Модель социальной организации предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

в работе решены следующие задачи:
- раскрыть основные понятия социальной организации;
- изучить структуру социальной организации;
- рассмотреть основные модели социальной организации и посмотреть реализацию этих моделей на примере ОАО «Татнефть».

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и структура социальной организации 5
2. Модели социальных организаций 13
2.1 Модели социальной организации на системном уровне 13
2.2 Модели социальной организации с точки зрения менеджмента 17
3. Модели социальных организаций на примере ОАО «Татнефть» 23
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ социальная организация ТО.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение             3

     1. Понятие и структура социальной организации    5

     2. Модели социальных организаций      13

     2.1 Модели социальной организации на системном уровне   13

     2.2 Модели социальной организации с точки зрения менеджмента 17

     3. Модели социальных организаций на примере ОАО «Татнефть» 23

     Заключение          29

     Список  использованных источников      31

     Приложение 
Введение

     Организация – это один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций. От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений.

     Каждая  организация представляет собой маленькое общество со своими материальными ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Существуют формализованные коммуникации и неформальные отношения человека с другими людьми, их соотношение должно заранее определяться руководителем.

     Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения можно выделить общее и особенное.

     Общее в отношениях людей в организации  можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной  документации.

     Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

     Актуальность  данной темы курсовой работы заключается в том, что за последнее десятилетие социальные организации стали объектом серьезных теоретических исследований, об этом можно судить по возросшему числу публикаций отечественных и зарубежных авторов на данную тему. Важным фактором, повлиявших на значимость этой проблемы, явилось то, что «Теория организации» получила статус учебных дисциплин. Нам предстоит раскрыть сущность социальной организации и рассмотреть ее практический пример.

     Для достижения поставленной цели мы ставим следующие задачи:

     - раскрыть основные понятия социальной организации;

     - изучить структуру социальной организации;

     - рассмотреть основные модели социальной организации и посмотреть реализацию этих моделей на примере ОАО «Татнефть».

 

1. Понятие и структура социальной организации 

     В курсе теории организации в основном рассматривают социальные организации, потому что все другие организации тем или иным образом сводятся к ним.

     Социальная  организация в широком смысле – это любые организационные человеческие сообщества или совокупность взаимосвязанных социальных групп; в узком – социальная подсистема регуляция поведения, наличие которой и позволяет рассматривать организацию как социальную.[4]

     Социальные организации – это социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. [8]

     В отличие от объективных и материальных организаций социальные создаются  в соответствии с целями человека. Цели человека изначально определяют состав социальных организаций, построение и совершенствование их структуры, характер и содержание осуществляемой ими деятельности. Таким образом, существует социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет свои собственные цели.

     Все социальные организации обладают характерными чертами. Итак, перечислим их:

     Во-первых: это целевая природа, т.к. они создаются  для реализации каких-то конкретных целей (получение прибыли, удовлетворение духовных потребностей и т.д.).

     Во-вторых: разделение функций между участниками  организации и принятие решений  для достижения целей организации. Это способствует эффективной и стабильной деятельности предприятия. Поэтому всегда существует управляющая и управляемая подсистемы, а решения либо спускаются сверху, либо же принимаются коллективно.

     В-третьих: в зависимости от наделенных функций  и полномочий происходит распределение  членов организации по иерархической  лестнице.

     В-четвертых, управляющие подсистемы формируют свои способы и механизмы регулирования и контроля деятельности элементов организации. Здесь важное место занимают внутриорганизационные нормы, которые создаются руководителями этих организаций. Примером могут служить продолжительность рабочего дня, обеденный перерыв, движение документации, дресс-код.

     И, в-пятых: фиксированное членство.

     Эти черты определяют организационный  порядок, т.е. систему целей, систему контроля, которая включает наказание и поощрение, формирование позитивных моральных норм и связей, регулирующих отношения между членами организации. Отношения в социальной организации, их формы определяются согласно функциональным особенностям организаций, а также согласно типу общества.

     Роль  социальных организаций в обществе заключается в реализации потенциальных возможностей и способностей человека, в формировании единства интересов людей (личных, коллективных, общественных).

     Социальная  организация можно представить в виде совокупности подсистем, выполняющих отдельные функции или обеспечивающих достижение определенных целей. Примером является модель социальной организации, представленная ее в виде трех относительно независимых социальных подсистем:

     1. формальная структура, направленная на достижение общеорганизационных целей;

     2. кооперированная система, ориентированная на достижение целей индивидов, прежде всего на успешное прохождение ими определенных этапов карьеры;

     3. политическая система (деловая стратегия), нацеленная на выполнение задач подразделениями организации и оказание воздействия на ник. Социальная система, трактуемая в узком смысле, — это такая подсистема в системе регуляции организационного человеческого поведения, в которой источником воздействия на поведение выступает культура, прежде всего социальные нормы. Составляющими этой подсистемы являются обычно формальная и неформальная структуры.

     Формальные  социальные организации – это  зарегистрированные в установленном  порядке общества, товарищества и  т.д., которые выступают как юридические  и неюридические лица, т.е. представляют собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, присущих данной организации. Таким образом, формальная организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

     Для формальных организаций характерно разделения труда в виде должностей, в результате чего образуется иерархическая  структура; система коммуникаций, являющаяся средством служебного общения; принятые нормы и правила служебного поведения, принципы и формы вознаграждения и наказания и т.д.

     К формальным организациям можно отнести:

     - вертикальную (линейную) организацию, которая включает в себя ряд органов и подразделений таким образом, что каждый орган и подразделение находятся между двумя другими — выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;

     - функциональную организацию, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;

     - штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.

     Неформальные  организации – система социальных связей, взаимодействий, норм межличностного общения в составе формальной организации, которая возникает спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Причины возникновения неформальной организации исходят из недостатков формальной организации, во-первых, в неизбежной ограниченности формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, и, во-вторых, в специфике деятельности индивида в организации, выражающейся в несхожести его интересов и его организационной функции. Неформальные группы рождаются в условиях неполноты формальных групп, поскольку должностными инструкциям всевозможные ситуации невозможно предусмотреть, а формализовать все субъективные представления в качестве норм для регуляции общественных отношений возможно только при тоталитарных режимах.

     В то же время в неформальной организации  человек располагает возможностью организационной самодеятельности, привнесения им в организацию элементов более широкой социальной среды (интересов, влияний, планов и т.д.), в его стремлении к «дополнительному» (помимо функционального) взаимодействию с другими людьми, к удовлетворению своих разнообразных социальных потребностей.

     Неформальные группы, образующиеся в организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

     Неформальные  группы обычно имеют свои правила  и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.

     Некоторые специалисты выделяют в рамках неформальной системы взаимоотношений две подструктуры: внеформальную, которая обеспечивает достижение организационных целей неформальными средствами, и социально-психологическую, которая фиксирует отношения в сфере, не связанной с решением организационных задач.

     Внеформальная организация представляет собой особую подсистему социального регулирования поведения деятельности людей в организациях, сосуществующую с такими подсистемами, как технико-технологическая, формальная и неформальная. Понятие внеформальной организации в теорию организации введено Р.Дабином в результате усложнения представлений о природе и функциях неформальных отношений в организации.

     Особенность внеформальной организации заключается  в обеспечении работника альтернативами при выполнении частных деловых задач в рамках организации и предписаний формальной организации.. Ее основные задачи — модернизация жестких правил поведения, предопределенных технической организацией и зафиксированных в нормах формальной организации, учет специфики частных задач, выполняемых в рамках заданной деятельности. Согласно Р.Дабину, внеформальная организация ориентирует человека на решение творческих задач в рамках формальной организации. Неформальные отношения возникают по поводу и в процессе продуктивной деятельности. Внеформальная организация использует механизмы самоорганизации в сфере деловых отношений для достижения институциональных целей. Говоря другими словами, внеформальная организация — это такая организация, в которой неформальные служебные отношения несут функциональное содержание и существуют параллельно с формальной организацией (например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающихся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т. д.).

     Социально-психологическая  организация, выступающая в виде межличностных связей, возникающих  на основе взаимного интереса индивидов  друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т. е. непосредственная, стихийно возникающая группа людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий).

Информация о работе Модель социальной организации предприятия