Модель социальной организации предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

в работе решены следующие задачи:
- раскрыть основные понятия социальной организации;
- изучить структуру социальной организации;
- рассмотреть основные модели социальной организации и посмотреть реализацию этих моделей на примере ОАО «Татнефть».

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и структура социальной организации 5
2. Модели социальных организаций 13
2.1 Модели социальной организации на системном уровне 13
2.2 Модели социальной организации с точки зрения менеджмента 17
3. Модели социальных организаций на примере ОАО «Татнефть» 23
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ социальная организация ТО.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Картина неформальной организации разнообразна и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу, устойчивости и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

     - просоциалъиые, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.

     - асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем.

     - антисоциальные. Эти группы являются самой неблагополучной частью группы, вызывающая тревогу и негативное к себе отношение.

     Различия  формальных и неформальных организаций  заключается в том, что первые являются рациональными и безличными, рассчитанные на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений кроме служебных, подчинены функциональным связям. Неформальные организации являются более подвижными, они возникают в процессе и по поводу целевой деятельности, образуются спонтанно и не направлены непосредственно на достижение организационных целей. Неформальные организации носят ситуационный характер, и именно наличие этого факта объясняет сложность управления социальными организациями.

     Определение структуры социальной организации  необходимо для эффективного управления организацией. При этом важно чтобы  структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторую основу, которая является предпосылкой формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации.

     Основная  функция структуры заключается в том, чтобы обеспечивать снижение неопределенности отношений в деловой сфере, а также необходимый уровень социального порядка в организации, что создает предпосылки для целенаправленной коллективной деятельности.

     С понятием структуры организации тесно связано понятие об иерархических взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая социальная состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие элементы. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями. Власть - это способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.

     Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контролем за результатами деятельности организации.

     Не  маловажное значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связанный с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно примыкает к концепции иерархической структуры организации и ее деления на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.

     Рассмотренные принципы структуры, иерархии, власти, специализации и объема контроля вытекают из традиционной теории организации, где главное внимание уделяется наиболее эффективному распределению работы по группам. Принимая за исходный пункт общие цели организации, эта теория стремится определить отдельные задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей. 

 

      2. Модели социальных организаций

    1. Модели организаций на системном уровне
 

     Развитие и совершенствование предприятия основывается на тщательном и глубоком анализе деятельности организации, для этого нам необходимо изучить организацию изнутри, проанализировать ее связи с внешней средой. Но не всегда мы имеем в распоряжении достаточный объем информации. В зависимости от того каким количеством знаний мы обладаем об организации мы можем воспользоваться той или иной моделью изучения организаций. В нашей работе нам бы хотелось рассмотреть модели изучения организаций с точки зрения системного подхода и с точки зрения менеджмента.

     При изучении организации на системном  уровне мы рассматриваем систему в целом, а не ее отдельные подсистемы.

     Сущность  системного подхода достаточно проста: все элементы организации и все действия в ней должны рассматриваться только как одно целое, только в совокупности, только во взаимосвязи друг с другом.

     С помощью моделей системного подхода мы можем расширить и углубить собственные представления о механизме взаимодействий объектов в организации; изучить и, возможно, открыть новые её свойства; повысить эффективность организации в плане ее функционирования, который интересует нас больше всего.

     Для анализа организаций используют такие модели как модель «черного ящика», модель состава системы, модель структуры системы и модель организации как открытой системы.

     Первым  наиболее простым способом изучения организации является модель «черного ящика» (рис. 2.1). Эта модель используется при изучении организации, у которой неизвестны поведение и структура. В этом случае предполагается, что выделенная система связана со средой через совокупность входов и выходов.

     Суть  этой модели в том, что сложная  система изучается в целом  без проникновения во внутрь, благодаря  этому экономятся время и ресурсы  изучающего.

     

     Рис. 2.1 Схема модели «черного ящика» [1, с.38]

     Выходы  модели соответствуют понятиям целей  системы, а входы - соответственно понятиям ресурсов и ограничений. При этом предполагается, что мы ничего не знаем  о внутреннем содержании системы. Такая модель отражает два важных ее свойства: целостность и обособленность от среды.

     Модель «черного ящика», несмотря на ее внешнюю простоту и отсутствие сведений о внутренней структуре, оказывается часто полезной на первом этапе системного анализа.

     Например, представим какое-нибудь предприятие в виде черного ящика, то входящими параметрами будет информация, сырьё, капитал, а выходящими параметрами реализуемая продукция и услуги. То, что происходит в процессе производства, технология производства неизвестны внешнему 
наблюдателю.

     Следует отметить, что существует множество  систем, внутреннее устройство которых  невозможно либо нецелесообразно описывать, и в этом случае модель "черного ящика" является единственным вариантом их исследования. Например, мы не знаем, как устроен организм человека; в то же время необходимо изучать влияние и поведенческий аспект средств массовой информации, влияние на живой организм лекарственным препаратов и т.д. Формализация модели "черного ящика" основывается на задании двух множеств входных и выходных переменных, и никаких других отношений между множествами не фиксируется.

     Следующей моделью социальных организаций на системном уровне является модель состава систем. При рассмотрении любой системы, прежде всего, обнаруживается, что ее целостность и обособленность выступают как внешнее свойство. Вместе с тем внутренняя структура системы также является многообразной, неоднородной и состоит из множества неделимых функциональных элементов.

     При изучении одного и того же предприятия могут получиться разные модели состава. Это возможно потому что, разделение целостной системы на части и выделения ее элементов является условным, т.к. то, что с одной стороны является элементом, с другой оказывается подсистемой подлежащей дальнейшему рассмотрению. И второй причиной появления разных моделей состава одного предприятия является то, что для различных исследований один и тот же объект необходимо разбивать на разные части. Например, одна и та же фирма для директора, бухгалтера, начальника отдела снабжения состоит из различных подсистем. То, что для одного обязательно войдет в модель, для другого может не представлять никакого интереса.

     Простота  и доступность моделей "черного  ящика" и состава позволяет  решать с их помощью множество практических задач. Вместе с тем для более глубокого изучения организаций необходимо устанавливать в модели состава отношения между элементами. Для этого можно использовать модель структуры системы.

     Моделью структуры системы – описание системы через совокупность необходимых и достаточных для достижения целей отношений между элементами. [1, с.38]

     Модель  структуры позволяет установить отношения между элементами системы. Теоретически, данную модель можно  рассматривать отдельно от модели состава, однако на практике это не возможно, т.к. для установления связей между элементами необходимо рассмотреть эти элементы в модели состава.

     Между реальными объектами, вовлеченные  в систему существует бесчисленное количество связей, но при изучении некоторой совокупности объектов как  системы мы рассматриваем только интересующие нас отношения, которые являются необходимыми для достижения конечной цели.

     Таким образом, в модель структуры входит конечное число связей, которые непосредственно  связаны с изучающей нами проблемой.

     Примером  использование модели структуры  может служить установление взаимоотношений работников и руководителей на предприятие, выполнение ими функций, взаимодействия по горизонтали (между отделами) и вертикали (между различными уровнями управления).

     И последняя модель, которую бы мне  хотелось рассмотреть в аспекте системного анализа – это модель организации как открытой системы.

     Модель  организации как открытой системы изучает организации, состоящие из взаимосвязанных частей. Изменение в одной составной части приводит к изменениям в другой части. Для поддержания функционирования организация как открытая система должна поддерживать взаимоотношения по входам и выходам с внешним окружением. Основным объектом изучения в рамках данной модели является процесс трансформации.

     Суть  модели организации как открытой системы заключается в том, что на входе организация получает от окружающей среды информацию, материалы, капиталы, человеческие ресурсы. В процессе своей деятельности организация преобразуют, полученные ресурсы в продукцию или услугу. Эта продукция или услуги являются выходом организации во внешнюю среду(рис. 2.2).

     

     Рис. 2.2 Модель организации как открытой системы [1, с.39]

     В модели организации как открытой системы учитываются следующие особенности:

     - наличие в системе определенного числа компонентов;

     - связь составных элементов системы, организационно оформленных в виде структуры;

     - воздействие различных компонентов системы друг на друга как результат их взаимодействия между собой и окружающей средой;

     - появление как следствие взаимодействия компонентов системы новых явлений и процессов;

     - свойства системы, проявляются как результат взаимодействия ее компонентов;

     - наличие окружающей среды, которое не является частью системы, но активно воздействует на нее;

     - концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разрабатываемой концепции системы).

     Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, капитала, а также потребителей. Поэтому необходимо для эффективного функционирования организации выявить факторы внешней среды, которые оказывают влияние на организацию. Эти факторы можно поделить на факторы прямого и косвенного воздействия.

     К прямым факторам воздействия внешней среды организации принадлежат поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждение государственного регулирования, потребители, конкуренты.

     Косвенными  факторы – это факторы, которые не могут оказывать прямого воздействия на деятельность организации, но тем не менее сказываются на ней. Это такие факторы как состояние экономики, научно-техническая революция, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные политические и экономические события в других странах.

     Факторы внешней и внутренней подсистем  организации взаимосвязаны, и изменение любой внутренней или внешней переменной оказывает влияние на другой, изменение одного фактора окружающей среды влечет за собой изменение другого. 

Информация о работе Модель социальной организации предприятия