Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:11, контрольная работа
Целью контрольной работы является исследование региональной системы Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
- анализ региона как социально-экономической системы;
- определение политических и экономических основ развития регионов;
Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Глава 1. Теоретический анализ основных понятий исследований _ 5
1.1. Регион как социально-экономическая система_ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.2. Теоретическое исследование понятия "региональная система" 10
Глава 2. Социально-экономическая характеристика региональной системы Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12
2.1. Основная проблема – неравномерность развития регионов_ 12
2.2. Неблагополучные регионы России _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13
Глава 3. Роль целевых программ в развитии регионов России _ _ 17
3.1. Критерии эффективности оценки развития регионов _ _ _ _ _ 17
3.2. Программно-целевой метод управления развитием регионов России _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20
Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 25
Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _
Необходимость решения этой задачи определяется наличием таких общепризнанных недостатков современной практики федерального программного регулирования, как:
- размытость целей,
- отсутствие федеральных приоритетов,
- формальность процедур отбора программ,
- недостаточная ответственность
за исполнение программных
В настоящее время финансовая
помощь из федерального бюджета субъектам
Российской Федерации предоставляется
через:
- Фонд финансовой поддержки
субъектов Российской
- Фонд компенсаций,
- Фонд регионального развития.
Средства Фонда регионального
развития направляются на финансирование
объектов, предусмотренных в десятках
федеральных целевых программ развития
субъектов Российской Федерации. Сложившаяся
практика не позволяет проводить
эффективную региональную политику
государственной поддержки
К числу важнейших аргументов в пользу реализации мероприятий Программы относятся:
- возможность объединения
многих федеральных целевых
- упрощение процедуры
согласования решений по
- возможность формирования
в рамках Программы комплекса
нормативно-правовых и
Ресурсы Программы будут адресно направлены на реализацию программных мероприятий по государственной поддержке регионов, что позволит предупредить возникновение новых очагов политической и национально-этнической напряженности.
Достижение основных целей
Программы-сокращения различий в уровне
социально-экономического развития регионов
Российской Федерации, уменьшения разрыва
по основным показателям социально-
Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной поддержки. Субъектами Российской Федерации, претендующими на государственную поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.
Для каждого такого региона разрабатываются определенные комплексы мероприятий, требующие государственной поддержки, направленные на преодоление его отставания в социально-экономическом развитии.
Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение как методологии отбора регионов, так и содержания программных мероприятий.
Заключение
В работе осталось неисследованным много вопросов, потому как тематика контрольной работы достаточно широка.
Но в результате проделанных
исследований охарактеризовать региональную
систему можно следующим
Во-первых, нужно отметить,
что под региональной системой понимается
комплекс регионов (субъектов) государства,
обладающих целостностью, относительной
независимостью, хозяйственной
Нужно отметить, что основным методом управления регионального развития является программно-целевой метод.
Под "программно-целевым методом" понимается научно-методические основы управления решением сложных проблем с использованием для этого целевых программ. В основе предпочтительности программно-целевых методов управления развитием региона лежит уникальная способность данного метода системно воздействовать на предмет регулирования, как бы стягивая вокруг единой цели и политические, и социальные, и экономические, и экологические, и многие другие частные решения. Этим рассматриваемый метод наиболее соответствует кругу именно региональных проблем, которые по своей сути почти всегда требуют соединения таких разноплановых решений.
Программно-целевой метод
управления позволяет решить одну из
самых актуальных проблем региональной
системы Российской Федерации –
преодоление неравномерности
Вместе с тем неравномерность
развития регионов Российской Федерации
связана неоднородностью
Список использованных источников:
1. Волков Ю. Регионоведение: Учебное пособие – М.: Феникс, 2004. -184с.
2. Гаврилов А.И. Региональное деление России // ОНС. – 2001. № 3. – С. 32-42.
3. Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение – М.: ЮНИТИ, 2004. -463с.
4. Карапетян Л. Международная
практика федерализма и
5. Карапетян Л. Субъекты
Федерации: проблемы
6. Каспэ С.И. Конструировать Федерацию – Renovatio Imperii как метод социальной инженерии. // Полис. – 2004. – №5. – С. 55-69.
7. Лексин В.Н., Швецов А.Н.
Основные понятия. Федеральные,
8. Лысенко В.Н. Развитие
федеративных отношений в
9. Макарычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России // Полис. -2004. – №5.-С.81-97
10. Мухаметшин Ф. Принципы формирования Федерации нового типа. // Федерализм. – 2004. – №2. – С. 31-52.
11. Остром В. Смысл американского
федерализма. Что такое
12. Политологический словарь. – М.: Инфра-М, 2005.
Информация о работе Неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов