Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 23:30, курсовая работа
в работе решены следующие задачи:
- раскрыть основные понятия социальной организации;
- изучить структуру социальной организации;
- рассмотреть основные модели социальной организации и посмотреть реализацию этих моделей на примере ОАО «Татнефть».
Введение 3
1. Понятие и структура социальной организации 5
2. Модели социальных организаций 13
2.1 Модели социальной организации на системном уровне 13
2.2 Модели социальной организации с точки зрения менеджмента 17
3. Модели социальных организаций на примере ОАО «Татнефть» 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Организация – это один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций. От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений.
Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими материальными ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Существуют формализованные коммуникации и неформальные отношения человека с другими людьми, их соотношение должно заранее определяться руководителем.
Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения можно выделить общее и особенное.
Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации.
Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что за последнее десятилетие социальные организации стали объектом серьезных теоретических исследований, об этом можно судить по возросшему числу публикаций отечественных и зарубежных авторов на данную тему. Важным фактором, повлиявших на значимость этой проблемы, явилось то, что «Теория организации» получила статус учебных дисциплин. Нам предстоит раскрыть сущность социальной организации и рассмотреть ее практический пример.
Для достижения поставленной цели мы ставим следующие задачи:
- раскрыть основные понятия социальной организации;
- изучить структуру социальной организации;
- рассмотреть основные модели социальной организации и посмотреть реализацию этих моделей на примере ОАО «Татнефть».
1. Понятие
и структура социальной организации
В курсе теории организации в основном рассматривают социальные организации, потому что все другие организации тем или иным образом сводятся к ним.
Социальная организация в широком смысле – это любые организационные человеческие сообщества или совокупность взаимосвязанных социальных групп; в узком – социальная подсистема регуляция поведения, наличие которой и позволяет рассматривать организацию как социальную.[4]
Социальные организации – это социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. [8]
В отличие от объективных и материальных организаций социальные создаются в соответствии с целями человека. Цели человека изначально определяют состав социальных организаций, построение и совершенствование их структуры, характер и содержание осуществляемой ими деятельности. Таким образом, существует социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет свои собственные цели.
Все социальные организации обладают характерными чертами. Итак, перечислим их:
Во-первых: это целевая природа, т.к. они создаются для реализации каких-то конкретных целей (получение прибыли, удовлетворение духовных потребностей и т.д.).
Во-вторых: разделение функций между участниками организации и принятие решений для достижения целей организации. Это способствует эффективной и стабильной деятельности предприятия. Поэтому всегда существует управляющая и управляемая подсистемы, а решения либо спускаются сверху, либо же принимаются коллективно.
В-третьих: в зависимости от наделенных функций и полномочий происходит распределение членов организации по иерархической лестнице.
В-четвертых, управляющие подсистемы формируют свои способы и механизмы регулирования и контроля деятельности элементов организации. Здесь важное место занимают внутриорганизационные нормы, которые создаются руководителями этих организаций. Примером могут служить продолжительность рабочего дня, обеденный перерыв, движение документации, дресс-код.
И, в-пятых: фиксированное членство.
Эти черты определяют организационный порядок, т.е. систему целей, систему контроля, которая включает наказание и поощрение, формирование позитивных моральных норм и связей, регулирующих отношения между членами организации. Отношения в социальной организации, их формы определяются согласно функциональным особенностям организаций, а также согласно типу общества.
Роль социальных организаций в обществе заключается в реализации потенциальных возможностей и способностей человека, в формировании единства интересов людей (личных, коллективных, общественных).
Социальная организация можно представить в виде совокупности подсистем, выполняющих отдельные функции или обеспечивающих достижение определенных целей. Примером является модель социальной организации, представленная ее в виде трех относительно независимых социальных подсистем:
1. формальная структура, направленная на достижение общеорганизационных целей;
2. кооперированная система, ориентированная на достижение целей индивидов, прежде всего на успешное прохождение ими определенных этапов карьеры;
3. политическая система (деловая стратегия), нацеленная на выполнение задач подразделениями организации и оказание воздействия на ник. Социальная система, трактуемая в узком смысле, — это такая подсистема в системе регуляции организационного человеческого поведения, в которой источником воздействия на поведение выступает культура, прежде всего социальные нормы. Составляющими этой подсистемы являются обычно формальная и неформальная структуры.
Формальные
социальные организации – это
зарегистрированные в установленном
порядке общества, товарищества и
т.д., которые выступают как
Для формальных организаций характерно разделения труда в виде должностей, в результате чего образуется иерархическая структура; система коммуникаций, являющаяся средством служебного общения; принятые нормы и правила служебного поведения, принципы и формы вознаграждения и наказания и т.д.
К формальным организациям можно отнести:
- вертикальную (линейную) организацию, которая включает в себя ряд органов и подразделений таким образом, что каждый орган и подразделение находятся между двумя другими — выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;
- функциональную организацию, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;
- штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.
Неформальные организации – система социальных связей, взаимодействий, норм межличностного общения в составе формальной организации, которая возникает спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Причины возникновения неформальной организации исходят из недостатков формальной организации, во-первых, в неизбежной ограниченности формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, и, во-вторых, в специфике деятельности индивида в организации, выражающейся в несхожести его интересов и его организационной функции. Неформальные группы рождаются в условиях неполноты формальных групп, поскольку должностными инструкциям всевозможные ситуации невозможно предусмотреть, а формализовать все субъективные представления в качестве норм для регуляции общественных отношений возможно только при тоталитарных режимах.
В то же время в неформальной организации человек располагает возможностью организационной самодеятельности, привнесения им в организацию элементов более широкой социальной среды (интересов, влияний, планов и т.д.), в его стремлении к «дополнительному» (помимо функционального) взаимодействию с другими людьми, к удовлетворению своих разнообразных социальных потребностей.
Неформальные группы, образующиеся в организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.
Неформальные группы обычно имеют свои правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.
Некоторые специалисты выделяют в рамках неформальной системы взаимоотношений две подструктуры: внеформальную, которая обеспечивает достижение организационных целей неформальными средствами, и социально-психологическую, которая фиксирует отношения в сфере, не связанной с решением организационных задач.
Внеформальная организация представляет собой особую подсистему социального регулирования поведения деятельности людей в организациях, сосуществующую с такими подсистемами, как технико-технологическая, формальная и неформальная. Понятие внеформальной организации в теорию организации введено Р.Дабином в результате усложнения представлений о природе и функциях неформальных отношений в организации.
Особенность
внеформальной организации
Социально-
Информация о работе Модель социальной организации предприятия