Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:49, доклад
Государственный терроризм нередко понимается очень широко - как любое проявление насилия, осуществляемое противоправным путем, в отношении иностранных государств и внутренних противников со стороны определенных государств, различных его органов. В этом случае к государственному терроризму нередко относят акты военной агрессии, судебного и полицейского произвола и т. п., совершаемые для решения внешнеполитических или внутриполитических задач.
Центральное место в классификации видов терроризма занимает деление его на государственный, международный и внутренний терроризм.
Государственный терроризм нередко понимается очень широко - как любое проявление насилия, осуществляемое противоправным путем, в отношении иностранных государств и внутренних противников со стороны определенных государств, различных его органов. В этом случае к государственному терроризму нередко относят акты военной агрессии, судебного и полицейского произвола и т. п., совершаемые для решения внешнеполитических или внутриполитических задач.
Попытки расширительного
толкования понятия "государственный
терроризм" предпринимаются политическими
силами, преследующими прямо
Подобный подход в какой-то мере допустим, когда он используется в пропагандистских целях. Однако, строго говоря, он явно некорректен с точки зрения оценки самой сущности терроризма, ибо стирает границы таких явлений, как вооруженная борьба, пропагандистская, полицейская, судебная деятельность и т. п. Примером в целом достаточно адекватного толкования понятия "государственный терроризм" (в его внутриполитическом аспекте) является дефиниция английского специалиста С.Сигеллера, который считает, что данное явление есть превышение власти, использование аппарата принуждения, предназначенного для поддержания общественного порядка и национальной безопасности, против собственного народа, для подавления оппозиции. Государственный терроризм, по мнению С. Сигеллера, включает акции незаконного задержания, пытки, тайную депортацию, скрытые убийства, использование так называемых "эскадронов смерти" (негосударственных террористических структур) и т. д.
Некоторые авторы справедливо подчеркивают, что государственный терроризм имеет не только внутренний, но и внешний аспект. "Государственный терроризм, - отмечает Т. Бояр-Созонович, - в макро масштабах - явление относительно новое, характерное для XX века, имеющее свои особенности и специфические формы проявления. Однако тенденция его развития находится в общем русле развития современной цивилизации. Бели на ранних этапах государственный терроризм осуществлялся преимущественно в рамках одного государства... то с течением времени происходит его трансформация в сторону перерастания национальных границ".
Внешнеполитический аспект
государственного терроризма наиболее
ярко выражен в практике вмешательства
ряда развитых западных государств во
внутренние дела других стран. Он особенно
характерен для колониальной политики
этих государств, для осуществления
ими военно-политической экспансии,
для деятельности по ослаблению и
подрыву общественного и
Противоправность государственного терроризма как инструмента внешней политики закреплена в принятой на 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции 39/159 "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах". В этой резолюции государственный терроризм характеризовался как действия, направленные на насильственное изменение или подрыв общественно-политического строя суверенных государств, дестабилизацию и свержение их законных правительств, а также на поддержку терроризма1. При всей очевидной важности указанного международного акта можно как на его недостаток указать на отсутствие в нем определения государственного терроризма и соотнесения с такими формами незаконного применения силы в международных отношениях, как прямая и косвенная агрессия, противодействие самоопределению народов, вмешательство во внутренние дела и др.
Следует отметить, что отсутствие четкости и однозначности в подходе различных государств к понятию государственного терроризма в течение длительного времени после второй мировой войны используется отдельными странами или группами противоборствующих стран для обвинения своих противников в терроризме, для применения против них односторонних или международных санкций.
Завершая рассмотрение вопроса о государственном терроризме, необходимо подчеркнуть, что основные его проявления в принципе аналогичны как для внутреннего, так и для внешнего аспекта этого вида терроризма. В целом он представляет собой целенаправленную систему использования государством, государственными органами (прежде всего органами разведки, контрразведки, политического сыска, а также полиции и вооруженных сил) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних или внешних политических противников посредством уничтожения или угрозы уничтожения их ведущих деятелей, активистов и сторонников (лидеров и функционеров оппозиционных партий, государственных и общественных деятелей иностранных государств, видных участников национально-освободительных движений и др.), деморализации и запугивания определенных слоев населения, этнических и региональных групп, поддерживающих политических противников данного государства, дезорганизации вооруженных сил противостоящей стороны и т. д.
Для мирового сообщества в
настоящее время стало
В свете сказанного об общеуголовной,
а не политической сущности терроризма
возникает вопрос о неправомерности
существования в уголовно-