Узбекистан против терроризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:47, доклад

Краткое описание

События в мире на рубеже веков указали на международный характер терроризма, потребовали переосмысления имеющихся представлений о нем как о глобальной угрозе. В настоящее время международное сотрудничество является стержнем стратегии противодействия международному терроризму.
С актами международного терроризма Узбекистан столкнулся в феврале 1999 года. В связи с этим Узбекистан принимает активное участие в процессе борьбы с ним. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своих выступлениях с трибун международных организаций - ООН, ОБСЕ, Организации шанхайского сотрудничества, СЕАП и др. неоднократно подчеркивал необходимость усиления сотрудничества в борьбе с этим явлением в мировом масштабе.

Файлы: 1 файл

Реф.doc

— 236.52 Кб (Скачать)

Главы государств приветствуют шаги мирового сообщества по созданию всеобъемлющей системы противодействия международному терроризму, экстремизму, наркоагрессии и другим формам организованной преступности.

9. Главы государств отмечают необходимость расширения и углубления взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере как важного фактора укрепления сотрудничества и добрососедства стран и народов Центральной Азии.

10. Главы государств в целях дальнейшего продвижения и диверсификации политического диалога, совершенствования форм и механизмов региональной экономической интеграции, углубления взаимопонимания по вопросам формирования единого пространства безопасности, выработки совместных действий по поддержанию мира и стабильности в регионе высказались за активизацию многопланового сотрудничества в области политических, торгово-экономических, научно-технических, культурно-гуманитарных отношений и решили преобразовать Центрально-Азиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС) в Организацию "Центрально-Азиатское Сотрудничество" (ЦАС).

11. Главы государств поручают своим правительствам рассмотреть все вопросы, связанные с преобразованием ЦАЭС в ЦАС, включая вопросы юридического статуса новой организации, уставных документов, инвентаризации договорно-правовой базы ЦАЭС на предмет преемственности обязательств сторон, вытекающих из действующих международно-правовых документов ЦАЭС и другие аспекты, и внести соответствующие предложения для рассмотрения главами государств.

12. Главы государств подчеркивают, что конструктивные переговоры, состоявшиеся в атмосфере открытости и взаимопонимания, внесли значительный вклад в дальнейшее развитие традиционно добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества государств Центральной Азии.

Главы государств согласились продолжить встречи в состоявшемся формате и выразили признательность за теплый, радушный прием, оказанный Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым на гостеприимной узбекской земле.

г.Ташкент, 28 декабря 2001 года

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

Конвенции и протоколы ООН по вопросам борьбы с терроризмом

1. Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах, совершённых на борту самолёта, подписана в Токио 14 сентября 1963 года.

2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписана в Гааге 16 декабря 1970 года.

3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписана в Монреале 23 сентября 1971 года.

4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1973 года.

5. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принята Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года.

6. Конвенция о физической защите ядерных материалов, принята в Вене 3 марта 1980 года.

7. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополнение к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписан в Монреале 24 февраля 1988 года.

8. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, подписана в Риме 10 марта 1988 года.

9. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, подписан в Риме 10 марта 1988 года.

10. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, подписана в Монреале 1 марта 1991 года.

11. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принята Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1997 года.

12. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1999 года.

Основными приоритетами взаимодействия с ООН являются вопросы борьбы с современными угрозами и вызовами безопасности, нераспространения ОМП, реконструкции Афганистана, решения экологических проблем, в частности, смягчения последствий катастрофы бассейна Аральского моря, социально-экономического развития, защиты и поощрения прав человека. Узбекистан является участником всех 13 конвенций ООН по борьбе с терроризмом и выдвигал крупные инициативы по консолидации усилий мирового сообщества в этой области. Одним из значимых является предложение об учреждении Международного центра по борьбе с терроризмом (МЦБТ).В политическом смысле идея о МЦБТ была реализована в создании Контртеррористического комитета (КТК) в рамках Совбеза ООН в соотвествии с резолюцией 1373 (2001 год).

Законодательства по борьбе с терроризмом имеются и на национальном и на международном уровнях. После терактов 11 сентября 2001 года многие страны обнаружили, что их законодательство или вовсе не содержит специального закона о борьбе с терроризмом, или законы эти не отвечают требованиям сегодняшнего дня.

В Европейском союзе всего лишь несколько стран имеют законы, карающие за терроризм. По мнению специалистов, наилучший закон о борьбе с терроризмом имеет Великобритания, принятый в 2000 году. В этом законе терроризм определяется, как «угроза действием с целью повлиять на решение правительства, либо запугать людей по политическим, религиозным или идеологическим соображениям». В числе действий, попадающих под закон о терроризме,- « угроза жизни, серьезная угроза здоровью и безопасности населения, нанесение серьезного ущерба собственности».

 Несмотря на то, что терроризм как международное явление сформировался сравнительно недавно, мировое сообщество уже накопило большой опыт в сфере законодательного обеспечения борьбы с ним.

Еще перед второй мировой войной под эгидой Лиги Наций была разработана Конвенция о создании Международного суда (1937 г.). По разным причинам договоренности не реализовывались, но были выработаны такие понятия, как «международный терроризм», «механизм преследования террористов за пределами национальных границ», «выдача террористов». В Конвенции о предотвращении терроризма и наказания за террористические действия впервые было указано на необходимость сочетания международно-правовых норм и национального законодательства по борьбе с терроризмом. Главное внимание было обращено на защиту жизни глав государств и политических деятелей, оставляя без должного внимания защиту от терроризма населения в целом.

В 1971 году была заключена первая региональная Конвенция 13-ти государств Америки о предупреждении и наказании террористических актов. В настоящее время имеется развитая, многосторонняя система сотрудничества государств по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Действует 11 Конвенций и протоколов о защите от терроризма на земле, в воздухе и на море. В их числе Токийская 1963г., Гаагская 1970г. и Монреальская 1971г. Конвенции направлены на борьбу с террористическими актами, посягающими на безопасность гражданской авиации. К ним примыкает Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в международных аэропортах 1988 г. Конвенция о защите ядерных материалов и Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. приняты в целях предупреждения террористических актов, совершаемых с использованием этих общественных средств. Римская конвенция 1982 г. направлена на защиту от незаконных акций, в том числе террористических, против морского судоходства.

На европейском уровне была подписана в 1977 г. и вступила в силу в 1978 г. региональная конвенция по борьбе с терроризмом. Традиционным проявлением терроризма мировое сообщество рассматривает захват заложников формой терроризма, осуждение его и предлагает международному сообществу принять меры по борьбе с ним, в том числе и посредством соответствующих законов. Международному сообществу принадлежит заслуга признания терроризма во всех случаях независимо от политических мотивов противозаконным действием. В Декларации о мерах по пересечению международного терроризма, принятой на 49 сессии Генеральной Ассамблее ООН в 1994 г., было подчеркнуто, что «никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или любые другие соображения не могут быть использованы для оправдания преступных действий, направленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения». Особенно активизировалась международная законотворческая деятельность после терактов 11 сентября 2001 г. Сразу же 12 сентября, Советом Безопасности ООН была принята резолюция 1368.28 сентября 2001 г. Совет Безопасности принимает резолюцию 1373, фрагменты которого приводятся ниже:

  «Совет Безопасности, подтверждая свои резолюции 1269(1999) от 19 октября 1999 года и 1368(2001) от 12 сентября 2001года, подтверждая также свое безоговорочное осуждение террористических нападений, которые были совершены 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне (округ КОЛУМБИЯ) и Пенсильвании, и, заявляя о своей решимости предотвращать все подобные акты, подтверждая далее, что такие действия, как и любой акт международного терроризма и безопасности, подтверждая необходимость бороться всеми средствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, с угрозами для международного мира и безопасности, создаваемыми террористическими актами, действуя на основании главы 7 Устава Организации Объединенных Наций.» Что касается совместных действий в борьбе с международным терроризмом стран СНГ, то в соответствии с решением совета глав государств СНГ от 25.01.2000. «О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ» была разработана «Программа государств- участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года». Данная программа разработана в целях осуществления сотрудничества в вопросах предупреждения, выявления, пересечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах- участниках Содружества Независимых Государств. В Программе в частности говорится: Международный терроризм приобретает все более угрожающие масштабы, его проявления влекут массовые человеческие жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и преступного экстремизма обязывает государства - участников СНГ консолидировать свои усилия в создании международной системы совместных мер борьбы с международным терроризмом. Настоящая программа имеет цель координировать усилия государств- участников СНГ, направленные на противодействия на противодействие терроризму и иным проявлениям экстремизма. Она разработана в развитие Межгосударственной программы государств Содружества Независимых Государств 25 января 2000 года. При этом сотрудничество государств- участников СНГ предусматривается осуществлять с соблюдением их национальных интересов и в формате заинтересованных государств».

 В качестве первоочередных мероприятий, согласно Программе, значатся: « присоединение государств - участников СНГ 2000 года к соответствующим международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом. Создать Антитеррористический центр СНГ ». Не остался в стороне от процессов законотворчества в области борьбы с терроризмом и Казахстан.

Подписано ряд международных договоров в сфере борьбы с терроризмом, например, «Договор между Республикой Узбекистан, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон» ( Ташкент, 21 апреля 2000 г. ).

Центральноазиатские государства в этом договоре наметили ряд мер, направленных на взаимодействие в борьбе с терроризмом: « Стороны будут принимать взаимосогласованные усилия по противодействию терроризму, экстремизму, действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя, либо нарушение территориальной целостности, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В документе направленном на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом- « Шанхайской конвенции » от 15 июня 2001 года в статье определена сфера совместной деятельности сторон: «Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с настоящей Конвенцией осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие ».

 Таким образом, можно видеть, что мировое сообщество уделяет огромное внимание обеспечению законодательной базы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Так как терроризм приобрел международный характер, то и борьба должна с ним проводиться на международном уровне - только так можно устранить. На этом пути имеются трудности, связанные, прежде всего, со спецификой национальных норм - поэтому стоит задача определенной унификации этих норм. Можно с удовлетворением отметить, что подавляющее большинство стран понимают это и идут на сближение своих законодательств в этой сфере, что, в сочетании с иными формами борьбы с терроризмом, способно снизить уровень этой всеобщей угрозы.

ХРОНИКА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 марта 1993 год - Президент Республики Узбекистана И.А. Каримов на встрече с иностранными журналистами еще раз призвал мировую общественность мобилизовать свои усилия против терроризма.

18 июня 1993 год - Президент Республики Узбекистана И.А. Каримов на прошедшей в Швейцарии IV сессии "Форум фонда" объявил, что Узбекистан против всяких доктрин, разжигающих крайний фундаментализм в регионе.

28 сентября 1993 год - Президент Республики Узбекистана И.А. Каримов на 48- сессии Генеральной Ассамблеи ООН призвал к еще большему усилению роли международных организации к ликвидации локальных конфликтов.

1 октября 1996 год - на очередном заседании Совета национальной безопасности Республики Узбекистан была обсуждена обстановка в Афганистане и вокруг него.

Информация о работе Узбекистан против терроризма