Неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование региональной системы Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
- анализ региона как социально-экономической системы;
- определение политических и экономических основ развития регионов;

Оглавление

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Глава 1. Теоретический анализ основных понятий исследований _ 5
1.1. Регион как социально-экономическая система_ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.2. Теоретическое исследование понятия "региональная система" 10
Глава 2. Социально-экономическая характеристика региональной системы Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12
2.1. Основная проблема – неравномерность развития регионов_ 12
2.2. Неблагополучные регионы России _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13
Глава 3. Роль целевых программ в развитии регионов России _ _ 17
3.1. Критерии эффективности оценки развития регионов _ _ _ _ _ 17
3.2. Программно-целевой метод управления развитием регионов России _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20
Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 25
Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _

Файлы: 1 файл

Кузнецова В.А. гр. УСЗ-201.docx

— 42.27 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ  УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Региональное управление и территориальное  планирование»

на тему: «Неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов» 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка гр. 15УСЗ-201

Кузнецова В.А.

 

Работу проверила:

Алпацкая Е.Г.,

канд. экон. наук, доцент. 

Челябинск  2013 

Содержание

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

Глава 1. Теоретический анализ основных понятий исследований _ 5

1.1. Регион как социально-экономическая  система_ _ _ _ _ _ _ _ _  5

1.2. Теоретическое исследование  понятия "региональная система"  10

Глава 2. Социально-экономическая  характеристика региональной системы  Российской Федерации  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   12

2.1. Основная проблема  – неравномерность развития регионов_  12

2.2. Неблагополучные регионы  России _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13

Глава 3. Роль целевых программ в развитии регионов России _ _ 17

3.1. Критерии эффективности  оценки развития регионов _ _ _ _ _  17

3.2. Программно-целевой метод  управления развитием регионов  России  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20

Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 25

Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 27 

Введение

Актуальность контрольной работы. Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.

Уменьшение различий в  экономическом развитии создает  благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации  социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как неравномерность в развитии регионов, проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества и государства.

С началом рыночных реформ различия в социально-экономическом  развитии регионов стали усиливаться, что можно объяснить двумя  причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства.

Разработанность проблемы исследования контрольной работы. Проблемы развития регионов всегда находились под пристальным вниманием отечественных ученых. В настоящее время наиболее известны научные подходы к к подобной проблематике таких ученых как Л.Абалкин, Ю.Гладких, А.Гранберг, Л.Козлов, В.Лексин, А.Новоселов, Е.Строев, А.Чистобаев, Б.Штульберг, А.Швецов и другие. 

 

Весомый вклад в исследование управленческого аспекта регионального  развития внесли такие ученые-экономисты, как В. Любовный, А.Мерцалов, Б.Мильнер, Б. Преображенский, В. Садков, Е.Савченко.

Объектом исследования в контрольной работе выступает региональная система (неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов).

Предметом исследования в  контрольной работе является характеристика региональной системы Российской Федерации

Целью контрольной работы является исследование региональной системы Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:

- анализ региона как  социально-экономической системы;

- определение политических  и экономических основ развития  регионов;

- исследование целевых  программ развития регионов;

- определение проблем  развития регионов России;

- определение критерии  эффективности оценки развития  регионов.

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ основных понятий исследований

1.1 Регион как социально-экономическая  система

В социально-экономическом  развитии Российской Федерации регионы  играют одну из важнейших ролей. На региональный уровень управления возлагаются  большие и ответственные полномочия со стороны федеральной власти. Таким  образом, регионы России получают все  большую экономическую самостоятельность  и приобретают большую социальную ответственность перед "своим" населением.

Основной целью нашего исследования является анализ региональной системы России. Но для того, чтобы  исследовать региональную систему  государства, необходимо определить основные категории исследования.

Итак, понятие "регион" происходит от латинского слова "regio" –

область, и определяется как область, район, территория, часть  страны, отличающаяся совокупностью  естественных или исторически сложившихся  экономико-географических условий  и национального состава населения  в рамках отдельно взятой страны.

При рассмотрении совокупности государств в мировом масштабе "регион" обозначает группу близлежащих стран, представляющую собой отдельный  экономико-географический район, обладающую общими признаками, отличающими этот район от других районов.

В контрольной работе понятие "регион" понимается как субъект федерации. Тем не менее, проведем более детальное исследование категории "регион". 

 

Следует отметить, что и  в отечественной, и в зарубежной научной литературе нет четкого  определения понятия "регион".

Анализ подходов зарубежных ученых-регионоведов к трактовке  понятия "регион" проводится Гавриловым А.И.

Им было отмечено, что  на запрос подкомитета по районированию  Комитета национальных ресурсов конгресса  США от научных центров, занимающихся проблемами регионоведения и экономического районирования, были получены различные  ответы, на основании которых, а также, исходя из собственных взглядов, Комитет  по районированию дал такое толкование понятию "район": "Под районом  вообще следует понимать территорию, характеризуемую однородностью  в одном или нескольких отношениях (аспектах)".

Гавриловым А.И. подчеркивается, что интерес к регионоведению, к социально-экономическому районированию  своих территорий характерен не только для США, но и для Канады, Франции, Великобритании, Германии, Китая.

Особенная активизация "региональной идеи" отмечается в Европе, где 4 декабря 1996г. была принята Декларация о регионализме в Европе как результат стремления к дальнейшей регионализации в институциональных  рамках своих стран.

В Декларации категория "регион" понимается как выражение отличительной  политической самобытности, которая  может принимать самые различные  политические формы, отражающие демократическую  волю каждого региона принимать  ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной 

 

В России к делению на регионы уделяется особое внимание, т.к. оно (деление на регионы) представляет собой основу территориального управления народным хозяйством страны и является предпосылкой совершенствования территориального развития. Это становится особенно важным в современных условиях, когда  регионы России получили экономическую  самостоятельность.

В последнее время все  большее число специалистов в  области региональной науки и  особенно непосредственных руководителей  краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты федерации.

Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются:

-географические,

-производственно-функциональные,

-градостроительные,

-социологические

Такое разнообразие критериев  затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной  организации хозяйства, и как  элемент системы расселения, и  как элемент социальной организации  общества – места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Отличительными признаками региона как крупной территориальной  части государства, по мнению В.М. Ходачека, являются существование развитых внутренних социально-экономических  

связей, своеобразие условий  хозяйствования и жизнедеятельности, наличие развитой системы управления и организационно-хозяйственного центра.

Регион характеризуется  присутствием такого социально-экономического комплекса, который обеспечивает реализацию всего жизненного цикла человека, семьи, практически все основные потребности домашних хозяйств. В  условиях России в качестве регионов выступают субъекты Российской Федерации, а территориальные общности, находящиеся  в иерархии территориальной структуры  государства выше и ниже, признаками региона уже и не обладают.

Регион представляет собой  целостную систему со своими структурой, функциями, связями с внешней  средой, историей, культурой, условиями  жизни населения.

Регион как социально-экономическую  систему характеризуют:

-высокая размерность;

-большое количество взаимосвязанных  подсистем различных типов с  локальными целями;

-многоконтурность управления;

-иерархичность структуры;

-значительное запаздывание  координирующих воздействий при  высокой динамичности элементов;

-неполная определенность  состояния элементов.

В функционировании региона  определяющую роль играет население, трудовые коллективы 

 

Эффективное управление регионом принципиально невозможно без учета  социального фактора. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения  подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

По мнению А.И. Гаврилова, как социально-экономическая система  регион может быть представлен совокупностью  пяти основных подсистем, к которым  относятся:

- системообразующая база,

- системообслуживающий комплекс,

- экология,

- население,

- инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных  подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек является органической частью каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства  и часть населения, так как  через связи и отношения с  другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Характеризуя регион как  большую социально-экономическую  систему, В.М. Ходачек включает в  ее состав ряд систем и подсистем.

Первый уровень – основные системы – представлен социально-демографической, экономической и экологической  системами. 

 

Первая из них включает сложную совокупность подсистем  – политическую, управленческую, подсистему социальных и семейных отношений  и др.

Экономическая система включает в себя:

1) региональную экономику,  т.е. народное хозяйство региона  как совокупность отраслей, предприятий;

2) подсистему экономических  отношений, характеризующую организацию  экономики, процесс производства  продукта;

3) подсистему природных  ресурсов, вовлеченных в экономическое  использование

 

Таким образом, регион можно  определить как территорию в административных границах субъекта Федерации, характеризующуюся  целостностью, комплексностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

1.2 Теоретическое исследование  понятия "региональная система"

Следующим понятием, которое  необходимо рассмотреть в работе, является категория "региональная система".

Так, понятие "система" означает целостное образование, комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих качественно новыми характеристиками, относительно индифферентных к внешней  среде. При этом каждая система выступает  элементом системы более высокого порядка, а любой элемент системы  – системой более низкого порядка. 

 

В работе под понятием "региональная система" понимается комплекс регионов (субъектов) государства, обладающих целостностью, относительной независимостью, хозяйственной  самостоятельностью.

В заключение данного параграфа курсовой работы отметим, что сравнительный анализ подходов к определению понятия "регион" позволяет сделать вывод о представлении региона как социально-экономической системы, состоящей из определенных элементов, которые в то же время могут выступать и региональными факторами предпринимательства или потенциалами развития региона.

К числу элементов региона  как социально-экономической системы  относят:

- экономико-географическое  положение,

-природные условия и  ресурсы,

- население,

-хозяйство региона,

-научно-технический потенциал

-и финансово-банковская  система 

 

Глава 2. Социально-экономическая  характеристика региональной системы  Российской Федерации

2.1 Основная проблема –  неравномерность развития регионов

Регионы Российской Федерации  испытывают на себе массу социально-экономических  проблем.

Так, в каждом федеральном  округе есть субъекты Российской Федерации, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти  половину всех субъектов Российской Федерации. Абсолютное большинство  этих регионов являются приграничными.

Информация о работе Неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов