Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:03, курсовая работа
Цель курсовой работы — исследование сущности коммуникаций  в процессе управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть сущность и классификацию коммуникаций в системе управления;
- исследовать модели коммуникаций на предприятии;
- изучить методы повышения качества коммуникационного процесса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....5
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ  КОММУНИКАЦИЙ……………………………..............................................7
1.1. Определение коммуникационного процесса в управлении…………...7
1.2. Понятие межличностных коммуникаций……………………………...14
1.3. Организационные коммуникации……………………………………...17
1.4 Электронные коммуникации…………………………………………....22
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ………………………………..26
2.1. Модели коммуникаций………………………………………………....26
2.2. Методы повышения качества коммуникационного процесса…….....31
Заключение………………………………………………………………......38
Список используемых источников и литературы………………………...41
Рис.3. Организационная структура.
Наличие в коммуникационной структуре параллельных и пересекающихся каналов свидетельствует о ее сложности, дающей гарантию того, что желаемое взаимодействие состоится даже в условиях тех или иных сбоев и неполадок в ней. В то же время в сложной структуре заложена потенциальная возможность искажения обмениваемой информации.
1.4 Электронные коммуникации
За последние десять лет произошли кардинальные изменения в информационных технологиях, охватывающих появление новых продуктов, применение компьютеров и способов хранения информации.
Конец 80-х и начало 90-х годов называли «зарей информационной эры», когда использование информации считалось важнее процесса ее создания, хранения или передачи с помощью электронных средств. Это был естественный переход от компьютерной эры, в ходе которой вычислительная мощность и возможности ЭВМ выросли до беспрецедентных размеров, а стоимость вычислений резко снизилась. Сегодня такие же колоссальные изменения происходят в области телекоммуникаций. Люди имеют возможность доступа к информации, совместного ее использования и передачи с такой скоростью и так дешево, как никогда раньше16.
Непосредственное отношение 
к компьютеризированным управленческим 
информационным системам имеет телекоммуникационный 
взрыв. Действительно, границы между 
компьютерными технологиями и телекоммуникациями 
становятся менее заметными. В настоящее 
время компьютеры осуществляют коммуникации, 
а телекоммуникационные сети становятся 
более компьютеризированными. В 
дополнение к компьютерам в 
Телекоммуникационные системы 
предполагают, что пользующиеся ими 
люди выполняют свою работу или часть 
ее на дому, а связь с офисами 
поддерживается посредством компьютерных 
линий связи. Исследования показывают, 
что преимущества телекоммуникаций 
для работников заключаются в 
отсутствии отвлекающих моментов, уменьшении 
затрат времени и денег на общение, 
возможности снизить расходы 
на рабочую одежду, проводить больше 
времени с членами семьи или 
обеспечить уход за ними. Выгоды для 
организаций состоят в 
Некоторые авиакомпании используют систему обслуживания заказов, позволяющую увеличить индивидуальный подход к клиентам. Определитель номера отображает номер звонящего и передает его в компьютер, который выводит на дисплей имя заказчика и его корпоративный файл еще до того, как представитель компании снимет телефонную трубку17.
Электронная почта представляет 
собой коммуникативную 
Электронная почта может быть использована для передачи компьютерных файлов, а также для обмена по электронному стандарту. Организации, предоставляющие услуги электронной почты, имеют доступ к различным базам данных, что дает пользователю возможность получать самые свежие новости и финансовую информацию, отчеты о кредитоспособности, производить электронные банковские операции и даже приобретать товары, не выходя из дома. Основными преимуществами систем электронной почты являются высокая скорость передачи, удобство пользования. Однако самым существенным недостатком выступает отсутствие непосредственного личного контакта, связанные с этим трудности точной передачи информации, интерпретации эмоций и чувств.
В организациях наряду с электронной 
почтой и интеллектуальными 
Например: электронная почта рис.1
Рис.1 Государственный сервис электронной почты
Некоторые компании создают виртуальные, не нуждающиеся в помещениях и рабочих столах офисы, в которых основными средствами производства являются компактные коммуникационные средства — электронная почта, сотовые телефоны, портативные компьютеры, факсимильные аппараты, модемы, системы проведения видеоконференций. Вооруженные ими сотрудники могут выполнять работу не только на дому, но практически в любом месте — в офисах заказчиков, в автомобилях, в ресторанах и т.д. Однако не следует забывать о риске утраты возможностей социальных взаимодействий.
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИОНОГО ПРОЦЕССА
                              
Коммуникации в организациях 
представляют собой сложные, динамичные 
и воспроизводящиеся явления, которые 
могут рассматриваться как 
1. Коммуникация как действие 
ориентирована на выполнение 
ряда операций, обеспечивающих передачу 
определенной информации от 
Рис. 1. Модель коммуникации как действие
В этой модели источник разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя, который их раскодирует, или интерпретирует. В этой модели нет места обратной связи, т.е. коммуникация понимается как одностороннее действие.
2. Коммуникация как 
Рис. 2. Модель коммуникации как взаимодействие
В рамках такой модели построения коммуникаций помимо линейных однонаправленных связей введены циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации.
3. Современная модель 
Рис. 3. Модель коммуникации как процесс (развернутая модель)
Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией.
• Отправитель - это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее.
• Сообщение — сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов.
• Канал — средство передачи информации.
• Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает21.
И отправитель, и получатель 
в процессе обмена информацией взаимодействуют 
между собой на нескольких этапах. 
Их задачами являются составление сообщения, 
выбор канала передачи сообщения 
таким образом, чтобы обе стороны 
поняли, восприняли и разделили исходную 
идею. Трудность заключается в 
том, что на каждом этапе смысл 
информации может быть искажен или 
полностью утрачен. В практике управления 
процесс коммуникаций часто завершается 
в несколько секунд. Однако на каждом 
этапе могут возникать свои проблемы. 
Сам факт обмена еще не гарантирует 
эффективности общения, т.е. достижения 
взаимопонимания людей, принимающих 
участие в коммуникации. Достаточно 
часто передаваемое сообщение бывает 
неправильно понятым или 
Коммуникационный процесс состоит из ряда стадий и этапов, знание роли и содержания которых позволяет эффективно управлять процессом коммуникации. Традиционно выделяются следующие этапы.
1. Этап посылки и кодирования 
значения начинается с 
2. Этап передачи предполагает 
поступление послания через 
В ряде случаев при обмене информацией желательно не ограничиваться единственным каналом связи, а использовать определенное сочетание средств передачи информации. Несмотря на определенное усложнение процесса коммуникаций, заметно повышается его результативность. Исследования подтверждают, что одновременное использование средств устной и письменной коммуникации делает эффективнее коммуникационный процесс по сравнению с применением только письменных сообщений.
3. Этап получения заключается 
не только в фиксации 
Раскодирование включает 
восприятие, интерпретацию послания 
и оценку, которая базируется на 
системе критериальных 
4. Этап обратной связи 
представляет собой обмен 
Путем обратной связи повышается 
эффективность