Коммуникативные барьеры и методы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:44, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение основных видов коммуникативных барьеров, природы их происхождения и основных методов преодоления таковых. Для чего необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть причины возникновения трудностей в общении, подвести теоретическую базу под проблему коммуникативных барьеров;
привести основные виды коммуникативных барьеров и эффективные методики их преодоления, используемые на практике

Оглавление

Стр.
Введение
2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров
4
1.1. Основные подходы психологии в изучении общения
4
1.2. Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении
13
Глава 2. Коммуникативные барьеры ─ классификация, методы и практика преодоления
20
2.1. Виды коммуникационных барьеров
22
2.2. Практика преодоления коммуникативных барьеров в организации
29
Заключение
32
Список использованной литературы
33

Файлы: 1 файл

Коммуникативные барьеры и методы их преодоления.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

Стр.

Введение

2

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров

4

             1.1. Основные подходы психологии в изучении общения

4

             1.2. Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении

13

Глава 2. Коммуникативные барьеры ─ классификация, методы и практика преодоления

20

            2.1. Виды коммуникационных барьеров

22

            2.2. Практика преодоления коммуникативных барьеров в организации

29

Заключение

32

Список использованной литературы

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день навыки общения – неотъемлемая часть подготовки управленца любого звена. Без способностей к коммуникации невозможно эффективно работать с людьми.

Тема данной работы – коммуникативные барьеры и их преодоление. Возникновение подобных препятствий в общении и варианты их избежания – актуальная проблема, разрабатываемая в данный момент как психологами, так и специалистами по работе с персоналом. В общении всегда участвуют, по крайней мере, двое. Каждый одновременно и воздействует и подвергается воздействию. Условно можно разделить эти функции и выделить говорящего (тот, кто воздействует) и слушающего (тот, на кого воздействуют), понимая, что каждый в общении одновременно или попеременно является и тем, и другим. Если есть говорящий и слушающий, то кто же из них несет ответственность за успех общения? Если обратиться к собственному опыту общения, то сразу становится ясно, что в большинстве ситуаций «ответственность» несет говорящий. Это он «виноват», если не смог привлечь внимание к главному, если собеседник не услышал, не понял, не запомнил. Это он, говорящий, не постарался, «не обеспечил» эффективность. Иными словами, слушающий –пассивная сторона, а говорящий – активная, именно он должен обо всем заботиться, а со слушающего «взятки гладки». Между тем успех общения – дело общее: и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение продуктивности общения.

Существуют ситуации, когда, вопреки нашим обычным  представлениям, именно от слушающего зависит успешность взаимодействия. Например, разговор с маленьким ребенком, приходиться приложить массу усилий, чтобы адекватно понять то, что он говорит (а говорит он неправильно, непонятно и неизвестно про что). И мало кому придет в голову, что ребенок должен говорить так, чтобы его поняли. Наоборот, каждый понимает, что успех общения зависит от того, как  он слушает (т.е. от собственных усилий), ответственность в данном случае лежит на слушающем. Поэтому научить,  как правильно передать информацию и как ее же верно воспринять – едва ли не первоочередная задача при подготовке человека, собирающегося работать с людьми.

Цель работы – изучение основных видов коммуникативных барьеров, природы их происхождения и основных методов преодоления таковых. Для чего необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть причины возникновения трудностей в общении, подвести теоретическую базу под проблему коммуникативных барьеров;
  2. привести основные виды коммуникативных барьеров и эффективные методики их преодоления, используемые на практике

Объектом работы являются коммуникативные барьеры, а предметом  – методы их преодоления.

Реферат состоит из: введения, 2-х глав, включающих 4 параграфа ( по 2 параграфа в каждой), списка использованной литературы.

 

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров.

1.1. Основные подходы психологии в изучении общения.

Поскольку психология делового общения – составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией.

Категория "общение" является базовой для социально-психологической  теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения. Так, например, можно выделить следующие аспекты изучения общения:

1) информационно–коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение  анализируется как взаимодействие  индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (общение изучается  как обмен ценностями);

5) "нормативный" (выявляются место  и роль общения в процессе  нормативного регулирования поведения  индивидов, а также анализируется  процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

6) семиотический (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем с другой);

7) социально-практический или праксиологический (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).

Общение можно рассматривать и  в двух главных аспектах – как освоение личностью социокультурных ценностей, и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Рассмотрение проблем общения  осложняется различием трактовок  самого понятия "общение". Так, А.Н. Леонтьев понимал общение как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение он видел как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем он подавал "общение" как социальный процесс, через который общество влияет на индивида". Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для него общение было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.1

А. А. Бодалев предлагает рассматривать  общение как "взаимодействие людей, содержанием которого является обмен  информацией с помощью различных  средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми". 2

Авторы сборника "Психологические  проблемы социальной регуляции поведения" рассматривают общение как "систему межличностного взаимодействия", ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. 3

Проблему общения исследовали  и философы. Так, Б. Д. Парыгин считает, что "общение является необходимым условием существования и социализации личности".4 Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения.5 М. С. Каган рассматривает общение, как "коммуникативный вид деятельности", – выражающий "практическую активность субъекта. 6 Множественное понимание общения – в широком и в узком смысле слова  вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение безусловный спутник человеческой истории и вместе с тем безусловный спутник в повседневных контактах людей.7

В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию контакта двух или более людей. Формы  контакта (по Л.Д.Столяренко):

1) простое присутствие;

2) обмен информацией;

3) совместная деятельность;

4) равная обоюдная или асимметричная  активность. 8

Частью делового общения  является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие  в процессе передачи информации и  обмена деятельностью.

Если исходить из такого понимания делового общения, можно заметить, что оно предполагает достаточно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониманию делового общения.

В последнее время  в связи с развитием информационных технологий и расширением границ коммуникативного пространства, а также  возрастающей роли бизнеса в общественной жизни любой страны, деловой стиль  постоянно и охотно расширяет  сферу своего функционирования.

Прежде чем перейти  к анализу коммуникативных барьеров и конфликтов в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.9 В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными, и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.10

Коммуникации – понятие, используемое в двух значениях:

1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников.

2. Для характеристики  обмена информацией в человеческом  общении вообще, где коммуникация  выступает как одна из сторон  человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности. 11

Под деловым общением обычно имеется в виду процесс  речевого взаимодействия двух или нескольких лиц «в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.»12. Это определение является достаточно широким, так как под него подпадают такие виды деятельности, как обучение (общность целей и достижение определенного результата), трудовые отношения (коллега/коллега), интервью, публичное выступление, экзамен, консультация и т.п. Все выше перечисленные ситуации могут характеризоваться в структурном и содержательном планах рядом признаков делового стиля. Более того, в последнее время в связи с развитием информационных технологий и расширением границ коммуникативного пространства, а также возрастающей роли бизнеса в общественной жизни любой страны, деловой стиль постоянно и охотно расширяет сферу своего функционирования.

Таким образом, коммуникация как совокупность речевых актов  может быть направлена на решение  конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Такого рода коммуникация составляет основу деловых отношений, как в бизнесе, так и в повседневной жизни, и называется деловой.

Деловая коммуникация существует в двух формах: письменной (деловая  корреспонденция и документация) и устной (деловая речь). Последняя является основой коммуникации в бизнесе или деловом общении. Однако деловая коммуникация может трактоваться и в более узком смысле – как деятельность, предполагающая достижение определенных интересов, целей в профессиональной сфере бизнеса.

Деловое общение всегда целесообразно. А значит и использование  языковых средств в деловой речи четко подчинено личностной позиции  по определенной проблеме и достижению позитивного результата в решении  конкретной проблемы.

Деловое общение, как  в своей письменной форме (деловая корреспонденция и документация), так и устной (деловая речь) отличается высокой степенью конвенциональности, то есть жесткому следованию ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана (и тогда мы говорим о речевом этикете), так и общеповеденческого (деловой этикет). Это обусловливает наличие постоянных формулировок, повторяющихся в одной и той же ситуации, например, при открытии совещаний, установления контактов на переговорном процессе и т.д., которые являются характерным признаком этого вида речевой деятельности.

Информация о работе Коммуникативные барьеры и методы их преодоления