Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и исследование теории поведения личности в организации. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач: 
1) Изучение основ теории поведения личности; 
2) Изучение основных видов поведения человека в организации; 
3) Исследование основополагающих начал поведения человека; 
4) Исследование причин неэффективного поведения персонала; 
5) Исследование подходов к управлению поведением сотрудников;
Введение ………………………………………………………………………...3 
 
Глава 1. Теоретические основы теории поведения личности в организации ……………………………………………………………………..........................5 
 
1.1 Изучение основ теории поведения личности ……………………………….5  
1.2 Основные типы поведения человека в организации ……………………….8  
1.3 Исследование основополагающих начал поведения человека …………..10 
 
Глава 2. Управление поведением человека в организации ……………..............16 
 
2.1. Исследование причин неэффективного поведения персонала ………….16 
 
2.2 Подходы к управлению поведением сотрудников организации ………...18  
2.3 Управление поведением людей в рабочем коллективе …………………..20
Глава 3. Анализ типов  поведения на примере в ООО  «Стройцкомплекс» ….........................................................................................
3.1.Общие сведения об  организации.................................................................
3.2. Подходы к управлению  поведением сотрудников, принемаемых  в ООО «Стройкомплекс»...............................................................................................
3.3. Оценка типов поведения  человека, применяемых в ООО «Стройкомплекс».................................................................................................
Глава 4. Профилактические  рекомендации по личностному ориентированию и меры по снижению конфликтности конкретных личностей в организации.
Заключение  …………………………………………………………………...................23 
 
Список литературы ……………………………………………………….................24
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУВПО
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА Государственного и Муниципального Управления
Курсовая работа по дисциплине
«Теория организации»
на тему: «Теория поведения личности в организации»
Студент:  | 
  гр. ВФЭМ 11-08 Арсенян Арсине Арсеновна  | 
Научный руководитель:  | 
  к.э.н., доцэнт Бородина Татьяна Николаевна  | 
                              
 
                              
 
Введение ………………………………………………………
 
Глава 1. Теоретические основы 
теории поведения личности в организации ……………………………………………………………………....
 
1.1 Изучение основ теории поведения личности 
……………………………….5  
1.2 Основные типы поведения человека в 
организации ……………………….8  
1.3 Исследование основополагающих начал 
поведения человека …………..10 
 
Глава 2. Управление поведением 
человека в организации ……………..............16 
 
2.1. Исследование причин неэффективного 
поведения персонала ………….16 
 
2.2 Подходы к управлению поведением сотрудников 
организации ………...18  
2.3 Управление поведением людей в рабочем 
коллективе …………………..20
Глава 3. Анализ типов 
поведения на примере в ООО 
«Стройцкомплекс» ….............................
3.1.Общие сведения об 
организации...................
3.2. Подходы к управлению 
поведением сотрудников, 
3.3. Оценка типов поведения 
человека, применяемых в ООО «
Глава 4. Профилактические рекомендации по личностному ориентированию и меры по снижению конфликтности конкретных личностей в организации.
Заключение 
………………………………………………………………….....
 
Список литературы ……………………………………………………….........
Приложение....................
 
 
                              
 
Любая организация функционирует и существует 
только потому, что в ней есть люди. Именно 
работники создают и формируют её внутренний 
климат. В конечном итоге от них зависит 
то, чем является организация. На сегодняшний 
день человек стал самым важным ресурсом 
организации. 
Поэтому особенно внимательно 
нужно изучать теории поведения личности в организации. 
Любая организация заинтересована в том, 
чтобы ее сотрудники вели себя определенным 
образом. Эффективное для организации 
поведение ее сотрудников проявляется 
в том, что они надежно и добросовестно 
исполняют свои обязанности, готовы во 
имя интересов дела в условиях меняющейся 
ситуации выходить за пределы своих непосредственных 
обязанностей, прилагая дополнительные 
усилия, проявляя активность, находят 
возможности для сотрудничества. 
Цель данной курсовой 
работы – изучение и исследование теории поведения личности 
в организации. Курсовая работа предусматривает 
решение следующих важнейших задач: 
1) Изучение основ теории поведения личности; 
2) Изучение основных видов поведения человека 
в организации; 
3) Исследование основополагающих начал 
поведения человека; 
4) Исследование причин неэффективного 
поведения персонала; 
5) Исследование подходов к управлению 
поведением сотрудников;  
Объектом исследования 
является: ООО «Стройкомплекс».          
Предмет исследования – 
основные типы  поведения работников 
в организации. 
Методами работы являются подбор и изучение специальной литературы и статей, проведение тестирования членов организации и обобщение полученных результатов.
 
 
 
 
  
Глава 1. Теоретические основы теории поведения личности в организации
 
    «Под поведением понимается 
совокупность действий и 
К ним относятся: интересы; мотивы; привычки (укоренившиеся в 
сознании индивида способы действия в 
определенных обстоятельствах); ситуация; 
отношение к ней в данный момент; собственное 
представление об окружении и своем месте 
в нем; задачи (чем яснее сотрудник перед 
началом работы себе их представляет, 
тем определеннее будет его поведение) 
и проч. 
«Поведение человека - совокупность осознанных, 
социально значимых действий, обусловленных 
занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных 
функций.» 
Под личностью понимается: 
- человек как субъект деятельности, носитель 
сознания и самосознания; 
- система его взаимосвязанных, устойчивых, 
социально значимых качеств, позволяющих 
ему для достижения своих целей активно 
познавать и преобразовывать мир. Часть 
их являются врожденными (природными), 
часть - приобретенными (социальными). 
«Личность - это целостная система, объединяющая 
в себе множество психосоциальных качеств, 
характеризующих конкретного человека 
(индивида). Главнейший признак личности 
- целостность. Она проявляется в устойчивой 
предрасположенности одинаково воспринимать 
и последовательно реагировать на меняющиеся 
ситуации, стимулирующие воздействия, 
ценности, мотивы, защиты, разные характеры 
и индивидуальные манеры поведения других.» 
Личностные качества (психические, психофизиологические, 
социально-психологические), присущие 
только конкретному человеку, определяют 
его склонности, мотивы и особенности 
поведения в разных ситуациях. Недостаток 
одних качеств может быть до некоторой 
степени компенсирован другими. 
Основными качествами (элементами) личности 
считаются направленность, способности, 
психологический темперамент, характер. 
Эти качества находятся под влиянием следующих 
основных факторов: 
1)  индивидуальных особенностей людей 
(физического состояния, эмоций, интеллекта, 
взглядов, интересов). 
2) положения человека в окружении (статуса, 
социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, 
информированности, перспектив продвижения 
и т. п.). 
3) специфики отношений с руководителями, 
подчиненными, коллегами, партнерами, 
клиентами (в целом обстановку изменить 
всегда легче, чем личность). 
4) пола. 
5) особенностей психических состояний, 
т. е. относительно продолжительных и устойчивых 
проявлений психики, присущих человеку, 
Такие состояния бывают: 
-познавательными (любопытство, недоверчивость 
и проч.); 
-эмоциональными (радость, грусть, злость, 
страх и т. п.); 
-волевыми, позволяющими сознательно контролировать 
и управлять своей деятельностью (стойкость, 
целеустремленность, настойчивость, решительность 
и проч.). 
Таким образом, при взаимодействии с организацией 
человек выступает не как механизм, выполняющий 
определенные действия, а как разумное 
и сознательное существо, обладающее устремлениями, 
желаниями, эмоциями, настроением, имеющее 
воображение, разделяющее определенные 
верования и следующее определенной морали. 
Поведение большинства людей с трудом 
вписывается в стандартные рамки. Для 
того чтобы снимать противоречия между 
стандартизацией и разнообразием поведения 
человека, а также между поведением человека 
и нормами организационного окружения, 
необходимо знать, что определяет поведение 
человека, как он определяет себя и окружающих, 
каким образом он реагирует на те или иные 
стимулирующие воздействия, от чего зависят 
его предпочтения, что для него приемлемо, 
а что нет. 
Естественно, что на поведение человека 
оказывают большое влияние цели, которые 
он преследует, условия, в которых разворачиваются 
действия, его реальные возможности, динамика 
происходящих процессов, настроение и 
ряд других факторов. Однако при всем разнообразии 
факторов поведение каждого конкретного 
человека обладает некоторой стабильностью 
и предсказуемостью, присущими ему особенностями. 
Поведение человека в организации определяется 
его собственными (личностными) чертами, 
влиянием условий формирования индивидуальной 
деятельности - особенностями группы, 
в которую он включен, условиями совместной 
деятельности, своеобразием организации 
и страны, в которых он работает. Соответственно 
возможности с успехом включить человека 
в организационное окружение, научить 
поведению зависят в равной мере от характеристик 
как этого окружения, так и от характеристик 
его личности. 
Любая личность характеризуется: 
• общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, 
работоспособность, организованность, 
общительность и пр.); 
• специфическими свойствами (способность 
к тому или иному виду деятельности); способности 
могут быть общими, присущими в той или 
иной степени всем людям (воспринимать, 
мыслить, учиться, работать); 
• элементарными частными (решительность, 
настойчивость, музыкальный слух, критичность 
мышления и пр.); 
• сложными частными, в том числе профессиональными 
(к отдельным видам деятельности); 
• специальными (ориентированными на организацию 
взаимодействия людей,  управление 
ими, и конструктивными, т.е. направленными 
на создание конкретных объектов в тех 
или иных сферах деятельности); 
• подготовленностью к определенному 
виду деятельности (в виде совокупности 
знаний, умений, навыков); 
• направленностью (ориентированностью 
социальной активности, возникающей под 
воздействием социальных моментов - интересов, 
стремлений, идеалов, убеждений); 
• определенным складом характера; 
• биологически обусловленными особенностями 
(например, темпераментом); 
• психологическими особенностями: диапазоном 
деятельности (широта, глубина), который 
может быть общим, видовым, специальным; 
стилем работы (форма воздействия, основывающаяся 
на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой 
психики (характеризуется силой, подвижностью, 
возбудимостью); 
• психическим состоянием, т.е. стойкими 
психическими явлениями, присущими человеку 
в течение сравнительно длительного периода 
(возбуждение, апатия, депрессия и пр.). 
Личностные черты в значительной мере 
влияют на качество выполнения возложенных 
на человека функций, стиль его работы, 
отношения с окружающими. Устойчивость 
указанных черт позволяет прогнозировать 
поведение личности, т.е. действия, выражающие 
ее субъективную реакцию на ситуацию и 
окружающих. 
             1.2 Основные типы поведения 
человека в организации 
 
У человека имеются две степени свободы 
в построении своего поведения в организации: 
с одной стороны, он обладает свободой 
в выборе форм поведения - принимать или 
не принимать существующие в организации 
формы и нормы поведения, а с другой - может 
принимать или не принимать ценности организации, 
разделять или не разделять ее философию. 
Каждый тип поведения характеризуется 
объективными и субъективными мотивами, 
пониманием его необходимости, склонностью 
к нему. В зависимости от того, как сочетаются 
основополагающие составляющие поведения, 
может быть выделено четыре типа поведения 
человека в организации: 
Первый тип поведения 
(преданный и дисциплинированный член 
организации) характеризуется тем, что 
человек полностью принимает ценности 
и нормы поведения, старается вести себя 
таким образом, чтобы своими действиями 
никак не входить в противоречие с интересами 
организации. Он искренне старается быть 
дисциплинированным, выполнять свою роль 
в соответствии с принятыми в организации 
нормами и формой поведения. Результаты 
действий такого человека в основном зависят 
от его личных возможностей и способностей 
и от того, насколько верно определено 
содержание его роли. Для этих людей руководство 
и подчинение представляют собой осознанную 
необходимость, в том числе вытекающую 
из чувства долга. 
Второй тип поведения 
(«приспособленец») характеризуется тем, 
что человек не приемлет ценностей организации, 
однако старается вести себя, следуя нормам 
и формам поведения, принятым в организации. 
Он делает все по правилам, но его нельзя 
считать надежным членом организации, 
так как он, хотя и является хорошим и исполнительным 
работником, может в любой момент покинуть 
организацию или совершить действия, противоречащие 
ее интересам, но соответствующие его 
собственным. Для этих людей руководство 
или подчинение внутренне желательны, 
добросовестное подчинение будут иметь 
неблагоприятные последствия из-за ориентации 
не на выполнение стоящих задач, а достижение 
комфортного состояния. 
Третий тип поведения 
(«оригинал») характеризуется тем, что 
человек приемлет ценности организации, 
но не приемлет существующие в ней нормы 
поведения. При этом у него может быть 
много трудностей во взаимоотношениях 
с коллегами и руководством. В том случае, 
когда организация может отказаться от 
устоявшихся норм поведения по отношению 
к таким ее членам и обеспечить им свободу 
выбора форм поведения, они могут найти 
свое место в организации, успешно приспособиться 
к организационному окружению. 
Четвертый тип поведения 
(«бунтарь») характеризуется тем, что человек 
не приемлет ни норм поведения, ни ценностей 
организации, все время входит в противоречие 
с организационным окружением и создает 
конфликтные ситуации. Необходимость 
определенного типа поведения для таких 
людей является вынужденной, внешне навязанной, 
что обусловлено как непониманием важности, 
необходимости ценностей и норм поведения 
в организации, так и отсутствием соответствующих 
навыков и привычек. В этих условиях выполнение 
функций руководства или подчинение воспринимается 
как насилие над личностью, посягательство 
на свободу, вызывает внутренний протест, 
а порой и озлобление. Было бы неверным 
считать, что такой тип поведения абсолютно 
неприемлем в организации и люди, ведущие 
себя таким образом, ей не нужны. Однако 
в большинстве случаев «бунтари» порождают 
множество проблем, существенно осложняющих 
жизнь организации и даже наносящих ей 
большой ущерб. 
 
 
      1.3 Исследование основополагающих 
начал поведения человека 
 
  В качестве основополагающих начал 
поведения человека можно выделить следующие: 
мотивацию, восприятие, критериальную 
основу. 
В основе трудового поведения лежат мотивы, 
внутренние устремления, определяющие 
направленность трудового поведения человека 
и ее формы. Одно и то же поведение может 
иметь разную мотивационную основу. Мотивация 
- ключ к пониманию поведения человека 
и возможностей воздействия на него. 
«Мотивация является базовым процессом 
для управления поведением человека на 
рабочем месте. Мотивацию не следует отождествлять 
с поведением, так как одно и то же поведение 
может быть вызвано разными мотивами, 
более того, одни и те же мотивы по-разному 
будут действовать на разных людей». 
Хотя причины поведения гораздо шире, 
чем их можно объяснить с помощью одной 
лишь только мотивации, ее значение трудно 
переоценить. Некоторые мотивы являются 
социальными табу, поэтому о них особенно 
трудно судить. Единой классификации мотивов 
не существует. 
Как правило, мотивы разделяют на первичные 
(т.е. врожденные и обусловленные физиологией) 
и вторичные мотивы (т.е. социально обусловленные). 
Ряд мотивов легко отнести к первичным 
или вторичным, некоторые квалифицировать 
трудно. Поэтому делаются попытки ввести 
более сложное разделение мотивов, например, 
вводится понятие основного мотива. К 
нему относят такие мотивы, как мотив привязанности, 
который с одной стороны, связан с первичным 
сексуальным мотивом, а с другой стороны, 
со вторичным мотивом принадлежности, 
мотив любопытства, творчества и желания 
манипулировать. 
К первичным мотивам относят жажду, голод, 
потребность в сне, избегание боли и теплового 
дискомфорта, секс и материнский инстинкт. 
Первичные мотивы в развитых странах в 
основном удовлетворены, и поэтому для 
проблемы трудовой мотивации они не столь 
критичны, как вторичные мотивы. Важно 
и то, что первичные мотивы для всех людей 
одинаковы, хотя степень их актуализации 
различна. Термин первичные не означает, 
что эти мотивы сильнее вторичных. 
Вторичные мотивы наиболее интересны 
с точки зрения проблем трудовой мотивации. 
Чтобы относиться к категории вторичных 
мотивов, мотив должен быть приобретенным. 
Важно, что большинство вторичных мотивов 
человек может удовлетворить только через 
свое участие в организации, поэтому эти 
мотивы так важны для организационного 
поведения. 
«Восприятие - процесс организации и интерпретации 
представлений об окружающем мире. Восприятие 
представляет собой активную подсознательную 
деятельность по приему и переработке 
информации, причем не всей, а лишь значимой. 
Поскольку восприятие во многом субъективный 
процесс, оно содержит в себе возможности 
полного или частичного искажения или 
потери информации. В результате восприятия 
могут возникнуть различного рода субъективные 
реакции на воспринимаемый объект: принятие, 
отторжение, «поведение страуса.» 
На восприятие оказывают влияние следующие 
основные обстоятельства как объективного, 
так и субъективного характера: 
• ситуация, в которой поступает информация 
или происходит знакомство (если она позитивна, 
восприятие, как правило, оказывается 
более благожелательным, чем объект этого 
на самом деле заслуживает, и наоборот, 
в негативной ситуации все представляется 
гораздо худшим, чем есть на самом деле); 
• глубина видения реальной ситуации (много 
знающий и понимающий человек обычно спокойнее 
относится к другим людям и происходящим 
событиям, менее склонен их драматизировать 
или превозносить, чем тот, чей кругозор 
ограничен); 
• личностные и социальные характеристики 
воспринимаемого объекта (доброжелательность, 
манера поведения, внешность, пол, возраст, 
национальность, должность, служебное 
положение и пр.); 
• стереотипы и предрассудки присущие 
человеку. 
На восприятие влияет также его избирательность 
(воспринимается не вся информация о человеке), 
глобальность (объект воспринимается 
как единое целое, а не как совокупность 
взаимосвязанных элементов), недостаточная 
структурированность (все, кроме главного, 
воспринимается как фон, похожее воспринимается 
как единое, выделяются и объединяются 
сходные объекты, все соотносится со старым 
опытом). 
Восприятие часто осложняется непредсказуемостью 
поведения людей, которое зависит от многих, 
порой самых неожиданных обстоятельств, 
в том числе сознательных действий, направленных 
на защиту своего статуса, достоинства, 
внутренней жизни, сокрытие или искажение 
информации о себе, неспособности правильно 
себя преподнести, ожиданий, чувств и т.п.). 
Оно влияет на поведение людей не непосредственно, 
а преломляясь через ценности, верования, 
принципы, уровень притязаний. 
«К критериальной основе поведения человека 
относятся те устойчивые характеристики 
его личности, которые определяют выбор, 
принятие решений человеком по поводу 
его поведения. В совершенно одинаковых 
ситуациях разные люди могут принять совсем 
разные решения. И это будет определено 
тем, что они имеют различную критериальную 
базу, задающую их приоритеты и оценки 
происходящих событий.» 
Критериальная база любого человека складывается 
из следующих элементов: 
• расположение к людям, событиям, процессам 
(проявляется в том, что человек ведет 
себя в соответствии с априорным положительным 
или отрицательным отношением к явлению, 
объекту, процессу или человеку). Наиболее 
важными для эффективного управления 
и установления хороших отношений в коллективе 
являются три типа расположения — удовлетворенность 
работой, увлеченность работой, приверженность 
организации; 
• совокупность ценностей, разделяемых 
данным человеком (набор стандартов и 
критериев, которым человек следует в 
своей жизни, принимая решения и осуществляя 
действия путем соответствующей оценки 
происходящих вокруг него явлений и процессов 
и окружающих его людей). Ценности обычно 
сформулированы в виде заповедей, утверждений, 
общих норм и могут разделяться большими 
группами людей. Ценности бывают двух 
видов - относящиеся к цели жизни, желаемым 
результатам и относящиеся к средствам, 
используемым для достижения целей; 
• верования, которых придерживается человек 
(устойчивые представления о явлении, 
процессе, человеке, которые люди используют 
при их восприятии). По поводу одного и 
того же объекта может быть множество 
различных верований, так как обычно верования 
относятся к различным характеристикам 
объекта. Верования вырабатываются на 
основе индивидуального опыта, а также 
на основе информации, поступающей извне. 
• принципы, которым человек следует в 
своем поведении (формируются на основе 
системы ценностей, являются устойчивой 
формой ее проявления в виде определенных 
норм поведения, ограничений, реакции 
на явления, процессы, людей). Принципы 
могут вырабатываться людьми самостоятельно, 
однако чаще всего они перенимаются из 
окружения вместе с воспитанием и другими 
формами познания окружающей действительности. 
   Таким образом, необходимость тщательного 
и регулярного изучения индивидуальных 
характеристик членов организации не 
вызывает сомнений. Однако, признавая 
значимость и полезность этого вида управленческой 
деятельности, необходимо помнить и о 
том, что индивидуальность поведения человека 
зависит не только от его персональных 
черт, но и от ситуации, в которой осуществляются 
его действия. 
Поэтому изучение человека всегда должно 
вестись в совокупности с изучением ситуации. 
Кроме того, при изучении индивидуальности 
человека необходимо принимать во внимание 
его возраст. Учет всех этих факторов может 
дать ключ к пониманию индивидуальности 
человека, а следовательно, и к управлению 
его поведением. 
На поведение работников организации 
влияют и внешние факторы. Среди них необходимо 
выделить следующие: 
1) круг общения, который 
может быть личным, включающим эмоциональные 
связи, и служебным, определяемым должностными 
обязанностями. 
На практике выделяются: круг ближайшего 
общения, куда входят не более пяти человек, 
с которыми можно обсуждать любые проблемы, 
не боясь утечки информации; круг периодического 
общения, где рассматриваются только официальные 
вопросы, регулярно возникающие в процессе 
функционирования организации; круг эпизодического 
общения, охватывающий в потенциале всех 
сотрудников и личных знакомых. 
2) роль, характеризующаяся 
совокупностью действий, ожидаемых от 
человека в соответствии с его индивидуальными 
психологическими особенностями и местом 
в управленческой иерархии. Роли, выполняемые 
человеком, различаются способом получения, 
направленностью, степенью определенности, 
формализации, эмоциональности. На ролевое 
поведение влияют: характер индивида, 
истолкование им своей роли, ее приемлемость, 
соответствие возможностям и желаниям; 
3) статус - оценка окружающими 
личности данного субъекта и исполняемой 
им роли, определяющая его реальное и ожидаемое 
место в системе социальных связей, ранг 
индивида, который бывает формальным и 
неформальным. Первый определяется должностью 
его обладателя, привилегиями, заработком. 
Второй - личностными свойствами, позволяющими 
влиять на окружающих: полом, возрастом, 
знаниями, опытом, культурой, связями, 
нравственными качествами). 
 
 
Глава 2. Управление поведением человека в организации
 
  Практически в каждой 
Если руководители не уделяют должного 
внимания управлению персоналом, высока 
вероятность того, что они столкнутся 
с единичными или даже массовыми случаями 
пассивности, разочарования работников, 
что неизбежно приведет к снижению производительности 
труда, ухудшению организационного климата. 
Разочарование в работе и, как следствие, 
низкая отдача обычно бывают вызваны следующими 
причинами: 
1) чрезмерное вмешательство со стороны 
непосредственного руководителя; 
2) отсутствие психологической и организационной 
поддержки; 
3) недостаток необходимой информации; 
4) чрезмерная сухость и недостаток внимания 
руководителя к запросам подчиненного; 
5) отсутствие обратной связи, т. е. незнание 
работником результатов своего труда; 
6) неэффективное решение руководителем 
служебных проблем работника; 
7) некорректность оценки работника руководителем. 
Эти факторы вызывают у рядового работника 
чувство приниженности. Подрываются чувство 
гордости, уверенности в себе, в стабильности 
своего служебного положения и возможности 
дальнейшего продвижения. 
Процесс потери интереса к труду можно 
рассмотреть как состоящий из шести стадий: 
1. Растерянность. Здесь 
отмечаются симптомы стрессового состояния, 
которое начинает испытывать работник. 
Они являются следствием растерянности. 
Работник перестает понимать, что ему 
нужно делать и почему работа у него не 
ладится. Он задает себе вопрос о том, связано 
ли это с ним самим, с начальником, с работой. 
Нервные усилия работника пока не сказываются 
на производительности. Он легко контактирует 
с сослуживцами, а иногда даже пытается 
справиться с трудностями за счет более 
интенсивной работы, что, в свою очередь, 
может только усилить стресс. 
2. Раздражение. Разноречивые 
указания руководителя, неопределенность 
ситуации вызывают раздражение работника, 
связанное с ощущением собственного бессилия. 
Поведение работника приобретает демонстративные 
черты. При этом он стремится повысить 
производительность работы, преследуя 
две цели: зарекомендовать себя с лучшей 
стороны и подчеркнуть тем самым на этом 
фоне бездеятельность руководства. 
3. Подсознательные надежды. 
Вскоре подчиненный перестает сомневаться 
в том, кто виноват в возникших у него трудностях. 
Теперь он надеется на промах начальника, 
после которого можно аргументировано 
доказать правильность своей точки зрения. 
Это выражается в утаивании служебной 
информации, необходимой для решения задач 
данного подразделения. Подчиненный начинает 
избегать начальника. Производительность 
и качество труда остаются в норме. 
4. Разочарование. На этой 
стадии восстановить подорванный интерес 
к работе гораздо труднее. Производительность 
труда снижается до минимально допустимой. 
Но работник еще не потерял последней 
надежды. Его поведение напоминает поведение 
маленького ребенка: он полагает, что если 
будет «вести себя плохо», начальник обратит 
на него внимание. В этот период страдают 
такие чувства работника, как уверенность 
в уважении со стороны подчиненных, в хорошем 
отношении со стороны других сотрудников, 
в своем авторитете. 
5. Потеря готовности к сотрудничеству. 
Симптомом этой стадии является подчеркивание 
работником границы своих обязанностей, 
сужение их до минимума. Некоторые начинают 
вызывающе пренебрегать работой, а то 
и вымещать дурное расположение духа на 
коллегах, находя удовлетворение в унижении 
других. Суть этой стадии — не борьба за 
сохранение интереса к работе, а попытка 
сохранить самоуважение. 
6. Заключительная стадия. 
Окончательно разочаровавшись в своей 
работе, сотрудник перейдет на другое 
место либо будет относиться к работе 
как к каторге. Один такой работник может 
привести к выплескиванию наружу скрытого 
чувства недовольства, накопившегося 
у коллектива. 
По мере развития организации возникает 
необходимость изменения поведения персонала. 
 
  Руководство организации может активно воздействовать 
на модификацию поведения человека. 
Используемые для этого средства влияния 
должны выбираться в зависимости от ситуации, 
в которой находится человек, с учетом 
всего многообразия факторов, влияющих 
на его поведение, в первую очередь, с учетом 
потребностей и мотивов деятельности, 
создания условий для того, чтобы человек, 
опираясь на свой собственный опыт, самостоятельно 
адаптировался к меняющемуся организационному 
окружению. Модификация поведения возможна 
не только посредством влияния на конкретную 
личность, но и с помощью изменения внешней 
среды работника, а также через использование 
комбинационного воздействия на личность 
и на внешнюю среду (эффективное управление 
группами людей, изменение установок межличностных 
отношений и т.д.). 
Первый подход к решению 
данной проблемы - подбор людей с определенными 
качествами, которые могут гарантировать 
желаемое для организации поведение ее 
членов. Однако данный подход имеет ограниченное 
применение, так как, во-первых, не всегда 
можно найти людей с необходимыми характеристиками, 
во-вторых, нет абсолютной гарантии, что 
они будут вести себя обязательно таким 
образом, как этого ожидает от них организация, 
и, в-третьих, требования к поведению членов 
организации со стороны организационного 
окружения могут меняться со временем, 
входя в противоречие с теми критериями, 
по которым люди отбирались в организацию. 
Второй подход, в принципе 
не исключающий первого, состоит в том, 
что организация влияет на человека, заставляя 
его модифицировать свое поведение в нужном 
для нее направлении. Данный подход возможен 
и основывается на том, что человек обладает 
способностью быть наученным поведению, 
менять свое поведение на основе осознания 
своего предыдущего поведенческого опыта 
и требований, предъявляемых к его поведению 
со стороны организационного окружения. 
Основные правила индивидуального и группового 
поведения задает сама организация, устанавливая 
круг обязанностей, соответствующие права 
и полномочия, меру ответственности, стандарты 
делового общения. Необходимая согласованность 
поведения людей достигается организацией 
за счет: 
1) постановки общеорганизационных целей, 
2) поддержания в персонале ощущения его 
ценности, 
3) внедрения определенных схем ролевого 
поведения и ролевого взаимодействия, 
4) использования стандартов организационного 
поведения, предписывающих одни его типы 
в качестве предпочитаемых, одобряемых 
организацией, а другие в качестве нежелательных, 
порицаемых. 
Однако для согласования разнообразных 
человеческих индивидуальностей одних 
лишь формальных механизмов интеграции 
недостаточно.