Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:05, реферат
Рабочее Место – пространственная зона (первичная ячейка организации), оснащенная необходимыми средствами, где осуществляется трудовая деятельность работника или группы, совместно выполняющих задание .
Классификация:
по функциям (рабочих, ИТР, служащих, прочих);
по профессиям;
по кол-ву (индивидуальные, коллективные);
по виду производства (основные, вспомогательные);
по типу производства (единичное, серийное, массовое);
по степени специализации (специализированные, универсальные);
по степени механизации (ручные, маш-ручные, механизированные, автоматизированные, аппаратные);
по подвижности и пространному размещению (стационарные, передвижные; на открытом воздухе, в помещении.
1. Понятие «рабочее место» на предприятиях, его элементы…………………..3
2. Обоснования режима труда и отдыха на предприятиях………………………5
3. Взаимосвязь и взаимозависимость нормы времени и нормы выработки на предприятиях…………………………………………………………………….…8
4. Доплаты и надбавки к заработной плате на предприятиях………………….14
5. Определение качественных потребностей в персонале предприятия………18
Список литературы…………………………………………………………..21
Время на личные надобности устанавливается в минутах на смену или в размере 2% от величины оперативного времени и входит в состав нормы времени.
Все затраты
рабочего времени (кроме подготовительно-
. (2.3)
Следовательно,
норма времени состоит из двух
основных частей: нормы подготовительно-
Для ручных и машинно-ручных работ, где время на обслуживание рабочего места, а также на отдых и личные надобности нормируется в процентах от оперативного времени, формула нормы штучного времени принимает следующий вид
где К — время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, в % от оперативного времени.
На предприятиях
часто необходимо знать полные затраты
времени на производство продукции или
выполнение операции, т.е. калькуляцию
всех затрат. С этой целью определяют штучно-
где п — количество изделий в партии.
Норма выработки — это количество натуральных (штук, метров, юнн.) или условных единиц продукции (плавок, съемов и т.д.), которое должно быть изготовлено в единицу времени (смену, месяц) в определенных организационно-технических условиях одним или группой рабочих соответствующей квалификации.
Для расчета
норм выработки применяется
где Нвыр — норма выработки;
Тсм — сменный фонд рабочего времени;
Нвр — установленная норма времени на единицу изделия. В тех производствах, где подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, на личные надобности и отдых нормируются на смену, норма выработки рассчитывается по таким формулам:
(2.7)
(2.8)
Между нормой времени и нормой выработки существует обратная зависимость, т.е. с уменьшением нормы времени норма выработки увеличивается. Однако изменяются эти величины не в одинаковой мере: норма выработки увеличивается в большей степени, чем уменьшается норма времени.
Между изменениями нормы времени и нормы выработки существуют следующие соотношения:
На отдельные виды работ нормы времени и
нормы выработки устанавливать довольно трудно. В этих условиях нормы труда выступают в виде норм обслуживания и норм численности, которые по мере механизации и автоматизации производства находят все большее применение в промышленности.
Норма обслуживания — это установленное количество единиц оборудования (число рабочих мест, квадратных метров площади и т.д.), которое должно обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях в течение смены. Она является производной от нормы времени. Чтобы рассчитать норму обслуживания, надо определить норму времени обслуживания.
Норма времени обслуживания — это количество времени, необходимое в определенных организационно-технических условиях на обслуживание в течение смены единицы оборудования, квадратного метра производственной площади и т.д.
Определив норму времени на обслуживание по нормативам или с помощью хронометража, можно рассчитать норму обслуживания по следующей формуле:
где Нч — норма обслуживания;
Нвр.о — норма времени на обслуживание единицы оборудования, единицы производственных
площадей и т.д.;
Нвр — норма времени на единицу объема работы, на выполняемую функцию;
п — количество единиц работы, выполняемых в течение определенного периода (смены, месяца);
К — коэффициент, учитывающий выполнение дополнительных функций, не учтенных нормой времени (функции учета, инструктажа, наблюдения за процессом), а также на отдых и личные надобности.
Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников или число структурных подразделений, приходящихся на одного руководителя. Эти нормы используются в случаях, когда нормы времени устанавливать нецелесообразно.
Под нормой
численности работающих понимают численность
работников определенного профессионально-
или (2.10)
где Нч – норма численности;
О – общее количество обслуживаемых единиц оборудования, квадратных метров производственной площади и т.д.;
Но – норма обслуживания.
В целях повышения эффективности труда повременно оплачиваемых работников им устанавливаются нормированные задания на основе указанных выше норм труда.
Нормированное задание – это установленный объем работы, который работник или группа работников должны выполнять за определенный период с соблюдением определенных требований к качеству продукции.
Нормированные
задания могут устанавливаться
обособленно, а в необходимых
случаях – применяться в
С учетом специфики производства объем работы, устанавливаемый нормированным заданием, может быть выражен в трудовых (нормированные человеко-часы) или натуральных показателях (шт., м3 и др.).
В зависимости
от организации производства и характера
выполняемых работ
4.Доплаты и надбавки к заработной плате на предприятиях
Переменная часть заработной
платы включает такие элементы, как доплаты
и надбавки. По своей природе они близки
именно к этой части заработной платы,
но по периодичности выплат незначительно
отличаются от должностного оклада или
тарифной ставки. Каждый элемент заработной
платы выполняет свои функции. Доплаты
и надбавки связаны, как правило, с особыми
условиями работы. Они носят стабильный
характер и персонифицированы, т. е. установлены
для конкретного человека.
Ряд доплат и надбавок являются обязательными
для применения на предприятиях всех форм
собственности. Их выплата гарантирована
государством и установлена КЗоТ. Другие
доплаты и надбавки применяются в отдельных
сферах приложения труда. В большинстве
случаев эти доплаты также обязательны,
но об их конкретных размерах договариваются
непосредственно на самом предприятии.
По характеру выплат доплаты и надбавки
делятся на компенсационные и стимулирующие.
В условиях рыночной экономики государство
берет на себя заботу лишь о некоторых,
ограниченных видах гарантий и компенсаций.
Оно устанавливает обязательность их
выплат в качестве минимально необходимых.
При таком подходе наемные работники получают
возможность по мере роста эффективности
труда с помощью профсоюзов договариваться
о более высоких гарантиях в ходе переговоров
с работодателями. Доплаты и надбавки
компенсационного характера гарантированы
государством за условия работы, отклоняющиеся
от нормальных. В настоящее время применяется
около 50 видов наиболее распространенных
доплат и надбавок компенсационного характера.
К ним относят доплаты:
К числу обязательных
относятся доплаты и надбавки за вредные,
тяжелые и опасные условия
труда.
К стимулирующим доплатам
и надбавкам относят оплату:
Как было отмечено,
минимальный размер компенсационных доплат
и надбавок гарантируется государством
и обязателен для применения. Доплаты
и надбавки стимулирующего характера
устанавливаются по усмотрению руководства
предприятия, и их размеры определяются
на предприятии самостоятельно. При определении
размера доплат и надбавок стимулирующего
характера учитываются конкретные условия
работы, например сколько человек выполняют
дополнительные функции, какую нагрузку
несет работник к своей основной работе, каково финансовое состояние
предприятия и др.
Предприятие может применять
новые виды, формы и размеры доплат и надбавок,
исходя из особенностей своей деятельности.
Так, если на предприятии считается актуальной
задача закрепления кадров, то оно может ввести доплату за стаж работы,
выслугу лет- Но при этом недопустимо,
чтобы заработная плата существенно отрывалась
от результатов трудовой деятельности.
При установлении стимулирующих доплат
и надбавок предприятие ориентируется
на учет индивидуальных качеств
работника, обеспечивающих
высокую личную результативность его труда.
Доплаты и надбавки целесообразно
устанавливать на определенный срок, так
как возможно изменение: отношения работника
к труду; условий труда; источников средств
на оплату труда.
Тем не менее обычно доплаты
и надбавки являются более постоянными
выплатами, чем премии. Поэтому нужно внимательно
относиться к выбору тех особенностей
труда, для которых устанавливаются стимулы в виде либо доплат и надбавок, либо премий.
Размер доплат
и надбавок чаще всего определяется относительно
должностного оклада или тарифной ставки
за отработанное время. Однако предприятие
может их устанавливать и в абсолютной
сумме — либо в равном размере для всех
работников, либо дифференцированно. Размеры доплат и надбавок должны корректироваться
при изменениях окладов или ставок с учетом
инфляции.
5. Определение качественных потребностей в персонале предприятия
Список литературы: