Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 11:39, курсовая работа
Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Целью
данной курсовой работы заключалась
в освещении важности и необходимости
уделения особого внимания процессу
принятия управленческих решений.
Приложение
Пример
решения многокритериальной задачи
с помощью метода анализа иерархии, разработанного
американским ученым Саати в 80-х годах.2
Задача:
Вице-президенту компании необходимо подобрать кандидатуру на должность директора по маркетингу. Среди имеющихся двух кандидатов необходимо выбрать того, кто был бы лучшим по трем критериям:
А – задатки лидера;
В – образовательный уровень и опыт;
С – способность к административной работе.
Степень важности того или иного критерия по отношению к другим была определена как:
В>А: предпочтение слабое (3);
С>А: предпочтение между слабым и сильным (4);
В>С: предпочтение между слабым и безразличным (2).
Предпочтение того или иного кандидата по каждому из критериев определено как:
А: 1>2: предпочтение сильное (5);
В: 2>1: предпочтение очень сильное (7);
С: 1>2: предпочтение между слабым и безразличным (2).
Решение:
Ранжируем попарные оценки по шкале предпочтений:
Ощущения | Ранг ощущений |
Чрезвычайно сильное | 9 |
Между чрезвычайно сильным и очень сильным | 8 |
Очень сильное | 7 |
Между очень сильным и сильным | 6 |
Сильное | 5 |
Между сильным и слабым | 4 |
Слабое | 3 |
Между слабым и безразличным | 2 |
Безразличное | 1 |
Построим матрицу предпочтений для оценки важности критериев. При этом элементы строки сравниваются с элементами столбца по критериям. При сравнении элемента с самим собой берется ранг, равный единице. При сравнении элементов столбца с элементами строки – обратная величина. Последняя величина в столбце – сумма элементов (расчеты опираются на представление о матрице как о двумерной дискретной случайной величине).
Вычислим среднее арифметическое для каждой строки матрицы.
РА=0,128 (задатки лидера)
РВ=0,512 (образовательный уровень и опыт)
РС=0,36 (способность к административной работе)
Данные величины
и будут характеризовать
Аналогично определим теперь предпочтение кандидатов по каждому критерию.
Первый критерий:
Очевидно, что двух кандидатов образует полную группу событий – мы обязательно выберем одного из двух. Следовательно, сумма оценок всегда равна единице. Поэтому можно заранее определить данный
показатель:
Второй критерий:
и
Третий критерий: и
Нарисуем дерево
решений:
Теперь очевидно, что для определения наилучшего кандидата необходимо сложить произведения важности критерия на его наличие у кандидата.
Р(1)=0,128* + 0,512* +0,36* = 0,41
Р(2)=0,128* +0,512* +0,36* =
0,59
Следовательно,
второй кандидат имеет преимущество
в 0,18 пункта и имеет реальные шансы
на должность директора по маркетингу.
Задача решена.
Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений