Сущность и эволюция сетевых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить сущность сетевых организаций и проследить их эволюцию в России и в мире.
Задачи данного исследования:
Раскрыть сущность понятия сетевой организации;
Проследить эволюцию сетевых организаций;
Рассмотреть свойства и связи в сетевой организации;
Охарактеризовать виды сетевых организаций;
Изучить историю сетевых организаций в России (на примере компании).

Оглавление

Введение 3
I) Понятие и специфика сетевых организаций 5
1) Понятие сетевой организации 5
2) Свойства сетевой организации 8
3) Связи в сетевой организации 11
II) Виды сетевых организаций 13
1) Общая характеристика разновидностей сетевых организаций 13
2) Стабильная сеть 14
3) Внутренняя сеть 16
4) Динамическая сеть 17
III) Пример сетевых организаций в России 19
1) История сетевых организаций в Росси 19
2) Компания «Herbalife» – первая сетевая организация в России 21
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 
 

Кафедра гостиничного и туристического менеджмента 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: «Сущность и эволюция сетевых организаций» 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студентка 2-го курса 
                группы 205-М Новаковская Е.С.

                   Руководитель: Полякова Т.В. 
               
               
               

Волгоград 2011

 

    План: 

    Введение               3

  1. Понятие и специфика сетевых организаций        5
    1. Понятие сетевой организации          5
    2. Свойства сетевой организации          8
    3. Связи в сетевой организации         11
  2. Виды сетевых организаций         13
    1. Общая характеристика разновидностей сетевых организаций   13
    2. Стабильная сеть           14
    3. Внутренняя сеть           16
    4. Динамическая сеть          17
  3. Пример сетевых организаций в России       19
    1. История сетевых организаций в Росси       19
    2. Компания «Herbalife» – первая сетевая организация в России   21
 

 Заключение 

 Список использованной литературы

 

    Введение 

    В последние десятилетия ответом  организации во всём мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компании («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур – сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды. Вместе с тем эффективность сетевых организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими.

    Развитие  сетевых организаций началось в 1980-х годах, когда международная конкуренция и быстрые технологические изменения вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях. В рамках общей тенденции к дезинтеграции руководители экспериментировали с различными организационными структурами. Вместо того чтобы использовать оперативные календарные планы и передачу информации о ценах для координации деятельности внутренних подразделений, они обратились к контрактам и другим соглашениям для объединения внешних компонентов в различные типы сетевых структур.

    Развитие  происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем больше возможностей для её неправильного использования. Проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочёты в организации, приводит к тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.  

    Цель  работы: изучить сущность сетевых  организаций и проследить их эволюцию в России и в мире.

    Задачи  данного исследования:

    1. Раскрыть сущность понятия сетевой организации;
    2. Проследить эволюцию сетевых организаций;
    3. Рассмотреть свойства и связи в сетевой организации;
    4. Охарактеризовать виды сетевых организаций;
    5. Изучить историю сетевых организаций в России (на примере компании).

    Объектом  данного исследования выступают  сетевые организации. Предметом  – эволюция сетевых организаций

 

    1. Понятие и специфика сетевых организаций
 

    1. Понятие сетевой  организации

    Суть  сетевых организаций очень проста – отсутствие единого управляющего органа и множественность центров  управления. Могут существовать консультационные советы руководителей ячеек или какие-то временные координационные структуры.

    Обычным для сетей является образование  временных сообществ, создаваемых  для решения конкретной задачи и  самоликвидирующихся после ее выполнения. В результате отношения в организации  пронизываются множеством сложных связей. Участник организации может в одном случае быть руководителем своих руководителей в каком-то другом деле или равноправным с ними в третьем вопросе. Небольшие первичные ячейки нередко специализируются на какой-то задаче, например, добывании информации, анализе, обеспечении безопасности, связи и так далее.

    В самом общем значении сеть представляет собой свободную гибкую коалицию, управляемую из единого центра, который  берет на себя выполнение таких важных функций, как образование альянсов и управление ими, координация финансовых ресурсов и технологий, определение сфер компетенции и стратегии, а также соответствующие вопросы менеджмента, развитие отношений с потребителями и управление связывающими сеть воедино информационными ресурсами.1

    В более широкой трактовке сетевой  организации, выходящей на уровень  конечных потребителей, подчеркивается, что в данной коалиции взаимозависимых  специализированных экономических  единиц со своими целями (независимых  фирм и автономных организаций), действующих без иерархического контроля, задействованных в системе «с общими целями, через многочисленные горизонтальные связи, взаимную зависимость и обмен».2

    Таким образом, сетевые организации – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы, в которой ключевым является информационный ресурс, и наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети.

    Особенность сетевой структуры – ее ориентация на использование активов партнеров по созданию потребительской ценности вместо сосредоточения всех необходимых активов внутри одной фирмы. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур. Первыми исследователями, наиболее четко описавшими сетевые формы организации крупного бизнеса, были Р.Майлз и Ч.Сноу.3 Они предложили классификацию сетевых структур, в которой выделили 3 основные формы: внутреннюю, стабильную и динамическую.

    Сферы применения сетевых структур (по Майлзу и Сноу):

    – внутренние и стабильные сети наиболее приемлемы в зрелых отраслях, где требуются высокие капитальные вложения;

    – динамические сети более подходят для низкотехнологичных отраслей с короткими циклами разработки продуктов и для развивающихся высокотехнологичных отраслей (например, электроника и биотехнология).

    Внутренняя  сеть предполагает, что корпорация сохраняет свои размеры, границы  и число входящих в нее компаний, однако вводит во внутрифирменную среду  рыночные механизмы. То есть внутренние подразделения компании начинают работать по рыночным, а не по трансфертным ценам и могут продавать продукцию фирмам, не входящим в корпорацию.

    В результате эффективность их деятельности растет, поскольку они ориентированы на самостоятельный бизнес, а не на стабильный заказ от материнской фирмы, которая теперь сравнивает цены своих внутренних и внешних поставщиков.

    Стабильная  сеть отличается тем, что центральная  фирма контролирует несколько наиболее важных активов, которые определяют конкурентоспособность компании в той или иной сфере бизнеса. Остальные активы она получает за счет тесного сотрудничества со своими постоянными партнерами (дистрибьюторами, поставщиками и т.п.). Например, в BMW любой внутренний вид деятельности – кандидат на замену сторонним заказом, а компания контролирует лишь разработку новых материалов, технологий, электроники и фундаментальные исследования в смежных областях. Преимущество этого типа сети – в стабильности, согласованности, ориентации на единую цель благодаря сильной взаимозависимости партнеров. Её недостаток – минимальная гибкость, невозможность быстрой замены партнера и переориентации на производство другого продукта.

    Динамическая  сеть построена на максимальном выносе активов за пределы стержневой фирмы, которая контролирует только один-два важных актива, а иногда не имеет даже их, а лишь координирует информационные и денежные потоки. Всю деятельность по созданию продукта и его реализации стержневая фирма (брокер) передает своим партнерам, которые могут оперировать не только на данном рынке, но и на смежных рынках. Тем самым сеть достигает максимальной гибкости, сетевые деятели могут легко переориентироваться на другие рынки, а фирма-брокер может найти новых партнеров. Такие сети распространены в отраслях, для которых характерно кардинальное изменение спроса в течение короткого промежутка времени (как правило, это отрасли, на которые влияет мода).

    Исследователи, изучая распространение сетевых  форм организации бизнеса, выделяют несколько их преимуществ. Таковым преимуществом является, например, единая ассортиментная политика для каждого формата (например, в торговле, супермаркет, минимаркет, гипермаркет и т.п.). При этом наряду с рассмотренными выше показателями эффективности сетевого бизнеса можно выделить дополнительные параметры. Во-первых, необходимо принять во внимание, что в структуре затрат на производство и реализацию продукции доля условно-постоянных расходов у сетевого, как правило, меньше, чем в несетевых на 5 - 15%. Во-вторых, у сетевых структур на 3 - 5% меньше доля расходов на рекламу при выходе на новые рынки. В-третьих, сетевой бизнес имеет на 60% больше средний доход и на 8% больше загрузку площадей. Как правило, стоимость бизнеса в целом при наличии сетевого бренда повышается в среднем на 30%.4 

    2. Свойства сетевой  организации

    Сетевые организации отличаются от организаций  других типов рядом признаков. Во-первых, фирмы, использующие старые организационные  структуры, предпочитают располагать  всеми ресурсами, необходимыми для  производства определённой продукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи.

    Во-вторых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы – не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определённое место в ценностной цепи.

    В-третьих, хотя подрядные сетевые организации  были частным явлением, многие недавно  разработанные сети предполагают более  действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

    В-четвёртых, в ряде отраслей, число которых  постоянно растёт (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

    Хотя  сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм, стабильные, динамичные и внутренние сети включают в себя элементы разных организационных структур как базовых составляющих новых форм. Например, функционально организованная фирма может вступить в союз с определёнными дистрибьюторами или продавцами продукции, чтобы сосредоточиться только на той деятельности, для которой у неё имеются необходимое оборудование и техническое оснащение. Результатом этих изменений может стать стабильная сетевая организация: фирма-ядро объединяется с ограниченным числом тщательно отобранных партнёров. Напротив, крупная матричная многонациональная организация, состоящая из различных проектных, производственных и торговых единиц, может решить заменить централизованное ценообразование отношениями купли-продажи между своими подразделениями со свободным установлением цен. Результатом станет тип сети, называемый «внутренним рынком». Наконец, в некоторых отраслях быстрые технологические и рыночные изменения могут побудить дивизиональные организационные структуры перейти к форме динамичной многоструктурной сети проектантов, поставщиков, производителей и продавцов, которые владеют активами. Это оказалось наиболее характерным в последние два десятилетия для издательских фирм.

Информация о работе Сущность и эволюция сетевых организаций