Организационная культура и деловая культура: взаимосвязь и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 14:36, реферат

Краткое описание

Термин "организационная культура" охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта. С проявлениями организационной культуры мы сталкиваемся, едва переступив порог предприятия: она обуславливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Федорова МА гр З4121 20 Microsoft Word.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

      Организационная культура представляет собой совокупность основных убеждений, которые передаются всем поступившим на работу сотрудникам как правильные способ восприятия происходящего, образ мышления и повседневные действия. К важным ха-рактеристикам организационной культуры относятся принятые модели поведения, нор-мы, доминирующие ценности, философия, правила и организационный климат.

      Хотя  все члены организации поддерживают организационную культуру, не все  это делают в равной степени. В  организации может существовать доминирующая куль-тура и субкультуры. Доминирующая культура представлена базовыми ценностями, которые разделяют большинство членов организации. Субкультура представляет собой совокупность ценностей, которые разделяет небольшой процент сотрудни-ков организации.

      Некоторые организации обладают сильной, а  некоторые -- слабой культурой. Сила культуры зависит от разделяемости и интенсивности. Под разделяемостью понимается та степень, в которой члены организации разделяют ее базовые ценности. Интенсив-ность определяется степенью преданности сотрудников организации этим ценностям.

      Культура  обычно создается основателем или  высшим руководителем компании, фор-мирующим ключевую группу, объединенную общим видением перспективы. Эта груп-па сообща работает над созданием культурных ценностей, норм и климата, необходи-мых для воплощения их видения перспективы. Для поддержания этой культуры компа-нии обычно предпринимают ряд шагов, к которым относятся: тщательный отбор кан-дидатов для приема на работу; опыт, приобретаемый на рабочем месте и знакомящий новичков с культурой организации; усвоение необходимых для работы навыков; при-стальное внимание к оценке результатов труда и вознаграждению деятельности каждо-го сотрудника; воспитание приверженности основным ценностям организации; закрепление корпоративной истории и фольклора и, наконец, признание и продвижение ра-ботников, которые хорошо выполняют свою работу и могут служить примером для нового персонала организации.

      В отдельных случаях организации  обнаруживают, что должны изменить свою культуру, чтобы успешно выдержать конкуренцию или даже просто выжить в окружающей их среде.

  Деловая культура и деловые отношения - традиции, принципы, правила, ценности

      Перечислим  принципы деловой культуры и отношений

      1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего  все вовремя, является нормативным.  Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

      2. Конфиденциальность (не болтайте  лишнего). Секреты учреждения, корпорации  или конкретной сделки необходимо  хранить так же бережно, как  тайны личного характера. Нет  также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

      3. Любезность, доброжелательность и  приветливость. В любой ситуации  необходимо вести себя с клиентами,  заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

      4. Внимание к окружающим (думайте  о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно  распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

      5. Внешний облик (одевайтесь как  положено). Главный подход - вписаться  в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

      6. Грамотность (говорите и пишите  хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

      3. Деловые контакты с зарубежными  партнерами, проблемы культурного  характера

      Деловые контакты с зарубежными партнерами обязаны учитывать национально-психологические  особенности конкретной среды делового общения. Если, по мнению философов, общение является одной из важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения - решающее условие успешности деловых контактов с зарубежными партнерами [3, c.26].

      В настоящее время прослеживается тенденция интенсивного развития и  расширения международного сотрудничества культурного характера.

      Открываются различные Международные информационные центры межнациональных, межкультурных  взаимодействий, ставящие новые задачи в области укрепления и расширения деловых, культурных связей с международными партнерами [9, c.54].

      Дружеские и деловые контакты с различными международными общественными организациями, фондами, посольствами позволяют организовывать и проводить совместные культурные, образовательные и информационные мероприятия на базе Международных информационных центров.

      Международная деятельность на современном этапе  способствует формированию эффективного межкультурного диалога в ситуациях  межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

      Проблемы  культурного характера не могут  быть исследованы вне связи с  философской проблемой ценностей. Заслуживает внимания нравственная позиция, согласно которой бизнес, игнорирующий принципы гуманизма и патриотизма, аморален, малоэффективен. Тем более актуальна задача гуманизации делового общения для нашего общества, раздираемого всевозможными социальными конфликтами

      Проблема  общения как социальное явление  межличностного взаимодействия рассматривалась  учеными как категория этики и психологии.

  Составные части деловой культуры. Внешние и внутренние признаки

      Деловая культура включает в себя все то, что общество думает и делает, это  означает, что в языке находит  свое отражение как менталитет, так  и поведение говорящего на нем социума. Передается и развивается культура через общение, посредством которого осуществляется формирование общества и обеспечение взаимопонимания между его членами. Деловая культура - это умение общаться, в том числе и в деловых ситуациях, вырабатываемых поколениями людей. Она включает систему кодифицированных образцов и норм поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей, несущих регулятивную и контрольную функцию в социуме. Одним из основных инструментов общения является язык, социальный по своей сути, он составляет часть человеческого поведения, которое включает в себя как вербальную, так и невербальную формы, язык в определенной мере подчиняется тем же законам, что и человеческое поведение в целом. Известно, что большая часть человеческого поведения социально регламентирована, обусловлена этическими нормами, традициями, ценностями общества, т.е. основана на конвенциях, которые могут не совпадать в разных культурах. Эти социальные конвенции неизбежно находят свое отражение в языке [6, c.78].

      Деловая культура предлагает нормы и ценности трудообмена, обмена деятельностью, а  также включает "конкретные формы  и методы взаимодействия людей при  решении деловых вопросов", к  которым относятся стратегии  и тактики достижения производственных целей, способы убеждения и оказания воздействия.

      Каждый  человек невольно проецирует свои речевые  стереотипы и речевое поведение  на тех, с кем ему приходится общаться, независимо от их культурного, социального, этнического, религиозного или какого-либо иного отличия. Часто это происходит из-за того, что общечеловеческие нормы и ценности как бы преувеличиваются, а национальные, социальные и неповторимые преуменьшаются. Особо ярко это проявляется в языковом общении, при котором лингвокультурный барьер может являться не только помехой в процессе коммуникации, но и приводить к так называемым "коммуникативным неудачам" 

      Мораль  и этика составляют основу деловой  культуры, под которой понимаются принятые руководством организации  и поддерживаемые персоналом духовные ценности. И хотя многие считают, что деловая культура касается только внутренней жизни коллектива, фактически она формирует и внешнюю жизнь организации (внешние отношения). Деловая культура организации проявляется в поведении сотрудников, в их восприятии себя, организации в целом и окружающей среды. Центральное место в организационной культуре занимают базисные ценности, т.е. официально принятый в организации набор наиболее значимых и неизменных принципов, на которых основывается поведение сотрудников.

      Мораль (нравственность) (от лат. moralis - касающийся нравов) - совокупность норм, установок и предписаний, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении в различных жизненных сферах, включая и трудовую деятельность. Специфика морали как регулятора социальных отношений заключается в том, что она действует изнутри. Моральное регулирование носит, как говорят психологи, оценочно-императивный характер, т.е. в оценке поступков людей содержится их одобрение либо порицание. Общие нормы морали получают выражение в зафиксированных представлениях о том, как следует поступать и чего нельзя делать. Когда говорят о морали, то имеют в виду суждения о правильном и неправильном, о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Сила моральных требований, всегда безусловных по форме и строгих по содержанию, в том, что человек должен обращать их к себе и только через опыт собственной жизни предъявлять другим. Наверное, не зря одна из древнейших заповедей, получившая наименование "золотое правило нравственности", гласит: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Перед глобальными опасностями, угрожающими самому существованию человечества, ответственное отношение к морали, признание приоритета человеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы.

      Этика - совокупность универсальных и специфических  нравственных требований и правил поведения  индивида, реализуемых в общественной жизни. Традиционная трактовка этики  носит индивидуальный характер. Наши представления о нравственности и моральных ценностях, о том, что достойно похвалы и что заслуживает осуждения, сложились, главным образом, на основе восприятия человека как существа нравственного. Мы знаем, что значит назвать человека нравственным.

Деловое общение как элемент деловой культуры

      Успех делового общения зависит от знания и умения использовать технику общения. Деловое общение - это прежде всего  коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникативная  деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей.

      Различают четыре функции общения; сочетаясь, они придают процессам общения  конкретную специфику в конкретных формах

      Знаковая (семантическая) функция - является средством  общения человека, так, например, язык народный и литературный выступают важнейшим средством овладения национальной культуры.

      Ценностная (аксиологическая) функция - отражает качественное состояние культуры, формирует у  человека потребности и ориентации, по которым можно судить об уровне культуры человека и общества.

      Нормативная функция, организующая и смысложизненная  функция культурных норм, их разновидности  и символики. Нормы-табу, нормы-принципы, нормы ценности.

      Трансляционная  функция - передача человеческого опыта, исторической преемственности, передача социального опыта и культурных традиций.

      Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между  людьми. Фундаментом стиля общения  личности являются ее нравственно-этические  установки и оценки социально-этических установок общества.

      Все средства общения делятся на две  большие группы: вербальные и невербальные.

      Таким образом, технологию культуры делового общения можно толковать как  совокупность нравственных принципов  и норм, регулирующих процесс взаимосвязи  и взаимодействия людей в сферах трудовой деятельности. Необходимость нравственной регуляции общения в сфере трудовой деятельности обусловливает потребность упорядочения деловой жизни. Удовлетворяя эту потребность, культура играет важную коммуникационную роль в общении людей.

Информация о работе Организационная культура и деловая культура: взаимосвязь и специфика