Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Макросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества. Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями.

Оглавление

Часть 1
Влияние факторов макросреды на организацию.
Влияние факторов микросреды на организацию.
Социально-экономические проблемы управления организацией.
Часть 2
4 .Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора.

Файлы: 1 файл

кр теория организации.docx

— 130.86 Кб (Скачать)

 
 
Рис3. Основные типы клиентурных рынков

5. Конкуренты. Различают четыре разновидности конкурентов:

а) желания-конкуренты;  
б) товарно-родовые; 
в) товарно-видовые; 
г) марки-конкуренты.

а) Желания-конкуренты - потребности, связанные с одной нуждой. Потребитель  обычно рассматривает несколько  вариантов действии (например, покупку транспортного средства, поездку в Европу и т.п.). 
б) Товарно-родовые конкуренты - различные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания. Положим, потребитель решит купить транспортное средство. У него есть три варианта: покупка автомашины, мотоцикла или велосипеда. Он выберет наиболее привлекательный вариант, например велосипед.  
в) Товарно-видовые конкуренты - разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя. В данном случае разновидностями будут трех-, пяти- и десятискоростные велосипеды. 
г) Марки-конкуренты - это разные марки одного и того же товара. Остановившись на десятискоростном велосипеде, потребитель должен выбрать конкретную марку - машину конкретного предприятия.

6. Контактные аудитории. Это любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации или оказывают влияние на ее способность достигать поставленных целей. Контактная аудитория может способствовать либо противодействовать усилиям предприятия. По характеру их подразделяют на благотворные, искомые и нежелательные аудитории. Благотворная аудитория - группа, интерес которой к организации носит благотворный характер (например, спонсоры). Искомая аудитория - группа, чью заинтересованность следует искать (например, средства массовой информации). Нежелательная аудитория - группа, внимание которой лучше не привле-кать, но с которой придется считаться, если она каким-то образом проявит себя (например, преступные группировки). Предприятие окружено контактными аудиториями семи типов:

1) финансовые круги; 
2) контактные аудитории средств массовой информации;  
3) контактные аудитории органов государственной власти и управления;  
4) гражданские группы действий; 
5) местные контактные аудитории; 
6) широкая публика; 
7) внутренние контактные аудитории.

 
 
Рис 4.Разновидности контактных аудиторий фирмы

Финансовые круги. Это банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы фондовой биржи, акционеры. Они оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом. Можно добиться благоприятного отношения этих аудиторий, публикуя годовые отчеты, представляя доказательства финансовой устойчивости фирмы.

Контактные аудитории  средств массовой информации. Это организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии (газеты, журналы, радиостанции и телецентры). Предприятие заинтересовано в том, чтобы средства массовой информации с положительной стороны освещали его деятельность.

Контактные аудитории  органов государственной власти и управления. Руководство предприятия должно обязательно учитывать все, что происходит в государственной сфере. Следует откликаться на проблемы безопасности товаров, достоверности рекламы, нарушения прав потребителей. Следует взаимодействовать с другими производителями и добиваться принятия благоприятных законов.

Гражданские группы действий. Маркетинговые решения, могут вызвать вопросы со стороны общественных организаций потребителей, групп защитников окружающей среды, представителей национальных меньшинств. Отдел организации общественного мнения фирмы должен содействовать поддержанию постоянного контакта с этими группами.

Местные контактные аудитории. Любая организация имеет дело с местными контактными аудиториями, такими, как окрестные жители и местные организации. Для работы с местным населением крупные предприятия назначают специальных сотрудников.

Широкая публика. Широкая публика не выступает по отношению к предприятию в виде организованной силы, но образ фирмы в глазах общественности сказывается на ее деятельности. Для создания образа "гражданственности" предприятие может заняться благотворительностью, установить строгий порядок рассмотрения претензий потребителей.

Внутренние контактные аудитории. Это рабочие и служащие предприятия, управляющие, члены совета директоров. Для информирования и мотивации членов внутренних контактных аудиторий крупные компании обеспечивают участие персонала в управлении, доходах, прибыли и владении собственностью фирмы. Рабочие и служащие способны распространить позитивное отношение и на другие контактные аудитории.

3.Проблемы управления организацией.

Предприятие имеет проблемы нескольких уровней:

  • выживания (обеспечения положительности финансовых потоков),
  • поиска партнеров,
  • эффективного управления,
  • социального микроклимата,
  • организации творческого характера труда,
  • интегрированного взаимодействия всех подсистем,
  • полноты реализации миссии.

Эта иерархия аналогична иерархии ценностей по Маслоу. В условиях острой нехватки денежной массы, падения спроса на продукцию на первое место выходит само выживания предприятия, то есть его способность платить по своим счетам. Проблема решается путем принятия экстренных мер по реализации уже произведенной продукции.

После обеспечения способности  платить по своим счетам, на первое место выходит задача реализации продукции и закупок сырья, то есть восстановления нарушенных хозяйственных  связей, или поиска партнеров. Проблема решается созданием отделов маркетинга и продвижения продукции на рынок. Отделы должны иметь горизонтальную организационную структуру и  систему стимулирования напрямую связанную  с прибылью от реализации продукции. Отдел маркетинга обеспечивает выпуск ориентированной на потребителя  продукции. Отдел продвижения товара на рынок активно работает с потенциальными покупателями, применяет гибкую ценовую  политику, способствует расширению занятого предприятием сегмента рынка.

Решив задачу поиска партнеров предприятие оказывается перед задачей организации эффективного управления производством. Эффективное управление бизнесом позволяет снизить издержки и улучшить качество продукции, что позволяет закрепить за фирмой ее покупателей. При этом необходимо отметить, что западные фирмы весьма успешно применяют вертикальную интеграцию по производственному циклу совместно с горизонтальной интеграцией по параллельным видам продукции [1]. В результате фирма получает преимущества как вертикальных организационных структур — минимизацию издержек, так и горизонтальных организационных структур — минимизацию упущенной выгоды.

Решив проблему эффективного управления бизнесом фирма оказывается перед спектром социальных проблем ее служащих. Пренебрежение социальными проблемами может привести к их уходу с фирмы, а следовательно, и значительным трансакционным издержкам на поиск и обучение новых служащих. Трансакционные издержки тем больше, чем выше квалификация служащих и сильнее специфика работы фирмы.

Социальное вовлечение служащих в процесс производства может  существенно поднять производительность труда и качество продукции.

После решения социальных проблем фирма оказывается перед  необходимостью обеспечению творческого  характера работы служащих. Неудовлетворенность  своей работой может привести к текучести персонала и к  меньшей продуктивности работы. Текучесть  приводит к дополнительным трансакционным издержкам на поиск и подготовку служащих. Меньшая продуктивность работы приводит к относительному проигрышу продукции по сравнению с конкурентами, сумевшими обеспечить творческий характер работы. Также менее интересная работы требует дополнительной денежной компенсации за нетворческий характер труда.

Решив проблему организации  творческого характера труда  фирма оказывается в состоянии работать с проблемой организации интегрированного взаимодействия всех подсистем фирмы. Интегрированное взаимодействие всех подсистем фирмы порождает сложные процессы самоорганизации фирмы, что дает дополнительные конкурентные преимущества за счет эффектов синергетики.

Полнота реализации миссии позволяет взять с сегмента рынка  все, что он может дать. Но для  этого необходимо интегрированное  взаимодействие всех подсистем фирмы.

Анализируя положение  фирм в Российской экономике можно  заметить [2], что большинство государственных  фирм имеют проблемы первых трех уровней:

  • нехватки наличности для обеспечения платежей,
  • отсутствия партнеров вследствие разорванных народно-хозяйственных связей,
  • неэффективного управления производством.

В то же время преуспевающие  коммерческие фирмы имеют проблемы следующих трех уровней:

уровень 1. Проблемы социальной реализации служащих:

  • статуса,
  • социального вовлечения служащих в производственный процесс,
  • нехватки времени для досуга в кругу семьи,
  • присмотра за малолетними детьми;
  • уровень 2. Проблемы нетворческого характера труда,
  • уровень 3. Проблемы налаживания интегрированного взаимодействия всех подсистем фирмы.

С проблемой полноты реализации миссии в настоящее время в  России могут работать только единичные  преуспевающие фирмы.

4.  Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора.

Фредерик Тейлор, создатель  научного менеджмента, был человеком, полностью захваченным идеей  контроля, одержимым постоянной потребностью управлять каждым аспектом своей  жизни. Как его работа, так и  домашние дела и отдых регламентировались детально прописанными программами и графиками, которым он жестко следовал. Упорство, настойчивость и рациональный подход принесли свои плоды не только в науке управления. Тейлор добился больших успехов и в спорте: он был чемпионом США по теннису в парном разряде. Тейлор окончил институт (Технологический институт Стивенса), получил фундаментальную подготовку по инженерным и математическим наукам, одновременно усиленно занимался теоретическими науками и экспериментами, сделал немало изобретений в области организации производства, некоторые из них – на мировом уровне. Несмотря на блестящие перспективы, открывавшиеся перед ним, благодаря происхождению и социальному статусу семьи, Тейлор начал жизненный путь простым рабочим, выбился в мастера, затем за 8 лет дослужился до должности главного инженера сталелитейной компании в г. Бетлехеме, где и провел в 1898-1901 гг. первую серию своих экспериментов. Тейлор считается основателем современного менеджмента, «Отцом научного менеджмента».

До Тейлора двигателем повышения производительности труда  был принцип «пряника». Итак, Тейлор пришел к мысли организовать труд, который предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того как будет произведен статистический учет измерение и так далее, их действия. Таким образом, в начале века роль управленца в решение того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо и регламентация работы исполнителя принимала крайние меры.

«Хорошая организация  при бедном оборудовании даст лучшие результаты, чем отличное оборудование при плохой организации» (Ф. У. Тейлор).

Ф. Тейлор расчленил всю  работу исполнителя на составные  части. В своем классическом труде, впервые опубликованном в 1911 г., он систематизировал все имеющие в то время достижения в области организации производственного  процесса. Отдельные достижения были прохронометрированы, а рабочий  день расписан по секундам.

Таким образом, Ф.У. Тейлор на практике в ряде случаев отыскал  тот объем работы, соответствующим  образом выполняя который рабочий  наиболее рационально может отдавать свою рабочую силу в течение длительного  времени. Он предложил научную систему  знаний о законах рациональной организации  труда, составными элементами которой  является математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система  оплаты труда, метод изучения времени  и движений, способ рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки др., что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента. В отличии от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым – исследователем или профессором школы бизнеса ,а практиком.

Тейлор впервые заинтересовался  не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и  положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке этой концепции менеджмент признан самостоятельной  областью научных исследований. В  своих работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) Ф. Тейлор разработал методы научной  организации труда. К этим методам  он пришел, проведя ряд экспериментов.

Суть этих экспериментов заключался в исследовании с помощью секундомера процесса подрезки чугунных чушек, который выполнялся самыми сноровистыми рабочими. Разделив операции на отдельные элементы, Тейлор определял продолжительность каждого из них и в итоге выводил средние нормы, которые впоследствии были распространены на всех рабочих. В результате производительность труда возросла в 3,5-4 раза, а заработная плата – на 60%. Причем, это было достигнуто не за счет интенсификации труда, как это довольно часто сейчас считают, а прежде всего – за счет его рационализации.

Ф. Тейлор придавал большое  значение стандартизации инструментов с учетом особенностей различных  конкретных видов работы. Так изучение погрузки угля показало, по средний  вес угля, захватываемого лопатой, колебался  от 16 до 38 фунтов. Экспериментами он установил, что хороший рабочий в состоянии  погрузить за день больше, если будет  пользоваться лопатой вмещающей  от 21 до 22 фунтов. Далее выяснилось, что при погрузке лопатами различных  типов материалов целесообразно  применять около 15 типов лопат. Все  это привело к тому, что спустя 3,5 года 140 человек выполнили работу, для которой прежде требовалось  от 400 до 600 человек.

Информация о работе Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора