Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:01, курсовая работа
Цель курсового проекта состоит в практическом применении, рационализации и использовании знаний, приемов и теоретических базисов, полученных при изучении курса «Организация машиностроительного производства», при проектировании механического цеха машиностроительного предприятия. Задачами курсового проектирования являются разработка проекта организации цеха, выбор формы организации производства, расчет производственной программы выпуска изделий, определение необходимого количества оборудования и основных производственных рабочих; определение площади цеха и разработка инфраструктуры цеха; проектирование организационной структуры цеха; расчет основных технико-экономические показателей, а также разработка рекомендаций по совершенствованию технической подготовки производства.
Введение..................................................................................................4
1 Проект организации механического цеха.........................................6
1.1 Расчет производственной программы............................................6
1.2 Определение типа производства.....................................................6
1.3 Определение числа основных производственных участков цеха..8
1.4 Расчет потребности в оборудовании …..........................................9
1.5 Расчет площади цеха..........................................................................10
1.6 Расчет численности основных производственных рабочих...........11
1.7 Организация ремонтного хозяйства................................................12
1.8 Организация инструментального хозяйства...................................14
1.9 Организация складского хозяйства..................................................15
1.10 Организация транспортного хозяйства..........................................16
1.11 Организация управления цехом......................................................17
1.12 Расчет технико-экономических показателей................................20
2. Совершенствование организации машиностроительного производства в цехе. Пути совершенствования организации транспортного обслуживания производства в цехе...........................................................................22
3. Организация многопредметной поточной линии............................24
Заключение..............................................................................................29
Список литературы.................................................................................31
Приложение А Маршрутная схема производственного процесса....32
Приложение Б Организационная схема управления цехом...............33
где Мi – масса i-той детали, кг;
Ni – производственная программа выпуска i-ой детали, шт.;
Котх – процент отходов производства (принимается 5%);
m – количество наименований деталей, шт.
Q=(1•236808+2,9•86892+1,9•
Исходя из массы перевозимого груза в качестве транспортного средства выбираем электрокар [8, табл.12].
Среднее время одного рейса (tмс) при односторонней маятниковой системе определяется по формуле
(17)
где Lср – средняя длина пробега, определяется исходя из площади цеха, м;
Vг, Vб – скорость движения транспортного средства с грузом и без груза соответственно, м/мин [8, табл. 12];
tп, tр – время на погрузку и разгрузку соответственно, мин;
tз – время случайных задержек, принимается 10 % от времени пробега, мин.
Для определения длины пробега рассчитаем общую площадь цеха как сумму рассчитанных ранее площадей. С учетом площади главного прохода общая площадь цеха составит:
Sцеха=(995,2+459+18,75+22+5,7)
Тогда Lср = = 40,63 (м).
tмс=(40,63/83,3+40,63/166,7)•
Qмсi=701522,64•27,8•1,25/1000•
Следовательно для перевозки грузов в цехе необходимо 1 транспортное средство - электрокар.
1.11. Организация управления цехом.
Кроме уже рассчитанной численности основных производственных рабочих, слесарей, станочников и прочих работников по ремонту оборудования, заточников режущего инструмента, рабочих-станочников по ремонту технологической оснастки, необходимо определить численность наладчиков оборудования, транспортных рабочих, кладовщиков, контролеров, инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала.
Транспортные рабочие определяются по числу единиц напольного транспорта и смен их работы. Исходя из того, что в цехе есть 1 электрокар и установлен двухсменный режим работы, необходимо 2 транспортных рабочих.
Нормативные данные для расчета остальных работников представлены в [8,табл. 13]. Численность работников, работающих в наибольшую смену, составляет 60 % от общего числа работников.
Рассчитаем число наладчиков в цехе, исходя из количества обслуживаемого оборудования.
Вид оборудования |
Количество оборудования |
Число наладчиков, чел. |
1 |
2 |
3 |
Отрезное |
2 |
1 |
Подрезное |
1 |
1 |
Токарное |
11 |
2 |
Фрезерное |
14 |
2 |
Шлифовальное |
8 |
1 |
Сверлильное |
4 |
1 |
Зенкеровальное |
2 |
1 |
Протяжное |
2 |
1 |
Итого |
44 |
10 |
Результаты расчета общего числа работающих представим в виде таблицы 6.
|
| |
всего |
В т.ч. в максимальную смену | |
Производственные рабочие всего |
54 |
33 |
В т. ч. Отрезчики |
2 |
1 |
Подрезчики |
2 |
1 |
Токари |
13 |
8 |
Фрезеровщики |
16 |
10 |
Шлифовальщики |
10 |
6 |
Сверлильщики |
5 |
3 |
Зенкеровщики |
3 |
2 |
Протяжники |
3 |
2 |
Вспомогательные рабочие всего |
15 |
9 |
В т. ч. Наладчики |
10 |
6 |
Кладовщики |
2 |
1 |
Заточники |
3 |
2 |
ИТР |
3 |
2 |
Служащие |
3 |
2 |
МОП |
3 |
2 |
Контролеры |
2 |
1 |
Всего работающих |
80 |
49 |
Численность ИТР в соответствии с нормативами, приведенными в [8, табл. 16] составит 3 человека. Определим численность служащих на основе того, что они составляют 4-6 % от числа всех рабочих цеха. Таким образом, получим 3 чел. (5 % от 53 чел.). Численность младшего обслуживающего персонала (МОП) составляет 3-5 % от числа всех рабочих цеха. Получим - 3 чел. По нормативным данным для определения численности работников цеха определим число контролеров - 2 чел.
Во главе цеха стоит начальник, которому подчиняются заместитель по производству и заместитель по технической части. В ведении заместителя по производству находятся ПДБ и БТЗ, которым, в свою очередь, подчинены: старший мастер, инженер по подготовке производства, планировщик, который обеспечивает объем работ всех рабочих цеха, и распределитель работ. Структура управления цехом представлена в приложении Б.
1.12 Расчет технико-экономических показателей
Для расчета основных технико-экономических показателей цеха воспользуемся таблицей 7.
|
Формула расчета |
Значение показателя |
1 |
2 |
3 |
А. Основные данные |
| |
1.Годовой выпуск, шт – всего А К Ж |
Ni NА NК NЖ |
418080 236808 86892 94380 |
2.В том числе основная А К Ж |
N Исходные данные |
268000 151800 55700 60500 |
3.Запасные части А К Ж |
N•0,3 |
80400 45540 16710 18150 |
4.Общая площадь цеха, м2 – всего, 5. В том числе, производственная |
Sцеха п.1.5 |
1650,72 995,2 |
6.Всего работающих, чел., 7. В том числе, рабочих, 8. Из них основных |
п.1.11 |
80 69 54 |
9.Количество оборудования, шт – всего, 10. В том числе, основного |
п.1.4+п.1.7+п.1.8 п.1.4 |
67 44 |
Б. Относительные показатели |
| |
11.Выпуск продукции на 1 м2 общей площади, шт |
(1)/(4) |
253,27 |
12.Выпуск продукции на 1 м2 производственной площади, шт |
(1)/(5) |
420,1 |
13.Выпуск продукции на одного работающего, шт |
(1)/(6) |
5226 |
14.Выпуск продукции на одного рабочего, шт |
(1)/(7) |
7742,22 |
15.Выпуск продукции на один станок, шт |
(1)/(9) |
6240 |
16.Коэффициент загрузки |
п.1.4 |
0,86 |
17.Коэффициент закрепления |
п.1.2 |
1,875 |
2. Совершенствование
организации
Пути совершенствования
организации транспортного
Транспортное хозяйство должно обеспечивать своевременную и комплектную поставку всех материальных ресурсов. От его работы зависит ритмичность производственного процесса и экономное использование материальных ресурсов. Исходя из этого можно выделить основные задачи транспортного хозяйства:
1) своевременное обслуживание
2) рациональная организация
3) развитие технической базы, механизация всех трудоемких транспортных процессов.
Структура транспортного хозяйства завода определяется объемом грузооборота, особенностями перемещаемых грузов и объемом производства.
Транспортное хозяйство на крупных заводах должно включать в себя несколько видов транспорта. В связи с этим там создаются цех автомобильного и железнодорожного транспорта.
Для обслуживания мелких заводов моет создаваться объединенное транспортное предприятие.
На предприятиях кроме транспортного цеха должен быть транспортный отдел, который занимается планированием, организацией, оперативным управлением и учетом всех видов транспортных работ.
В цехах необходимо применять внутрицеховой транспорт: конвейеры, рельсовые пути, рольганги, склизы, лифты, краны, кары.
Важной особенностью транспортных работ является синхронизация работы транспорта и согласованность его работы с производственными звеньями завода.
Организация и планирование транспортных работ во многом зависят от типа производства. В условиях массового производства составляется график работы транспортных средств, за каждой транспортной единицей закрепляется определенный маршрут, устанавливается расписание движения, организуются маршрутные схемы перевозок, составляются маятниковые и кольцевые схемы.
Маятниковые схемы обеспечивают перемещение грузов между двумя постоянными пунктами. Иногда из одного пункта выходят несколько потоков в разные пункты. Это лучевая организация транспортных потоков.
Кольцевая система применяется для обслуживания ряда постоянных пунктов в виде замкнутого кольца.
В условиях серийного типа производства работа транспортных средств организуется по сменно-суточным планам, которые составляются на основе заранее поданных заявок. По сменно-суточным планам составляется месячный план перевозок. Сменно-суточные планы составляются по видам транспорта, закрепленным за определенными транспортными потоками. В них указывается вид груза, его количество, место и сроки доставки.
В единичном и мелкосерийном производстве работа транспортных средств строится по разовым заявкам для разовых перевозок
В транспортном отделе должна быть диспетчерская
группа, которая составляет графики,
сменно-суточные задания, обрабатывает
поступающие заявки. Диспетчеры ведут
оперативное регулирование
3. Организация
многопредметной поточной
Поточным называется производство, в котором процесс изготовления какого-либо изделия осуществляется с установленным для него тактом, для чего длительность обработки синхронизируется, что обеспечивает непрерывную связь отдельных операций. При этом рабочие места располагаются в последовательности технологического процесса, образуя поточную линию.
В основе организации и расчета серийно-поточных линий лежат общие принципы организации поточного производства, с учетом специфики, обусловленной серийностью производства. В частности, характерны:
- анализ и
конструктивно-технологическая
крепления их за линией;
- расчет усредненных
и рабочих частных тактов и
расчет числа рабочих
мест на линии;
- пространственная планировка линии;
- оперативно-календарное планирование работы линии.
Поточное производство высокоэффективно,
т.к. в нем производственный процесс
организован в строгом
К числу основных параметров многопредметиой поточной линии относятся: частные такты работы линии, число рабочих мест по операциям и их загрузка, период времени выполнения задания по каждой детали.
Для расчета параметров
многопредметной поточной линии
воспользуемся исходными
1) Выберем базовую деталь, исходя из наибольшей программы выпуска. Для этого сначала рассчитаем годовую производственную программу по каждой детали по формуле (1):
NА=45000•1,2•1,3=70200(шт)
NБ=63500•1,2•1,3=99060(шт)
NВ=84200•1,2•1,3=131352(шт)
Исходя из расчет за базовую деталь принимаем деталь В с объемом производства 131352 штуки в год.
2) Определим коэффициент приведения трудоемкости по формуле 18:
kiпр= Ti
/ Ty ,
где Ti - трудоемкость изготовления детали соответствующего наименования, мин;