследствие географических, климатических, экономических и других факторов [3, c-94].

     Отработанное  масло. В настоящее время на ряде предприятий различных стран мира весьма эффективно работают установки, преобразующие отработанное масло (моторное, трансмиссионное, гидравлическое, индустриальное, трансформаторное, синтетическое и т. д.) в состояние, которое позволяет полностью использовать его в качестве дизельного или печного топлива. Установка подмешивает высокоочищенные (в установке) масла в соответствующее топливо, в точно заданной пропорции, с образованием навсегда стабильной, неразделяемой топливной смеси. Полученная смесь имеет более высокие параметры по чистоте, обезвоживанию и теплотворной способности, чем дизельное топливо до его модификации в установке.

 

     Заключение

     В заключение следует отметить, что  производство и применение тех или  иных видов альтернативного топлива  в отдельно взятой стране связано  с рядом ограничений.

     Например, в России практически отсутствует  сырьевая база для получения этанола  и биодизельного топлива (необходимо отметить, что наиболее эффективными продуцентами для их топлив являются представители тропической и  субтропической флоры). С другой стороны, использование LPG, учитывая огромные запасы газа в нашей стране, крайне актуально. Из всех видов моторных топлив, получаемых из местного сырья, только биогаз, с  точки зрения промышленного производства и применения в двигателях транспортных средств, представляет серьезный практический интерес для России. Кроме того, шахтный метан уже в настоящее  время может рассматриваться  как перспективный источник альтернативного  моторного топлива для угольных регионов нашей страны.

Информация о работе Альтернативные виды топлива