Понятия и виды организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать организационную культуру как способ организации и развития внутренней среды предприятия
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы процесса развития и становления оргкультуры.
2. Провести анализ влияния различных факторов на формирование организационной культуры.

Оглавление

Введение стр3
Глава 1. Теоретические основы становления и развития организационной
культуры.
1.1 Понятие структурные элементы и свойства организационной
культуры. стр5
1.2 Функции организационной культуры. стр 12
1.3 Классификация организационной культуры. стр17
Глава 2. Влияние различных факторов на формирование организационной
культуры.
2.1 Системы методов поддержания организационной культуры. стр25
2.2 Изменение организационной культуры. стр29
2.3 Современные информационные технологии организационной культуры. стр30
Заключение стр33
Список используемой литературы стр35

Файлы: 1 файл

курсовая по теории организации.docx

— 62.08 Кб (Скачать)

По дистанции  власти (ДВ), определяемой отношением к  проблеме неравенства людей, его  допустимой степенью.

По роли индивидуалистского начала (ИН), характеризующегося теснотой связи индивида и общества, готовностью людей действовать  в одиночку.

По степени  неприятия неопределенности (НН), стремления ее избежать с помощью правил, традиций, законов, идеологии, религии (любая  религия способствует терпимости к  неопределенности) и пр.

По степени  ориентированности на будущее (ОБ). Организация может жить вчерашним, сегодняшним днем или стремиться к перспективной выживаемости, обеспечиваемой сбережениями, накоплением богатств и пр.

По уровню мужественности (МУ), выражающемуся  в характере распределения под  влиянием культурных традиций социальных ролей между полами. Культура с  жестким закреплением ролей —  мужественная; со слабым — женственная. В мужественных культурах абсолютно доминируют социальные ценности, традиционные для мужчин (ориентация на успех, осязаемые результаты, эффект). В женственных культурах приоритеты отдаются человеческим отношениям, заботе о коллективе, симпатии к слабым.

Взаимодействие  менеджмента и организационной  культуры является непростым.

Управленцы  могут действовать строго в рамках культуры. Если последняя прогрессивна, то действия наверняка будут успешны. Но отсталость культуры приведет к тому, что эффективность процесса управления окажется низкой, ибо необходимые изменения будут игнорированы или заблокированы.

Менеджеры могут идти «напролом», игнорируя  сложившуюся культуру. Даже если эти  действия будут осуществляться в  правильном направлении, они вызовут  сопротивление привычек и традиций и вряд ли будут особо успешными.

Можно действовать  частично в рамках культуры, но в  необходимых случаях и наперекор  ей. Здесь нужно учитывать совместимость  изменений и культуры, а также  по возможности не «перегибать палку».

Если  необходимые управленческие шаги полностью  с культурой несовместимы, но являются настоятельными, встает вопрос о преобразовании сложившейся культуры. Для этого необходима ясная стратегия и хорошее понимание возможных препятствий и трудностей на этом пути.

Нужно иметь  в виду, что только изменяя параметры культуры, организацию можно вывести на новую качественную ступень. В связи с этим изменение культуры организации становится одним из объектов управления.

Управление  организационной культурой осуществляется с помощью таких мер, как: контроль за ее состоянием со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов, ритуалов.

К неудачным  действиям в этом направлении  относят: подмену реальных процессов  изменения кампанией; осуществление  поверхностных или косметических  преобразований, когда по существу все остается прежним, особенно в  высшем руководстве; попытки изменить всю культуру сразу; преобладание краткосрочных  целей; действия ради самих действий, не приводящие к определенному результату.

Рассмотрим  некоторые наиболее известные разновидности  организационных культур. Эти культуры обычно классифицируются по нескольким параметрам.

Пожалуй, самый краткий и точный вариант  их классификации дал американский исследователь Уильям Оучи, он выделил три основных вида:

-рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником власти в рамках такой культуры является собственность на ресурсы;

-бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит должность членов организации;

-клановую культуру, дополняющую предыдущие. Ее основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней. Источником власти здесь служат традиции.

Исходя  из таких обстоятельств, как ориентация культуры на людей или материальные условия, с одной стороны, открытость и закрытость — с другой, выделяют следующие ее типы.

Бюрократическая культура характеризуется регулированием всех сторон деятельности организации  на основе документов, четких правил, процедур; оценке персонала по формальным принципам  и критериям. Источником власти, сконцентрированной в руках руководства, тут является должность. Такая культура гарантирует  людям стабильность, безопасность, избавляет от конфликтов.

Опекунская  культура проявляется в благоприятном  морально-психологическом климате, сплоченности людей, групповых нормах и ценностях, неформальном статуте  сотрудников, их личной активности, взаимопонимании, гармонии отношений. Культура гарантирует  персоналу стабильность, развитие, участие в делах организации.

Праксиологическая (гр. praktikos — деятельный) культура основывается на порядке, рациональности, планах, тщательном контроле за их выполнением, оценке деятельности работника по результатам. Главной фигурой является руководитель, власть которого основывается на должностных полномочиях и глубоких знаниях. Он допускает в определенных границах привлечение работников к управлению. Все это обеспечивает высокую эффективность работы.

Предпринимательская культура поддерживает действия, направленные вовне организации и на перспективу, новаторство и творческую активность персонала. Привлекательность культуры заключается в том, что она  гарантирует удовлетворение потребностей работников в развитии и совершенствовании. Управление здесь основывается на вере в руководителя, его знаниях и  опыте, а также привлечении персонала  к творчеству.

В основе классификации предпринимательских  культур лежат способы получения  прибыли. Так, например, американские исследователи  Дил и Кеннеди в зависимости от них выделили следующие типы таких культур.

Культура  торговли свойственна в первую очередь  торговым организациям, которые характеризуются  быстрым получением результатов  и малым риском. Здесь доминирует стремление к краткосрочному успеху, который во многом зависит не столько  от величины, сколько от числа сделок, устойчивости контактов, понимания  нужд рынка. Для такого рода организаций  характерна взаимная поддержка сотрудников  и дух коллективизма.

Культура  выгодных сделок свойственна организациям типа бирж. Для нее также характерна нацеленность на быстрое получение  денег в условиях спекуляции и  высокого финансового риска. Общение  между людьми здесь мимолетно  и происходит в основном на почве  погони за деньгами. Такая культура требует молодых или духовно  молодых сотрудников, обладающих бойцовскими  качествами и твердостью характера.

Административная  культура присуща крупнейшим фирмам, а также государственным учреждениям. Она ставит во главу угла не столько  прибыль или громкий успех, сколько  минимизацию риска, стабильность, безопасность. Ее отличают бюрократичность, формальный подход, неспешность принятия решений, ориентация на титулы и должности.

Инвестиционная  культура крупных фирм и банков поддерживает бизнес с высокой степенью риска, связанный с крупными капитальными вложениями на длительный срок в условиях неопределенности, где невозможна быстрая  отдача. Большинство решений здесь  принимается централизованно на основе тщательной проверки, ибо от каждого из них зависит будущее  фирмы. Это требует от сотрудников  опыта, авторитета, осмотрительности, совместного обсуждения вариантов  действий.

Одна  из наиболее известных типологий  управленческих культур дана С. Хонда. Каждому из типов он присвоил имя  соответствующего олимпийского бога.

Культура  власти, или Зевса. Ее существенный момент — личная власть, источником которой является обладание ресурсами. Организации, исповедующие такую культуру, имеют жесткую структуру, высокую  степень централизации управления, немногочисленные правила и процедуры, подавляют инициативу работников, осуществляют жесткий контроль над всем. Успех  здесь предопределяется квалификацией  руководителя и своевременным выявлением проблем, что позволяет быстро принимать  и реализовывать решения. Такая  культура характерна для молодых  коммерческих структур.

Ролевая культура, или культура Аполлона. Это  бюрократическая культура, основывающаяся на системе правил и инструкций. Ей свойственно четкое распределение  ролей, прав, обязанностей и ответственности  между работниками управления. Она  негибкая, и затрудняет нововведения, поэтому малоэффективна в условиях перемен. Источником власти здесь является должность, а не личные качества руководителя. Такая управленческая культура присуща  крупным корпорациям и государственным  учреждениям.

Культура  задачи, или Афины. Эта культура приспособлена  к управлению в экстремальных  условиях и постоянно меняющихся ситуациях, поэтому основное внимание здесь уделяется быстроте решения  проблем. Она основывается на сотрудничестве, коллективной выработке идей и общих  ценностей. Власть покоится на знаниях, компетентности, профессионализме и  обладании информацией. Это переходный тип управленческой культуры, способный  перерасти в один из предыдущих. Он свойствен проектным или венчурным  организациям.

Культура  личности, или Диониса. Она связана  с эмоциональным началом и  основывается на творческих ценностях, объединяя людей не для решения  служебных задач, а для достижения индивидуальных целей. Решения здесь принимаются на основе согласия, поэтому власть носит координационный характер.

Специалисты считают, что, как правило, на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая  культура; стадию стабильного развития — культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна  культура власти.

Важным  элементом управленческой культуры организации является культура отношения  к женщинам (как занимающим руководящие  должности, так и рядовым исполнителям), определяющая их положение, а также  к женскому полу вообще. Выделяются следующие виды такой культуры:

Культура  джентльменского клуба. Это культура вежливых, гуманных, цивилизованных людей, в рамках которой мужчины-менеджеры, основываясь на патерналистских  позициях, мягко удерживают женщин на определенных ролях, не позволяя им подняться выше. Женщины ценятся  на той работе, которую выполняют, но им не позволяют разрушать барьеры  и занимать руководящие должности. Попытка женщин настаивать на своих  правах приводит к ухудшению хорошего отношения к ним;

Культура  казармы. Она деспотична и свойственна  бюрократическим организациям с  множеством уровней управления, где  женщины занимают низшие ступени. Такая  культура позволяет игнорировать их интересы и относиться к ним грубо  и презрительно (впрочем, как и  ко всем, кто не обладает реальной властью);

Культура  спортивной раздевалки. В ее рамках мужчины строят межличностные отношения  на базе специфических мужских интересов, представлений и демонстрируют  к женщинам открытое пренебрежение. Женщин, даже высокого положения, например, принадлежащих к высшему руководству  организации, мужчины в свой круг общения не допускают;

Культура  отрицания различий между полами. Эта культура отвергает дискриминацию, но одновременно не видит и реальных различий между полами, игнорирует женскую сущность, традиционные семейные функции женщин, а поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин;

Культура  ложной защиты женщин. В рамках этой культуры идея равенства, основанная на общечеловеческих ценностях, подменяется  мифами о равенстве. Здесь имеет  место дискриминация в форме  покровительства, когда женщин (или  слабых вообще) насильно привлекают к  активной работе, воспитывают в них  чувство уверенности, постоянно  напоминают им, что они — жертвы, нуждающиеся в помощи и поддержке;

Культура  смышленых мачо. Внешне данная культура не принимает во внимание половые различия, ибо во главу угла ставятся просто умные и энергичные люди, умеющие в условиях жесткой конкуренции обеспечивать высокую экономическую эффективность работы фирмы. Несправляющихся наказывают и увольняют, причем иногда женщины бывают более жестокими и беспощадными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НАФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

2.1 Система методов поддержания  организационной культуры

 

Организационная культура может быть сформирована, и существуют методы ее поддержания  и укрепления. По сути дела, следует  говорить о том, какой должна быть философия и практика управления и на что следует обратить внимание руководству для поддержания желательной оргкультуры, то есть такой организационной культуры, которая будет поддерживать выработанную стратегию развития компании. Здесь можно выделить целый ряд методов.

Поведение руководителя. Безусловно, руководителю следует начать с себя. Давно доказано, что люди лучше всего усваивают  новые для себя образцы поведения  через подражание. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения  к делу, такого поведения, которые  предполагается закрепить и развить  у подчиненных.

Заявления, призывы, декларации руководства. Нельзя забывать, что для закрепления  желательных трудовых ценностей  и образцов поведения большое  значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: "Мы должны стать  первыми!", "Высочайшее качество - это залог нашей победы над  конкурентами!", "В нашей организации  работают лучшие специалисты!", "Этот год станет переломным для нашей  компании".

Информация о работе Понятия и виды организационных структур