Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:11, контрольная работа
Целью контрольной работы является исследование региональной системы Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
- анализ региона как социально-экономической системы;
- определение политических и экономических основ развития регионов;
Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Глава 1. Теоретический анализ основных понятий исследований _ 5
1.1. Регион как социально-экономическая система_ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.2. Теоретическое исследование понятия "региональная система" 10
Глава 2. Социально-экономическая характеристика региональной системы Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12
2.1. Основная проблема – неравномерность развития регионов_ 12
2.2. Неблагополучные регионы России _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13
Глава 3. Роль целевых программ в развитии регионов России _ _ 17
3.1. Критерии эффективности оценки развития регионов _ _ _ _ _ 17
3.2. Программно-целевой метод управления развитием регионов России _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20
Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 25
Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _
Такое положение явилось результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.
За последнее десятилетие
усилились различия между субъектами
Российской Федерации и по размеру
финансирования социальных расходов из
федерального бюджета и бюджетов
других уровней, что ведет к увеличению
территориальных диспропорций в
обеспечении населения
В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.
Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.
2.2 Неблагополучные регионы России
Оценка социально-
Комплексная оценка динамики развития субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них. Вместе с тем несколько регионов этого округа отстают по уровню социально-экономического развития.
По таким показателям,
как объем инвестиций в основной
капитал, объем среднедушевого внешнеторгового
оборота, среднедушевая финансовая
обеспеченность региона, доля занятых
на малых
предприятиях, отношение
среднедушевых доходов к
Оценка социально-
К неблагополучным относятся
Архангельская и Псковская
В целом социально-экономическое
развитие Южного федерального округа
с 2001 по 2004 год остается гораздо ниже
среднего уровня, в том числе по
доле валового регионального продукта
на душу населения, объему внешнеторгового
оборота на душу населения и наличию
основных фондов на душу населения.
В группу неблагополучных входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область. Низкие значения показателей валового регионального продукта на душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровня финансовой обеспеченности региона на душу населения, общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, основных фондов на душу населения и развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. В Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Ставропольском крае и Астраханской области с 2001 по 2004 год наблюдается тенденция к улучшению положения.
В Приволжском федеральном
округе наблюдается тенденция к
стабилизации социально-экономического
развития, хотя практически все показатели
этого региона ниже среднего по России.
К неблагополучным относятся
Коми-Пермяцкий автономный округ, Пензенская,
Кировская и Ульяновская
Комплексная оценка социально-экономического
развития Уральского федерального округа
свидетельствует о стабилизации
положения на уровне ниже среднероссийского
по основным показателям после
спада в 2003 году. К группе наиболее неблагополучных можно отнести Курганскую область.
Результаты комплексной оценки социально-экономического положения Сибирского федерального округа свидетельствуют о спаде его развития в 2003-2004 годах. Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.
К неблагополучным относятся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.
По сравнению с 2003 годом
социально-экономическое
К неблагополучным относятся
Амурская область, Корякский автономный
округ, Чукотский автономный округ
и Еврейская автономная область
по объему инвестиций в основной капитал
на душу населения, уровню финансовой
обеспеченности региона на
душу населения, уровню регистрируемой
безработицы и отношению
Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.
Глава 3. Роль целевых программ в развитии регионов России
3.1 Критерии эффективности оценки развития регионов
Развитие регионов, входящих
в состав Российской Федерации, происходит
неравномерно. Это зависит от множества
факторов: от производственной базы территории,
от его инвестиционной привлекательности,
от транспортного снабжения
Тем не менее, важным является определение уровня социально-экономического развития региона – субъекта Российской Федерации.
Основной целью комплексной
оценки уровня социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации
является определение возможности
решения текущих и долгосрочных
задач социального и
Социально-экономическое положение регионов оценивается по следующим группам критериев:
1) индикаторы обеспеченности
населения субъектов
2) степень внутрирегиональных
различий в обеспеченности
3) доля бюджетных расходов
по отрасли в
При проведении комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона учитываются следующие основные принципы:
- комплексность оценки, обеспечивающая
учет всех важнейших
- системность оценки, предполагающая
учет взаимосвязей базовых
- достоверность исходных
данных при выборе базовых
показателей регионального
- соответствие системы
индикаторов задачам
- максимальная информативность
результатов оценки уровня
- сочетание общеэкономических
индикаторов с показателями, отражающими
результативность деятельности
органов государственной
Источниками информации, необходимой для проведения указанной оценки, являются:
- годовая статистическая
отчетность Государственного
- материалы, полученные
от субъектов Российской
Согласно комплексной оценки регионов, субъекты РФ оделяться на пять групп:
- с уровнем развития выше среднего,
-средним,
-ниже среднего,
-низким
- и крайне низким уровнем развития.
Регионы двух последних групп претендуют на государственную поддержку. К ним относятся субъекты Российской Федерации, нуждающиеся в развитии объектов социальной инфраструктуры.
Критерии распределения
средств для регионов, нуждающихся
в развитии объектов инженерной инфраструктуры,
должны быть другими. Здесь цель государственной
поддержки-выравнивание
показателей оснащенности объектами
инженерной инфраструктуры и одновременно
обеспечение преемственности
3.2 Программно-целевой метод управления развитием регионов России
Для сглаживания негативных
тенденций в развитии отдельных
регионов России и для ликвидации
региональных диспропорций, используется
программно-целевой метод
Для начала определимся, что
означает понятия "целевая программа"
и "программно-целевой метод
Целевая программа есть специально
разработанный для решения
управления и координации с возложением соответствующих функций на какой-либо орган.
Под "программно-целевым
методом управления" следует считать
теоретические и научно-
В настоящее время в
России с целью решения региональных
проблем реализуется
Информация о работе Неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов