Сущность жилищно-коммунального хозяйства и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 21:04, реферат

Краткое описание

Целью расчетно-графической работы является показать проблемы жилищно-коммунального хозяйства, выяснить причины их возникновения. Исходя из цели расчетно-графической работы, необходимо решить следующие задачи:
-теоретически изучить основные понятия ЖКХ;
-изучить структуру ЖКХ;
-проанализировать ситуацию состояния жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, дать оценку коммунальным предприятиям;
-выявить основные проблемы в этой сфере.

Оглавление

Введение
1.Сущность ЖКХ
1.1 Понятие жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Структура ЖКХ
1.3. Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства
2. Оценка состояния и проблемы жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края
2.1. Сфера обращения с отходами производства и потребления
2.2. Водоснабжение 15
2.3. Водоотведение 19
2.4. Электроснабжение 20
2.5. Теплоснабжение 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Принципы реформирования отрасли Жилищно.docx

— 45.81 Кб (Скачать)

На протяжении последнего десятилетия капитальный ремонт, модернизация и материально-техническое обеспечение объектов ЖКХ осуществлялось по остаточному принципу.

Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, проблема воспроизводства основных фондов жилищно-коммунального хозяйства не решена. В отрасли велики затраты и потери ресурсов, которые ложатся тяжким бременем на потребителей услуг и бюджет. По оценке специалистов, уровень надежности работы инженерных коммуникаций в Российской Федерации в десятки раз ниже, чем в европейских странах.

Высокий уровень износа оборудования и коммуникаций привел к лавинообразному росту числа аварий: если в начале 90-х годов в среднем по краю на 100 километров коммунальных сетей приходилось 80 аварий, то в последние годы без учета мелких аварий только на 100 километрах инженерных сетей водоснабжения и водоотведения произошло 112 аварий, при нормативно допустимом количестве - 30.

Планово-предупредительный ремонт коммунальных сетей и оборудования полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Сфера обращения с отходами производства и потребления.

На территории Ставропольского края согласно генеральным схемам очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований образуется более 7,2 млн. куб. м. твердых бытовых отходов.

От населения образуется 5,6 млн. куб. м. отходов, остальная часть от прочих потребителей. Только около 60 % отходов размещается на официально действующих полигонах и свалках.

В большинстве сельских населенных пунктах края система планово-регулярной очистки территорий не действует, отходы сжигаются или сбрасываются на несанкционированные свалки. Однако и в городских поселениях охват отходообразователей также не достигает 100%.

Большинство свалок представляют собой технологически несовершенные и экологически опасные объекты, которые не отвечают природоохранным и санитарным требованиям.

В крае имеется четыре лицензированных полигона твердых бытовых отходов (полигоны ТБО ООО «Арго» Ессентуки и Минеральные Воды, полигон ТБО в г. Лермонтове и в г. Невинномысске). (Приложение 6)

Осуществляется сортировка отходов в г. Ставрополе на полигоне ТБО ООО «Яр» и на мусоросортировочном заводе в г. Ессентуки, налажен сбор черного и цветного металлолома.

Из 762 населенных пунктов края планово-регулярная санитарная очистка осуществляется в 172 населенных пунктов края, что составляет 22,6 %.

Утвержденные нормы накопления отходов, разработанные в соответствии с действующими нормативными документами имеют 42 % муниципальных образований. В остальных муниципальных образованиях нормы накопления отсутствуют или требуют корректировки. Тарифы на вывоз твердых бытовых отходов не соответствуют экономически обоснованным расходам и значительно отличаются по муниципальным образованиям

Сбор, вывоз мусора в крае осуществляют 620 единиц специализированной техники, износ которой превышает 70%. Потребность  в специализированной технике составляет 280 единиц.

На территории Кавказских Минеральных Вод разработана "Концепция обращения с отходами производства и потребления особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" и "Комплексная схема санитарной очистки особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" в границах Ставропольского края, в основе которых сформирована система работы с отходами производства и потребления, определен состав необходимых производств по сортировке, переработке, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, схемы сбора и транспортировки отходов, определены места размещения межмуниципальных природоохранных объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Водоснабжение

Ставропольский край расположен в основном в полузасушливой зоне, которая не располагает в достаточном количестве собственными ресурсами поверхностных вод для всех видов хозяйственной деятельности. К надежным и полноводным относятся только реки Кубань и Терек, водные ресурсы которых могут быть использованы для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности на территории края через разветвленную многокилометровую сеть обводнительно-оросительных каналов

Водоснабжение 95 процентов потребителей Ставропольского края осуществляется из централизованных систем водоснабжения. Снабжение водой питьевого качества потребителей Ставропольского края осуществляется из 32-х групповых и  510 локальных водопроводов, общей протяженностью 16,8 тыс.километров. Водоисточниками водопроводов являются подземные и поверхностные воды.

Поверхностные воды обеспечивают 78 % подающейся населению края питьевой воды или 540,0 тыс.мЗ/сут.(Приложение 7). Из подземных вод населению края подается 146 тыс. мЗ/сут., обеспечивая только 22% потребности в воде

Существующими водозаборами, очистными сооружениями водопроводов подается в сеть питьевая вода в объеме 250,0 млн.м 3  в год.

Однако из-за того, что расчетный срок эксплуатации большинства систем водоснабжения истек, в летний период из-за возрастающего объема водопотребления имеет место дефицит подачи воды 20-30% потребителям края. В 44 населенных пунктах края, с населением 24 тыс.человек необеспеченно централизованное водоснабжение, население которых пользуется привозной водой.В 34 населенных пунктах Ставропольского края с населением 15,5 тыс.человек подается недостаточно очищенная питьевая вода.

Требуется реконструкция и развитие очистных сооружений водопровода с учетом увеличения их производительности в населенных пунктах: г.Ставрополь, г.Изобильный, г.Благодарный, г.Ипатово, г.Светлоград, с.Курсавка, с.Дивное и др. 

Общая протяженность бесхозяйных сетей водоснабжения в крае составляет– 1,2 тыс. км, которые находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что негативно отражается на обслуживании потребителей.

При существующей схеме финансирования, надёжность обеспечения питьевой водой потребителей края ежегодно снижается. Особенно это касается городов региона Кавказских Минеральных Вод и г.Ставрополя. Сорок процентов потребителей г.Кисловодска до настоящего времени получают воду по графику. Для обеспечения стабильной подачи питьевой воды потребителям, в необходимом объеме требуется реконструкция существующих систем водоснабжения их развитие с привлечением средств капвложений.

Подача воды г. Ставрополю, населенным пунктам Грачевского и Шпаковского районов Ставропольского края с населением общей численностью более 600 тыс.человек осуществляется из единственного источника - Сенгилеевского водохранилища.

Необходимость строительства новой системы водоподачи на базе Сенгилеевского водохранилища связана с наличием постоянной угрозы возникновения аварийных ситуаций на существующей системе из-за активных оползневых подвижек грунта склонов всей юго-восточной части Сенгилеевской котловины.

Существующая схема водоснабжения потребителей запроектирована с учетом расположения источников водоснабжения. Кроме того, рельеф местности не позволяет использовать самотечный режим, поэтому на пути до потребителя находятся насосные станции первого, второго, третьего подъема, а также станции подкачки, т.е. одна и та же вода проходит через несколько насосных станций, чем обусловлена 20% доля затрат на электроэнергию. В этой связи, затратный механизм на предоставление услуги водоснабжения в таких районах достигает от 50 рублей за 1 м3, до 100 рублей. Это основные объективные причины дорогой воды в Ставропольском крае, в отличие от Краснодарского края, где почти 100 % локальных источников находятся в границах муниципального образования.   Другой категорией причин высокой стоимости воды являются: потери воды по причине 80% износа сетей, устаревшего насосного оборудования, наличия специализированной техники со сроком эксплуатации более 12 лет, налогооблагаемого бремя, роста  цен на электроэнергию,  отсутствие средств на внедрение новых технологий, позволяющих сокращать материальные и трудовые затраты.

Плата, которая взимается  сегодня с  населения за услуги водоснабжения и водоотведения  не может полностью покрыть всех затрат на модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства. Собственных источников финансирования для капитальных вложений у предприятий и органов местного самоуправления не хватает. Привлечение внешних источников инвестирования проблематично из-за отсутствия у частных инвесторов желания осуществлять вложения в отрасль с низкой рентабельностью и жестким регулированием тарифов. Значительное отставание учитываемой стоимости основных средств от реального уровня цен затрудняет накопление в необходимых объемах амортизационных средств и обеспечение своевременного обновления основных средств, осложняет выработку необходимых решений по ускорению воспроизводственного процесса, становится зримым препятствием при активизации инвестиционных процессов.

 

2.3. Водоотведение

В Ставропольском крае слабо развита система канализации и очистки сточных вод ввиду долговременного несбалансированного прироста водопроводных и канализационных систем. Общая протяженность канализационных сетей составляет около 2,2 тыс. км. (Приложение 15). Очистные сооружения канализации (28 комплексов) имеют общую производительность 572,0 тыс. мЗ в сутки.

Системы канализации расположены в основном в городах и районных центрах. С учетом сроков эксплуатации степень износа канализационных систем  по краю составляет около 60 %.

Системы канализации в основном недозагружены, протяженность канализационных сетей в городах составляет 40-45% от протяженности водопроводных сетей. В г.Нефтекумске, г.Изобильный, с.Новоселицкое отсутствуют очистные сооружения канализации, соответственно сточные воды сбрасываются на поля фильтрации. При этом в районных центрах края с.Летняя Ставка, с.Левокумское, с.Степное отсутствуют коммунальные системы канализации. В сельских населенных пунктах практически отсутствуют централизованные системы канализации. Общая протяженность канализационных сетей в селах равна 310 км., в результате загруженность большей части районных очистных сооружений канализации составляет -10-15%. Преобладающая часть жилого фонда сел пользуется водопроницаемыми выгребами. Неочищенные сточные воды сбрасываются в поверхностные водные объекты или фильтруются в нижерасположенные водоносные горизонты, что является одним из основных источников загрязнения водных ресурсов.

По краю 10% или 220 км канализационных сетей от общей протяженности  нуждается в замене. В  2008 году заменено только 4,6 км сетей, что составляет 0,2% от общей протяженности, при минимальном нормативе по замене сетей - 4 %.

Высокая стоимость услуг канализации обусловлена аналогичными факторами, как и по водоснабжению. Для снижения затрат необходимо развитие инфраструктуры  внутри поселений с целью загрузки существующих ОСК до проектной мощности и приведение в надлежащее состояние ливневых канализаций, принадлежащих муниципалитетам, во избежание попадания ливневых вод в системы канализации, что увеличивает несанкционированный объем очистки и соответственно затраты очистных сооружений канализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Электроснабжение.

Общая установленная мощность существующих трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий коммунальной электроэнергетики составляет 1696,5 МВт. Установленная мощность объектов электроэнетгетики, обслуживающих насление и находящаяся на балансе филиалов ОАО «МРСК Северного Кавказа»- «Ставропольэнерго» составляет 1331,1 МВт. Кроме этого, на потребительских подстанциях установлена мощность 774,2 МВт

Анализ использования установленной мощности выявил «узкие места» по отдельным предприятиям коммунальной электроэнергетики, оказывающие негативное воздействие на развитие муниципальных образований.

В городах Ставрополь (Юго-Западный район), Михайловск величина установленной мощности  силовых трансформаторов в ближайшей перспективе не позволит обеспечить присоединение новых потребителей, предоставление электроэнергии необходимого качества и обеспечит нормативный уровень резервирования электроснабжения потребителей первой и второй категории надежности. По остальным предприятиям коммунальной электроэнергетики критического дефицита мощности анализом не выявлено

Технологический расход электроэнергии (потери) при ее передаче по электрическим сетям в целом по отрасли превышает норматив. Так, нормативные потери электроэнергии в 2007 году составляли 420,1 млн. кВт.ч., а фактические потери электроэнергии составили 457,5 млн. кВт.ч., то есть превышение норматива составило более 8%.

Существующее финансирование производственных планов по обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи не позволяет выполнить в полном объеме предусмотренные нормативными документами регламентные работы. Суммарные затраты (текущий ремонт, капитальный ремонт, реконструкция) на 1 км воздушных линий  в 2007 году составили 2,2 тыс. руб., при том что в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей только на капитальный ремонт 1 км воздушных линий электропередачи должно было быть направлено не менее 5 тыс. руб.

Информация о работе Сущность жилищно-коммунального хозяйства и ее проблемы