Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:50, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое осмысление и эмпирическое исследование управления организационными конфликтами.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
• изучить природу организационных конфликтов,
• определить факторы, влияющие на возникновение конфликтных ситуаций в организации,
• разработать практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Теоретические основы управления организационными конфликтами………………………………………..…………….….….……..….6
1.1 Определение понятия организационных конфликтов ……….………….…6
1.2 Классификация организационных конфликтов ..…………………..……….8
1.3 Причины возникновения конфликта в организации ……………………...14
Глава II Эмпирическое исследование организационных конфликтов……….18
2.1 Программа исследования …………………………………………….….….18
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…………….…...…..…22
2.3 Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности……………………………………….………………….….……...24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………....29
Приложение………………………………………………………………………31
На основе этой модели К. Томас выделил способы регулирования конфликтов. Таких способов, по его мнению, всего пять:
1. Конкуренция – соперничество, основанное на стремлении личности добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе лиц; при таком поведении только одна из сторон, участвующих в конфликте, оказывается в выигрыше.
2. Приспособление – противовес конкуренции, готовность человека ради другого пожертвовать своими интересами, вследствие чего он оказывается в проигрыше.
3. Компромисс – готовность к взаимным уступкам; в этом случае обе стороны проигрывают, так как добровольно отказываются от своих интересов.
4. Избегание – отсутствие стремления к сотрудничеству и достижению собственных целей; при таком поведении ни одна из сторон не достигает успеха.
5. Сотрудничество – кооперация, основанная на полном удовлетворении интересов всех участников конфликта; в этом случае обе стороны оказываются в выигрыше.
Для выявления типичных форм поведения людей в конфликтных ситуациях Томас предложил специальную методику – "Опросник диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению".
Опросник представляет собой набор из 30 пар утверждений о поведении человека в ситуации конфликта (См.: Приложение 1). Индивиду, проходящему обследование, необходимо выбрать одно из двух суждений. Время выполнения – не более 15–20 минут. Обработка результатов и подсчет баллов проводятся с помощью специального ключа. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Подсчитывается количество баллов по каждой шкале (общая сумма баллов – 30).
Анализ полученных результатов позволяет оценить степень выраженности у обследуемого индивида тенденций к проявлению в конфликтных ситуациях соответствующих форм поведения:
1. Человек преимущественно использует стиль конкуренции (больше всего набранных баллов по соответствующей шкале): он активен, целеустремлен, предпочитает разрешать конфликты собственными силами. Не стремится к сотрудничеству и диалогу с окружающими, не учитывает их интересы. На первом месте для него – собственные цели. Используя волевые качества, он принуждает других принимать необходимые для него решения.
2. Предпочитаемым является стиль избегания: индивид уклоняется от разрешения конфликта, не отстаивает свои интересы, позволяет ущемлять свои права. Не стремится к сотрудничеству с другими в целях разрешения конфликта. В большинстве случаев такой человек игнорирует проблему, перекладывает ответственность на других, откладывает решение, при возможности устраняется (вплоть до того, что выходит из комнаты, меняет тему разговора, берет "больничный" и т.д.).
3. Человек, набравший больше всего баллов по шкале приспособления, не пытается отстаивать собственные цели. Он не избегает конфликтной ситуации, но и не стремится разрешить ее конструктивно. Готов идти на уступки, жертвовать собственными интересами, соглашается на предложения окружающих.
4. Индивид, предпочитающий в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен. В результате достигается временное соглашение, но причины конфликта не устраняются, обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.
5. Личность, стремящаяся к сотрудничеству, не забывает о своих интересах, но при этом учитывает и интересы другой стороны. Для разрешения конфликта такой человек прибегает сам и стимулирует других людей к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке решения, удовлетворяющего всех.
Оптимальным стилем поведения в конфликтной ситуации является применение всех пяти форм поведения в зависимости от конкретных условий и специфики разногласий. При этом сумма баллов, полученная по каждой шкале, должна находиться в пределах 5–7 [10; 315].
2. Методика диагностики темперамента Айзенка. Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию - интроверсию и нейротизм.
Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легковозбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) - это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.
Опросник Г. Айзенка содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии - интроверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы. (См.: Приложение 2) На вопросы необходимо отвечать только «да» или «нет», не раздумывая, важна первая реакция.
После, используя ключ, подсчитывают баллы по показателям: Э - экстраверсия, Н - нейротизм, Л – ложь. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл.
С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого [10; 230].
Анализ результатов эмпирического исследования
Обработанные данные по исследованию типичных стратегий конфликтного поведения у сотрудников занесены в таблицу 1.
Таблица 1. Результаты исследования типичных стратегий конфликтного поведения у сотрудников по методике К.Томаса.
Испытуемый № | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспосабливание |
1 | 3 | 3 | 8 | 3 | 11 |
2 | 2 | 4 | 7 | 5 | 10 |
3 | 6 | 8 | 9 | 6 | 6 |
4 | 5 | 4 | 5 | 9 | 8 |
5 | 4 | 6 | 9 | 4 | 5 |
6 | 4 | 9 | 7 | 8 | 0 |
7 | 9 | 4 | 7 | 5 | 2 |
8 | 5 | 5 | 10 | 5 | 2 |
9 | 9 | 8 | 6 | 8 | 4 |
10 | 5 | 4 | 5 | 9 | 8 |
11 | 4 | 9 | 7 | 8 | 0 |
12 | 3 | 3 | 8 | 3 | 11 |
13 | 11 | 4 | 5 | 5 | 2 |
14 | 7 | 10 | 6 | 6 | 6 |
15 | 3 | 9 | 8 | 5 | 3 |
На основе анализа полученных результатов было установлено, что испытуемыми используются все стратегии конфликтного поведения.
У сотрудников центра семейной медицины в целом по выборке наблюдается общая тенденция использовать стратегию компромисса. Тенденция к выбору этой стратегии обусловлена тем, что сотрудники стремятся сохранить важные деловые и личностные контакты, а также использование этой стратегии дает возможность избежать лишних потерь.
Данные по методике Айзенка занесены в таблицу 2.
Таблица 2. Результаты исследования типов темперамента сотрудников по методике Айзенка.
Испытуемый | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Экстраверсия | 9 | 12 | 10 | 9 | 16 | 10 | 13 | 13 | 10 | 11 | 8 | 12 | 17 | 9 | 10 |
Нейротизм | 10 | 14 | 21 | 19 | 17 | 12 | 15 | 9 | 18 | 13 | 10 | 7 | 9 | 11 | 15 |
Анализ полученных данных показал, что испытуемые с явно выраженным холерическим типом темперамента тяготеют к проявлению стратегии типа “соперничество”. У испытуемых с высокими показателями нейротизма прослеживается некоторая социальная активность, проявляющаяся в суммарном увеличении значений по шкалам “сотрудничество”, “компромисс”, “соперничество”. Испытуемые со средними показателями “нейротизм – экстраверсия” тяготеют к проявлению стратегии типа “сотрудничество” и “компромисс”.
Отсюда следует, что определенные типы темперамента влияют на поведение в конфликте, и, соответственно, на выбор стратегии поведения в конфликте.
2.3 Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:
восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;
исследование конфликта и поиск его причин;
поиск путей разрешения конфликта;
осуществление организационных мер [19; 47].
Конфликт в организации практически всегда виден, поскольку имеет определенные внешние появления: высокий уровень напряженности в коллективе, снижение работоспособности, ухудшение производственных и финансовых показателей и т.д. Следует учитывать, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать псевдоконфликты (реально не существующие конфликты), переоценка или недооценка значимости конфликта, невосприятие, игнорирование конфликта.
Исследование конфликта и поиск его причин – это следующая стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:
- выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, вскрытие так называемых «болевых точек» в организации и своевременное проведение работы по их устранению;
- выяснение интересов и целей участников, их позиций;
- оценку возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;
- поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов конфликтующих.
Поиск путей разрешения конфликта предполагает:
- полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;
- достижение компромисса – частичное удовлетворение притязаний обеих сторон;
- разрешение конфликта на деловой основе: путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий;