Методы и функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:52, реферат

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть теоретические аспекты методов и функций управления.

Для достижения поставленной цели необходимо определить ряд конкретных задач:

•раскрыть теоретические основы методов и основных функций управления;
•проанализировать методы и функции управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Система методов управления персоналом

1.2. Административные методы управления

1.3. Экономические методы управления

1.4. Социально-психологические методы

1.4.1. Социологические методы управления

1.4.2. Психологические методы управления

2. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Понятие функции управления

2.2. Общие функции управления

2.3. Функция планирования

2.4. Организация как функция управления
2.5. Мотивация
2.6. Контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Реферат по ТУ методы и функции.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

      Вознаграждения. Когда речь идет о мотивации, слово вознаграждение имеет более широкий смысл, чем деньги или удовольствие от них. Вознаграждение – это всё, что воспринимается человеком как имеющее ценность. Внутреннее вознаграждение человек получает от самой работы: ощущение достижения результата, значимость работы, чувство самоуважения.

      Внешнее вознаграждение – это то, что  приходит в голову, когда слышишь  слово вознаграждение. Внешнее вознаграждение человек получает не от самой работы, его дарует организация. Чтобы определить, как и в каких пропорциях следует использовать внутреннее и внешнее вознаграждения в целях мотивации персонала, менеджменту необходимо определить потребности работников. В этом и заключается цель.

      Теория  ожидания – наличие активной потребности не является единственным условием для того, чтобы индивидуум имел мотив направить свое поведение на достижение конкретной цели. Ожидания можно рассматривать как оценку человеком вероятности конкретного события. Ожидания в отношении результатов – вознаграждения – это ожидание определённого вознаграждения за определенные достигнутые результаты. Существует также теория справедливости. Она гласит, что люди субъективно определяют соотношение полученного ими вознаграждения  затраченным ими усилиям и сравнивают этот коэффициент с показателями других людей, выполняющих аналогичную работу.

         Мотивация – это процесс стимулирования индивидуума или группы людей к деятельности, способствующей достижению целей организации; она необходима для внедрения принятых решений и эффективного выполнения работы. Современные теории мотивации базируются на психологических исследованиях.

      Принципы  мотивации

      1. Установление четких  целей и задач. Первым условием эффективной мотивации является знание работниками их целей и целей организации. Какими бы эффективными ни были формы мотивации, они не принесут ожидаемых плодов, если человек не знает, каких результатов он должен достичь и какие задачи выполнить.

      2. Увязка целей и  вознаграждения, определение  критериев оценки. Работники должны знать, какое вознаграждение они получат при определенных результатах работы. Следует принимать во внимание теорию ожиданий.

      3. Гласность. Наличие  обратной связи. Оглашение результатов работы само по себе является мотивирующим фактором. Сообщение о результатах работы каждого сотрудника может стимулировать трудовую деятельность, создавая настрой состоятельности.

      4. Создание благоприятных  условий для эффективной  работы. Необходимо постараться создать здоровый климат в коллективе, условия привлекательности труда, эстетичности трудового места. Нельзя забывать и о том, что производительность труда не всегда зависит только от самого работника, применяемые технологии и организация производства часто бывают решающими факторами.

      5. Единство моральных  и материальных  методов стимулирования.

      В настоящее время большое внимание уделяется материальному стимулированию, и это не случайно, ведь деньги и материальные блага обеспечивают существование людей. В бизнесе деньги -символ успеха.

      6. Учет личных качеств  работников. Характер восприятия, способности, системы ценностей и другие характеристики конкретного человека определяют факторы мотивации, способные оказывать на него наибольшее воздействие.

      7.  Использование преимущественно  положительных стимулов.

      Преобладание  штрафов, нареканий со стороны начальства и другие стимулы отрицательного воздействия могут привести к напряженной обстановке в коллективе, боязни сотрудников брать на себя ответственность за какие либо решения либо действия, к сокрытию информации, а иногда и потере ценных работников. 

      2.6. Контроль

         Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией её целей. Его процесс,  включает установление стандартов, измерение фактических результатов и корректирующие действия в случае, если эти результаты серьёзно отклоняются от стандартов. Контроль – непременное условие успеха организации. Без него царит беспорядок и невозможно направить деятельность групп в единое русло.

         Однако функцию контроля в  классическом менеджменте следует  понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном пути, сравнивая показатели её деятельности с установленными стандартами (планами).

      Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса. Имея большой диапазон воздействия на организацию, контроль не должен ограничиваться только рамками деятельности контрольных органов. Он входит в обязанности руководителя любого ранга. Объектами контроля выступают предприятия, организации.

      Предметами  контроля являются процессы, проходящие в организации, или ее элементы. Контролируют производственный процесс, нормы расходования материальных и финансовых средств, осуществляют технический и технологический контроль, контроль качества продукции и т.д.

      Субъектами  контроля могут выступать менеджеры фирмы, отделы технического контроля, государственные органы.

      Главные инструменты выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

      Предотвращение  кризисных ситуаций. Неверный прогноз, проблемы и ошибки при оценке внутренних переменных, если их вовремя не исправить, усложняются и накапливаются. Из-за высокой степени взаимозависимости отдельных подразделений и функций организации эта проблеме стоит особенно остро.

         Функция контроля – это аспект менеджмента, удовлетворяющий потребность организации в выявлении проблем и исправлении ситуаций до того, как они перерастут в кризис. Одна из основных причин контроля необходимости контроля состоит в том, что любая организация должна быть способна выявлять и исправлять их до того, как они помешают достижению её целей.

      Стимулирование  успеха. Один из важных аспектов контроля состоит в выявлении видов деятельности организации, сделавших наибольший вклад в достижение её общих целей. Выявляя успехи и неудачи и их причины, менеджмент может довольно быстро адаптировать организацию к требованиям динамичной внешней среды, обеспечивая тем самым наилучший прогресс в достижении её общих целей.

      Всеобъемлющий характер контроля. Контроль – важная и сложная функция управления. Главное, что надо знать – контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль – фундаментальный аспект процесса управления. Планирование, организация и мотивация неразрывно связаны с ним. Существует три основные формы контроля: предварительный, текущий и заключительный.

      Предварительный контроль

         Основным механизмом предварительного  контроля является реализация правил, процедур и политик. Поскольку они создаются для поддержки планов, их строгое соблюдение – отличный способ убедиться, что всё идёт в нужном направлении. В организациях этот контроль используется в трёх основных областях – в сфере управления человеческими, материальными и финансовыми ресурсами.

      Человеческие  ресурсы. Предварительный контроль в сфере человеческих ресурсов обеспечивается путем тщательного анализа навыков, необходимых для выполнения тех или иных рабочих заданий и отбора квалифицированных кандидатов.

      Материалы. Ясно, что выпускать качественные продукты из плохого сырья невозможно. Бессмысленно также выявлять, что материалы были низкого качества уже после их использования. К предварительному контролю материальных ресурсов относится также поддержка запасов на уровне, позволяющем избежать дефицита материалов.

      Финансовые  ресурсы. Основной инструмент предварительного контроля – бюджет, который является также основным механизмом функции планирования.

        Благодаря бюджету компания может  быть уверена, что наличные средства будут а неё в наличии, когда в них возникает потребность.

      Текущий контроль

         Этот контроль осуществляется  непосредственно в процессе работы. Чаще всего таким образом контролируется  деятельность подчинённых, обычно  их непосредственным начальником.

      Заключительный  контроль

         При заключительном контроле  обратная связь используется  после того, как работа выполнена.  Фактические результаты сравниваются  с желательными либо сразу  после контрольных мероприятий,  либо по истечении определённого  времени.

         Процесс контроля состоит из  трёх этапов: установка стандартов, сравнение с ними реальных результатов и проведение необходимых корректирующих мероприятий.

      Установка стандартов. Стандарты – это конкретные цели, с использованием которых оценивается прогресс. Они являются результатом процесса планирования и должны основываться на многочисленных целях и стратегиях организации. Невозможность  выразить показатель результативности в количественной форме не может – как это часто бывает – служить оправданием отсутствия стандартов для контроля в той или иной сфере.

      Оценка. Важная информация – это информация, которая применима к исследуемому явлению и без которой не обойтись в процессе решений. Иногда оценка регламентируется политикой организации.

      Действие  и отказ от него. Основное назначение контроля – сделать так, чтобы процесс управления действительно обеспечивал деятельность в соответствии с планом. Нередко дела идут отлично. Если сравнение фактических результатов со стандартами свидетельствует о том, что организация успешно движется к намеченным целям, лучше всего ничего не предпринимать. Даже самые совершенные методики со временем становятся неэффективными.

      Устранение  отклонений. Система контроля, которая не позволяет устранить серьёзные отклонения, прежде чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна.

      Однако  в силу того, что значительная часть  работы в организации является результатом комплексных групповых усилий, абсолютно точно определить корни той или иной проблемы возможно не всегда. Кроме того, хотя это и трудно, хороший менеджер старается не принимать решений, сулящих быстрые выгоды, но дорогостоящих с точки зрения долгосрочных результатов.

      Пересмотр стандартов. Не всегда следует устранять отклонения от стандартов. Иногда нереальными оказываются сами стандарты, ведь они образуются на планах, а планы – это прогнозы будущего. При просмотре планов необходимо пересматривать и стандарты.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных  методов.

     Методы  управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

     В системе методов управления персоналом выделяют: административные методы, экономические  методы, социально-психологические  методы. Социально-психологические методы можно разделить на социологические и психологические методы. Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма.

     Оплата  труда является основным мотивом  трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы.

     Дополнительная  заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др.

   Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия  определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента. Основные функции обладают самостоятельностью и следуют одна за другой, пока каждая конкретная не выполнится.

Информация о работе Методы и функции управления