Теория государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:07, курс лекций

Краткое описание

Данный курс лекций является первым опытом научной разработки методологических проблем теории государственного управления, ориентированной на перспективу. В нем рассматривается комплекс вопросов, касающихся объективной обусловленности, субъективной обоснованности и социальной эффективности государственного управления.

Файлы: 1 файл

Атаманчук - Теория государственного управления, 1997.doc

— 2.37 Мб (Скачать)

Между тем нам предстоит скоро вступить в новое, третье, тысячелетие, в котором любые решаемые проблемы не могут быть претворены в жизнь без управления, помимо управления, вопреки управлению. Это проблемы по своему характеру комплексные, системно организованные, масштабные, "подъемные" только объединенными, скоординированными усилиями миллионов людей.

Некоторые из них хотелось бы назвать, ибо все, что сказано в теории государственного управления, как раз и направлено на совершенствование структур и механизмов решения актуальных проблем обновления России, да и других стран, находящихся в таком же положении, как она.

Прежде всего — это преодоление иллюзорных, ложных стереотипов, а также всего того наносного, извращенного, отрицательного, что было характерным для предыдущих периодов исторического развития. Разумеется, необходимо покончить с диктатом "государственного", административным произволом, казенным отношением к правам и нуждам людей, формализмом, безответственностью "верхушки", громоздкостью аппарата, злоупотреблением властью и всем иным, что столь длительное время отличало нашу общественную жизнь. Пора по-иному взглянуть на такие явления, как национальное богатство и производительность труда. При продолжении расточительного отношения к природным ресурсам, материальному и духовному достоянию мы вряд ли когда-нибудь выйдем на уровень достойных народов. Как и мало что хорошего получится, если у нас и дальше будут игнорировать источники и факторы повышения производительности труда. Трудно будет развиваться, если не преодолеть раскольного сознания, сохраняющегося у нас с времен церковной реформы патриарха Никона.

 

 

 



Нам просто нельзя не идти к пониманию того, что между различием и противопоставлением, между естественным многообразием взглядов, вкусов и позиций и их обязательной борьбой между собой пролегает дистанция большого масштаба, которую воспитанные люди и не пытаются преодолевать. Различие и многообразие представляют собой условие и источник богатства, целостности и динамики жизни. Но нельзя их превращать в перманентные столкновения и в итоге в истощение общества.

Российскому обществу предстоит по-настоящему заняться проблемами: восстановления престижа семьи, рода, генеалогии; развертывания и укрепления собственности, с тем чтобы каждый человек почувствовал ее смысл в своей жизни; возвращения и модернизации моральных ориентиров и ценностей; становления права и его воплощения в законе и законности; превращения государства в форму общества и механизм общественного самоуправления.

Ключевая проблема России, от решения которой будет зависеть все ее будущее, — в освоении современных технологий. Здесь накопилось больше всего "болевых" точек: это низкий уровень гармонизации общественных явлений, отношений и процессов, что не позволяет в оптимальном варианте использовать наличные ресурсы; рассогласованность в развитии областей человеческой деятельности, что ведет к удорожанию решения многих общественных проблем, мешает концентрации для этого усилий и средств; несбалансированность между специализированными видами человеческой деятельности, что растягивает сроки получения социальной отдачи даже от тех направлений, где продвижение несомненно и создавало надежный продуктивный задел; чрезмерно узкая специализация производства, рождающая монопольно-жесткую кооперацию с бюрократическим регламентированием ресурсов и действий; утрата многих положительных качеств, традиций и ценностей, которые были присущи рабочим, крестьянам и интеллигенции даже в дореволюционный период.

Современные технологии представляют собой системы: цели — процедуры (правила) — технические средства — операции (действия) — мотивы (стимулы). Суть их можно выразить так: неуклонное, обязательное и систематическое осуществление установленных процедур и действий, в результате которых всегда должен возникать искомый (запланированный) объективный результат (продукт, изделие) в заданных параметрах; массовое, масштабное и повсеместное применение наиболее рациональных и эффективных процедур и операций по производству определенных продуктов и социальных услуг (потребительских ценностей);

 

 



использование тех процедур и операций, технических средств и форм поведения, которые относятся к новейшим достижениям, соответствуют мировому уровню и приносят максимальный социальный эффект.

Поэтому, когда речь идет о современных технологиях, не стоит оглядываться назад, ориентироваться на прошлое, даже если оно в свое время было и неплохим, или сравнивать их с тем, что делалось когда-то, скажем в начале XX века; подход может быть только один: смотреть вокруг себя и вперед. Мир давно вступил в этап технологической революции, и важно понять, осознать и использовать новые возможности. В частности, исходя из сказанного необходимо переосмыслить ряд сложившихся подходов.

Имеется в виду, во-первых, изменение отношения к научному знанию. Известно, что в России практически по всему "фронту" научных изысканий совершались прорывы мирового значения, открывавшие благоприятные горизонты экономического и общественного развития. Но это, к сожалению, не мешает России до сих пор находиться в состоянии отстающей и догоняющей. Причина очевидна: в большинстве своем действия предпринимаются не в соответствии с научным замыслом, теоретическим обоснованием, а по волеусмотрению властей предержащих. И если разрыв между научным знанием и общественной практикой сохранится, то трудно надеяться на улучшение ситуации в стране.

Изменение может наступить лишь в случае нового подхода к управлению. Именно управление, как это произошло в других странах, может сыграть опережающую роль и начать тянуть в интеллектуальном смысле общество за собой. В свою очередь управление способно стать реальной движущей силой общественного развития при условии, что в обществе накопится достаточно научного знания о самом управлении и это знание начнет уважаться и практически использоваться. Вовлечение научного знания в процессы управления возможно только тогда, когда общество поймет, что им управлять имеют право исключительно компетентные, нравственные и подготовленные в управленческом смысле люди.

Речь идет, во-вторых, о выборе технологий для построения будущей России. Конечно, технологии не должны отрываться от уровня развития и возможностей общества, в том числе и от качества человеческого потенциала. Но, с другой стороны, они обязательно должны быть стимулирующими, продвигающими общественное развитие. Вряд ли приемлемы те технологии, которые консервируют отсталость, представляют собой пройденный этап для других-стран. Так можно никогда и не прорваться на уровень передовых народов.

 

 

 



Сейчас научной мыслью предложено понятие "информационное общество", которое, как мне кажется, может служить ориентирующей моделью для технологических преобразований. В научной литературе проявления информационного общества характеризуются по таким критериям: технологический — ключевой фактор — информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту; социальный — информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается "информационное сознание" при широком доступе к информации; экономический — информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости; политический — свобода информации, ведущая к политическому процессу, который отличается растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения; культурный — признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом .

Значит, надо не просто совершать те или иные преобразования, а вести их в том направлении и таким образом, чтобы они реально продвигали российское общество к информационному обществу XXI века.

В этой связи, в-третьих, на особое место выдвигается вопрос об освоении мирового производственного и управленческого опыта. Здесь актуальна тонкая интеллектуальная работа. Конечно, существует много общего, универсального почти во всех сферах человеческой деятельности, особенно в том, что относится к производственным технологиям. Вместе с тем это универсальное настолько сочленено и переплетено с национальным, что его подчас трудно отделить от последнего и перенести в иную "почву". Вспомним германское, японское "чудо", экономический взлет молодых азиатских "тигров", подъем Турции, Пакистана и т.д. И, разумеется, непрерывное и динамичное развитие США. Можно упомянуть также Великобританию, Францию, Италию, Испанию последних лет и другие страны. Везде вроде бы общие принципы, подходы, методы, структуры и прочее использовались не вообще, а конкретно, применительно к особенностям не только каждой страны, но даже каждого региона. отдельной местности, специ-

icm.: Martin WJ. The information Society L., 1988 P. 40

 



фической группы людей. Следует учиться и научиться пользоваться мировым теоретическим и практическим достоянием.

Особенно нужен мировой опыт по проблемам управления, ибо не будет надлежащего управления — вновь наши современные замыслы и возможности так и останутся маниловскими мечтаниями. Важно прежде всего добиться повышения мощности и уровня управления всех его видов, его способностей реально (на деле!) влиять на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. Для этого в качестве элементарной предпосылки стоит хотя бы осознать, понять, что же оно собой представляет, из каких элементов и в каких структурах состоит, как формируется и реализуется, в чем заключаются его рациональность и эффективность и многое другое.

Еще одна проблема, в известной мере "оборотная сторона" только что названной (освоение современных технологий), может быть обозначена как возвращение, восстановление и сохранение всего того, что составляет самобытность, уникальность российского, а в нем русского начала, российской сущности общественной и личной жизнедеятельности. Отнюдь не восторгаясь, как можно понять из уже сказанного, "отеческими" корнями, нашими стереотипами и нашим менталитетом, не разделяя по этому поводу взглядов и позиций многих доморощенных "патриотов", я все же считаю, что каждое общество может нормально развиваться на базе только собственной культуры, своих традиций и обычаев, взглядов и установок, идеалов и ценностей. Они могут удручать, вызывать психологическое неприятие или нравственное осуждение, но в управлении нельзя с ними не считаться. Как и с другими их элементами, которые справедливо вызывают гордость, самоуважение, чувство принадлежности к талантливому и оригинальному народу. Пересматривая сделанное предками и пытаясь выстроить новый "дом", изучая и используя мировой опыт, открывая "двери" миру и идя навстречу ему, следует все же помнить, что мы способны быть именно и только тем, чем являемся на самом деле, — только и исключительно россиянами, со своей неповторимой историей и культурой, со своим генетическим кодом и мироощущением, со своими сказками и технологическими навыками. Поэтому стоило бы глубже постигать самих себя, проникновеннее и честнее смотреть на свои мысли и дела, критичнее, но уважительнее оценивать свои возможности и на результатах такой аналитической работы активнее строить жизнь и лучше управлять ею. Близкое, родное всегда понятнее и сподручнее для созидания. Ведь выстроить-то мы должны не американский или немецкий, не японский или китайский, а свой российский "дом", именно такой, какой нам нужен, каким мы его себе представля-

 



ем, который нам удобен, приятен и удовлетворяет наши жизненные потребности и эстетические чувства.

И наконец, несмотря на затянувшееся введение в теорию, должен сказать еще об одной проблеме, которая исторически нова, но для грядущего страны имеет определяющее значение. Это, в узком смысле, становление экологического равновесия, а в широком — гармонизация системы воспроизводства человека — общества — природы. Пора очнуться и понять, что ситуация в отношениях человека с природой достигла критического предела.

Новая ситуация требует новых понятий. Нельзя уже говорить об окружающей среде, считая себя центром мироздания. Правильнее вести речь о среде обитания, ибо деградирует она — и ничто во Вселенной не спасет человеческую цивилизацию. Все более очевидно, что пределы человеческой деятельности, накладываемые природой, носят абсолютный характер, за их границами все, что бы ни делалось, теряет общественный смысл. Причем природа бессильна под напором человека и создаваемых им технических и технологических средств. Разрешение дилеммы содержится в человеке.

Экология природы (как и экология культуры) формирует сегодня систему максим, которые обязаны лечь в основу сознания, поведения и деятельности людей и пронизывать, соответственно, все управленческие процессы. Но в управлении, главным образом государственном, таких максим до сих пор не выработано. Между тем как раз управленческие решения наносят самый большой ущерб среде обитания. Инертно ведется формирование экологического сознания, слабо организованы экологические экспертизы, не ведется социальная оценка элементов среды обитания, редко и в мизерных объемах осуществляются природоохранительные меры, включая меры законодательного порядка. В результате отношения между человеком, обществом и природой разбалансированы, идут во вред друг другу.

Обо всем этом можно говорить много, но даже из кратко сказанного напрашивается вывод о том, что на первый план в государственном управлении выдвигается комплексный подход, предполагающий охват всего многообразия взаимодействий человека, общества и среды обитания. Он невероятно сложен, но иного подхода, способного исправить положение, просто не существует.

Комплексный подход в управлении — не игра слов, а определенное мировоззрение, определенная философия и методология, исходящие из того, что нет изолированных, самодовлеющих явлений, отношений, процессов и в мире существует целостность разнообразия, в котором каждое уникальное имеет свой смысл только потому, что ему корреспондирует столь же уникальное

 

 

 

Информация о работе Теория государственного управления