Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:03, курсовая работа
Цель курсовой работы — исследование сущности коммуникаций в процессе управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть сущность и классификацию коммуникаций в системе управления;
- исследовать модели коммуникаций на предприятии;
- изучить методы повышения качества коммуникационного процесса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....5
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ……………………………..............................................7
1.1. Определение коммуникационного процесса в управлении…………...7
1.2. Понятие межличностных коммуникаций……………………………...14
1.3. Организационные коммуникации……………………………………...17
1.4 Электронные коммуникации…………………………………………....22
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ………………………………..26
2.1. Модели коммуникаций………………………………………………....26
2.2. Методы повышения качества коммуникационного процесса…….....31
Заключение………………………………………………………………......38
Список используемых источников и литературы………………………...41
Рис.3. Организационная структура.
Наличие в коммуникационной структуре параллельных и пересекающихся каналов свидетельствует о ее сложности, дающей гарантию того, что желаемое взаимодействие состоится даже в условиях тех или иных сбоев и неполадок в ней. В то же время в сложной структуре заложена потенциальная возможность искажения обмениваемой информации.
1.4 Электронные коммуникации
За последние десять лет произошли кардинальные изменения в информационных технологиях, охватывающих появление новых продуктов, применение компьютеров и способов хранения информации.
Конец 80-х и начало 90-х годов называли «зарей информационной эры», когда использование информации считалось важнее процесса ее создания, хранения или передачи с помощью электронных средств. Это был естественный переход от компьютерной эры, в ходе которой вычислительная мощность и возможности ЭВМ выросли до беспрецедентных размеров, а стоимость вычислений резко снизилась. Сегодня такие же колоссальные изменения происходят в области телекоммуникаций. Люди имеют возможность доступа к информации, совместного ее использования и передачи с такой скоростью и так дешево, как никогда раньше16.
Непосредственное отношение
к компьютеризированным управленческим
информационным системам имеет телекоммуникационный
взрыв. Действительно, границы между
компьютерными технологиями и телекоммуникациями
становятся менее заметными. В настоящее
время компьютеры осуществляют коммуникации,
а телекоммуникационные сети становятся
более компьютеризированными. В
дополнение к компьютерам в
Телекоммуникационные системы
предполагают, что пользующиеся ими
люди выполняют свою работу или часть
ее на дому, а связь с офисами
поддерживается посредством компьютерных
линий связи. Исследования показывают,
что преимущества телекоммуникаций
для работников заключаются в
отсутствии отвлекающих моментов, уменьшении
затрат времени и денег на общение,
возможности снизить расходы
на рабочую одежду, проводить больше
времени с членами семьи или
обеспечить уход за ними. Выгоды для
организаций состоят в
Некоторые авиакомпании используют систему обслуживания заказов, позволяющую увеличить индивидуальный подход к клиентам. Определитель номера отображает номер звонящего и передает его в компьютер, который выводит на дисплей имя заказчика и его корпоративный файл еще до того, как представитель компании снимет телефонную трубку17.
Электронная почта представляет
собой коммуникативную
Электронная почта может быть использована для передачи компьютерных файлов, а также для обмена по электронному стандарту. Организации, предоставляющие услуги электронной почты, имеют доступ к различным базам данных, что дает пользователю возможность получать самые свежие новости и финансовую информацию, отчеты о кредитоспособности, производить электронные банковские операции и даже приобретать товары, не выходя из дома. Основными преимуществами систем электронной почты являются высокая скорость передачи, удобство пользования. Однако самым существенным недостатком выступает отсутствие непосредственного личного контакта, связанные с этим трудности точной передачи информации, интерпретации эмоций и чувств.
В организациях наряду с электронной
почтой и интеллектуальными
Например: электронная почта рис.1
Рис.1 Государственный сервис электронной почты
Некоторые компании создают виртуальные, не нуждающиеся в помещениях и рабочих столах офисы, в которых основными средствами производства являются компактные коммуникационные средства — электронная почта, сотовые телефоны, портативные компьютеры, факсимильные аппараты, модемы, системы проведения видеоконференций. Вооруженные ими сотрудники могут выполнять работу не только на дому, но практически в любом месте — в офисах заказчиков, в автомобилях, в ресторанах и т.д. Однако не следует забывать о риске утраты возможностей социальных взаимодействий.
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИОНОГО ПРОЦЕССА
Коммуникации в организациях
представляют собой сложные, динамичные
и воспроизводящиеся явления, которые
могут рассматриваться как
1. Коммуникация как действие
ориентирована на выполнение
ряда операций, обеспечивающих передачу
определенной информации от
Рис. 1. Модель коммуникации как действие
В этой модели источник разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя, который их раскодирует, или интерпретирует. В этой модели нет места обратной связи, т.е. коммуникация понимается как одностороннее действие.
2. Коммуникация как
Рис. 2. Модель коммуникации как взаимодействие
В рамках такой модели построения коммуникаций помимо линейных однонаправленных связей введены циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации.
3. Современная модель
Рис. 3. Модель коммуникации как процесс (развернутая модель)
Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией.
• Отправитель - это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее.
• Сообщение — сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов.
• Канал — средство передачи информации.
• Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает21.
И отправитель, и получатель
в процессе обмена информацией взаимодействуют
между собой на нескольких этапах.
Их задачами являются составление сообщения,
выбор канала передачи сообщения
таким образом, чтобы обе стороны
поняли, восприняли и разделили исходную
идею. Трудность заключается в
том, что на каждом этапе смысл
информации может быть искажен или
полностью утрачен. В практике управления
процесс коммуникаций часто завершается
в несколько секунд. Однако на каждом
этапе могут возникать свои проблемы.
Сам факт обмена еще не гарантирует
эффективности общения, т.е. достижения
взаимопонимания людей, принимающих
участие в коммуникации. Достаточно
часто передаваемое сообщение бывает
неправильно понятым или
Коммуникационный процесс состоит из ряда стадий и этапов, знание роли и содержания которых позволяет эффективно управлять процессом коммуникации. Традиционно выделяются следующие этапы.
1. Этап посылки и кодирования
значения начинается с
2. Этап передачи предполагает
поступление послания через
В ряде случаев при обмене информацией желательно не ограничиваться единственным каналом связи, а использовать определенное сочетание средств передачи информации. Несмотря на определенное усложнение процесса коммуникаций, заметно повышается его результативность. Исследования подтверждают, что одновременное использование средств устной и письменной коммуникации делает эффективнее коммуникационный процесс по сравнению с применением только письменных сообщений.
3. Этап получения заключается
не только в фиксации
Раскодирование включает
восприятие, интерпретацию послания
и оценку, которая базируется на
системе критериальных
4. Этап обратной связи
представляет собой обмен
Путем обратной связи повышается
эффективность