Неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование региональной системы Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
- анализ региона как социально-экономической системы;
- определение политических и экономических основ развития регионов;

Оглавление

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Глава 1. Теоретический анализ основных понятий исследований _ 5
1.1. Регион как социально-экономическая система_ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.2. Теоретическое исследование понятия "региональная система" 10
Глава 2. Социально-экономическая характеристика региональной системы Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12
2.1. Основная проблема – неравномерность развития регионов_ 12
2.2. Неблагополучные регионы России _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13
Глава 3. Роль целевых программ в развитии регионов России _ _ 17
3.1. Критерии эффективности оценки развития регионов _ _ _ _ _ 17
3.2. Программно-целевой метод управления развитием регионов России _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20
Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 25
Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _

Файлы: 1 файл

Кузнецова В.А. гр. УСЗ-201.docx

— 42.27 Кб (Скачать)

Необходимость решения этой задачи определяется наличием таких  общепризнанных недостатков современной  практики федерального программного регулирования, как:

- размытость целей,

- отсутствие федеральных  приоритетов,

- формальность процедур  отбора программ,

- недостаточная ответственность  за исполнение программных мероприятий  и др.

В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета субъектам  Российской Федерации предоставляется  через: 

 

- Фонд финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации,

- Фонд компенсаций,

- Фонд регионального развития.

Средства Фонда регионального  развития направляются на финансирование объектов, предусмотренных в десятках федеральных целевых программ развития субъектов Российской Федерации. Сложившаяся  практика не позволяет проводить  эффективную региональную политику государственной поддержки регионов. Программа сориентирована на смягчение  межрегиональных контрастов, возникших  в переходный период.

К числу важнейших аргументов в пользу реализации мероприятий  Программы относятся:

- возможность объединения  многих федеральных целевых программ  развития регионов в одну программу  с сохранением при этом прежних  объемов их финансирования за  счет средств федерального бюджета  (через Фонд регионального развития);

- упрощение процедуры  согласования решений по вопросам, связанным с получением субъектами  Российской Федерации государственной  поддержки;

- возможность формирования  в рамках Программы комплекса  нормативно-правовых и финансовых  условий для повышения в дальнейшем  бюджетной самодостаточности регионов, уровень социально-экономического  развития которых отстает от среднероссийского. 

Ресурсы Программы будут  адресно направлены на реализацию программных  мероприятий по государственной  поддержке регионов, что позволит предупредить возникновение новых  очагов политической и национально-этнической напряженности.

Достижение основных целей  Программы-сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшения разрыва  по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми  и отстающими регионами-позволит решить такие важные задачи региональной экономической  политики, как сохранение единого  экономического пространства страны и  развитие процессов межрегиональной  экономической интеграции, формирование общероссийского и регионального  рынков, обеспечение экономической  самостоятельности регионов.

Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной  поддержки. Субъектами Российской Федерации, претендующими на государственную  поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада  производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в  сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.

Для каждого такого региона  разрабатываются определенные комплексы  мероприятий, требующие государственной  поддержки, направленные на преодоление  его отставания в социально-экономическом  развитии.

Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и  на этой основе осуществляется уточнение как методологии отбора регионов, так и содержания программных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе осталось неисследованным  много вопросов, потому как тематика контрольной работы достаточно широка.

Но в результате проделанных  исследований охарактеризовать региональную систему можно следующим образом.

Во-первых, нужно отметить, что под региональной системой понимается комплекс регионов (субъектов) государства, обладающих целостностью, относительной  независимостью, хозяйственной самостоятельностью.

Нужно отметить, что основным методом управления регионального  развития является программно-целевой  метод.

Под "программно-целевым  методом" понимается научно-методические основы управления решением сложных  проблем с использованием для  этого целевых программ. В основе предпочтительности программно-целевых  методов управления развитием региона лежит уникальная способность данного метода системно воздействовать на предмет регулирования, как бы стягивая вокруг единой цели и политические, и социальные, и экономические, и экологические, и многие другие частные решения. Этим рассматриваемый метод наиболее соответствует кругу именно региональных проблем, которые по своей сути почти всегда требуют соединения таких разноплановых решений.

Программно-целевой метод  управления позволяет решить одну из самых актуальных проблем региональной системы Российской Федерации –  преодоление неравномерности развития субъектов государства, а вместе с тем ликвидации неблагополучных  регионов.

Вместе с тем неравномерность  развития регионов Российской Федерации  связана неоднородностью социальной структуры населения: различная  демографическая ситуация, природные  и климатические условия, сложившиеся  исторические условия расселения населения  и размещения объектов народного  хозяйства, различная степень концентрации природных ресурсов, экономического потенциала и иные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Волков Ю. Регионоведение: Учебное пособие – М.: Феникс, 2004. -184с.

2. Гаврилов А.И. Региональное  деление России // ОНС. – 2001. №  3. – С. 32-42.

3. Дергачев В.А., Вардомский  Л.Б. Регионоведение – М.: ЮНИТИ, 2004. -463с.

4. Карапетян Л. Международная  практика федерализма и проблемы  Российской Федерации. // Федерализм. – 2001. – №1. – С. 67-90.

5. Карапетян Л. Субъекты  Федерации: проблемы выравнивания  конституционного статуса // Полис.  – 2004. – №5. – С.15-27.

6. Каспэ С.И. Конструировать  Федерацию – Renovatio Imperii как метод  социальной инженерии. // Полис. –  2004. – №5. – С. 55-69.

7. Лексин В.Н., Швецов А.Н.  Основные понятия. Федеральные,  региональные и муниципальные  программы. – М.: Наука, 2001. – С. 19.

8. Лысенко В.Н. Развитие  федеративных отношений в современной  России. –М.: Инфра-М, 2005.

9. Макарычев А.С. Федерализм  эпохи глобализма: вызовы для  региональной России // Полис. -2004. –  №5.-С.81-97

10. Мухаметшин Ф. Принципы  формирования Федерации нового  типа. // Федерализм. – 2004. – №2. –  С. 31-52.

11. Остром В. Смысл американского  федерализма. Что такое самоуправляющееся  общества. – М.: Арена, 2005.

12. Политологический словарь.  – М.: Инфра-М, 2005.

 


Информация о работе Неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов