Понятия и виды организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать организационную культуру как способ организации и развития внутренней среды предприятия
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы процесса развития и становления оргкультуры.
2. Провести анализ влияния различных факторов на формирование организационной культуры.

Оглавление

Введение стр3
Глава 1. Теоретические основы становления и развития организационной
культуры.
1.1 Понятие структурные элементы и свойства организационной
культуры. стр5
1.2 Функции организационной культуры. стр 12
1.3 Классификация организационной культуры. стр17
Глава 2. Влияние различных факторов на формирование организационной
культуры.
2.1 Системы методов поддержания организационной культуры. стр25
2.2 Изменение организационной культуры. стр29
2.3 Современные информационные технологии организационной культуры. стр30
Заключение стр33
Список используемой литературы стр35

Файлы: 1 файл

курсовая по теории организации.docx

— 62.08 Кб (Скачать)

Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях. Культивируемое в организации отношение к  людям, к их ошибкам особенно ярко проявляется в критических ситуациях. Это хорошо иллюстрируется на примере  работника, ошибка которого обошлась компании в миллионы долларов. Будучи приглашенным, к руководству, он заранее написал заявление об увольнении. Каково же было его изумление, когда ему было предложено новое ответственное направление работы. "Ваше обучение обошлось нам слишком дорого, чтобы мы разбрасывались такими работниками" - услышал он от президента компании.

Обучение  персонала. Обучение и повышение  квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки. Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.

Система стимулирования. Принципы построения системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, именно то отношение к  делу, те нормы поведения и рабочие  результаты, в которых находит  наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством оргкультуры. Непоследовательность и расхождение слова и дела здесь недопустимы, поскольку даже однократное нарушение установленных принципов стимулирования сразу вызовет резкое падение доверия к политике, проводимой руководством.

Критерии  отбора в организацию. Каких работников мы хотим видеть в организации: профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и  опытом, или же для нас не меньшее  значение имеет способность нового работника принять ценности и  нормы поведения, уже сложившиеся  в организации и составляющие ядро ее организационной культуры?

Поддержание оргкультуры в процессе реализации основных управленческих функций. Значительное влияние на оргкультуру оказывает то, какое поведение персонала поддерживается, а какое угнетается при сложившейся практике управления. Насколько приветствуются руководством проявления самостоятельности и инициативы со стороны подчиненных.

Организационные традиции и порядки. Известно, что  организационная культура закрепляется и транслируется в традициях  и порядках, действующих в организации. При этом на оргкультуру могут повлиять даже разовые отступления от установленного (или декларируемого) порядка. К примеру, если вдруг по каким-то причинам руководство один, другой раз не смогло провести ежемесячное подведение итогов работы с поздравлением и награждением лучших работников, то это не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководства разделять декларируемые ценности, что, естественно, снижает энтузиазм и желание персонала "выкладываться" на работе.

Широкое внедрение корпоративной символики. Опыт лучших организаций показывает, что широкое внедрение корпоративной  символики (в упаковке готовой продукции, в рекламных материалах, в оформлении предприятия, транспортных средств, рабочей  одежде, сувенирной продукции) положительно отражается на отношении персонала  к компании, повышает приверженность работников своей организации и  чувство гордости за свою организацию.

Одной из форм проявления культуры организации  является ее имидж, т. е. репутация, доброе имя, образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности под воздействием результатов деятельности, успехов  или неуспехов организации.

Цель  создания имиджа состоит не в обретении  организацией известности, а в обеспечении  положительного отношения к ней. Его основой являются надежность, порядочность, гибкость, культура и  социальная ответственность. Имидж  динамичен и может меняться под  воздействием обстоятельств, новой  информации. Он создается целенаправленными  усилиями и зависит от каждого  работника. Сегодня имидж представляется одной из важнейших характеристик организации, фактором доверия к ней и ее товару, а следовательно, является условием ее процветания.

Важную  роль в формировании имиджа играет паблик рилейшнз — работа по связи с общественностью. В ее рамках происходит исследование общественного мнения, анализ статистических данных, изучение документов и публикаций, контакты с журналистами, подготовка аналитических записок, информационных материалов, информирование общественности на пресс-конференциях, совершенствование отношений с потребителями, реклама, информационное воздействие на органы власти и управления.

Высокая организационная культура позитивно  влияет на все стороны ее деятельности, обеспечивает требуемое качество товаров и услуг; необходимый уровень деловых контактов и формирует внешний имидж организации. Достаточно взглянуть на фасады зданий многих фирм, отделку офисов и хочется поближе познакомиться с ними; можно увидеть красивую упаковку и возникает желание купить товар.

Поэтому современный менеджмент нуждается  в формировании высокой организационной культуры. Прежде всего, требуется определить, какой тип культуры необходим данной организации. Выбрав его, требуется всесторонне изучить ту культуру, которая уже сформировалась.

В результате можно составить план преобразований организационной культуры в соответствии с заранее поставленной целью  и заручиться поддержкой или хотя бы молчаливым согласием персонала. Сотрудникам необходимо объяснить  и обосновать выгоды, которые принесет освоение нового типа культуры. Нужно  заранее настроиться на то, что  процесс преобразований будет долгим. Сознание людей, как носителей культуры, поддается изменению с большим  трудом, не терпит над собою насилия. Деятельность руководства предприятия  в области повышения организационной  культуры окупается сторицей, и ведет к увеличению прибыли.

 

2.2 Изменение организационной культуры

 

С течением времени и под воздействием обстоятельств  культура может изменяться. Методы изменения организационной культуры созвучны с методами её поддержания, они включают в себя:

· изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджера;

· изменение стиля управления кризисом или конфликтом;

· перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах

обучения;

· изменение критерия стимулирования;

· смена акцентов в кадровой политике;

· смена организационной символики и обрядности.

Изменение в поведении могут привести к  изменениям в культуре и наоборот. Существует три возможности сочетания  изменений в поведении и культуре в организации.

1. Изменения  в культуре без изменений в  поведении. В этом случае работники  изменить одно или несколько  верований, ценностей, но при  этом они не способны изменить  свое соответствующие поведение.  Главной проблемой является то, что люди  в организации не  обладают требуемыми для изменения  поведения в данных условиях  способностями и подготовкой.

2. Изменения  поведения без изменений в  культуре. В этом случае один  или более членов организаций  или группа могут быть убеждены  в том, что организационные  изменения должны произойти, хотя  отдельные работники могут и  не хотеть этого. Главная проблема- отсутствие приверженности и последовательности в переводе своего формального поведения в термины новой культуры.

3. Изменения  происходят в поведении и в  культуре. Это ситуация постоянных  изменений в том смысле, что  люди по-настоящему и искренне  верят и ценят то, как они по новому делают свою работу, получая от этого удовольствие.

При проведении изменений в культуре организации  возникает ряд трудностей. В особенности  они порождаются сопротивлением изменения культуры. Это проявляется, когда изменения начинают затрагивать  глубинное содержание оргкультуры. Степень сопротивления изменениям пропорциональна величине изменений по содержанию, т.е. степени их радикальности и силе преобладающей культуры.

Выделяют  два основных подхода при изменении  культуры:

· принятие сотрудниками организации новых верований и ценностей;

· включение и социализация новых людей в организации, а также увольнение людей.

Изменения в содержании культуры требуются  тогда, когда существующая в организации  культура не способствует изменениям поведения до состояния, необходимого для достижения желаемого уровня организационной активности.

 

2.3 Современные информационные технологии  организационной культуры.

 

Важность  информации как составляющей современных  производительных сил и фактора  формирования организационной культуры не подлежит сомнению. Различный подход к использованию информационных ресурсов является одним из основных признаков различия организационных  культур. Принципиально лучшим вариантом  использования информации является её общедоступность при принятии решений, выполнении необходимых расчетов и подготовки научно обоснованных прогнозов.

Организационная культура, являясь одним из составляющих элементов внутренней среды организации, формируется управлением в значительной мере в зависимости от того, насколько эффективен обмен информацией между работниками. От уровня применяемых информационных технологий зависит и решение вопросов, связанных с поддержанием развитием организационной культуры.

В организации  могут использоваться такие современные  информационные технологии: гипертекст, машинная графика, телекоммуникационные методы доступа, структурно- ориентированные технологии, мультимедиа.

1. Гипертекст. Технология позволяющая работать  с большими объектами понятийной  информации. Актуальность и значимость  гипертекста возрастает в эпоху  качественных преобразований.

Полезность  этой технологии проявляется при  создании новой целостной социально- экономической концепции и необходимости  уверенности в соответствии нормативно- правовых документов, основным принципам развития.

2. Графика.  Накопление знаний о мире, решение  задач возникающих перед специалистами,  возможны двумя способами: алгебраическим и геометрическим.

Алгебраический - позволяет использование на практике алгебраических моделей, которые опираются на идею символьных преобразований.

Геометрический - генерирует у человека определенные ассоциации, с помощью которых формируются интеллектуальные подсказки.

Демонстрационная  машинная графика позволяет решать три основных типа задач:

1) работа  с диаграммами;

2) редактирование  изображения;

3) подготовка  и планирование демонстрационного  материала.

Интенсивное развитие данной технологии свидетельствует  об актуальности тех задач, которые  они позволяют решать.

3. Телекоммуникации. В последнее время активно  внедряются компьютерные системы  общественного доступа: коммерческие  базы данных; системы электронных  бирж; системы удаленной обработки  информации; средства предоставления  информационных и других видов  услуг.

Основными формами реализации этих систем локальные  сети и телекоммуникационные системы.

4. Мультимедиа.  Интерактивная система, обеспечивающая  работу с текстами, анимационной  компьютерной графикой, речью и  высококачественным звуком.

5. CASE-технологии.  Первоначальное определение термина CASE- компьютерная разработка программного обеспечения. Большинство существующих CASE-систем ориентировано на автоматизацию проектирования программного обеспечения и основано на методологиях структурного программирования. Эти методологии используют спецификации в виде диаграмм или текстов для описания системных требований.[

Стратегия выбора CASE-системы для конкретного применения зависит от:

· целей и потребностей самого проекта;

· квалификации вовлеченных в процесс проектирования специалистов.

Нельзя  недооценивать роль современных  информационных технологий в развитии организационной культуры, потому что  именно свободный доступ к информации характеризует сильную оргкультуру, которая и отличается от слабой культуры тем, что работники чувствуют частью коллектива, имеющего общие ценности и стремления.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе проведен всесторонний анализ понятия "культура организации". Используемая модель, разработанная и определенная Роджером Харрисоном, различающая четыре "идеологии" культуры: власти, роли, задачи и личности, позволила достаточно глубоко и разнопланово изучить смысл культуры организации. Также были выделены проблемы формирования организационной культуры и пути их решения. При анализе структурных элементов организационной культуры, были выделены три ее уровня, а также другие ее компоненты и характеристики. Были рассмотрены также основные факторы, влияющие на культуру организации.

Необходимо заметить, что даже внутри одного предприятия в различных группах существует своя особая культура.

 Культура - это очень широкое и многогранное понятие. К ней применимы такие понятия, как идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в преобладающем стиле управления.

 Важно понять, что процесс изменения культуры организации требует тщательной подготовки. Все задуманные изменения рекомендуется начать с составления плана. При этом добиться, чтобы исполнители верили в успех дела и обладали необходимыми знаниями. Изменения организационной структуры и методов управления всегда затрагивают условия жизни и деятельности людей.

 Изменения всегда порождают чувство неуверенности. От способностей менеджеров и всего коллектива, которые должны проявить гибкость и изобретательность, зависит, насколько безболезненно будут восприняты и пережиты эти изменения.

Информация о работе Понятия и виды организационных структур