Организация нормирования труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:05, реферат

Краткое описание

Рабочее Место – пространственная зона (первичная ячейка организации), оснащенная необходимыми средствами, где осуществляется трудовая деятельность работника или группы, совместно выполняющих задание .
Классификация:
по функциям (рабочих, ИТР, служащих, прочих);
по профессиям;
по кол-ву (индивидуальные, коллективные);
по виду производства (основные, вспомогательные);
по типу производства (единичное, серийное, массовое);
по степени специализации (специализированные, универсальные);
по степени механизации (ручные, маш-ручные, механизированные, автоматизированные, аппаратные);
по подвижности и пространному размещению (стационарные, передвижные; на открытом воздухе, в помещении.

Оглавление

1. Понятие «рабочее место» на предприятиях, его элементы…………………..3
2. Обоснования режима труда и отдыха на предприятиях………………………5
3. Взаимосвязь и взаимозависимость нормы времени и нормы выработки на предприятиях…………………………………………………………………….…8
4. Доплаты и надбавки к заработной плате на предприятиях………………….14
5. Определение качественных потребностей в персонале предприятия………18
Список литературы…………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Организация нормирования.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Время на личные надобности устанавливается в минутах на смену или в размере 2% от величины оперативного времени и входит в состав нормы времени.

Все затраты  рабочего времени (кроме подготовительно-заключительного) устанавливаются на операцию или  на единицу (штуку) изделия и в  сумме составляют норму штучного времени шт). В нее входят следующие элементы:

.                         (2.3)

Следовательно, норма времени состоит из двух основных частей: нормы подготовительно-заключительного  времени и нормы штучного времени.

Для ручных и машинно-ручных работ, где время  на обслуживание рабочего места, а также  на отдых и личные надобности нормируется  в процентах от оперативного времени, формула нормы штучного времени  принимает следующий вид

                                     (2.4)

где К  — время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, в % от оперативного времени.

На предприятиях часто необходимо знать полные затраты времени на производство продукции или выполнение операции, т.е. калькуляцию всех затрат. С этой целью определяют штучно-калькуляционноевремя, в которое кроме штучного входит часть подготовительно-заключительного времени, приходящаяся на единицу продукции. Это наиболее точная и полная норма времени. Она рассчитывается по формуле

                                    (2.5)

где п — количество изделий в партии.

Норма выработки — это количество натуральных (штук, метров, юнн.) или условных единиц продукции (плавок, съемов и т.д.), которое должно быть изготовлено в единицу времени (смену, месяц) в определенных организационно-технических условиях одним или группой рабочих соответствующей квалификации.

Для расчета  норм выработки применяется несколько  формул. Наиболее общая формула имеет  следующий вид

                                       (2.6)

где Нвыр — норма выработки;

Тсм  — сменный фонд рабочего времени;

Нвр — установленная норма времени на единицу изделия. В тех производствах, где подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, на личные надобности и отдых нормируются на смену, норма выработки рассчитывается по таким формулам:

                               (2.7)

                          (2.8)

Между нормой времени и нормой выработки существует обратная зависимость, т.е. с уменьшением нормы времени норма выработки увеличивается. Однако изменяются эти величины не в одинаковой мере: норма выработки увеличивается в большей степени, чем уменьшается норма времени.

Между изменениями нормы времени и  нормы выработки существуют следующие  соотношения:

На отдельные  виды работ нормы времени и

нормы выработки устанавливать довольно трудно. В этих условиях нормы труда выступают в виде норм обслуживания и норм численности, которые по мере механизации и автоматизации производства находят все большее применение в промышленности.

Норма обслуживания — это установленное количество единиц оборудования (число рабочих мест, квадратных метров площади и т.д.), которое должно обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях в течение смены. Она является производной от нормы времени. Чтобы рассчитать норму обслуживания, надо определить норму времени обслуживания.

Норма времени обслуживания — это количество времени, необходимое в определенных организационно-технических условиях на обслуживание в течение смены единицы оборудования, квадратного метра производственной площади и т.д.

Определив норму времени на обслуживание по нормативам или с помощью хронометража, можно рассчитать норму обслуживания по следующей формуле:

                                   (2.9)

где Нч — норма обслуживания;

Нвр.о — норма времени на обслуживание единицы оборудования, единицы производственных

площадей и  т.д.;

Нвр — норма времени на единицу объема работы, на выполняемую функцию;

п — количество единиц работы, выполняемых в течение определенного периода (смены, месяца);

К —  коэффициент, учитывающий выполнение дополнительных функций, не учтенных нормой времени (функции учета, инструктажа, наблюдения за процессом), а также на отдых и личные надобности.

Разновидностью  нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников или число структурных подразделений, приходящихся на одного руководителя. Эти нормы используются в случаях, когда нормы времени устанавливать нецелесообразно.

Под нормой численности работающих понимают численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, требующуюся для выполнения производственного задания. Необходимая численность рабочих, занятых обслуживанием производства, определяется по формулам:

 или                        (2.10)

где Нч – норма численности;

О – общее  количество обслуживаемых единиц оборудования, квадратных метров производственной площади  и т.д.;

Но – норма обслуживания.

В целях  повышения эффективности труда повременно оплачиваемых работников им устанавливаются нормированные задания на основе указанных выше норм труда.

Нормированное задание – это установленный объем работы, который работник или группа работников должны выполнять за определенный период с соблюдением определенных требований к качеству продукции.

Нормированные задания могут устанавливаться  обособленно, а в необходимых  случаях – применяться в сочетании  с нормами обслуживания или численности.

С учетом специфики производства объем работы, устанавливаемый нормированным заданием, может быть выражен в трудовых (нормированные человеко-часы) или натуральных показателях (шт., ми др.).

В зависимости  от организации производства и характера  выполняемых работ нормированные  задания могут устанавливаться  на смену, месяц или на период полного осуществления заданного объема работ.

 

4.Доплаты  и надбавки к  заработной плате  на предприятиях

     Переменная часть заработной платы включает такие элементы, как доплаты и надбавки. По своей природе они близки именно к этой части заработной платы, но по периодичности выплат незначительно отличаются от должностного оклада или тарифной ставки. Каждый элемент заработной платы выполняет свои функции. Доплаты и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями работы. Они носят стабильный характер и персонифицированы, т. е. установлены для конкретного человека. 
    Ряд доплат и надбавок являются обязательными для применения на предприятиях всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и установлена КЗоТ. Другие доплаты и надбавки применяются в отдельных сферах приложения труда. В большинстве случаев эти доплаты также обязательны, но об их конкретных размерах договариваются непосредственно на самом предприятии. 
    По характеру выплат доплаты и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие. 
    В условиях рыночной экономики государство берет на себя заботу лишь о некоторых, ограниченных видах гарантий и компенсаций. Оно устанавливает обязательность их выплат в качестве минимально необходимых. При таком подходе наемные работники получают возможность по мере роста эффективности труда с помощью профсоюзов договариваться о более высоких гарантиях в ходе переговоров с работодателями. Доплаты и надбавки компенсационного характера гарантированы государством за условия работы, отклоняющиеся от нормальных. В настоящее время применяется около 50 видов наиболее распространенных доплат и надбавок компенсационного характера. К ним относят доплаты:

  • за работу в вечернее и ночное время;
  • за сверхурочную работу;
  • за работу в выходные и праздничные дни;
  • за разъездной характер работы;
  • несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня;
  • рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда;
  • при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника;
  • до среднего заработка в условиях, предусмотренных законодательством;
  • рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы;
  • за работу по графику с разделением дня на части перерывами не менее 2ч;
  • за многосменный режим работы;
  • за работу сверх нормативной продолжительности рабочего времени в период массовой приемки и закладки на хранение сельскохозяйственной продукции и др.
 

    К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за вредные, тяжелые и опасные условия труда. 
    
К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату:

  • за высокую квалификацию (специалистам);
  • за профессиональное мастерство (рабочим);
  • за работу с меньшей численностью работников;
  • за совмещение профессий (должностей);
  • за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;
  • за выполнение обязанностей отсутствующего работника;
  • бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы;
  • за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета;
  • за обслуживание вычислительной техники и др.
 

    Как было отмечено, минимальный размер компенсационных доплат и надбавок гарантируется государством и обязателен для применения.     Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются по усмотрению руководства предприятия, и их размеры определяются на предприятии самостоятельно. При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера учитываются конкретные условия работы, например сколько человек выполняют дополнительные функции, какую нагрузку несет работник к своей основной работе, каково финансовое состояние предприятия и др. 
    
Предприятие может применять новые виды, формы и размеры доплат и надбавок, исходя из особенностей своей деятельности. Так, если на предприятии считается актуальной задача закрепления кадров, то оно может ввести доплату за стаж работы, выслугу лет- Но при этом недопустимо, чтобы заработная плата существенно отрывалась от результатов трудовой деятельности. При установлении стимулирующих доплат и надбавок предприятие ориентируется на учет индивидуальных качеств работника, обеспечивающих высокую личную результативность его труда. 
    
Доплаты и надбавки целесообразно устанавливать на определенный срок, так как возможно изменение: отношения работника к труду; условий труда; источников средств на оплату труда. 
    
Тем не менее обычно доплаты и надбавки являются более постоянными выплатами, чем премии. Поэтому нужно внимательно относиться к выбору тех особенностей труда, для которых устанавливаются стимулы в виде либо доплат и надбавок, либо премий. 
    
Размер доплат и надбавок чаще всего определяется относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Однако предприятие может их устанавливать и в абсолютной сумме — либо в равном размере для всех работников, либо дифференцированно. Размеры доплат и надбавок должны корректироваться при изменениях окладов или ставок с учетом инфляции.

 

5. Определение качественных  потребностей в  персонале предприятия

    Качественная потребность в персонале— потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу. 
    При расчете качественной потребности в персонале следует исходить из: 
1) профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации, нерабочий процесс; 
2) требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест; 
3) штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;  
4) документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.  
     Качественное планирование потребностей в персонале определяет способности и знания, которыми должен обладать каждый сотрудник, чтобы соответствовать занимаемому им рабочему месту и правильно выполнять обусловленные данным местом задания. Если задания не изменяются с течением времени, то легко определить качественную потребность в персонале."  
       "Анализ качественного состава кадров предполагает периодическое и целенаправленное изучение работников по характеристикам пола, возраста, образования, квалификации, стажу работы и другим социально-демографическим признакам. Такой анализ предусматривает: определение качественного уровня расстановки работников по должностям; определение степени рационального использования специалистов с высшим и средним специальным образованием и др. Например, показатель качества расстановки кадров по должностям рассчитывается путем суммирования числа специалистов с высшим и средним специальным образованием, занимающих руководящие и инженерно-технические должности, деленного на общее количество должностей, требующих замещения дипломированными специалистами. Таким образом, расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.

 

Список  литературы:

      Е.А.Кобец, М.Н.Корсаков . Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли .- Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

      

Информация о работе Организация нормирования труда