Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:44, реферат
Цель работы – изучение основных видов коммуникативных барьеров, природы их происхождения и основных методов преодоления таковых. Для чего необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть причины возникновения трудностей в общении, подвести теоретическую базу под проблему коммуникативных барьеров;
привести основные виды коммуникативных барьеров и эффективные методики их преодоления, используемые на практике
Стр.
Введение
2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров
4
1.1. Основные подходы психологии в изучении общения
4
1.2. Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении
13
Глава 2. Коммуникативные барьеры ─ классификация, методы и практика преодоления
20
2.1. Виды коммуникационных барьеров
22
2.2. Практика преодоления коммуникативных барьеров в организации
29
Заключение
32
Список использованной литературы
33
С определенными оговорками можно признать, что стиль – это отношение формы сообщения к его содержанию. Поэтому главное при преодолении стилистического барьера – правильно структурировать передаваемую информацию.
Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.
Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще «фактором ряда»). Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.25
Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора – подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении – конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, как то, – чем они закончились.
Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.
Возможны следующие варианты перечисления:
1) простое перечисление -- «во-первых, во-вторых, в-третьих...»;
2) ранжирование – «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное...»;
3) логическая цепь – «если это – то, тогда можно предположить, что..., а следовательно...». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.
Г) Логический барьер
Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно.
Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т.д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.26
Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:
1) учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;
2) правильная аргументация.
Существуют различные виды аргументации:
1) возрастающая (когда сила аргументов к концу общения возрастает). К ней целесообразно обращаться при высокой заинтересованности в разговоре собеседника и при его высоком образовательном уровне;
2) убывающая (когда сила аргументов к концу сообщения ослабевает). К ней целесообразно обращаться при необходимости пробудить внимание и интерес и при низком образовательном уровне;
3) односторонняя (когда следуют аргументы только положительные или только отрицательные). К ней целесообразно обращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся у людей взгляды, представления, когда позиции сторон сходны, когда у объекта воздействия низкий образовательный уровень;
4) двусторонняя (когда используются различные – как положительные, так и отрицательные аргументы). К ней целесообразно обращаться, когда слушатель, собеседник безразлично или негативно настроен на восприятие данной информации, т.е. когда аргументы противоречат его сложившимся представлениям, установкам, когда у собеседника высокий образовательный уровень.27
2.2. Практика преодоления коммуникативных барьеров в организации
В качестве примера рассмотрим довольно типичную ситуацию для наших современных предприятий. В коллективе небольшой строительной компании произошла смена руководителя отдела. Предыдущий руководитель, не справившись с имевшими место коммуникативными барьерами, предпочел уйти в другую компанию.
В процессе знакомства с коллективом стало ясно, что налицо два коммуникативных барьера, которые следует преодолеть:
1) барьер «авторитет»;
2) семантический барьер.
Оба были обусловлены определенным, слегка авторитарным, способом общения с сотрудниками, а также другими, скорее психологическими факторами (женский коллектив, дети, проблемы, сплетни и т.п.)
При внимательном рассмотрении становится очевидно, что эти два барьера не только связаны между собой, но и дополняют друг друга. Барьер «авторитет» дает возможность членам коллектива быть более сплоченными при общении с «чужаком» – с новым руководителем, а «семантический» барьер позволяет укрывать за «непониманием» неприятие. Для преодоления первого и второго барьеров руководителем были применены следующие методы:
1) доброжелательное отношение к сотрудникам, приветливость, простота в обращении, проявление искреннего интереса к каждому конкретному человеку, его умениям, навыкам, восхищение достигнутыми результатами и выражением надежды на дальнейшие успехи;
2) демонстрация компетентности в вопросах, касающихся деятельности отдела и организации в целом.
В первые же дни знакомства с коллективом, а также с целями и задачами, которые выполняются его членами, была осуществлена договоренность, что каждый сотрудник имеет полное право обратиться за разъяснением любого задания в индивидуальном порядке, равно как и руководитель имеет право обратиться за помощью и разъяснениями к членам коллектива. Данный шаг сразу снял напряженность в общении и позволил достаточно быстро выработать новый стиль коммуникации – демократичный, простой и понятный всем сотрудникам (надо отметить, что уровень образования, жизненный опыт очень сильно отличался у разных членов коллектива).
Заключение
Подводя итоги, можно сделать несколько выводов – по каждой из глав.
В первой подробно
рассматривались
Во второй главе подробно изложены конкретные виды возникающих барьеров, объяснена их природа и приведены основные методы преодоления таковых. Привести примеры преодоления всех барьеров не удалось, но так как способы преодоления приведенных барьеров совпали с найденными в литературе и встретившимися в жизни реальному менеджеру, можно предположить, что и в остальных случаях указанные методы отлично сработают.
В итоге, поставленная в начале реферата цель достигнута, а задачи выполнены, тем не менее, не удалось избежать некоторого уклона в психологию ввиду специфики литературы по вопросу. Однако очевидно, что данный реферат может оказаться полезен человеку, работающему с персоналом.
Список использованной литературы
1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики./ А.Н. Леонтьев – М. :Проспект, 2007. – 255 с.
2 Общение и оптимизация совместной деятельности. / Г.М. Андреева [и др.]; Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. – М. :МГУ, 2007. – с.74
3 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко [и др.]; Под ред. В.Н. Лавриненко. – М. :ЮНИТИ, 2007, – с.38
4 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко [и др.]; Под ред. В.Н. Лавриненко. – М. :ЮНИТИ, 2007, – с.92
5 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко [и др.]; Под ред. В.Н. Лавриненко. – М. :ЮНИТИ, 2007, – с.97
6 Андреева Г.М. Социальная психология./ Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2007. – с. 78
7Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко [и др.]; Под ред. В.Н. Лавриненко. – М. :ЮНИТИ, 2007, – 266 с.
8 Столяренко Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко – Ростов н/Д. :"Феникс", 2006.– с. 252
9 Столяренко Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко – Ростов н/Д. :"Феникс", 2006.– с.65
10 Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии./ Р.С. Немов – М. : Просвещение, 2008. – с.157
11 Психологический словарь./ Под общей редакцией Когана Р.Ф. –М. :Наука, 2003. – с. 168.
12 Бороздина Г.В. Психология делового общения./ Г.В. Бороздина. – М.:Приор, 2009. – с.84
13 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко [и др.]; Под ред. В.Н. Лавриненко. – М. :ЮНИТИ, 2007. – с.114
14 Андреева Г.М. Социальная психология./ Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2007. – с.88
15 Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида/ Б.Ф. Ломов – М. :Приор , 2006. – с.116
16 Митителло В.Л. Этика и этикет делового человека./В.Л. Митителло – М:Проспект, 2010, – с.56
17 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - с.180.
18 Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида/ Б.Ф. Ломов – М. :Приор , 2006. – с 45.
19 Столяренко Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко – Ростов н/Д. :"Феникс", 2006 г. - с. 257
20 Андреева Г.М. Социальная психология./ Г.М. Андреева – М. : Аспект Пресс, 2007. – с.98
21 Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций./ Е.В. Руденский – М. :ИНФРА-М, 2009. с.71
22 Зотова. Л.И. Психология и этика делового общения./ В.Ю. Дорошко, Л.И. Зотова – М. :Наука, 2007. – с.62
23 Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии./Р.С. Немов – М.: Просвещение, 2008. – с.113
24 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики./ А.Н. Леонтьев – М. :Проспект, 2007. – с.156
25 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко [и др.]; Под ред. В.Н. Лавриненко. – М. :ЮНИТИ, 2007. – с.123
26 Общение и оптимизация совместной деятельности. / Г.М. Андреева [и др.]; Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. – М. :МГУ, 2007. – с.217
27Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида/ Б.Ф. Ломов – М. :Приор , 2006. – с.201
Информация о работе Коммуникативные барьеры и методы их преодоления