Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:41, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть современные предпринимательские организации и исследовать их особенности. В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие и содержание предпринимательской организации;
- изучить порядок учреждения предпринимательских организаций;
- охарактеризовать культуру предпринимательских организаций;
- выявить проблемы университетов в общеевропейском контексте;
- раскрыть понятие и содержание предпринимательского университета.
Введение
1. Предпринимательские организации: понятие, содержание, особенности
1.1 Понятие и содержание предпринимательской организации
1.2 Порядок учреждения предпринимательских организаций
1.3 Культура предпринимательских организаций
2. Университет как предпринимательская организация
2.1 Проблемы университетов в общеевропейском контексте
2.2 Предпринимательский университет: понятие и содержание
Заключение
Список использованной литературы
Опыт успешного развития европейских и российских университетов показывает, что в современных условиях глобального, с высоким уровнем конкуренции научно-образовательного рынка нет альтернативы коммерциализации образовательной деятельности и научных исследований, а, следовательно, предпринимательскому стилю работы. В миссии голландского университета Твента записано: «Университет Твента это университет, который предлагает образовательные программы в области технологий и социальных наук. Мы характеризуем сами себя как предпринимательский университет, направляющий наши усилия в области образования и научных исследований на обеспечение выгоды общества в целом. Предпринимательское отношение пронизывает весь университет от студентов до профессоров. Это состояние ума, интеллектуальный подход к науке и обществу, который позволяет нам быстро отвечать на новые вызовы и воспринимать новые идеи».17
Словосочетание «предпринимательская организация» является принятым в литературе по современному менеджменту термином, обозначающим один из способов внутреннего устройства организации любого вида.18 Разумеется, использование данного термина применительно к университету не означает отождествление университета с другими видами организаций, т.е., например, с производственным или торговым предприятием. Термин «предпринимательская организация» указывает на тип связей внутри организации и на способ управления, а не на функцию организации или на тип организации по Гражданскому Кодексу РФ (коммерческая или некоммерческая). Этот термин является символом перехода к новой парадигме организации и управления развитием университета, которая позволяет ему активно развиваться в новых условиях.
Теоретические разработки сущности предпринимательства дают все основания оперировать этим понятием по отношению к деятельности университетов. Предпринимательство конституируют три необходимых элемента: организационное действие; инициирование изменений; денежный доход как цель и критерий успеха. Предпринимательское действие характеризует особая рациональность, связанная с работой в условиях заведомо неполного знания и активного освоения новой информации, тесно переплетенная с интуитивными началами.19 Инновационный характер предпринимательства подчеркивают работы Л. Мизеса, Ф. Хайека, Г. Шмоллера, Ф. Тоссига, Й. Шумпетера, П. Дракера. Так, Шумпетер помещает предпринимателя в центр процесса экономического развития, определяет предпринимательство как осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли и выделяет особую предпринимательскую функцию – осуществление новых комбинаций факторов производства. Акцент на инновационность как главный критерий предпринимательства также присутствует у В. Зомбарта20 и М. Вебера21 (нацеленность на инновацию отделяет предпринимателя, согласно первому, от «мещанина», второму – от «бюрократа»). Изначально инновационный (предпринимательский) характер деятельности менеджера, ориентация на постоянный поиск новых более эффективных способов организации деятельности подчеркивает П. Дракер22. Это принципиально отличает работу менеджера от администратора в веберовском понимании и бухгалтера, которые по определению не склонны к инновационной деятельности и работают в режиме выполнения установленных правил. Инновационное содержание деятельности менеджера связано с поиском, активизацией, развитием и рациональным использованием ресурсов, необходимых организации. Другими принципиальными характеристиками предпринимательской деятельности выделяются финансовый, психологический и социальный риск (Р. Хизрич23); перемещение экономических ресурсов из области низкой производительности и прибыльности в области высокой рентабельности и производительности (Ж.Б. Сэй24), «создание клиента» (П. Дракер), действие в условиях ограниченной информированности.
Под «предпринимательской организацией» применительно к университету мы понимаем:
1)
организацию, базирующуюся в
2) экономически эффективную организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью и опирающуюся в первую очередь на свои собственные возможности;
3)
либеральную организацию с
4)
организацию, в которой
5)
организацию, у руководства
6)
организацию, которая
Сложившаяся
же в течение десятилетий
Характерно, что ранее других функциональных составляющих университетской деятельности новые формы стала приобретать наука. Это было обусловлено, по-видимому, тем, что с самого начала рыночных реформ она была поставлена в «режим выживания», а также слишком очевидной потерей надежды на возобновление стабильного государственного финансирования в будущем. Кроме того, на Западе к этому времени был уже накоплен значительный опыт коммерциализации науки. Этот опыт выражался в большом числе теоретических публикаций по трансферу технологий, а также в практическом создании университетских технопарков и инкубаторов технологий. Поэтому уже с начала 90-х годов наиболее мобильная и активная часть университетского сообщества активно занимается организацией коммерциализации результатов научных исследований. При университетах создаются инновационно-технологические центры, малые наукоемкие предприятия (spin-off). Активно изучается западная литература, печатаются оригинальные российские работы по теории и практике трансфера технологий27. Ведется соответствующая подготовка кадров малых форм предприятий в научно-технической сфере. Именно в связи с необходимостью финансового обеспечения научных исследований университетские преподаватели быстро освоились в системе конкурсного распределения финансовых ресурсов, активно включились в конкурентную борьбу за гранты. Приводя в качестве примера успешной деятельности в этом направлении деятельность Нижегородского государственного университета, являющегося одним из крупнейших вузов России и основывающегося на стратегии активного саморазвития в новых условиях, следует сказать, что ННГУ также создал соответствующую инфраструктуру коммерциализации науки и технологий в виде крупного Инновационно-технологического центра. Кроме того, для проработки теоретических и практических вопросов коммерциализации результатов научных исследований и соответствующей подготовки кадров технологического менеджмента в ННГУ создана кафедра трансфера технологий и предпринимательства в научно-технической сфере. Центр по международному научному и технологическому сотрудничеству обеспечивает методическую и организационную поддержку международного трансфера технологий на основе участия российских ученых в Рамочной программе Комиссии Европейских сообществ. Ясно, что вся эта предпринимательская деятельность по организации научных исследований на новых основах не вписывается в рамки бюрократического подхода.
Разработка новых организационных основ коммерциализации образования несколько задержалась в своем развитии, поскольку университеты вначале пошли по обычному экстенсивному пути. Расширялся платный набор на существующие факультеты, открывались новые, построенные на традиционных организационных принципах факультеты, обеспечивающие подготовку по требуемым рынком специальностям. Однако уже во второй половине 90-х годов такой подход стал неэффективным. Традиционные кафедры и факультеты исчерпали свой административный ресурс. Деканат классического факультета, руководители кафедр традиционно отвечают за реализацию широкого круга учебной, методической и научной деятельности. Они оказались не в состоянии выполнять тот резко возросший объем дополнительной управленческой работы, который к тому же стал требовать полной отдачи в условиях самофинансирования и конкурентной борьбы. Кроме того, новые междисциплинарные образовательные задачи, как правило, требуют тесного взаимодействия разных подразделений университета. Каких-то административных структур, которые в качестве повседневной работы были бы в состоянии принять на себя осуществление координации между подразделениями по многим организационным направлениям, в университетах просто не существовало. В Нижегородском государственном университете, чтобы восполнить этот значительный пробел в системе управления университетом, было признано целесообразным создание особых административных групп, осуществляющих организацию учебного процесса на проектных принципах, привлекая для этих целей любых требуемых преподавателей и сотрудников как, в первую очередь, из университета, так и, при необходимости, из других организаций. Главная цель создания таких групп, разумеется, состояла в интенсификации труда уже имеющегося учебно-научного и вспомогательного персонала университета и повышения эффективности использования существующих материальных ресурсов. Первым крупным успешным примером применения рассматриваемого подхода в Нижегородском университете было создание подразделения, получившего впоследствии название факультет управления и предпринимательства. На этих же принципах в ННГУ созданы центр дистанционного обучения, центр дополнительного профессионального образования, подготовительный факультет, ряд новых кафедр университета. Все указанные подразделения создавались на принципах проектной организации, в настоящее время функционируют на основе полного самофинансирования, в основном используют профессорско-преподавательский состав других подразделений университета и, что главное, обеспечивают значительный рост материальной базы университета в целом. Таким образом, традиционная вертикальная университетская организационная структура была дополнена горизонтальными связями, поддерживающими функционирование образовательных проектов (сетевая структура). Конкретной формой предпринимательской организации университета в данном виде деятельности стал проектно-ориентированный университет28
Переходя к региональному развитию, следует также сказать, что в рамках уже упомянутых выше трех направлений помощи региону (предоставление рабочих мест, технологическое развитие, переподготовка) университет должен найти конкретные формы взаимовыгодного сотрудничества. Продолжая пример Нижегородского госуниверситета, отметим, что и здесь в основу могут быть положены принципы проектной организации. Так, например, университет выиграл и осуществляет проект по программе Темпус-Тасис по институциональному строительству в сельском хозяйстве Нижегородской области.29 Важнейшим направлением взаимодействия с регионом стал масштабный проект по созданию в районах области инновационных факультетов дистанционного обучения, который финансируется местными администрациями, а также за счет частичной оплаты за обучение.
В завершение обсуждения принципов предпринимательской организации деятельности университета коснемся еще одного важного в социальном плане аспекта – осознания своей новой функции и статуса сотрудниками университета. Совершенно очевидно, что интенсивное «интрапренерство» университетского преподавателя в настоящее время не имеет ничего общего со спокойной жизнью профессора или доцента университетской кафедры двадцать-тридцать лет назад. В то время при стабильном и уравнительном государственном финансировании труда преподавателя-ученого можно было успеть и лекции читать, и научные статьи писать, и немного по хоздоговору подрабатывать. При этом даже административная деятельность по заведованию кафедрой или руководству факультетом не отнимала слишком много времени. При интрапренерском стиле работы резко возрастает необходимость в специализации. Потребуется пройти еще большой путь, чтобы российское университетское сообщество осознало, что невозможно предъявлять единые требования ко всему основному персоналу предпринимательского университета вне зависимости от их функций и должностей.
Заключение
В заключении автор курсовой работы на тему «Предпринимательские организации и их особенности» сделал следующие выводы.
Первое. Глобализация бизнеса, формирование стратегических альянсов, сетей из компаний, информационные сети позволяют создавать «лучшую во всех отношениях» организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на мировом уровне, что невозможно достичь в отдельно взятой компании. В результате достигается и более высокая эффективность производства, возникает обстановка взаимодоверия и взаимоответственности. Партнерство здесь менее формально. Компании соединяются вместе для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые для отдельно взятых компаний не существуют.
Предпринимательские организации ориентированы на рост в краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе и больше рассчитывают на имеющиеся возможности. Предпринимательская организация с позиций структурного взгляда на нее представляет собой перевернутую пирамиду, в основании которой находится руководство этой организации.
Второе. Создание предпринимательской организации состоит из двух стадий: подготовительная и государственная регистрация. На подготовительной стадии разрабатывается локальная нормативная модель предпринимательства, воплощаемая в учредительных документах – уставе и (или) учредительном договоре. Учреждение предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, ограничивается второй стадией – государственной регистрацией.
Третье. Культура предпринимательства в целом зависит от многих элементов, составляющих такое понятие как культура, а именно от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и др.
Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательский успех.
Четвертое. Кризис современного университета заключается в обострившемся в новых социально-экономических условиях противоречии между тремя его основными функциями: дорогостоящими научными исследованиями, необходимостью массового образовании людей и грузом решения региональных проблем. Как в России, так и в европейских странах кризис университетов порожден объективно существующими противоречиями между известными глобальными социально-экономическими изменениями в мировом сообществе и способностью университетов в их нынешней организационной форме отвечать новым вызовам.
К основным проблемам университетов в общеевропейском контексте можно отнести: сокращение государственного финансирования; ослабление финансирования материальной базы университетов для научных исследований; демографические процессы в промышленно развитых странах; обострение конкуренции системы образования; давление рынка, диктующего содержательные изменения спроса на образование; политика государств и европейского сообщества, направленная на выравнивание уровней экономического развития регионов; давление властных структур (регионализация).
Пятое. Опыт успешного развития европейских и российских университетов показывает, что в современных условиях глобального, с высоким уровнем конкуренции научно-образовательного рынка нет альтернативы коммерциализации образовательной деятельности и научных исследований, а, следовательно, предпринимательскому стилю работы.
Информация о работе Современные предпринимательские организации, их особенности