Взаимодействия государства и организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

При написании работы ставилась цель – раскрыть сущность проблемы взаимодействия государства и негосударственных организаций. Для выполнения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: раскрытие спекта проблем взаимодействия государства и организаций, выраюатываются пути решения указанных проблем, посредством применения мер экономического и правового взаимодействия.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Сферы взаимодействия государства и организаций ……………5-12
1.1 Проблемы взаимодействия в сфере кадровой политики ……………..5-8
1.2 Совместная экспертиза и исследования …………………………………8-10
1.3 Информационное обеспечение …………………………………………10-12
Глава 2. Инфраструктурное обеспечение взаимодействия на региональном
уровне ………………………………………………………………………..13-15
Глава 3. Особенности преобразования экономической практики и экономического сознания в России ………………………….………..….16-22
Заключение …………………………………………………………………..23-24
Список используемой литературы ………………………………………..25-27

Файлы: 1 файл

теория организации.docx

— 41.80 Кб (Скачать)
 
  • исследование  трудовых, финансовых, организационных  и других ресурсов НКС с целью  подготовки рекомендаций по их эффективному использованию в рамках взаимодействия с государственными структурами;
  • исследование эффективности использования НКО средств, получаемых из государственных источников, а также действующих механизмов экономической и другой их поддержки со стороны государства, подготовка предложений по их оптимизации;
  • экспертиза гражданских программ и проектов, претендующих на государственное финансирование;
  • проведение исследований с целью выявления актуальных социально-экономических проблем общества и возможностей участия в их разрешении гражданских организаций;
  • создание банка данных исследователей и экспертов1.

1.3 Информационное обеспечение

     Исследователи проблемы обозначили ряд проблем, связанных  с информационным обеспечением взаимодействия. Во–первых, это вопрос освещения  деятельности гражданских союзов в  СМИ. Материалы такого рода занимают незначительное место в общем  объеме публикаций, при этом они  ситуативны и крайне поверхностны. Такое положение не способствует формированию адекватного представления  в обществе о роли, функциях, задачах, ценностях и деятельности НКО, являющихся одним из важнейших составляющих гражданского общества. Чрезвычайно  низкая информированность населения  об этом сказывается на уровне общественной активности, распространении демократической  культуры и, в частности, на объективности  оценки процессов взаимодействия гражданских  союзов и государства.  

Учитывая  зависимость негосударственных  СМИ от финансовых источников, интересы которых они должны обслуживать, изменить ситуацию в данной области  возможно лишь при наличии государственной  политики, направленной на поддержку  существующих СМИ, освещающих данную проблематику, в том числе выпускаемых НКО  и создание дополнительных информационных ресурсов.

     Не  менее актуальна проблема доступности  для НКО информации о деятельности государственных структур. Несмотря на наличие значительного числа  нормативных актов, гарантирующих  право НКО на получение информации, на практике, например, получить проекты  решений исполнительной власти, законопроекты  на разных стадиях их рассмотрения и т.д., чрезвычайно затруднительно. Это препятствует использованию  экспертного потенциала общественности, что сказывается на качестве принимаемых  документов. Те же сведения, имеющиеся  в информационно–правовых справочных системах, на интернет-сайтах и т.д., не доступны многим заинтересованных НКО из-за отсутствия технических  возможностей и финансовых ресурсов. Остродефицитной является справочная информация об организациях некоммерческого сектора. Это связано, в частности, с тем, что данные о них быстро устаревают, а актуализация банков данных требует значительных расходов1. В результате затрудняется межсекторное взаимодействие и контакты между НКО.

1. Совершенствование  освещения деятельности гражданских  союзов в печатных и электронных  средствах массовой информации:

  • создание специализированных изданий, агентств, центров, в средствах массовой информации постоянных рубрик, передач и т.д., освещающих деятельность гражданских союзов и их взаимодействие с государственными органами;
  • государственная поддержка печатных и электронных СМИ, освещающих социальную тематику, особенно некоммерческих "малых" СМИ.

2. Использование  современных средств телекоммуникации.

  • создание в интернет открытой всероссийской базы данных гражданских организаций;
  • развитие в интернет сетей и порталов гражданских союзов, специализирующихся на освещении их деятельности и пропаганде лучшего опыта взаимодействия с государственными структурами;
  • создание доступных для НКО интернет-центров;
  • совершенствование структуры данных, размещаемых на сайтах органов власти, с целью расширения возможностей получения информации об их деятельности;
  • совершенствование технологии сбора и распространения информации, проведения исследований, обмена опытом и т.д. на базе новых интернет-технологий.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Инфраструктурное обеспечение взаимодействия на региональном уровне 

     Базовой структурой, обеспечивающей реализацию взаимодействия государства и организаций, может являться созданный в каждом субъекте РФ информационный, образовательный, исследовательский и экспертный центр. Координация деятельности региональных центров осуществляется головной структурой на федеральном уровне.

В основные задачи центров входит:

  • реализация элементов образовательных программ для различных категорий руководителей и специалистов НКО и государственных/ муниципальных служащих в соответствии с едиными стандартами, разработанными на федеральном уровне;
  • реализация с привлечением НКО пилотных проектов в социальной сфере и других областях с целью внедрения инновационных методов в деятельность НКО и государственных/муниципальных структур;
  • доведение до сведения НКО информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления; сбор от НКО предложений по данной тематике и передача ее государственным и экспертным структурам;
  • сбор первичной исследовательской информации в рамках региональных и общероссийских исследований, проводимых по вопросам, связанным с деятельностью некоммерческого сектора и развитием механизмов социального партнерства;
  • мониторинг деятельности НКО по различным направлениям и межсекторного взаимодействия;
  • мониторинг нормативно-правовой базы по вопросам, связанным с деятельностью НКО, общего и отраслевого характера, их экспертная оценка;
  • сбор и распространение в регионе и вне его информации о выдвижении и реализации гражданских инициатив;
  • сбор материалов для банков данных по НКО, исследователям, экспертам и т.д.;
  • методическое обеспечение НКО и органов государственной власти/местного самоуправления по вопросам внедрения эффективных механизмов социального партнерства, развитию финансового рынка гражданских проектов и т.д.

   Для финансового обеспечения взаимодействия государства и организаций, а  также других программ и проектов по отработке эффективных моделей  решения актуальных общественно-значимых проблем в рамках социального  партнерства, решения других задач  может быть создан федеральный грантодающий фонд - Фонд развития гражданских союзов, аккумулирующий денежные средства и  другие ресурсы с целью финансирования на конкурсной основе программ, направленных на развитие инфраструктуры некоммерческого  сектора, реализацию пилотных проектов и т.д.

   Фонд  может проводить конкурсы проектов, осуществлять их экспертизу и сопровождение, оказывать организационную поддержку  исполнителям, осуществлять контроль за ходом реализации, организовывать информационное обеспечение проектов и оценку результатов их реализации.

   Экономической основой деятельности фонда может  являться аккумулирование денежных средств в виде пожертвований  юридических и физических лиц, грантов, бюджетных средств и др., а основой  его финансовой самостоятельности - инвестирование средств (основного  капитала) и распределение доходов, полученных от этого инвестирования, проведение доходных мероприятий (общенациональных лотерей, выпуск благотворительных марок и т.д.). Финансовое участие государства в деятельности фонда может состоять в передаче ему определенных бюджетных средств в виде процентных отчислений от продажи конфискованного имущества и т.д. Тем же целям будет способствовать участие НКО в реализации федеральных целевых программ на конкурсной основе, для чего должна быть разработана процедура проведения открытых конкурсов (по типу тендеров).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Особенности преобразования экономической практики и экономического сознания в России. 

     Экономическое сознание - это совокупность знаний, идей, чувств, настроений, других компонентов, которые отражают экономические  процессы и явления и формируют  отношение к ним. Непосредственное отражение экономическое сознание находит в экономической практике как целеполагающей общественно-материальной преобразующей деятельности, обусловленной  исторически определенными экономическими отношениями. Содержание экономической  практики характеризует ее тип. Это  либо общественно-материальная деятельность с целью получения прибыли, накопления капитала, воспроизводящая товарно-рыночный тип практики, либо коллективная деятельность для развития человека на основе различных  экономических укладов при господстве трудовой социализированной собственности, воспроизводящая нерыночный тип  экономической практики. Тому или  иному типу практики соответствует  и тип экономического сознания.

     Ориентация  на принцип потребления или принцип  прибыли - ключ к пониманию различия типов экономической практики и  ее динамики. Все известные нам  некапиталистические социально-экономические  системы строились на определенном сочетании взаимности, перераспределения, домашнего хозяйства1. Мотив прибыли  играл в них подчиненную роль. Процесс производства и распределения  продуктов труда протекал в соответствии с разнообразными индивидуальными  мотивами, которые регламентировались общими нормами поведения на основе традиции, закона, религии. Вместе с  тем в средневековой Европе все  институты не имели одной, строго определенной социальной функции. Например, церковь, кроме религиозных обязанностей, выполняла еще политические, военные, экономические, научные и др.  

     Убеждение, что человек - "тварь Божья", постепенно было трансформировано в  убеждение, что человек - вещь среди  других вещей. Мышление настойчиво двигалось  по пути сведения мира только к миру вещей, в котором главное - поиск  функциональных связей и зависимостей между предметами воздействующими  и предметами, подвергающимися воздействию, а не поиск причинно-следственных связей и зависимостей ("что из чего происходит и во что превращается"). Устранение духовных моментов (этических, ментальных и др.) из оценок причин "предметной реальности" привело к математизации причинных связей, поскольку личностно-субъективные моменты не поддаются формализации и стандартизации. В общественном сознании место религиозных верований и чувств начала занимать механическая рациональность. В феноменологии Э.Гуссерля она определялась как всеобщая "геометризация" повседневного мышления. Рациональность стала методом практики. Количественный подход адаптировался к количественным целям рынка. По выражению философа Г.П.Федорова, западноевропейские общества в результате стали "интернациональным геометрическим местом" или "духовным небытием"1. У человека в таком обществе появилось стремление к изменению своей жизни любыми путями.

     Развитие  общества в дальнейшем сопровождалось рождением качественно новой  структуры социальной системы: разделением  и дифференциацией функций общественных подсистем. Религия, религиозное сознание, пронизывающие, в частности, все  отношения средневекового общества, были отделены от общества - появилось  светское общество. Наука, искусство, национальное государство отделились от церкви, сыгравшей в этом процессе свою роль. Неуклонно росло значение городов  как центров публичной власти и торговли. Городской образ жизни  не в той степени, как сельский, контролировал сознание человека, что  способствовало развитию индивидуализма, а затем и класса предпринимателей, полагающихся главным образом на себя. Социальная система отделяется от системы традиционной материальной культуры. Главенствующую роль начинают играть не происхождение, родственные, супружеские и т.п. связи, а доходы, собственность, богатство. Ликвидация сословий в ходе буржуазных революций делает положение человека в обществе в значительной мере случайным (разорившийся дворянин оставался дворянином, а разорившийся предприниматель переставал им быть).

     Подчинение  экономической системы рынку  превращает общество в придаток рынка. Не экономика "встраивается" в  систему социальных связей, а социальные связи встраиваются в экономическую  систему. Экономическая практика дифференцируется и перестает быть процессом, обслуживающим  общество, становится самостоятельной  и самодостаточной системой со своими целями и динамикой. В результате экономическое сознание (сначала  практическое, а затем обыденное  и теоретическое) выделяется в относительно самостоятельную форму общественного  сознания.

     Политическая, культурная, нравственная, духовная жизнь "окрашивается" в рациональную тональность экономических категорий  и стереотипов рыночного экономического сознания. Развивается такой образ  мыслей и чувств, который С.Н.Булгаков, автор "Философии хозяйства", впоследствии назвал "психологией экономизма". Критерием индивидуальной и общественной оценки любой деятельности и любых  отношений становятся денежные ценности, накопление капитала. По этой логике США - высокоразвитая страна, а, например, Россия и Индия - развивающиеся. С позиции  рыночной экономики, возможно, это так, но вряд ли верно с точки зрения культурно-исторической. Этические  отношения людей в сфере экономики  с развитием рынка претерпели сложную трансформацию. С одной  стороны, они нивелировались до универсально-безличных  отношений, при которых критерием  моральной оценки человека становится его кредитоспособность. Снятие религией нравственного запрета на личное обогащение способствовало распространению корыстолюбия и алчности. "Делание денег" этика рынка квалифицировала как добродетель индивида. С другой стороны, развитие капитализма способствовало формированию двойной морали, характерной вначале для нехристиан (по отношению к "своим" - честная цена, беспроцентный кредит или низкий процент; по отношению к "чужим" - высокая цена, высокий процент)1. Политика, став выражением интересов крупного капитала, сделала эту двойную мораль своим нравственным критерием при оценках взаимоотношений между классами, нациями, государствами.

     Накопление  капитала, ведущее к высокой норме  производственных инвестиций, реализует  логику развития экономики, не ориентированную  на потребности общества. Накоплению капитала имманентна экспансия; капиталистическое  расширенное воспроизводство требует  реализации капитализируемой части  прибавочной стоимости и в  некапиталистическом окружении - в  обществах с нерыночной экономикой. Процесс трансформации нерыночной экономической практики в рыночную (имеющую крайне искусственный характер, по замечанию К.Поланьи) таким образом  и приводит к трансформации экономического сознания.

Информация о работе Взаимодействия государства и организаций