Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:26, курсовая работа
В самом общем понимании культура представляет собой исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и особенностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Таким образом, она охватывает две сферы человеческого бытия: материальную и духовную, т.е. включает предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали, права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие и мировоззрение, способы и формы общения людей).
Введение 3
Организационная культура 4
§1 Сущность и понятие организационной культуры 4
§2 Элементы организационной культуры 7
§3 Организационные ценности 9
§4 Доминирующая культура и субкультура 9
§5 Классификация организационных культур 11
§6 Способы передачи культуры 22
§7 Роль информированности, знаний и поощрений 22
§8 Изменение культуры организации 24
Методы управления 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29
К специфическим относятся
На уровне смысла
между разными
Таким образом, с точки зрения организационных смыслов можно выделить три основных типа организационной культуры:
Организационные ценности.
Организационные ценности – это представление о полезности и предпочтительности для реализации миссии организации тех или иных средств, форм и методов, а так же культурных свойств членов этой организации. Организационная культура как бы заключает в себе шкалу ценности этих средств, форм, методов свойств. При этом может быть установлена и их соотносительная ценность.
Система организационных ценностей включает как положительные оценки (способствует реализации миссии), так и отрицательные (препятствует реализации миссии). При этом одно и то же свойство, например умение отстаивать свою позицию, в одной системе будет оцениваться положительно, а в другой – отрицательно.
С ценностями согласуются и нормы организационно целесообразного поведения. Если в организационной культуре диктаторский стиль поведения руководителя – норма, то это культура оргдиктата. Если норма – демократический стиль поведения руководителя, то имеет место культура организационной демократии.
На основе ценностей
и норм поведения формируются
ориентиры организационной
Доминирующая культура и субкультура.
В организациях можно выделить доминирующую культуру и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные ценности, которые принимаются большинством членов организации. Субкультуры развиваются в крупных организациях и отражают общие проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются работники, опыт их разрешения. Они связаны с региональными особенностями и спецификой отдельных подразделений. Различают вертикальные и горизонтальные субкультуры. Когда производственное отделение конгломерата обладает уникальной культурой, резко отличающейся от других отделений организации, то здесь имеет место вертикальная субкультура. Когда функциональный отдел организации имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура.
Организационная культура
позволяет отличать одну организацию
от другой, создаёт атмосферу
Система идеальных образов имеет своё воплощение в конкретных носителях, которые могут сделать идеальные образы конкретно воспринимаемыми, способными фиксироваться в сознании, передаваться от одних субъектов другим и реально действовать.
В системе носителей организационной культуры выделяются две подсистемы:
Две подсистемы носителей идеальных
образов организационной
Культура реальных деклараций. Прямые высказывания и демонстрации отношений формируют явные, однозначные и отчётливые представления о ценностях, нормах и ориентирах культуры.
Культура фиктивных деклараций. Декларируемые культурные установки не подтверждаются оценками, выраженными в практических действиях и реальных отношениях.
Важнейшим компонентом организационной культуры являются знания, на основе которых обеспечивается реализация миссии и целей организации. Это знания о самой организации как таковой. Такие знания могут быть как научными, так и практическими, полученными опытным путём. Для разных организационных культур характерно различное соотношение того и другого видов знаний.
Могут быть выделены:
Более примитивные культуры обычно базируются только на практическом опыте. Усложнение организационной культуры, как правило, связано с расширением использования научных знаний. Однако чрезмерное сокращение доли опытных знаний может создать затруднения в реализации миссии и целей организации.
Неотъемлемым компонентом организационной культуры являются вещи: средства и предметы, обеспечивающие процесс жизнедеятельности организации. В состав вещественной составляющей включаются те средства и предметы, использование которых в организации является целенаправленным и носит не случайный, а устойчивый характер.
Вещественная составляющая
организационной культуры определяет
потенциальные возможности
Средства и предметы, составляющие вещественную подсистему организационной культуры.
Вещь создаётся, исходя из предполагаемой организационной культуры, но используется она в реальной фактической культуре. Поэтому встаёт вопрос о соответствии между собой культуры вещи и культуры организации, в которой эта вещь функционирует. Вещь, культура которой не соответствует культуре организации, может быть не принята последней.
Конечно, полностью исключить
возможность использования
Классификация организационных культур.
Существенные различия строения и внутреннего функционирования разных организационных культур предопределяют разнообразие этих культур с точки зрения характеристик их внешнего состояния, возможных форм и направлений поведения в мегакультуре, взаимоотношений с другими одноуровневыми культурами, особенностей самого субъекта организационно-культурного процесса. Можно дать следующую классификацию организационных культур, в которой всё это разнообразие будет сведено к нескольким наиболее характерным типам.
Сильная культура оказывает существенное
формирующее влияние на своих
членов, возникает большая
Для слабой культуры, напротив,
характерно отсутствие твёрдых установок
и единой программы деятельности.
Молодые организации или
Естественно, что слабая культура не способствует эффективной реализации миссии и целей организации. Однако и чрезмерно сильная культура может создавать препятствия на пути развития организации. Она более консервативна и менее склонна к принятию различных новаций. Поэтому в организации лучше иметь умеренно сильную культуру.
Каким образом культура влияет на эффективность организации? Система ценностей, принятая в организации, оказывает воздействие:
Успешно работающие фирмы имеют чётко определённую систему ценностей, которая находит отражение в их стратегии политике и принимаемых решениях. Интересы эффективной организации требуют, чтобы культура организации, её стратегия, окружение и технология были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и наиболее приемлемая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высоком уровне интеграции, позитивном восприятии конфликтов как источника развития и широком общении по горизонтали. Стратегия, диктуемая перспективами развития производства продукции, фокусируется на повышении эффективности работы при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.
Роль организационной культуры в компании многоаспектна в силу многогранности самого исследуемого явления – культуры. К основным аспектам значимости организационной культуры следует отнести:
Организации будут добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечивают стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений и сдерживает индивидуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эффективны, когда они «наполняются» культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль.
Информация о работе Организационная культура. Методы изучения, управления