Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:11, контрольная работа
Целью контрольной работы является исследование региональной системы Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
- анализ региона как социально-экономической системы;
- определение политических и экономических основ развития регионов;
Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Глава 1. Теоретический анализ основных понятий исследований _ 5
1.1. Регион как социально-экономическая система_ _ _ _ _ _ _ _ _   5
1.2. Теоретическое исследование понятия "региональная система" 10
Глава 2. Социально-экономическая характеристика региональной системы Российской Федерации  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   12
2.1. Основная проблема – неравномерность развития регионов_   12
2.2. Неблагополучные регионы России _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  13
Глава 3. Роль целевых программ в развитии регионов России  _ _ 17
3.1. Критерии эффективности оценки развития регионов _ _ _ _ _   17
3.2. Программно-целевой метод управления развитием регионов России  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20
Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 25
Список использованных источников  _ _ _ _ _ _ _ _ _
Такое положение явилось результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.
За последнее десятилетие 
усилились различия между субъектами 
Российской Федерации и по размеру 
финансирования социальных расходов из 
федерального бюджета и бюджетов 
других уровней, что ведет к увеличению 
территориальных диспропорций в 
обеспечении населения 
В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.
Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.
2.2 Неблагополучные регионы России
Оценка социально-
Комплексная оценка динамики развития субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них. Вместе с тем несколько регионов этого округа отстают по уровню социально-экономического развития.
По таким показателям, 
как объем инвестиций в основной 
капитал, объем среднедушевого внешнеторгового 
оборота, среднедушевая финансовая 
обеспеченность региона, доля занятых 
на малых  
предприятиях, отношение 
среднедушевых доходов к 
Оценка социально-
К неблагополучным относятся 
Архангельская и Псковская 
В целом социально-экономическое 
развитие Южного федерального округа 
с 2001 по 2004 год остается гораздо ниже 
среднего уровня, в том числе по 
доле валового регионального продукта 
на душу населения, объему внешнеторгового 
оборота на душу населения и наличию 
основных фондов на душу населения. 
В группу неблагополучных входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область. Низкие значения показателей валового регионального продукта на душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровня финансовой обеспеченности региона на душу населения, общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, основных фондов на душу населения и развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. В Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Ставропольском крае и Астраханской области с 2001 по 2004 год наблюдается тенденция к улучшению положения.
В Приволжском федеральном 
округе наблюдается тенденция к 
стабилизации социально-экономического 
развития, хотя практически все показатели 
этого региона ниже среднего по России. 
К неблагополучным относятся 
Коми-Пермяцкий автономный округ, Пензенская, 
Кировская и Ульяновская 
Комплексная оценка социально-экономического 
развития Уральского федерального округа 
свидетельствует о стабилизации 
положения на уровне ниже среднероссийского 
по основным показателям после  
спада в 2003 году. К группе наиболее неблагополучных можно отнести Курганскую область.
Результаты комплексной оценки социально-экономического положения Сибирского федерального округа свидетельствуют о спаде его развития в 2003-2004 годах. Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.
К неблагополучным относятся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.
По сравнению с 2003 годом 
социально-экономическое 
К неблагополучным относятся 
Амурская область, Корякский автономный 
округ, Чукотский автономный округ 
и Еврейская автономная область 
по объему инвестиций в основной капитал 
на душу населения, уровню финансовой 
обеспеченности региона на  
душу населения, уровню регистрируемой 
безработицы и отношению 
Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.
Глава 3. Роль целевых программ в развитии регионов России
3.1 Критерии эффективности оценки развития регионов
Развитие регионов, входящих 
в состав Российской Федерации, происходит 
неравномерно. Это зависит от множества 
факторов: от производственной базы территории, 
от его инвестиционной привлекательности, 
от транспортного снабжения 
Тем не менее, важным является определение уровня социально-экономического развития региона – субъекта Российской Федерации.
Основной целью комплексной 
оценки уровня социально-экономического 
развития субъектов Российской Федерации 
является определение возможности 
решения текущих и долгосрочных 
задач социального и 
Социально-экономическое положение регионов оценивается по следующим группам критериев:
1) индикаторы обеспеченности 
населения субъектов 
2) степень внутрирегиональных 
различий в обеспеченности 
3) доля бюджетных расходов 
по отрасли в 
При проведении комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона учитываются следующие основные принципы:
- комплексность оценки, обеспечивающая 
учет всех важнейших 
- системность оценки, предполагающая 
учет взаимосвязей базовых 
- достоверность исходных 
данных при выборе базовых 
показателей регионального 
- соответствие системы 
индикаторов задачам 
- максимальная информативность 
результатов оценки уровня 
- сочетание общеэкономических 
индикаторов с показателями, отражающими 
результативность деятельности 
органов государственной 
Источниками информации, необходимой для проведения указанной оценки, являются:
- годовая статистическая 
отчетность Государственного 
- материалы, полученные 
от субъектов Российской 
Согласно комплексной оценки регионов, субъекты РФ оделяться на пять групп:
- с уровнем развития выше среднего,
-средним,
-ниже среднего,
-низким
- и крайне низким уровнем развития.
Регионы двух последних групп претендуют на государственную поддержку. К ним относятся субъекты Российской Федерации, нуждающиеся в развитии объектов социальной инфраструктуры.
Критерии распределения 
средств для регионов, нуждающихся 
в развитии объектов инженерной инфраструктуры, 
должны быть другими. Здесь цель государственной 
поддержки-выравнивание  
показателей оснащенности объектами 
инженерной инфраструктуры и одновременно 
обеспечение преемственности 
3.2 Программно-целевой метод управления развитием регионов России
Для сглаживания негативных 
тенденций в развитии отдельных 
регионов России и для ликвидации 
региональных диспропорций, используется 
программно-целевой метод 
Для начала определимся, что 
означает понятия "целевая программа" 
и "программно-целевой метод 
Целевая программа есть специально 
разработанный для решения 
управления и координации с возложением соответствующих функций на какой-либо орган.
Под "программно-целевым 
методом управления" следует считать 
теоретические и научно-
В настоящее время в 
России с целью решения региональных 
проблем реализуется 
Информация о работе Неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов