Основные этапы эволюции теории государственного управления
Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 23:58, реферат
Краткое описание
Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Как только люди заселили землю и стали жить племенами, сразу же появилась потребность в искусстве управления. Еще первые представители человеческого рода, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины.
Оглавление
Введение 3 1. Основные этапы эволюции теории государственного управления 6 2. Основные теории исследования государственной службы 15 3. Государственная служба Российской Федерации 19 Заключение 24 Библиографический список 28
1. Основные этапы эволюции
теории государственного управления 6
2. Основные теории исследования
государственной службы 15
3. Государственная служба Российской
Федерации 19
Заключение 24
Библиографический список 28
Введение
Управление в человеческом
обществе существовало испокон веков.
Как только люди заселили землю и стали
жить племенами, сразу же появилась потребность
в искусстве управления. Еще первые представители
человеческого рода, объединенные в родовые
общины, ежедневно решали проблемы использования
собственных весьма ограниченных физических
и интеллектуальных ресурсов, сталкивались
с вопросами разделения труда, трудовой
мотивации и дисциплины.
Знаменательными фактами история
подтверждает, что проблематика управления
людьми если не стара как мир, то, как минимум,
возникает приблизительно в одно и тоже
время с организацией, как социальным
феноменом.
Ученые-экономисты и управленцы-практики
почти единогласно сходятся во мнении,
что важной предпосылкой выживания наиболее
эффективных организаций в конкурентной
среде (что постоянно изменяется) есть
формирование прогрессивного управления
персоналом, который аккумулирует достижения
современных управленческих подходов,
ведущим лейтмотивом которых является
признание людей, человеческого капитала
организаций в качестве важнейшего ресурса.
Актуальность темы. На протяжении
длительного периода развития общества
проблемами формирования эффективной
системы управления людьми занимались
выдающиеся ученые, теоретики и практики.
Вопрос о сущности, основных составных
элементах и принципах рационального
управления персоналом являли собой предмет
их исследований, хотя отдельной науки,
учебной дисциплины и целеустремленной
управленческой деятельности относительно
управления персоналом организаций почти
до середины 20-го века в мире не существовало.
Характеризуя эволюцию взглядов
на управление персоналом, можно выделить
несколько этапов, которые соответствуют
формированию и развитию науки менеджмента.
В целом, доиндустриальная эпоха,
включая рабовладение, которое характеризовалось
применением методов прямого принуждения
к труду, а также эпоху феодализма со свойственным
ей отсутствием личной свободы, не нуждалась
в каких-то «рационализируемых» подходах
к управлению людьми. Хотя проблема управления
людьми, как сфера человеческих знаний,
существовала уже давно.
Известно, что еще за 400 лет до
н.э. Сократ подчеркивал важность разделения
труда и специализации, указывал на то,
что каждый человек рожден для определенного
вида деятельности и потому его необходимо
поставить на нужное место. Позже в Греции
изучали метод выполнения трудовых операций,
обеспечения их ритмичности. Древнегреческий
мыслитель Плутарх исследовал и выделял
личные качества лидеров, которые, по его
мнению, определяли разные результаты
управления государствами, империями,
целыми народами.И только с возникновением
и развитием капитализма, рыночной экономики
управления производством, а с ним - и управление
людьми, их трудом, приобретает все большее
значение.
И все же до конца 19-го - начала
20-го века научного управления, и тем более
управление персоналом, не существовало.
Объектом исследования является
научные подходы применяемые к управлению
государственным персоналом.
Предметом исследования является
эволюция взглядов на управление государственнным
персоналом.
Целью работы является анализ
основных направлений эволюции взглядов
и направлений теорий исследования государственной
службы и управления.
Основными задачами, поставленными
при написании данной работы, являются:
- исследование основных
этапов развития управления государственным
персоналом;
- рассмотрение новых подходов
используемых для управления
персоналом.
Методами исследования в данной
работе являются исторический, абстрактно-логический,
монографический и аналитический.
1. Основные этапы эволюции теории
государственного управления
Впервые термин «государственно-административное
управление» (public administrative management) был использован
в программе Республиканской партии США
в 1986 г., однако первые работы по государственному
управлению появились еще в глубокой древности.
Уже с тех времен известны работы философов
Китая, Греции, Рима, Египта, содержащие
рекомендации по различным аспектам управления.
В течение почти двух тысячелетий
– со времен античности и вплоть до XVIII
в. – все знания о социальных явлениях
были единой целостной системой, которая
сводилась к политике, а общественная
жизнь была подчинена интересам государства.
Это явилось основной причиной того, что
теория государственного управления развивалась
в русле общей политологической традиции
и лишь в конце XIX в. стала выделяться в
самостоятельную область научных исследований.
Существенный импульс к разработке
теории государственного управления был
дан реформами, централизованно проводимыми
в системе государственного администрирования
в США и странах Западной Европы в последние
десятилетия ХIХ в. и в первые десятилетия
ХХ в.
Эволюция науки государственного
управления позволяет выделить три этапа:
1. 80-е гг. ХIХ в – 1920 г.;
2. 1920 г. – 1950 г.;
3. 1950 – по настоящее
время.1
Основоположниками теории государственного
управления принято считать В.Вильсона,
Ф.Гуднау и М.Вебера.
Профессор Вудро Вильсон в своей
работе «Наука государственного управления»
(1887 г.) попытался переориентировать политологию
на изучение «организации и методов работы
правительственных учреждений» в целом.
Он подчеркнул, что «наука администрирования
будет искать способы улучшения деятельности
правительства, сделать его работу менее
трудоемкой, приведет в порядок организацию
управления». Он считал чрезвычайно важным
подчеркнуть, что «государственное управление
находится за пределами собственно политической
сферы... Хотя политика и определяет задачи
для органов управления, ее вмешательство
в процессы управления недопустимо». Задача
государственной администрации состоит,
прежде всего, в оперативном и компетентном
проведении в жизнь решений политических
лидеров. Отношения между администрацией,
исполняющей законы, и властью, создающей
законы, по мнению Вильсона, составляют
самую сущность правительственной системы.
Им разработана модель «административной
эффективности», предлагающая использование
в государственном управлении методов
организации и управления бизнесом. Он
также обосновал необходимость высокого
профессионализма в системе государственного
администрирования.
Идеи Вильсона во многом разделял
американский ученый Дж.Гуднау, считая,
что функции между политиками и администраторами
должны быть четко разграничены, причем
политики контролируют деятельность администраторов,
а последние, в свою очередь, подчиняются
решениям политиков.
Под влиянием этих идей ведущее
место в теории государственного управления
сразу же заняли вопросы научного управления
(менеджмента), не зависимого от политической
идеологии.
Существенный вклад в разработку
теории государственного управления внес
немецкий социолог М Вебер. Его классический
труд «Хозяйство и общество» (1921), посвященный
месту и роли бюрократии в государственном
управлении, является актуальным до настоящего
времени. По его мнению, бюрократия есть
исторический феномен, возникший на этапе
становления национального государства,
способного оплачивать труд государственных
служащих. Большую обеспокоенность у него
вызывал количественный рост бюрократии:
«Количественное увеличение государственного
аппарата и расширение его социальных
функций может сослужить плохую службу.
Требовать механического роста государства
– значит еще больше ухудшать положение».
Он сформулировал универсальные принципы
бюрократической организации.
Вебер, также как классики американской
школы, считал, что подлинной профессией
настоящего чиновника не должна быть политика.
Он должен «управлять» прежде всего, беспристрастно,
причем данное требование применимо даже
к «политическим» управленческим чиновникам
(без гнева и пристрастия он должен вершить
дела).
В работах Вебера, Вильсона,
Гуднау были высказаны и разработаны две
основополагающие идеи научной теории
государственного управления:
для того, чтобы реформировать
аппарат управления, надо его хорошо знать,
а, следовательно, изучать с научных позиций;
аппарат государственно-административного
управления должен быть отделен от сферы
политики.
Во Франции вопросами теории
государственного управления занимались
А.Эсмен, Л.Дюги, А.Мишель, М.Ориу. Однако
система государственного управления
рассматривалась ими лишь в той мере, в
какой помогала выяснению принципов и
форм организации функционирования политических
институтов государства в целом.
В Великобритании преподавание
и изучение теоретических вопросов государственного
управления началось в конце ХIХ в. в Лондонской
школе экономических и политических наук,
позд-нее – в Оксфордском, Кембриджском,
Ливерпульском и других университетах.
Значительный вклад в развитие теории
внесли Э.Баркер, Д.Коул, Г.Ласки, Ч.Маннинг
и другие. Основное внимание в их работах
уделено формам и особенностям организации
государственно-правовых институтов,
их организации, механизмам их функционирования
и взаимодействия.
В 1916 г. в Вашингтоне Роберт
Брукингс учредил первый институт правительственных
исследований, целью которого стала выработка
системного аналитического подхода к
государственному администрированию.
Аналогичные исследовательские центры
и институты стали появляться в Европе
в 20-30 гг. ХХ в. и с этого времени изучение
теории государственного управления становится
частью учебных программ в ведущих университетах
США и Западной Европы.
После Первой мировой войны
государственное управление претерпело
изменения: США и страны Западной Европы
превратились в промышленно развитые,
урбанизированные государства и, соответственно,
появились новые программы и функции у
государственных институтов.
Особенно большие успехи в этот
период сделали американцы. Это связано,
во-первых, с тем, что государственное
управление, как вид деятельности, переживало
период бурного развития, особенно во
времена Великой депрессии 30-х годов. Во-вторых,
учебные заведения уже в этот период пользовались
большой свободой в составлении учебных
программ и выборе преподавателей. Они
имели возможность экспериментировать,
широко вводить новые курсы, одним из которых
и был курс теории государственного управления.
В Европе, особенно во Франции и Великобритании,
такой возможности не было, так как система
обучения там была излишне централизована.
В-третьих, американцы считали, что наука
государственного управления, и наука
управления частными предприятиями могут
и должны быть сближены. Учебные курсы
управления персоналом, человеческими
отношениями, теории организации читались
во многих учебных заведениях США как
для тех, кто готовил себя к государственной
службе, так и для будущих кадров деловой
администрации частного бизнеса. И поскольку
преподавание этих дисциплин имело такую
широкую аудиторию, то появилось множество
научных работ, учебников и преподавателей
соответствующего профиля.2
И еще один фактор – это утилитарный
подход американцев: их научные разработки
содержали практические рекомендации
для государственных служащих, предлагали
обоснованные проекты реформ.
В 1926 г. появился первый учебник
по государственному управлению «Введение
в науку государственного управления»
Л.Уайта. В нем утверждалось, что государственное
управление – это, отрасль науки, которая
должна быть максимально приближена к
реальности.
Наиболее известными направлениями
в теории государственного управления
в этот период были «классическая школа»
(Л.Уайт, Л.Урвик, Д.Муни, Т.Вулси) и «школа
человеческих отношений» (иногда ее называют
неоклассической) (М.Фоллет, А.Маслоу, Э.Мэйо,
У.Мэрфи), которая возникла в ответ на недостатки
классической школы.
Современный этап в развитии
науки государственного управления (50-годы
– до настоящего времени) начинается с
переосмысления достижений предшествующего
развития. В этот период в науке наблюдалось
стремление к созданию универсальных
теорий. Главное внимание уделялось изучению
взаимозависимостей, взаимосвязей ролей
в государственном управлении. Возникли
такие направления, как бихевиоризм, структурный
функционализм, системный и ситуационный
подход к научным исследованиям теории
и практики государственного управления.
Представители бихевиористского
направления (Г.Саймон, Д.Макгрегор, Ф.Герцберг,
Д.Томпсон, Д.Истон), утверждали, что, государственное
управление основывается на взаимоотношениях
между администрацией и органами, формируемыми
на основе народного волеизъявления, поэтому
в центре их внимания было изучение поведения
индивидов как избирателей.
В русле поведенческого подхода
разработано немало единиц анализа, которые
успешно применяются в государственном
управлении. Так, Г.Саймон ввел понятие
«решение» и разработал возможности его
использования, как в теоретическом, так
и в эмпирическом плане. Д.Трумэн разработал
концепцию «группы интересов», которая
используется для аналитических целей
в государственном управлении. Это группы
«с общими ценностями и установками, которые
выдвигают свои требования через государственные
институты или, напротив, предъявляют
требования к последним». Д.Спингер, не
отвергая идей бихевиоризма полностью,
предложил обратить внимание на изучение
самих государственных институтов.
В этот период в исследовании
проблем государственного управления
получают широкое распространение структурно-функциональный,
системный и ситуационный подходы (Р.Мертон,
Д.Истон, Г.Алмонд, Т.Парсонс, В.Томпсон).
Их представители обратили основное внимание
на факторы, направленные на интеграцию
и стабильность существующей системы
государственного управления.
Применение теории систем к
государственному управлению во многом
облегчило для руководителей задачу увидеть
всю организацию в единстве составляющих
ее частей, которые неразрывно взаимодействуют
с внешним миром. В настоящее время системный
подход является одним из самых влиятельных
направлений в теории государственного
управления.
Логическим продолжением теории
систем стал ситуационный подход, который,
используя возможности прямого приложения
науки к конкретным ситуациям и условиям,
внес важный вклад в развитие государственного
администрирования.
В популяризации теории государственного
управления большую роль играет ООН. Начиная
с 1967 г. под эгидой этой организации регулярно
проводятся международные совещания экспертов
по различным проблемам государственно-административного
управления. Кроме этого, в рамках ПРООН
сегодня осуществляется большая научно-исследовательская
работа с практическим уклоном, проводятся
сравнительные исследования методов государственного
администрирования, создается всемирный
банк данных о механизме государственного
управления, осуществляется подготовка
справочников и пособий по теории государственного
управления.
ООН придает большое значение
работе по обмену опытом между странами,
разработке мероприятий регионального
и межрегионального характера. Эксперты
регулярно дают оценку и делают обзор
административных возможностей государств,
разрабатывают модели современных реформ
в области государственного администрирования,
предлагают программы обучения и переподготовки
персонала.