Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа
Цель: исследовать организационную культуру как способ организации и развития внутренней среды предприятия
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы процесса развития и становления оргкультуры.
2. Провести анализ влияния различных факторов на формирование организационной культуры.
Введение стр3
Глава 1. Теоретические основы становления и развития организационной
культуры.
1.1 Понятие структурные элементы и свойства организационной
культуры. стр5
1.2 Функции организационной культуры. стр 12
1.3 Классификация организационной культуры. стр17
Глава 2. Влияние различных факторов на формирование организационной
культуры.
2.1 Системы методов поддержания организационной культуры. стр25
2.2 Изменение организационной культуры. стр29
2.3 Современные информационные технологии организационной культуры. стр30
Заключение стр33
Список используемой литературы стр35
С другой стороны, ритуал представляет собой внерациональное поведение, потому как ритуал никогда не целенаправлен.
Рассматривая в самом общем плане ритуалы, применяемые в трудовой среде, их можно разделить на следующие основные типы:
- ритуалы при поступлении на работу;
- организационные ритуалы;
- интегрирующие ритуалы;
- ритуалы,
связанные с отдыхом и
Первые имеют цель познакомить новичка с основными ценностями предприятия, вторые - дополнительно, подчеркнуть важность того или иного события в жизни организации, третьи и четвертые направлены на достижение большей сплоченности коллектива, создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Эдгар Шейн
предлагает рассматривать уровневую
структуру организационной
Познание культуры организации начинается с первого, "поверхностного", или "символического", уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные 5 чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда можно расшифровывать и интерпретировать в терминах культуры организации.
Те, кто пытаются познать культуру организации глубже, затрагивают второй, "подповерхностный" уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Это главные элементы культуры, они представляют собой набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо. Этот набор предполагает ранжирование по важности, правильности и значимости целей, предпочтений и приоритетов организации. Ценности - центральный элемент организационной культуры, определяющий специфику всех остальных моментов "человеческого аспекта" организации: индивидуальных и групповых интересов, межличностных и групповых отношений, мотивации и т.п. На основе системы ценностей формируются организационные нормы, которые выступают в качестве регуляторов служебного поведения. Они предполагают санкционирование поведения на основе ряда оценочных критериев, выработанных и узаконенных в процессе функционирования организации. В организационной культуре нормы обычно закреплены в виде своеобразного кодекса правил поведения и желательного образа действий, стандартов качества и обслуживания, системы обрядов и церемоний. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, т.к. на следующем уровне возникают непреодолимые сложности.
Третий,
"глубинный" уровень, включает базовые
предположения, которые трудно осознать
даже самим членам организации без
специального сосредоточения на этом
вопросе. Эти скрытые и принимаемые
на веру предположения направляют поведение
людей, помогая им воспринимать атрибуты,
характеризующие
Некоторые
отечественные специалисты в
области организационной
В отечественной философии и науке о труде превалировали понятия "культура производства" и "культура труда". Культура труда понималась как культура народа, определяемая культурным поведением работника, его профессионализмом, образованностью, компетентностью, соблюдением дисциплины, норм и правил работы, формами общения с другими людьми. Культура труда как явление относилась к личности работника.
1.2 Функции организационной
Организационная культура выполняет различные функции, характеризующие её наиболее полно. Она также включает в себя неформальные, неписанные правила. Эти правила определяют привычные способы действий в организации: последовательность совершения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией, задают однозначность основных хозяйственных актов. Культура обычно вырабатывается и изменяется в процессе человеческой деятельности. Люди, взаимодействуя друг с другом, со временем формируют и развивают нормы и взаимные ожидания, которые оказывают сильное влияние на их дальнейшее поведение. Эти процессы также могут быть обусловлены внешним влиянием, в том числе и целенаправленным. Извне на организационную культуру оказывают воздействие социальное и деловое окружение, национально-государственный и этнический факторы.
Культура организации содержит как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся верования, ценности, ритуалы, табу, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее основателей, принятые нормы общения. Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации. Это, например, символика цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и пр.
А. Спивак выделяет функции организационной культуры, в определении их, опираясь на аналогичные, общие функции культуры:
1) Продуцирование
и накопление духовных
2) Оценочно-нормативная - сравнение реального поведения человека с идеальным;
3) Регламентирующая и регулирующая - применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
4) Опознавательная - способ включения в жизнь общества;
5) Смыслообразующая - участие культуры в определении человеком и социумом смысла в жизни, смысла своего существования;
6) Коммуникационная - через ценности, принятые обществом, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание членов общества и их взаимодействие;
7) Функция
общественной памяти, сохранения
и накопления человеческого
8) Рекреативная
- восстановления духовных сил
в процессе восприятия или
включения в культурную
По мнению М.М. Алексеевой, наиболее полно организационную культуру характеризуют следующие ее функции:
1. Охранная:
культура служит своеобразным
барьером для проникновения
2. Интегрирующая:
прививая определенную систему
ценностей, синтезирующую
- лучше осознать цели организации;
- приобрести
наиболее благоприятное
- ощутить
себя частью единой системы
и определить свою
3. Регулирующая:
организационная культура
Интегрирующая и регулирующая функции способствуют росту производительности в организации, поскольку:
- ощущение
идентичности и восприятие
- наличие
неформальных правил, упорядочивающих
организационную деятельность
4. Замещающая,
или функция субститута
5. Адаптивная: наличие организационной культуры предполагает взаимное приспособление работников к организации и организации к работнику. Она позволяет новым работникам наиболее эффективно "вписаться" в хозяйственную систему и способ человеческих взаимодействий, характерный для данной организации. Адаптация осуществляется посредством совокупности мер, называемых социализацией. В свою очередь, возможен противоположный процесс - индивидуализация, когда фирма организует свою деятельность таким образом, чтобы максимально использовать личностный потенциал и возможности индивида для решения собственных задач.
6. Образовательная
и развивающая: культура
7. Управление
качеством: поскольку культура
в конечном итоге воплощается
в результатах хозяйственной
деятельности фирмы - экономических
благах, постольку организационная
культура, продуцируя более внимательное
и серьезное отношение к
Далее перечислены
функции, которые определяют необходимость
адаптации фирмы к своей
8. Ориентация
на потребителя. Учет целей,
запросов, интересов потребителей,
отраженный в элементах
9. Регулирование
партнерских отношений.
10. Приспособление
экономической организации к
нуждам общества. Действие этой
функции создает наиболее
Из всех
вышеперечисленных функций
1.3 Классификация организационной культуры.
Люди с разными, особенно в национальном плане, культурами неодинаково воспринимают реальность, поскольку рассматривают все окружающее сквозь их призму. Культура любой организации находится под мощным воздействием национального фактора.
Г. Хофстид сформулировал пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры: