Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:44, реферат
Цель работы – изучение основных видов коммуникативных барьеров, природы их происхождения и основных методов преодоления таковых. Для чего необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть причины возникновения трудностей в общении, подвести теоретическую базу под проблему коммуникативных барьеров;
привести основные виды коммуникативных барьеров и эффективные методики их преодоления, используемые на практике
Стр.
Введение
2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров
4
1.1. Основные подходы психологии в изучении общения
4
1.2. Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении
13
Глава 2. Коммуникативные барьеры ─ классификация, методы и практика преодоления
20
2.1. Виды коммуникационных барьеров
22
2.2. Практика преодоления коммуникативных барьеров в организации
29
Заключение
32
Список использованной литературы
33
Оглавление
Стр. | |
Введение |
2 |
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров |
4 |
1.1. Основные подходы психологии в изучении общения |
4 |
1.2. Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении |
13 |
Глава 2. Коммуникативные барьеры ─ классификация, методы и практика преодоления |
20 |
2.1. Виды коммуникационных барьеров |
22 |
2.2. Практика преодоления коммуникативных барьеров в организации |
29 |
Заключение |
32 |
Список использованной литературы |
33 |
Введение
На сегодняшний день навыки общения – неотъемлемая часть подготовки управленца любого звена. Без способностей к коммуникации невозможно эффективно работать с людьми.
Тема данной работы – коммуникативные барьеры и их преодоление. Возникновение подобных препятствий в общении и варианты их избежания – актуальная проблема, разрабатываемая в данный момент как психологами, так и специалистами по работе с персоналом. В общении всегда участвуют, по крайней мере, двое. Каждый одновременно и воздействует и подвергается воздействию. Условно можно разделить эти функции и выделить говорящего (тот, кто воздействует) и слушающего (тот, на кого воздействуют), понимая, что каждый в общении одновременно или попеременно является и тем, и другим. Если есть говорящий и слушающий, то кто же из них несет ответственность за успех общения? Если обратиться к собственному опыту общения, то сразу становится ясно, что в большинстве ситуаций «ответственность» несет говорящий. Это он «виноват», если не смог привлечь внимание к главному, если собеседник не услышал, не понял, не запомнил. Это он, говорящий, не постарался, «не обеспечил» эффективность. Иными словами, слушающий –пассивная сторона, а говорящий – активная, именно он должен обо всем заботиться, а со слушающего «взятки гладки». Между тем успех общения – дело общее: и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение продуктивности общения.
Существуют ситуации, когда, вопреки нашим обычным представлениям, именно от слушающего зависит успешность взаимодействия. Например, разговор с маленьким ребенком, приходиться приложить массу усилий, чтобы адекватно понять то, что он говорит (а говорит он неправильно, непонятно и неизвестно про что). И мало кому придет в голову, что ребенок должен говорить так, чтобы его поняли. Наоборот, каждый понимает, что успех общения зависит от того, как он слушает (т.е. от собственных усилий), ответственность в данном случае лежит на слушающем. Поэтому научить, как правильно передать информацию и как ее же верно воспринять – едва ли не первоочередная задача при подготовке человека, собирающегося работать с людьми.
Цель работы – изучение основных видов коммуникативных барьеров, природы их происхождения и основных методов преодоления таковых. Для чего необходимо решить следующие задачи:
Объектом работы являются коммуникативные барьеры, а предметом – методы их преодоления.
Реферат состоит из: введения, 2-х глав, включающих 4 параграфа ( по 2 параграфа в каждой), списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров.
1.1. Основные подходы психологии в изучении общения.
Поскольку психология делового общения – составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией.
Категория "общение"
является базовой для социально-
1) информационно–коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
2) интеракционный (общение
анализируется как
3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);
4) аксиологический (общение
5) "нормативный" (выявляются место
и роль общения в процессе
нормативного регулирования
6) семиотический (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем с другой);
7) социально-практический или праксиологический (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).
Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах – как освоение личностью социокультурных ценностей, и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
Рассмотрение проблем общения
осложняется различием
А. А. Бодалев предлагает рассматривать
общение как "взаимодействие людей,
содержанием которого является обмен
информацией с помощью
Авторы сборника "Психологические проблемы социальной регуляции поведения" рассматривают общение как "систему межличностного взаимодействия", ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. 3
Проблему общения исследовали и философы. Так, Б. Д. Парыгин считает, что "общение является необходимым условием существования и социализации личности".4 Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения.5 М. С. Каган рассматривает общение, как "коммуникативный вид деятельности", – выражающий "практическую активность субъекта. 6 Множественное понимание общения – в широком и в узком смысле слова вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение безусловный спутник человеческой истории и вместе с тем безусловный спутник в повседневных контактах людей.7
В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию контакта двух или более людей. Формы контакта (по Л.Д.Столяренко):
1) простое присутствие;
2) обмен информацией;
3) совместная деятельность;
4) равная обоюдная или
Частью делового общения является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.
Если исходить из такого понимания делового общения, можно заметить, что оно предполагает достаточно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониманию делового общения.
В последнее время
в связи с развитием
Прежде чем перейти
к анализу коммуникативных
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.9 В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными, и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.10
Коммуникации – понятие, используемое в двух значениях:
1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников.
2. Для характеристики
обмена информацией в
Под деловым общением обычно имеется в виду процесс речевого взаимодействия двух или нескольких лиц «в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.»12. Это определение является достаточно широким, так как под него подпадают такие виды деятельности, как обучение (общность целей и достижение определенного результата), трудовые отношения (коллега/коллега), интервью, публичное выступление, экзамен, консультация и т.п. Все выше перечисленные ситуации могут характеризоваться в структурном и содержательном планах рядом признаков делового стиля. Более того, в последнее время в связи с развитием информационных технологий и расширением границ коммуникативного пространства, а также возрастающей роли бизнеса в общественной жизни любой страны, деловой стиль постоянно и охотно расширяет сферу своего функционирования.
Таким образом, коммуникация как совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Такого рода коммуникация составляет основу деловых отношений, как в бизнесе, так и в повседневной жизни, и называется деловой.
Деловая коммуникация существует
в двух формах: письменной (деловая
корреспонденция и документация
Деловое общение всегда целесообразно. А значит и использование языковых средств в деловой речи четко подчинено личностной позиции по определенной проблеме и достижению позитивного результата в решении конкретной проблемы.
Деловое общение, как в своей письменной форме (деловая корреспонденция и документация), так и устной (деловая речь) отличается высокой степенью конвенциональности, то есть жесткому следованию ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана (и тогда мы говорим о речевом этикете), так и общеповеденческого (деловой этикет). Это обусловливает наличие постоянных формулировок, повторяющихся в одной и той же ситуации, например, при открытии совещаний, установления контактов на переговорном процессе и т.д., которые являются характерным признаком этого вида речевой деятельности.
Информация о работе Коммуникативные барьеры и методы их преодоления