Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и исследование теории поведения личности в организации. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
1) Изучение основ теории поведения личности;
2) Изучение основных видов поведения человека в организации;
3) Исследование основополагающих начал поведения человека;
4) Исследование причин неэффективного поведения персонала;
5) Исследование подходов к управлению поведением сотрудников;
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы теории поведения личности в организации ……………………………………………………………………..........................5
1.1 Изучение основ теории поведения личности ……………………………….5
1.2 Основные типы поведения человека в организации ……………………….8
1.3 Исследование основополагающих начал поведения человека …………..10
Глава 2. Управление поведением человека в организации ……………..............16
2.1. Исследование причин неэффективного поведения персонала ………….16
2.2 Подходы к управлению поведением сотрудников организации ………...18
2.3 Управление поведением людей в рабочем коллективе …………………..20
Глава 3. Анализ типов поведения на примере в ООО «Стройцкомплекс» ….........................................................................................
3.1.Общие сведения об организации.................................................................
3.2. Подходы к управлению поведением сотрудников, принемаемых в ООО «Стройкомплекс»...............................................................................................
3.3. Оценка типов поведения человека, применяемых в ООО «Стройкомплекс».................................................................................................
Глава 4. Профилактические рекомендации по личностному ориентированию и меры по снижению конфликтности конкретных личностей в организации.
Заключение …………………………………………………………………...................23
Список литературы ……………………………………………………….................24
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУВПО
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА Государственного и Муниципального Управления
Курсовая работа по дисциплине
«Теория организации»
на тему: «Теория поведения личности в организации»
Студент: |
гр. ВФЭМ 11-08 Арсенян Арсине Арсеновна |
Научный руководитель: |
к.э.н., доцэнт Бородина Татьяна Николаевна |
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
теории поведения личности в организации ……………………………………………………………………....
1.1 Изучение основ теории поведения личности
……………………………….5
1.2 Основные типы поведения человека в
организации ……………………….8
1.3 Исследование основополагающих начал
поведения человека …………..10
Глава 2. Управление поведением
человека в организации ……………..............16
2.1. Исследование причин неэффективного
поведения персонала ………….16
2.2 Подходы к управлению поведением сотрудников
организации ………...18
2.3 Управление поведением людей в рабочем
коллективе …………………..20
Глава 3. Анализ типов
поведения на примере в ООО
«Стройцкомплекс» ….............................
3.1.Общие сведения об
организации...................
3.2. Подходы к управлению
поведением сотрудников,
3.3. Оценка типов поведения
человека, применяемых в ООО «
Глава 4. Профилактические рекомендации по личностному ориентированию и меры по снижению конфликтности конкретных личностей в организации.
Заключение
………………………………………………………………….....
Список литературы ……………………………………………………….........
Приложение....................
Любая организация функционирует и существует
только потому, что в ней есть люди. Именно
работники создают и формируют её внутренний
климат. В конечном итоге от них зависит
то, чем является организация. На сегодняшний
день человек стал самым важным ресурсом
организации.
Поэтому особенно внимательно
нужно изучать теории поведения личности в организации.
Любая организация заинтересована в том,
чтобы ее сотрудники вели себя определенным
образом. Эффективное для организации
поведение ее сотрудников проявляется
в том, что они надежно и добросовестно
исполняют свои обязанности, готовы во
имя интересов дела в условиях меняющейся
ситуации выходить за пределы своих непосредственных
обязанностей, прилагая дополнительные
усилия, проявляя активность, находят
возможности для сотрудничества.
Цель данной курсовой
работы – изучение и исследование теории поведения личности
в организации. Курсовая работа предусматривает
решение следующих важнейших задач:
1) Изучение основ теории поведения личности;
2) Изучение основных видов поведения человека
в организации;
3) Исследование основополагающих начал
поведения человека;
4) Исследование причин неэффективного
поведения персонала;
5) Исследование подходов к управлению
поведением сотрудников;
Объектом исследования
является: ООО «Стройкомплекс».
Предмет исследования –
основные типы поведения работников
в организации.
Методами работы являются подбор и изучение специальной литературы и статей, проведение тестирования членов организации и обобщение полученных результатов.
Глава 1. Теоретические основы теории поведения личности в организации
«Под поведением понимается
совокупность действий и
К ним относятся: интересы; мотивы; привычки (укоренившиеся в
сознании индивида способы действия в
определенных обстоятельствах); ситуация;
отношение к ней в данный момент; собственное
представление об окружении и своем месте
в нем; задачи (чем яснее сотрудник перед
началом работы себе их представляет,
тем определеннее будет его поведение)
и проч.
«Поведение человека - совокупность осознанных,
социально значимых действий, обусловленных
занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных
функций.»
Под личностью понимается:
- человек как субъект деятельности, носитель
сознания и самосознания;
- система его взаимосвязанных, устойчивых,
социально значимых качеств, позволяющих
ему для достижения своих целей активно
познавать и преобразовывать мир. Часть
их являются врожденными (природными),
часть - приобретенными (социальными).
«Личность - это целостная система, объединяющая
в себе множество психосоциальных качеств,
характеризующих конкретного человека
(индивида). Главнейший признак личности
- целостность. Она проявляется в устойчивой
предрасположенности одинаково воспринимать
и последовательно реагировать на меняющиеся
ситуации, стимулирующие воздействия,
ценности, мотивы, защиты, разные характеры
и индивидуальные манеры поведения других.»
Личностные качества (психические, психофизиологические,
социально-психологические), присущие
только конкретному человеку, определяют
его склонности, мотивы и особенности
поведения в разных ситуациях. Недостаток
одних качеств может быть до некоторой
степени компенсирован другими.
Основными качествами (элементами) личности
считаются направленность, способности,
психологический темперамент, характер.
Эти качества находятся под влиянием следующих
основных факторов:
1) индивидуальных особенностей людей
(физического состояния, эмоций, интеллекта,
взглядов, интересов).
2) положения человека в окружении (статуса,
социальной роли, прав, обязанностей, ответственности,
информированности, перспектив продвижения
и т. п.).
3) специфики отношений с руководителями,
подчиненными, коллегами, партнерами,
клиентами (в целом обстановку изменить
всегда легче, чем личность).
4) пола.
5) особенностей психических состояний,
т. е. относительно продолжительных и устойчивых
проявлений психики, присущих человеку,
Такие состояния бывают:
-познавательными (любопытство, недоверчивость
и проч.);
-эмоциональными (радость, грусть, злость,
страх и т. п.);
-волевыми, позволяющими сознательно контролировать
и управлять своей деятельностью (стойкость,
целеустремленность, настойчивость, решительность
и проч.).
Таким образом, при взаимодействии с организацией
человек выступает не как механизм, выполняющий
определенные действия, а как разумное
и сознательное существо, обладающее устремлениями,
желаниями, эмоциями, настроением, имеющее
воображение, разделяющее определенные
верования и следующее определенной морали.
Поведение большинства людей с трудом
вписывается в стандартные рамки. Для
того чтобы снимать противоречия между
стандартизацией и разнообразием поведения
человека, а также между поведением человека
и нормами организационного окружения,
необходимо знать, что определяет поведение
человека, как он определяет себя и окружающих,
каким образом он реагирует на те или иные
стимулирующие воздействия, от чего зависят
его предпочтения, что для него приемлемо,
а что нет.
Естественно, что на поведение человека
оказывают большое влияние цели, которые
он преследует, условия, в которых разворачиваются
действия, его реальные возможности, динамика
происходящих процессов, настроение и
ряд других факторов. Однако при всем разнообразии
факторов поведение каждого конкретного
человека обладает некоторой стабильностью
и предсказуемостью, присущими ему особенностями.
Поведение человека в организации определяется
его собственными (личностными) чертами,
влиянием условий формирования индивидуальной
деятельности - особенностями группы,
в которую он включен, условиями совместной
деятельности, своеобразием организации
и страны, в которых он работает. Соответственно
возможности с успехом включить человека
в организационное окружение, научить
поведению зависят в равной мере от характеристик
как этого окружения, так и от характеристик
его личности.
Любая личность характеризуется:
• общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность,
работоспособность, организованность,
общительность и пр.);
• специфическими свойствами (способность
к тому или иному виду деятельности); способности
могут быть общими, присущими в той или
иной степени всем людям (воспринимать,
мыслить, учиться, работать);
• элементарными частными (решительность,
настойчивость, музыкальный слух, критичность
мышления и пр.);
• сложными частными, в том числе профессиональными
(к отдельным видам деятельности);
• специальными (ориентированными на организацию
взаимодействия людей, управление
ими, и конструктивными, т.е. направленными
на создание конкретных объектов в тех
или иных сферах деятельности);
• подготовленностью к определенному
виду деятельности (в виде совокупности
знаний, умений, навыков);
• направленностью (ориентированностью
социальной активности, возникающей под
воздействием социальных моментов - интересов,
стремлений, идеалов, убеждений);
• определенным складом характера;
• биологически обусловленными особенностями
(например, темпераментом);
• психологическими особенностями: диапазоном
деятельности (широта, глубина), который
может быть общим, видовым, специальным;
стилем работы (форма воздействия, основывающаяся
на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой
психики (характеризуется силой, подвижностью,
возбудимостью);
• психическим состоянием, т.е. стойкими
психическими явлениями, присущими человеку
в течение сравнительно длительного периода
(возбуждение, апатия, депрессия и пр.).
Личностные черты в значительной мере
влияют на качество выполнения возложенных
на человека функций, стиль его работы,
отношения с окружающими. Устойчивость
указанных черт позволяет прогнозировать
поведение личности, т.е. действия, выражающие
ее субъективную реакцию на ситуацию и
окружающих.
1.2 Основные типы поведения
человека в организации
У человека имеются две степени свободы
в построении своего поведения в организации:
с одной стороны, он обладает свободой
в выборе форм поведения - принимать или
не принимать существующие в организации
формы и нормы поведения, а с другой - может
принимать или не принимать ценности организации,
разделять или не разделять ее философию.
Каждый тип поведения характеризуется
объективными и субъективными мотивами,
пониманием его необходимости, склонностью
к нему. В зависимости от того, как сочетаются
основополагающие составляющие поведения,
может быть выделено четыре типа поведения
человека в организации:
Первый тип поведения
(преданный и дисциплинированный член
организации) характеризуется тем, что
человек полностью принимает ценности
и нормы поведения, старается вести себя
таким образом, чтобы своими действиями
никак не входить в противоречие с интересами
организации. Он искренне старается быть
дисциплинированным, выполнять свою роль
в соответствии с принятыми в организации
нормами и формой поведения. Результаты
действий такого человека в основном зависят
от его личных возможностей и способностей
и от того, насколько верно определено
содержание его роли. Для этих людей руководство
и подчинение представляют собой осознанную
необходимость, в том числе вытекающую
из чувства долга.
Второй тип поведения
(«приспособленец») характеризуется тем,
что человек не приемлет ценностей организации,
однако старается вести себя, следуя нормам
и формам поведения, принятым в организации.
Он делает все по правилам, но его нельзя
считать надежным членом организации,
так как он, хотя и является хорошим и исполнительным
работником, может в любой момент покинуть
организацию или совершить действия, противоречащие
ее интересам, но соответствующие его
собственным. Для этих людей руководство
или подчинение внутренне желательны,
добросовестное подчинение будут иметь
неблагоприятные последствия из-за ориентации
не на выполнение стоящих задач, а достижение
комфортного состояния.
Третий тип поведения
(«оригинал») характеризуется тем, что
человек приемлет ценности организации,
но не приемлет существующие в ней нормы
поведения. При этом у него может быть
много трудностей во взаимоотношениях
с коллегами и руководством. В том случае,
когда организация может отказаться от
устоявшихся норм поведения по отношению
к таким ее членам и обеспечить им свободу
выбора форм поведения, они могут найти
свое место в организации, успешно приспособиться
к организационному окружению.
Четвертый тип поведения
(«бунтарь») характеризуется тем, что человек
не приемлет ни норм поведения, ни ценностей
организации, все время входит в противоречие
с организационным окружением и создает
конфликтные ситуации. Необходимость
определенного типа поведения для таких
людей является вынужденной, внешне навязанной,
что обусловлено как непониманием важности,
необходимости ценностей и норм поведения
в организации, так и отсутствием соответствующих
навыков и привычек. В этих условиях выполнение
функций руководства или подчинение воспринимается
как насилие над личностью, посягательство
на свободу, вызывает внутренний протест,
а порой и озлобление. Было бы неверным
считать, что такой тип поведения абсолютно
неприемлем в организации и люди, ведущие
себя таким образом, ей не нужны. Однако
в большинстве случаев «бунтари» порождают
множество проблем, существенно осложняющих
жизнь организации и даже наносящих ей
большой ущерб.
1.3 Исследование основополагающих
начал поведения человека
В качестве основополагающих начал
поведения человека можно выделить следующие:
мотивацию, восприятие, критериальную
основу.
В основе трудового поведения лежат мотивы,
внутренние устремления, определяющие
направленность трудового поведения человека
и ее формы. Одно и то же поведение может
иметь разную мотивационную основу. Мотивация
- ключ к пониманию поведения человека
и возможностей воздействия на него.
«Мотивация является базовым процессом
для управления поведением человека на
рабочем месте. Мотивацию не следует отождествлять
с поведением, так как одно и то же поведение
может быть вызвано разными мотивами,
более того, одни и те же мотивы по-разному
будут действовать на разных людей».
Хотя причины поведения гораздо шире,
чем их можно объяснить с помощью одной
лишь только мотивации, ее значение трудно
переоценить. Некоторые мотивы являются
социальными табу, поэтому о них особенно
трудно судить. Единой классификации мотивов
не существует.
Как правило, мотивы разделяют на первичные
(т.е. врожденные и обусловленные физиологией)
и вторичные мотивы (т.е. социально обусловленные).
Ряд мотивов легко отнести к первичным
или вторичным, некоторые квалифицировать
трудно. Поэтому делаются попытки ввести
более сложное разделение мотивов, например,
вводится понятие основного мотива. К
нему относят такие мотивы, как мотив привязанности,
который с одной стороны, связан с первичным
сексуальным мотивом, а с другой стороны,
со вторичным мотивом принадлежности,
мотив любопытства, творчества и желания
манипулировать.
К первичным мотивам относят жажду, голод,
потребность в сне, избегание боли и теплового
дискомфорта, секс и материнский инстинкт.
Первичные мотивы в развитых странах в
основном удовлетворены, и поэтому для
проблемы трудовой мотивации они не столь
критичны, как вторичные мотивы. Важно
и то, что первичные мотивы для всех людей
одинаковы, хотя степень их актуализации
различна. Термин первичные не означает,
что эти мотивы сильнее вторичных.
Вторичные мотивы наиболее интересны
с точки зрения проблем трудовой мотивации.
Чтобы относиться к категории вторичных
мотивов, мотив должен быть приобретенным.
Важно, что большинство вторичных мотивов
человек может удовлетворить только через
свое участие в организации, поэтому эти
мотивы так важны для организационного
поведения.
«Восприятие - процесс организации и интерпретации
представлений об окружающем мире. Восприятие
представляет собой активную подсознательную
деятельность по приему и переработке
информации, причем не всей, а лишь значимой.
Поскольку восприятие во многом субъективный
процесс, оно содержит в себе возможности
полного или частичного искажения или
потери информации. В результате восприятия
могут возникнуть различного рода субъективные
реакции на воспринимаемый объект: принятие,
отторжение, «поведение страуса.»
На восприятие оказывают влияние следующие
основные обстоятельства как объективного,
так и субъективного характера:
• ситуация, в которой поступает информация
или происходит знакомство (если она позитивна,
восприятие, как правило, оказывается
более благожелательным, чем объект этого
на самом деле заслуживает, и наоборот,
в негативной ситуации все представляется
гораздо худшим, чем есть на самом деле);
• глубина видения реальной ситуации (много
знающий и понимающий человек обычно спокойнее
относится к другим людям и происходящим
событиям, менее склонен их драматизировать
или превозносить, чем тот, чей кругозор
ограничен);
• личностные и социальные характеристики
воспринимаемого объекта (доброжелательность,
манера поведения, внешность, пол, возраст,
национальность, должность, служебное
положение и пр.);
• стереотипы и предрассудки присущие
человеку.
На восприятие влияет также его избирательность
(воспринимается не вся информация о человеке),
глобальность (объект воспринимается
как единое целое, а не как совокупность
взаимосвязанных элементов), недостаточная
структурированность (все, кроме главного,
воспринимается как фон, похожее воспринимается
как единое, выделяются и объединяются
сходные объекты, все соотносится со старым
опытом).
Восприятие часто осложняется непредсказуемостью
поведения людей, которое зависит от многих,
порой самых неожиданных обстоятельств,
в том числе сознательных действий, направленных
на защиту своего статуса, достоинства,
внутренней жизни, сокрытие или искажение
информации о себе, неспособности правильно
себя преподнести, ожиданий, чувств и т.п.).
Оно влияет на поведение людей не непосредственно,
а преломляясь через ценности, верования,
принципы, уровень притязаний.
«К критериальной основе поведения человека
относятся те устойчивые характеристики
его личности, которые определяют выбор,
принятие решений человеком по поводу
его поведения. В совершенно одинаковых
ситуациях разные люди могут принять совсем
разные решения. И это будет определено
тем, что они имеют различную критериальную
базу, задающую их приоритеты и оценки
происходящих событий.»
Критериальная база любого человека складывается
из следующих элементов:
• расположение к людям, событиям, процессам
(проявляется в том, что человек ведет
себя в соответствии с априорным положительным
или отрицательным отношением к явлению,
объекту, процессу или человеку). Наиболее
важными для эффективного управления
и установления хороших отношений в коллективе
являются три типа расположения — удовлетворенность
работой, увлеченность работой, приверженность
организации;
• совокупность ценностей, разделяемых
данным человеком (набор стандартов и
критериев, которым человек следует в
своей жизни, принимая решения и осуществляя
действия путем соответствующей оценки
происходящих вокруг него явлений и процессов
и окружающих его людей). Ценности обычно
сформулированы в виде заповедей, утверждений,
общих норм и могут разделяться большими
группами людей. Ценности бывают двух
видов - относящиеся к цели жизни, желаемым
результатам и относящиеся к средствам,
используемым для достижения целей;
• верования, которых придерживается человек
(устойчивые представления о явлении,
процессе, человеке, которые люди используют
при их восприятии). По поводу одного и
того же объекта может быть множество
различных верований, так как обычно верования
относятся к различным характеристикам
объекта. Верования вырабатываются на
основе индивидуального опыта, а также
на основе информации, поступающей извне.
• принципы, которым человек следует в
своем поведении (формируются на основе
системы ценностей, являются устойчивой
формой ее проявления в виде определенных
норм поведения, ограничений, реакции
на явления, процессы, людей). Принципы
могут вырабатываться людьми самостоятельно,
однако чаще всего они перенимаются из
окружения вместе с воспитанием и другими
формами познания окружающей действительности.
Таким образом, необходимость тщательного
и регулярного изучения индивидуальных
характеристик членов организации не
вызывает сомнений. Однако, признавая
значимость и полезность этого вида управленческой
деятельности, необходимо помнить и о
том, что индивидуальность поведения человека
зависит не только от его персональных
черт, но и от ситуации, в которой осуществляются
его действия.
Поэтому изучение человека всегда должно
вестись в совокупности с изучением ситуации.
Кроме того, при изучении индивидуальности
человека необходимо принимать во внимание
его возраст. Учет всех этих факторов может
дать ключ к пониманию индивидуальности
человека, а следовательно, и к управлению
его поведением.
На поведение работников организации
влияют и внешние факторы. Среди них необходимо
выделить следующие:
1) круг общения, который
может быть личным, включающим эмоциональные
связи, и служебным, определяемым должностными
обязанностями.
На практике выделяются: круг ближайшего
общения, куда входят не более пяти человек,
с которыми можно обсуждать любые проблемы,
не боясь утечки информации; круг периодического
общения, где рассматриваются только официальные
вопросы, регулярно возникающие в процессе
функционирования организации; круг эпизодического
общения, охватывающий в потенциале всех
сотрудников и личных знакомых.
2) роль, характеризующаяся
совокупностью действий, ожидаемых от
человека в соответствии с его индивидуальными
психологическими особенностями и местом
в управленческой иерархии. Роли, выполняемые
человеком, различаются способом получения,
направленностью, степенью определенности,
формализации, эмоциональности. На ролевое
поведение влияют: характер индивида,
истолкование им своей роли, ее приемлемость,
соответствие возможностям и желаниям;
3) статус - оценка окружающими
личности данного субъекта и исполняемой
им роли, определяющая его реальное и ожидаемое
место в системе социальных связей, ранг
индивида, который бывает формальным и
неформальным. Первый определяется должностью
его обладателя, привилегиями, заработком.
Второй - личностными свойствами, позволяющими
влиять на окружающих: полом, возрастом,
знаниями, опытом, культурой, связями,
нравственными качествами).
Глава 2. Управление поведением человека в организации
Практически в каждой
Если руководители не уделяют должного
внимания управлению персоналом, высока
вероятность того, что они столкнутся
с единичными или даже массовыми случаями
пассивности, разочарования работников,
что неизбежно приведет к снижению производительности
труда, ухудшению организационного климата.
Разочарование в работе и, как следствие,
низкая отдача обычно бывают вызваны следующими
причинами:
1) чрезмерное вмешательство со стороны
непосредственного руководителя;
2) отсутствие психологической и организационной
поддержки;
3) недостаток необходимой информации;
4) чрезмерная сухость и недостаток внимания
руководителя к запросам подчиненного;
5) отсутствие обратной связи, т. е. незнание
работником результатов своего труда;
6) неэффективное решение руководителем
служебных проблем работника;
7) некорректность оценки работника руководителем.
Эти факторы вызывают у рядового работника
чувство приниженности. Подрываются чувство
гордости, уверенности в себе, в стабильности
своего служебного положения и возможности
дальнейшего продвижения.
Процесс потери интереса к труду можно
рассмотреть как состоящий из шести стадий:
1. Растерянность. Здесь
отмечаются симптомы стрессового состояния,
которое начинает испытывать работник.
Они являются следствием растерянности.
Работник перестает понимать, что ему
нужно делать и почему работа у него не
ладится. Он задает себе вопрос о том, связано
ли это с ним самим, с начальником, с работой.
Нервные усилия работника пока не сказываются
на производительности. Он легко контактирует
с сослуживцами, а иногда даже пытается
справиться с трудностями за счет более
интенсивной работы, что, в свою очередь,
может только усилить стресс.
2. Раздражение. Разноречивые
указания руководителя, неопределенность
ситуации вызывают раздражение работника,
связанное с ощущением собственного бессилия.
Поведение работника приобретает демонстративные
черты. При этом он стремится повысить
производительность работы, преследуя
две цели: зарекомендовать себя с лучшей
стороны и подчеркнуть тем самым на этом
фоне бездеятельность руководства.
3. Подсознательные надежды.
Вскоре подчиненный перестает сомневаться
в том, кто виноват в возникших у него трудностях.
Теперь он надеется на промах начальника,
после которого можно аргументировано
доказать правильность своей точки зрения.
Это выражается в утаивании служебной
информации, необходимой для решения задач
данного подразделения. Подчиненный начинает
избегать начальника. Производительность
и качество труда остаются в норме.
4. Разочарование. На этой
стадии восстановить подорванный интерес
к работе гораздо труднее. Производительность
труда снижается до минимально допустимой.
Но работник еще не потерял последней
надежды. Его поведение напоминает поведение
маленького ребенка: он полагает, что если
будет «вести себя плохо», начальник обратит
на него внимание. В этот период страдают
такие чувства работника, как уверенность
в уважении со стороны подчиненных, в хорошем
отношении со стороны других сотрудников,
в своем авторитете.
5. Потеря готовности к сотрудничеству.
Симптомом этой стадии является подчеркивание
работником границы своих обязанностей,
сужение их до минимума. Некоторые начинают
вызывающе пренебрегать работой, а то
и вымещать дурное расположение духа на
коллегах, находя удовлетворение в унижении
других. Суть этой стадии — не борьба за
сохранение интереса к работе, а попытка
сохранить самоуважение.
6. Заключительная стадия.
Окончательно разочаровавшись в своей
работе, сотрудник перейдет на другое
место либо будет относиться к работе
как к каторге. Один такой работник может
привести к выплескиванию наружу скрытого
чувства недовольства, накопившегося
у коллектива.
По мере развития организации возникает
необходимость изменения поведения персонала.
Руководство организации может активно воздействовать
на модификацию поведения человека.
Используемые для этого средства влияния
должны выбираться в зависимости от ситуации,
в которой находится человек, с учетом
всего многообразия факторов, влияющих
на его поведение, в первую очередь, с учетом
потребностей и мотивов деятельности,
создания условий для того, чтобы человек,
опираясь на свой собственный опыт, самостоятельно
адаптировался к меняющемуся организационному
окружению. Модификация поведения возможна
не только посредством влияния на конкретную
личность, но и с помощью изменения внешней
среды работника, а также через использование
комбинационного воздействия на личность
и на внешнюю среду (эффективное управление
группами людей, изменение установок межличностных
отношений и т.д.).
Первый подход к решению
данной проблемы - подбор людей с определенными
качествами, которые могут гарантировать
желаемое для организации поведение ее
членов. Однако данный подход имеет ограниченное
применение, так как, во-первых, не всегда
можно найти людей с необходимыми характеристиками,
во-вторых, нет абсолютной гарантии, что
они будут вести себя обязательно таким
образом, как этого ожидает от них организация,
и, в-третьих, требования к поведению членов
организации со стороны организационного
окружения могут меняться со временем,
входя в противоречие с теми критериями,
по которым люди отбирались в организацию.
Второй подход, в принципе
не исключающий первого, состоит в том,
что организация влияет на человека, заставляя
его модифицировать свое поведение в нужном
для нее направлении. Данный подход возможен
и основывается на том, что человек обладает
способностью быть наученным поведению,
менять свое поведение на основе осознания
своего предыдущего поведенческого опыта
и требований, предъявляемых к его поведению
со стороны организационного окружения.
Основные правила индивидуального и группового
поведения задает сама организация, устанавливая
круг обязанностей, соответствующие права
и полномочия, меру ответственности, стандарты
делового общения. Необходимая согласованность
поведения людей достигается организацией
за счет:
1) постановки общеорганизационных целей,
2) поддержания в персонале ощущения его
ценности,
3) внедрения определенных схем ролевого
поведения и ролевого взаимодействия,
4) использования стандартов организационного
поведения, предписывающих одни его типы
в качестве предпочитаемых, одобряемых
организацией, а другие в качестве нежелательных,
порицаемых.
Однако для согласования разнообразных
человеческих индивидуальностей одних
лишь формальных механизмов интеграции
недостаточно.