Основные этапы эволюции теории государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 23:58, реферат

Краткое описание

Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Как только люди заселили землю и стали жить племенами, сразу же появилась потребность в искусстве управления. Еще первые представители человеческого рода, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины.

Оглавление

Введение 3
1. Основные этапы эволюции теории государственного управления 6
2. Основные теории исследования государственной службы 15
3. Государственная служба Российской Федерации 19
Заключение 24
Библиографический список 28

Файлы: 1 файл

Направления и основные теории исследования государственной службы.docx

— 68.61 Кб (Скачать)

Особенности правового положения и деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в перечисленных видах федеральной государственной службы, должны регулироваться самостоятельным федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Большинство современных исследователей считают, что именно с появлением работ В. Вильсона, Ф. Гуднау, М. Вебера можно говорить о начале первого этап в развитии теории государственного управления как самостоятельного научного направления.

Хронологические рамки данного этапа условно можно определить с 1880 по 1920 гг.

Начиная с 1900 г. изучение государственного администрирования становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы. В 1916 г. в Вашингтоне Роберт Брукингс учредил первый институт правительственных исследований (Institute of Government Research). Целью этой научно-исследовательской организации стала выработка системного аналитического подхода к государственной деятельности. Аналогичные исследовательские центры и институты стали появляться в Европе в 1920-1930-е гг.

Второй этап в развитии теории государственного управления продолжался с 1920 по 1950-е гг. Особенно большие успехи в эти годы сделали американцы, что объясняется рядом причин. В отличие от европейских стран в США высшие учебные заведения уже в тот период пользовались большой свободой в составлении учебных программ и выборе преподавателей. Они имели возможность экспериментировать, широко вводить новые курсы, одним из которых был курс теории административно-государственного управления, что способствовало развитию и распространению новой науки.

Напротив, в Европе (особенно во Франции, Великобритании) система обучения в те годы была излишне централизована, единообразие являлось правилом. Французский политолог Ж. Стейцель пишет: «Развитие отрасли науки, прежде всего, процесс социальный; для этого развития необходима определенная подготовленность известных слоев интеллигенции, преодоление противодействия, возникающего в силу простого существования других, уже сформировавшихся отраслей, с которыми новорожденная в будущем, возможно, станет конкурировать».

Существовал и другой благоприятный фактор, повлиявший на интенсивное развитие теории государственного управления именно в США. Американцы уже в те годы полагали, что наука административно-государственного управления и наука управления частными предприятиями могут и должны быть сближены. Курсы административной организации, управления персоналом, бюджетной техники, человеческих отношений, теории организации читались во многих учебных заведениях США как для тех, кто готовил себя к государственной службе, так и для тех, кто должен был пополнить в будущем кадры деловой администрации частного бизнеса.

Существовал и еще один фактор того же плана. Американцы всегда делали акцент на практическую значимость исследований государственного управления; их научные разработки содержали практические рекомендации, предлагали обоснованные проекты реформ. Такой утилитарный подход к изучению государственного управления позволял находить государственные и частные источники финансирования для проведения научных работ.

В 1920-1950-е гг. наиболее известными направлениями в теории государственного управления были классическая школа и школа человеческих отношений. Яркими представителями «классиков» являются А. Файоль, Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси.

Целью классической школы была разработка ведущих принципов организации профессионального государственного управления. Почти все «классики» исходили из идеи, что следование этим принципам приведет к успеху государственного администрирования в разных странах. Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах государственной деятельности. Они стремились взглянуть на организацию управления с точки зрения широкой перспективы, пытались определить общие характеристики и закономерности государственной организации.

При этом они достаточно удачно использовали теорию факторов или научного менеджмента, заимствованную из организации управления в бизнесе. Эта теория была разработана Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном и Г. Фордом, которые рассматривали управление как механизм, действующий в результате комбинации ряда факторов, с помощью которых можно добиваться определенных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах ресурсов. Все эти идеи были использованы «классиками» при изучении государственного администрирования.

Французский ученый А. Файоль является наиболее значительной фигурой в рамках классической школы управления этого периода. Его теория администрации изложена в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. Файоль возглавлял созданный им Центр административных исследований в Париже.

Разработанные классической школой принципы управления затрагивают два основных аспекта. Один из них – обоснование рациональной системы государственного управления, второй касается построения структуры организации.

В рамках классической школы система государственного управления предстает как регламентированная сверху донизу иерархическая организация линейно-функционального типа с четким определением функции каждой должностной категории. Следует подчеркнуть, что такая модель достаточно эффективна в условиях стабильной социальной среды и однотипных управленческих задач и ситуаций. Она до сих пор находит свое применение на различных уровнях государственного управления.

Еще одним влиятельным направлением в теории государственного управления была школа человеческих отношений. Она возникла в 1930-е гг., когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Движение за человеческие отношения во многом появилось в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. И поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической.

В сфере политического управления в этот период наиболее популярными были идеи кейнсианства. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики. Основу государственной политики, согласно кейнсианству, должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей.

Идеи кейнсианства и сегодня достаточно популярны и используются в государственном регулировании рыночной экономики.

Третий этап в развитии теории государственного управления начался в 1950-е гг. и продолжался до конца XX в. Наиболее влиятельными направлениями этого периода можно считать поведенческий, системный и ситуационный подходы.

Школа поведенческих наук несколько отошла от школы человеческих отношений, которая концентрировала внимание на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход отличается стремлением в большей степени оказать помощь государственным служащим в осознании своих собственных возможностей в государственных структурах на основе применения концепций поведенческих наук. Основной целью этой школы в самых общих чертах было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

В рамках поведенческого подхода ученые исследовали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и, авторитета в государственном управлении. Особенно популярным поведенческий подход был в 1960-х гг. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем.

Библиографический список

Нормативно - законодательные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 6-ФКЗ и от 30.12.2011 г. N 7-ФКЗ.

  1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 102-ФЗ

  1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года, N 58-ФЗ, в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ .

  1. Указ Президента Российской Федерации "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации Федеральным Государственным гражданским служащим" от 1 февраля 2005 года N 113,

 

Специальная литература

 

  1. Атаманчук Г.В. Государственной службе - научное обоснование. Государственная служба в Российской Федерации: Концепция, опыт, проблемы. - М.: РАУ, 2011.

  1. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. – М.: Юрист. 2005.

  1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2011.

  1. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации/Под общ. ред. С.В.Пирогова., рук. авт. кол. В.А. Сулемов. - М.: Издательство РАГС, 2012.

  1. Государственная служба в Российской  Федерации:  становление,  кадровое обеспечение:  Сб.  научн.  ст. / РАУ.  - М.:   Право. 2010.

  1. Государственная служба Российской Федерации: Диалог с обществом. – М.: Изд-во РАГС, 2011.

  1. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. - М.: Юркнига. 2010.

  1. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы. – М.: Дело и сервис. 2011.

  1. История отечественного государства и права 1 часть. Под редакцией Чистякова О. И. -  М.:  Просвещение. 2011.

  1. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: Юркнига. 2011.

  1. Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. – М.: МЮИ МВД России.  2010.

  1. Краснов Ю.К. История отечественного государства и права. - М.: Юрист. 2012.

  1. Мальцев  В.А.  Государственный служащий современного типа. -  Ниж. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2012.

  1. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник для вузов. Под ред. Киселева А.Ф. – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2011.

  1. Ноздрачев А.Ф. Госслужба: Учебник. – М.: Наука. 2012.

  1. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. - М.: Юрист. 2011.

  1. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России с древнейших времен до –  наших дней. Учебник. М.:  Проспект. 2011.

  1. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX веков. - М.: ИНФРА. 2012.

  1. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2010.

1 Мальцев  В.А.  Государственный служащий современного типа. -  Ниж. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2012.. С. 78.

2 Мальцев  В.А.  Государственный служащий современного типа. -  Ниж. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2012.. С. 85

3 Мальцев  В.А.  Государственный служащий современного типа. -  Ниж. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2012.. С. 96

4 Атаманчук Г.В. Государственной службе - научное обоснование. Государственная служба в Российской Федерации: Концепция, опыт, проблемы. - М.: РАУ, 2011. С. 45.

5 Мальцев  В.А.  Государственный служащий современного типа. -  Ниж. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2012. С. 74.

6 Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. - М.: Юрист. 2011. С. 62.

7 Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2007. С. 93.


Информация о работе Основные этапы эволюции теории государственного управления