Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:52, реферат
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.
Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратить от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности
2)
Закон неадекватного взаимного
восприятия. Его действие связано
с утверждением, что человек никогда
не сможет постичь другого
человека с той точностью и
полнотой, которая обеспечила бы абсолютную
прогнозируемость и влиятельность.
Наше восприятие никогда не бывает точным
и полным, в нем всегда скрыты неожиданные
ракурсы и свойства объекта. Социальное
восприятие - система гораздо более сложная.
Она связана с тем, что в каждый конкретный
человек является носителем обобщенных
свойств других людей, присваивая которые
он постоянно изменяется. Кроме того, это
определяется еще и тем, что:
а) сам воспринимаемый человек находится в постоянном изменении (возраста, уровня физических возможностей, интеллектуальности, социальных, нравственных, эмоциональных, сексуальных изменений и прочих);
б) человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его сущностные особенности или "слабые места", так как психологически открытая личность незащищена и может стать жертвою стороннего вторжения в ее пространство;
в)
часто человек не может дать объективную
информацию о себе самом, так как
не знает себя. А иногда, не осознавая
этого, хочет казаться таким, каким
ему выгодно быть в социуме.
Неадекватность восприятия и стремление
человека показать себя лучше необходимо
учитывать принимая любые управленческие
решения. Для этого полезно использовать
следующие подходы к людям:
-
любой человек к чему-то
-
любой человек имеет
- любой человек неисчерпаем - т.е. ни одна оценка данная ему при его жизни не может считаться окончательной.
3)
Закон неадекватности
Людям вообще свойственно либо переоценивать
себя в чем-либо, или недооценивать. Этот
феномен прямо влияет на процесс принятия
управленческих решений. Необходимо помнить,
что человек далеко не рациональное и
разумное логически мыслящее существо.
Человек в большей мере существо алогичное,
эмоциональное и иррациональное. Т.е. в
психике человека широко представлено
неосознаваемое (90-95%), эмоционально-интуитивное
начало. Поэтому логический, рассудочный
самоанализ никогда не бывает вполне адекватным.
Чем
более адекватно удается
Специалисту
в сфере управления необходимо формировать
ситуацию управления, в которой самооценка
подчиненных будет объективизироваться,
приближаясь к уровню адекватности.
4) Закон искажения информации. Любая информация,
функционируя в системе управления имеет
тенденцию искажения. Это заметно и при
движении информации "сверху-вниз",
и при движении ее "снизу-вверх". Изменяются
смыслы, значения, образы, понятия. Психологи
выявили прямо пропорциональную зависимость
степени изменения информации числу звеньев
ее движения. Происходит это даже не по
чьей-то злой воле, а по следующим обстоятельствам:
а) в силу многозначности и синонимичности языка, используемого в передаче информации, сложности его понятийной базы (например, часто устная информация воспринимается с точностью до 50%);
б) в силу домысливания в ситуации неполного информационного сообщения или неудовлетворительной его оперативной фактологии. Человек дополняет информацию собственной - непроверенной, недостоверной, субъективно окрашенной и фактологически не корректной. В результате - объем информации увеличивается, а достоверность снижается;
в) в силу существования зависимости искажения информации от уровня образования, интеллектуального развития, потребностей, а также от физического, психического состояния человека.
Что надо делать, чтобы свести искажение информации к минимуму?
а)
Предельно уменьшать число
б)
Своевременно корректировать информационный
поток в зависимости от его
проблематики, восприимчивости и
необходимых и достаточных
в) Поддерживать обратную связь с подчиненными и контролировать правильность усвоения получаемых данных.
5)
Закон самосохранения. Выражается
в том, что одним из ведущих
мотивов, отражающих поведение
человека, является мотив сохранения
личностного статуса,
Управляющему необходимо вести предварительную
работу, анализировать проблематику деятельности
организации, обговаривать меру и специфику
ответственности сотрудников.
6)
Закон компенсации. Как
В последнее время проводится много исследований, посвященных проблемам общения, возникающим в условиях сильных культурных различий. Если рассматривать обычный процесс общения корреспондента и респондента как обмен сигналами, можно выделить сообщения вербальные, невербальные и смешанные, как вербальные, так и невербальные. В процессе многоуровневого управления общение является сложным процессом передачи представлений, чувств и мыслей корреспондента респонденту. Но поскольку в этом случае часто сообщение невозможно передать непосредственно, то в процессе любой групповой коммуникации присутствуют кодирование (преобразование смысла сообщения в символы) и декодирование (воспроизведение из полученных символов смысла сообщения).
Таким образом, часто возникает проблема совмещения индивидуальных культур. Проблема кроется в том, что управляющие команды и сигналы и по прямой цепи коммуникации передаются в символах, которые респондент декодирует с совершенно иным смыслом, а по цепи обратной связи передаются сигналы не только в символах, присущих культуре данной организации, но и смешиваются с символами, присущими индивидуальной культуре участников коммуникативного акта. Если не учитывать в данном процессе внешние шумы, то можно отметить, что те символы, которые получатель не может декодировать из-за несовместимости индивидуальных культур, он может воспринять как «внутренний» шум. Таким образом, часть информации от отправителя не доходит до получателя и обратно:кодирование и декодирование сигналов обусловлено смыслом, вкладываемым корреспондентом и респондентом в символы, посредством которых передаются сигналы. Различия субкультур приводят к вкладыванию различных смыслов в символы, составляющие сообщение. [16]
Если цепь, по которой передаются управляющие сигналы, большая, то происходит накопление «внутренних» шумов: искажения смысла символов при прохождении каждого звена коммуникативной цепи приводят к наложению искажений, то есть накладывающиеся искажения смысла сообщения увеличиваются пропорционально количеству таких звеньев.
Если менеджер в процессе управления осознает причины такого рода ухудшения прохождения сигналов по управляющей цепи и хочет повысить эффективность управляющих воздействий, то он может осуществлять корректировку культурных различий в рассматриваемых коммуникативных процессах. При правильном подходе можно добиться уменьшения «внутренних» шумов такого рода, улучшив коммуникации, и тем самым значительно повысить эффективность управления. [17]
Поэтому первым препятствием на пути улучшения коммуникации можно считать неосознание культурных различий корреспондента и респондента в самом процессе коммуникаций.
Вторым препятствием может являться использование гипотезы подобия, в основе которой лежит подсознательная узость взглядов.
Третьим препятствием может быть недостаточное понимание субкультур корреспондента и респондента.
Следовательно, менеджер, стремящийся к повышению эффективности управления, должен учитывать эти особенности коммуникативного процесса. Осознание культурных различий, их выявление и исследование, а затем использование этих знаний в организации коммуникативных процессов в организации – обязательный элемент хорошего менеджмента.[18]
Таким образом, можно выделить первоочередные задачи для улучшения коммуникации внутри группы:
· создание системы символов для коммуникативного процесса;
· отработка процедур обеспечения коммуникации;
· усиление культурносвязующих элементов (осознаваемая миссия и т.п.).
Учет существующих препятствий и активное воздействие на них в процессе осуществления коммуникаций, которое вырабатывается в ходе тренинга, позволяют менеджерам осуществлять управление на ином, значительно более высоком качественном уровне. [19]
Для обеспечения эффективной реализации коммуникаций, особенно в управленческой деятельности, необходимым условием является активное слушание.
Активное слушание – это метод и способ взаимоотношений, который является основой для эффективного сбора информации. принятие важнейших управленческих решений основано на собранной информации, в том числе и в ходе бесед, которые приходится вести менеджеру: подбор кадров, вопросы организации, дисциплины, советы, представление оценки, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.
Правила активного слушания:
1.
Для того, чтобы устранить из
беседы излишнее напряжение и
продемонстрировать уважение к
собеседнику, необходимо
2.
Необходимо проявлять
3.
Следует поставить себя на
место собеседника, чтобы
4.
В ходе беседы слушателю нужно
по возможности использовать
соответствующие невербальные
5.
В ходе беседы позиция
6.
Нельзя опаздывать на встречу
и допускать, чтобы телефонные
звонки или другие помехи
7.
При затянувшемся молчании
8.
Иногда можно использовать
9. Необходимо вникать в смысл сказанного.
10.
В ходе беседы следует
11. Не говорить одновременно с говорящим.
12. Необходимо быть терпеливым к собеседнику, не экономить время и не прерывать говорящего.
13. Недопустимы критика и споры.
Таким образом, освоение метода активного слушания может повысить эффективность управленческой деятельности, так как позволяет использовать самое главное средство – информацию.[20]
Заключение