Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа
Организация - это объединение людей, основой жизненного потенциала которого является организационная культура. Это понятие включает в себя все то, ради чего люди становятся членами именно этой организации, разделяют нормы и принципы ее жизни и деятель¬ности, строят свои отношения с другими работниками. Эти признаки не только отличают одну организацию от другой, но и существенно предопре¬деляют успех выживания фирмы в рыночной экономике.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования организационной культуры………..5
1.1. Сущность организационной культуры и ее коммуникационные средства……………………………………………………………………………5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на организационную культуру…….11
1.3. Виды организационных культур………………………………………...16
2. Методологические основы формирования организационной культуры….21
2.1. Формирование и развитие организационной культуры……………….21
2.2. Оценка эффективности влияния организационной культуры на деятельность предприятия и персонала………………………………………..26
3. Практический анализ организационной культуры промышленных предприятий……………………………………………….……………………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы формирования организационной культуры………..5
1.1. Сущность
организационной культуры и ее коммуникационные
средства…………………………………………………………
1.2. Факторы, оказывающие влияние на организационную культуру…….11
1.3. Виды организационных культур………………………………………...16
2. Методологические
основы формирования
2.1. Формирование и развитие организационной культуры……………….21
2.2. Оценка эффективности влияния организационной культуры на деятельность предприятия и персонала………………………………………..26
3. Практический
анализ организационной культуры промышленных
предприятий……………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Организация - это объединение людей, основой жизненного потенциала которого является организационная культура. Это понятие включает в себя все то, ради чего люди становятся членами именно этой организации, разделяют нормы и принципы ее жизни и деятельности, строят свои отношения с другими работниками. Эти признаки не только отличают одну организацию от другой, но и существенно предопределяют успех выживания фирмы в рыночной экономике.
В условиях индустриального экономического роста и преобладания технократического хозяйственного поведения и мышления организационная культура, за редким исключением, не была объектом целенаправленного воздействия менеджмента. Лишь в 90-е годы начинается переход от единичных случаев создания организационной культуры к массовой практике, причем этот процесс обуславливается целями утверждения инновационного, предпринимательского типа развития. Роль лидеров на этом направлении взяли на себя быстрорастущие наукоемкие корпорации, задающие темп современному экономическому росту.
Всё это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
В
настоящее время
Преуспевающие
фирмы для повышения
Все вышеизложенное определило выбор темы курсовой работы.
Цель изучения темы курсовой работы являются: анализ организационной культуры как основы организационного поведения.
Цели и задачи:
Курсовая работа состоит из 3-х глав:
1-ая глава моей курсовой работы называется: <<Теоретические основы формирования организационной культуры >> в ней я ознакомилась с сущность организационной культуры и ее коммуникационными средствами и
факторами, оказывающие влияние на организационную культуру.
2-ая глава называется: << Методологические основы формирования организационной культуры >>В ней изложены формирование и развитие организационной культуры и оценка эффективности влияния организационной культуры на деятельность предприятия и персонала.
3-я глава: << Практический анализ организационной культуры промышленных предприятий>>где рассмотрела диагностика организационной культуры с помощью методики OCAI которая проводилась на шести промышленных предприятиях Казани и Республики Марий Эл.
1. Теоретические основы формирования организационной культуры.
1.1.
Сущность организационной
культуры и ее
коммуникационные
средства.
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организационная культура — это "философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются её членами"[1].
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Организационная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат не очевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила. То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем его мире. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности.
Таким образом, организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
В широком смысле культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной климатогеографической или социальной среде, сохраняя единство и целостность своего сообщества. Разумеется, потребность в воспроизведении приобретенного и заимствованного социального опыта актуальна и для организации. Однако, вплоть до недавнего времени процессы формирования организационной культуры шли стихийно, не привлекая внимания ни субъекта организационной власти, ни исследователей.
Как уже отмечалось, под организационной культурой понимается совокупность норм, правил, обычаев и традиций, разделяемых и принимаемых работниками организации. Вполне очевидно, что если культура организации согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации [2].
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.
Например, организационная культура корпорации IBM в работе с персоналом нагляднее всего проявляется в следующих принципах:
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. У менеджмента крупных организаций есть достаточно ресурсов и средств для того, чтобы оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры, однако им не всегда хватает знания, как ее анализировать и изменять в желательном направлении.
Организационная культура — это система разделяемых трудовым коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности. Организационная культура выражает уровень социальной интегрированности и профессиональной зрелости трудового коллектива в процессе достижения целей организации. Как отмечает В.А. Спивак, организационная культура — «это среда, атмосфера, в которой мы пребываем, все, что нас окружает, с чем и кем мы имеем дело на работе»[1].
Несмотря на многообразие функций организационной культуры их можно свести к трем основным :
По оценкам различных авторов число критериев для охарактеризования организационной культуры составляет от 7 до 10. Приведем наиболее часто используемые для этой цели характеристики:
Информация о работе Организацион¬ная культура как основа организационного поведения