Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 12:57, курсовая работа
Актуальность углубления переработки нефти все более возрастает в связи со снижением прироста ее добычи, увеличением затрат на добычу и транспортировку. Ограниченность мировых запасов нефти ведет к необходимости вовлечения в переработку нетрадиционных видов сырья – тяжелых и битуминозных нефтей, запасы которых заметно превосходят запасы обычных нефтей.
Введение...................................................................................................................41 Характеристика сырья.........................................................................................8
1.1 Физико-химическая характеристика Шкаповской нефти............................8
1.2 Характеристика остатка нефти.......................................................................12
2 Характеристика готовой продукции.................................................................14
2.1 Требования, предъявляемые к автомобильным бензинам..........................14
2.2 Требования, предъявляемые к дизельным топливам...................................16
2.3 Требования, предъявляемые к сжиженным газам........................................17
3 Обоснование варианта переработки нефти......................................................19
Заключение.............................................................................................................25
По предлагаемой новой технологии из нефти необходимо выделить широкую фракцию (НК – КК 360 ˚С), которая направляется на одностадийную каталитическую переработку по технологии БИМТ. Далее полученный продукт разгоняется стандартной ректификацией на товарные высококачественные моторные топлива, а именно высокооктановый бензин, зимнее дизельное топливо и сжиженный газ С3 –С4. При этом полученные топлива не требуют какой-либо доработки или введения каких-либо добавок для соответствия существующей НТД.
В случае тяжелых газовых конденсатов на процесс БИМТ можно направлять весь газовый конденсат без предварительной разгонки на бензиновую и дизельную фракции.
Технология
позволяет значительно
Процесс VCC был разработан на основе накопленного в Германии опыта промышленного использования процессов ожижения угля. Основная ступень – жидкофазное гидрирование сырья, которое смешивают с порошкообразным катализатором одноразового использования в количестве около 2 % масc. на сырье. В качестве добавки (катализатора) используют контакт Байера (железистый шлам – отход алюминиевой промышленности) или буроугольный кокс. Суспензию сырья и добавки смешивают с циркулирующим водородсодержащим газом и свежим водородом, нагревают до 380 °С и подают в реактор колонного типа, где сходит превращение сырья при температуре 430 - 470 °С и давлении 12 - 30 МПа. В зависимости от свойств сырья и требуемой глубины его превращения процессы можно осуществлять и без катализатора. Процесс феба - комби - крекинг характеризуется высокой гибкостью в отношении ассортимента и выхода продуктов. Изменяя параметры процесса, выход продуктов можно варьировать в широких пределах: бензина – 17 - 35 %, средних дистиллятов – 30 - 40 %, вакуумного газойля – 12 - 32 %, остаток около – 5 %. Основное достоинство процесса - отсутствие ограничений относительно качества сырья. Гибкость процесса обеспечивается и тем, что газофазный реактор может работать как в режиме гидроочистки, так и в режиме гидрокрекинга.
Период эксплуатации установки ограничивается в основном сроком службы катализатора газофазного реактора. Расход водорода составляет 300-500 нм3/т исходного сырья (в среднем 3.7 % масс.).
Процесс каталитического крекинга MSCC фирмы UOP (в сотрудничестве с BARCO). Это процесс селективной переработки газойлей и остаточного сырья в более ценные продукты крекинга – легкие олефины, бензин и дистилляты. В процессе миллисекундного каталитического крекинга применяют псевдоожиженный катализатор и новые контактные устройства. Отличительной чертой процесса является осуществление первоначального контакта сырья с катализатором в течение очень короткого времени (0,1 секунды) без применения лифт-реактора, после чего проводится быстрое отделение продуктов первоначальной реакции от катализатора. Преимущества установки в облегченном пуске и лучшей работоспособности установки, помимо преимуществ короткого времени контакта, связанных с увеличением выходов, монтаж реакторов процесса MSCC обходится дешевле, чем монтаж системы с лифт – реактором. Так как реактор имеет относительно малые размеры по сравнению с лифт – реактором, его можно полностью монтировать на заводе – изготовителе, снижаются металлоемкость и капиталоемкость.
Процесс олигомеризации «ПОЛИНАФТА» был разработан французским институтом нефти. Сырьем являются непредельные углеводороды С3 - С4, процесс протекает в присутствии гетерогенного катализатора – IP 501 на основе сферического алюмосиликата, очень прочный, не токсичный, легко регенерируемый, со сроком службы до 6 лет. Легкие олефины в этом процессе превращаются в изоолефины С6 и выше, которые используются как высококачественные компоненты бензинов и реактивных топлив. Высокая гибкость процесса позволяет получать 100 % выход бензина, а при необходимости до 70 % керосина и 30 % бензина. По своим показателям процесс сравним с алкилированием, но он требует меньше затрат, катализатор значительно дешевле, нет опасных отходов. Октановое число полученного топлива 94 - 95 по ИМ и не уступает ОЧ алкилата /5, стр.245/.
Процесс EUROCLAUS фирмы Jacobs Engineering Group - процесс получения элементной серы из газов, содержащих H2S и уходящих с установки очистки газов алканоламинами. Достижима большая степень извлечения серы до 99,7 % (в обычном процессе Клауса 97 %) без какой-либо очистки остаточных газов. В процессе имеется термическая стадия, сопровождаемая тремя каталитическими. Между стадиями серу выводят из газа конденсацией. Два реактора заполнены стандартным катализатором Клауса, а последний реактор – катализатором селективного окисления.
Для
выделения и очистки водорода
из газовых потоков с НПЗ: отдувочных
газов гидроочистки или гидрокрекинга,
отходящих газов
На установке мембранного разделения PRISM газ входит в секцию предварительной очистки, где освобождается от унесенной жидкости и после подогрева поступает в мембранные сепараторы. Мембранные сепараторы – это компактные пучки полых волокон, помещенные в сосуд высокого давления. Сжатый исходный газ входит в мембранный сепаратор и проходит по внешней стороне волокон (пространство кожуха). Водород селективно проникает сквозь мембрану внутрь полых волокон (пространство трубок), где давление ниже. Достоинство этих сепараторов – сопротивляемость воздействию воды, пыли, а также малый перепад давления.
Обычно
степень чистоты товарного
Для
данной нефти в курсовой работе разработана
поточная схема топливного варианта
с глубокой переработкой нефти, представленная
на рисунке 3.1.
Заключение
В процессе выполнения курсовой работы изучены физико-химические характеристики Шкаповской нефти республики Башкирия. Разработана поточная схема топливного варианта с глубокой переработкой нефти. В её состав вошли такие углубляющие процессы, как миллисекундный каталитический крекинг и феба-комби-крекинг. Включена нетрадиционная новая технология БИМТ, предусмотрена установка по производству водорода «PRISM».
По данному варианту переработки нефти можно получить ряд целевых продуктов, отвечающих требованиям нормативно – технической документации, а именно:
- бензин марки Премиум Евро-95 (53,95 %);
- дизельное топливо зимнее (16,89 %);
- дизельное топливо летнее (6,76 %);
- сжиженные газы (10,77 %);
- гранулированная сера (1,07 %).
В результате эксплуатации нефтеперерабатывающего завода, работающего по разработанной поточной схеме, можно достичь глубины переработки нефти, равной 90 %, то есть европейского уровня.
Следует
отметить, что предложенная технология
позволяет осуществлять практически безотходную
переработку нефти с получением высококачественных
продуктов, соответствующих требованиям
мирового рынка.
Приложение А
Библиография
1. Нефти СССР. Справочник, том 1. издательство “Химия”, М.:1971 г.504 с.
2. Козин В.Г. Разработка поточной схемы и расчет товарного баланса
нефтеперерабатывающего завода. Методические указания /Казанский
Государственный
3. Рудин М.Г., Смирнов Г.Ф. Проектирование нефтеперерабатывающих и
нефтехимических заводов,-Л.; Химия, 1984г.-256 с.
4.
Ахметов С.А. Технология
пособие для вузов. Уфа.; Гилем, 2002 г.-672 с.
5. Козин В.Г., Солодова Н.Л., Башкирцева Н.Ю. Современные технологии
производства компонентов
2003 г. – 264с.
Информация о работе Разработка поточной схемы нефтепрерабатывающего завода