Современные направления развития теории организации. Система управления организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматривается организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создающая условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей.

Оглавление

1. Введение………………………………………………….. 2
2. Современные требования к организациям………………… 3
3. Анализ направлений развития организационной науки.. 12
• Реинжиринг
• Концепция внутренних рынков корпораций
• Теория альянсов
• Концепция экологически осознанного
руководства предприятием
4. Новые направления развития организаций………… 22
5. Заключение……………………………………………. 25
6. Список литературы…………………………………… 29

Файлы: 1 файл

Современные направления развития теории организаци.docx

— 56.82 Кб (Скачать)

Фактором, в значительной степени ускоряющим формирование альянсов, стала глобализация делового мира. Если компании необходимо выйти на новый рынок, приходится входить в альянс с партнером, у которого на этом рынке уже имеются прочные позиции. В ходе заключения подобных соглашений стороны договариваются об использовании производственных мощностей, технологий, эффекта масштаба, информационных сетей и о других аспектах бизнеса в обмен к доступу на новый рынок.

Причины, побуждающие компании вступать в альянсы, часто очень  просты:

 сокращение издержек;

получение новой технологии;

доступ на новый рынок;

 разделение рисков;

 взаимное обучение.

Последнее обстоятельство - стремление учиться друг у друга - заслуживает особого внимания. В настоящее время способность учиться, как критический фактор успеха во многих отраслях часто играет более важную роль, чем физические активы, доля рынка или владение патентами. Способность быстро приобретать необходимые знания и трансформировать их в продукцию и услуги, а также порождать свои собственные знания, относящиеся к бизнесу, становится сейчас важнейшим условием успеха. Но поскольку новые знания все чаще обнаруживаются за пределами компании, то основным оружием в конкуренции становится способность создавать альянсы на основе знаний.

Для российской экономики  стратегические альянсы - относительно новая форма интеграции ресурсов партнеров для достижения общих целей. Они потенциально так же актуальны, как и для ведущих отраслей западных стран. Но в количественном отношении отечественные компании существенно отстают по числу заключенных партнерств. Если в европейских странах насчитывается не менее 800 межкорпоративных образований, то в российской экономике их на порядок ниже. Недостаточная развитость стратегических альянсов объясняется в первую очередь условиями и особенностями экономического развития. В зарубежных странах накоплен значительный практический опыт создания альянсов и имеются многочисленные исследования, обобщающие практику. Что же касается российских условий, то реформирование экономики в 90-е годы XX века позволило лишь создать предпосылки для образования простейших форм стратегических альянсов.

Однако более важные причины  неразвитости альянсов связаны не столько  с экономическими, сколько с поведенческими факторами. Дело в том, что одним  из основополагающих условий их образования  является выстраивание партнерских отношений на доверительной основе. Стратегические альянсы - наиболее сложный тип союзов. Менеджерам, работающим в них, необходимо внимательно относиться к балансу интересов компаний, которые они представляют, и самих альянсов. Это требует большого дипломатического таланта, умения смотреть на вещи глазами партнера, понимания мотивации. В этом отношении российский бизнес действует в русле объективных процессов консолидации компаний и налаживания партнерских отношений, поиска совместных проектов. Но российские компании, только недавно закончившие процесс первоначального накопления капитала с его корпоративными конфликтами, экономической и административной борьбой за передел собственности и контролем над ресурсами, в ментальном плане еще не готовы в полной мере к выстраиванию сложных, доверительных отношений, составляющих основу стратегических альянсов.

Стратегические альянсы  являются важным средством повышения  конкурентоспособности компаний. По сути, альянсы представляют собой долгосрочные соглашения между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния. Стратегические альянсы в XXI веке превратятся в важнейшее оружие конкурентной борьбы, возможно, они приведут к созданию новых форм организации корпораций.

4. Концепция экологически осознанного руководства

• Концепция «экологически  осознанного руководства» предприятием. Ее основой является рассмотрение предприятия  как экологической субсистемы и, следовательно, как части природного кругооборота. В данном случае в центре внимания оказываются экологические процессы. Важнейшими целями предприятия как экологической субсистемы следует считать:

защиту ресурсов (получение  на входе в субсистему экологически проверенных ресурсов и их экономное расходование);

ограничение выбросов (т.е. предотвращение или уменьшение утечки вредных веществ  в окружающую среду на выходе из субсистемы);

сокращение отходов (снижение их количества, переработка и повторное использование;

производство безвредных продуктов, т.е. таких продуктов, которые  на протяжении их жизненного цикла  являются ресурсо-сберегающими, не наносят вреда окружающей среде(отсуствие вредных выбросов и отходов), обладают низкой долей риска.

Осуществление «экологически  осознанного» руководства предприятием требует соответствующих систем управления на нормативном, стратегическом и оперативном уровнях. На нормативном уровне основную роль играют правила экологического поведения, определяющие общие обязанности предприятий по выполнению экологических требований. На стратегическом уровне можно использовать различные системы. Важно, чтобы новые экологические цели были интегрированы в уже применяемые системы планирования, руководства и контроллинга. На оперативном уровне используется целый ряд систем и инструментов, важнейшими из которых являются расчет потоков материалов и энергетических потоков, бухгалтерский учет отходов, а также экологические показатели и индикаторы, с помощью которых измеряется и контролируется экологическая эффективность деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые направления  развития организаций

Современная мировая экономика  является глобализирующейся, что выражается в усиливающейся конкуренции  и кооперации всё большего числа  субъектов хозяйствования стран  с другими субъектами хозяйствования в мире.

Конкуренции за лучшее удовлетворение спроса – за производство лучших по соотношению цены и качества товаров и за лучшее исполнение функций по производству товаров и предоставлению услуг для членов общества, обладающих платежеспособным спросом.

Стандартизация производимых и потребляемых товаров и услуг  в различных странах в последние десятилетия выросла.

Стоимость перевозки товаров  между странами и стоимость связи  сильно снизились.

В результате каждый хозяйствующий  субъект все меньше обладает естественной монополией на некоторой территории на производство и реализацию своих товаров и услуг просто в силу того, что сам находится на этой территории.

Значительная часть спроса (как потребительского, так и производственного) в России удовлетворяется за счет импорта.

Основным источником доходов  для оплаты импорта является экспорт  природных ресурсов (прежде всего, энергоресурсов и металлов).

Большинство товаров, импортируемых  в Россию, не имеют аналогичных по цене и качеству продукции производств в России.

Большинство существующих в  России производств сохранилось  в постсоветское время вследствие недостаточной её включённости в  конкуренцию в мировой экономики, а также по причине низкой оплаты издержек на воспроизводство изнашиваемых основных средств, которые ветшали и не обновлялись.

Многие производимые в  России товары отставали и отстают  по качеству от импортных аналогов. При этом производственные мощности, на которых производятся эти товары, сильно устарели, как с технологической, так и с физической точки зрения.

Технологическое отставание приводит к тому, что российские товары неконкурентоспособны не только по качеству, но и по цене, даже несмотря на то, что при при их производстве имеют меньшую цену на энергию  и труд.

Физический износ основных средств приводит к повышенным расходам на поддержание их работоспособности.

Существование индустриального  сектора в России будет всё  менее экономически эффективным, но будет сохраняться его социальная роль – сохранение занятости населения.

Выполнение им данной роли будет требовать всё большего объёма перераспределения доходов от экспорта сырья в его пользу, поскольку издержки на сохранение индустриального сектора будут расти. В то же время значимого роста объёма сырьевых доходов происходить не будет.

Рост издержек на сохранение индустриального сектора приведет к усилению егно неконкурентоспособности, дальнейшему сокращению или даже прекращению деятельности в ряде отраслей индустриального сектора.

Одновременно с этим накопленный  износ повышает риски эксплуатации основных средств и в экспортно-доходных и связанных с ними отраслях, а также жизнеобеспечивающих начнётся перевооружение, что приведёт к росту спроса на инвестиционные товары.

Однако при этом выяснится, что многие из них в России уже  не произвести, а восстанавливать производство дорого.

Всё более востребованными  обществом и государством будут  становиться относительно недорогие инвестиционные проекты, реализация которых позволит поддерживать занятость населения с меньшими затратами ресурсов, чем требуется на поддержку индустриального сектора в его нынешнем виде.

Также будут востребованы проекты, ориентированные на увеличение доходов от экспорта сырьевых ресурсов.

Данные проекты могут  быть эффективно реализованы в следующих  направлениях:

- повышение эффективности  сырьевых отраслей;

- оптимизация затрат в  отраслях, исключенных из конкуренции  в мировой экономике по естественным причинам (высокие транспортные издержки, привязанность к рынкам сбыта и т.п.);

- снижение потребления  сырьевых ресурсов внутри страны (например, развитие ядерной энергетики, повышение эффективности энергетической  инфраструктуры и т.п.);

- развитие индустриальных  отраслей, искусственно защищенных  от конкуренции в мировой экономике,  для обеспечения занятости населения  и поддержания необходимого уровня  суверенитета страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Стратегической целью  развития экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире.

Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа. Система высшего образования, обеспечивающая главную составляющую развития - кадровую, должна быть срочно дополнена инновационной составляющей. Система высшего образования должна и может выполнить функции системного координатора по восстановлению и развитию предприятий и территорий страны.

Для обеспечения эффективного достижения стратегической цели инфраструктура высшей школы России должна быть дополнена инновационно-инвестиционными структурами (центрами, комплексами, компаниями, институтами…) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы. Именно система высшего образования является наиболее перспективной для построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной сети, которая должна играть роль моста, соединяющего науку и производство всех регионах и отраслях. Это объясняется следующими свойствами отечественной высшей школы: распределенностью высшей школы по всем регионам; высоким научно-техническим потенциалом высшей школы; универсальностью системы высшего образования, ее межотраслевым характером: научные школы вузов России перекрывают все области экономики страны; взаимодействием высшей школы через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами; относительно высоким уровнем системы информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные вычислительные информационные сети, соединенные в единую систему; высокой поддержкой высшей школы общественностью; гибкостью системы высшей школы.

Главное достоинство предлагаемого  подхода заключается в том, что  через такое развитие системы  высшего образования можно эффективно интегрировать результаты вузовской, академической и отраслевой науки России, а также передовые результаты науки мирового сообщества при создании, реализации инновационных проектов и развитии инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной экономики.

Пять направлений инновационного развития экономики по Дмитрию Медведеву:

«Пять направлений инновационного развития российской экономики определил сегодня президент России Дмитрий Медведев на первом заседания комиссии по модернизации экономики, которая прошла в знаковом месте — в «Лаборатории Касперского». Ее основатель Евгений Касперский был удостоен в этом году Государственной премии в области науки и технологий, передает ИТАР-ТАСС.

«Нам нужно обсудить и  по итогам утвердить перечень проектов с пониманием того, что внутри каждой конкретной темы мы также проведем определенную дифференциацию по направлениям», — сказал президент».

Он выделил пять направлений: первое — «это энергоэффективность  и энергосбережение, в том числе  вопросы разработки новых видов  топлива», второе — ядерные технологии, третье — космические технологии, четвертое — медицинские технологии, пятое — стратегические информационные технологии».

Космические технологии, по словам Дмитрия Медведева, «прежде  всего связаны с телекоммуникациями, включая, конечно, и ГЛОНАСС, и программы развития наземной инфраструктуры».

Медицинские технологии, подчеркнул глава государства, — «это, прежде всего, диагностическое оборудование, а также лекарственные средства».

Пятый пункт включает вопросы  создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения, добавил Д. Медведев.

«По каждому из этих направлений  должны быть подготовлены отдельные планы, а также созданы соответствующие рабочие группы», — сообщил президент РФ.

Он высказал надежду, что  «все присутствующие, участвующие в  президентской комиссии, войдут или возглавят те или иные рабочие группы».

Дальнейшая работа, по его  словам, будет вестись на регулярной основе — совместно с правительством, представителями субъектов Федерации, научного и экспертного сообщества и с максимальным вовлечение российского бизнеса.

«Начинать работать можно, теперь необходимо уже без промедления  и, к сожалению, как обычно, мы этим занимаемся в ручном режиме, запустить  сам процесс модернизации, и сделать  это будет необходимо с помощью  конкретных проектов», — сказал глава государства.

По словам Д. Медведева, для  продвижения проектов «необходимы  и новые инструменты, и эффективное  использование тех инструментов, которые уже созданы, на нормативном уровне утвердили, «но которые работают пока вполсилы». «Я имею в виду такие, как венчурные фонды, особые экономические зоны и технопарки», — пояснил он.

Информация о работе Современные направления развития теории организации. Система управления организации