Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 12:57, курсовая работа
Актуальность углубления переработки нефти все более возрастает в связи со снижением прироста ее добычи, увеличением затрат на добычу и транспортировку. Ограниченность мировых запасов нефти ведет к необходимости вовлечения в переработку нетрадиционных видов сырья – тяжелых и битуминозных нефтей, запасы которых заметно превосходят запасы обычных нефтей.
Введение...................................................................................................................41 Характеристика сырья.........................................................................................8
1.1 Физико-химическая характеристика Шкаповской нефти............................8
1.2 Характеристика остатка нефти.......................................................................12
2 Характеристика готовой продукции.................................................................14
2.1 Требования, предъявляемые к автомобильным бензинам..........................14
2.2 Требования, предъявляемые к дизельным топливам...................................16
2.3 Требования, предъявляемые к сжиженным газам........................................17
3 Обоснование варианта переработки нефти......................................................19
Заключение.............................................................................................................25
МИНЕСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Казанский
государственный
Кафедра
химической технологии переработки
нефти и газа
КУРСОВАЯ
РАБОТА
студентки
группы
Тема: РАЗРАБОТКА ПОТОЧНОЙ СХЕМЫ
НЕФТЕПРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО
ЗАВОДА
Руководитель: профессор
Исполнитель:
студентка
Казань, 2009
Реферат
Расчётно
- пояснительная записка курсовой
работы содержит 26 стр., 8 рис., 7 табл.,
5 источников, 1 прил.
НЕФТЬ,
НЕФТЕПРОДУКТЫ, ПОТОЧНАЯ СХЕМА, МАТЕРИАЛЬНЫЙ
БАЛАНС, НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД,
ГЛУБИНА ПЕРЕРАБОТКИ
Объектом курсовой работы является нефтеперерабатывающий завод.
Цель курсовой работы - обоснование варианта переработки нефти, разработка поточной схемы с максимальным выходом бензина.
В
процессе выполнения курсовой работы
подробно изучены характеристики нефти
и её остатка, определены потенциальные
содержания нефтепродуктов, шифр нефти.
Определен ряд технологических процессов,
который обеспечит наиболее рациональную
переработку выбранной нефти и получение
максимального выхода моторного топлива
высокого качества.
Содержание
с.
Введение......................
1.1 Физико-химическая
характеристика Шкаповской нефти.........................
1.2 Характеристика
остатка нефти.................
2 Характеристика
готовой продукции.............
2.1 Требования,
предъявляемые к автомобильным
бензинам......................
2.2 Требования,
предъявляемые к дизельным
2.3 Требования,
предъявляемые к сжиженным
3 Обоснование
варианта переработки нефти....
Заключение....................
Приложение
А (информационное) Библиография..................
Введение
Нефть является источником получения всех видов жидкого топлива – бензина, керосина, дизельного и котельного (мазут) топлив, из нефти вырабатывают смазочные и специальные масла, нефтяной кокс, битумы, консистентные (пластичные) смазки, нефтехимическое сырье – индивидуальные алканы (парафиновые углеводороды), алкены (олефины) и арены (ароматические углеводороды), жидкий и твердый парафин. Из нефтехимического сырья в свою очередь производят широкую гамму ценных продуктов, применяющихся в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту: пластические массы, синтетические каучуки и смолы, синтетические волокна и моющие средства, белково-витаминные концентраты, индивидуальные кислородсодержащие соединения – спирты, альдегиды, кетоны, кислоты.
Производство нефтепродуктов и нефтехимического сырья из нефти организовано на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Нефтеперерабатывающая промышленность является завершающим звеном в нефтяной отрасли. От эффективности ее работы зависят конечные показатели – обеспеченность регионов топливом, нефтехимическим сырьем.
Отечественная нефтеперерабатывающая отрасль в настоящее время испытывает большие трудности. Это, прежде всего, связано со следующими обстоятельствами: на большинстве нефтеперерабатывающих заводах износ основных фондов оценивается в 78-80 % и приближается к критической черте; относительно низкая загрузка большинства нефтеперерабатывающих заводов, которая составляет примерно 79-83 %; а так же недостаточная глубина отечественной переработки 73,5%, когда в Европе достигает 84-86%, а в США 98,5%.
Важнейшей проблемой, стоящей в настоящее время перед нефтеперерабатывающей промышленностью, является углубление переработки нефти с целью максимального получения наиболее ценных светлых нефтепродуктов – моторных топлив и нефтехимического сырья.
Нефть должна полностью и без остатка перерабатываться с получением только высококачественных и экологически чистых продуктов, прежде всего моторных топлив, высокоиндексных смазочных масел и сырья для нефтехимического синтеза. Стратегическим направлением развития нефтепереработки следует считать глубокую и безостаточную переработку нефти и значительное сокращение объемов ее экспорта и увеличение экспорта нефтепродуктов.
Актуальность углубления переработки нефти все более возрастает в связи со снижением прироста ее добычи, увеличением затрат на добычу и транспортировку. Ограниченность мировых запасов нефти ведет к необходимости вовлечения в переработку нетрадиционных видов сырья – тяжелых и битуминозных нефтей, запасы которых заметно превосходят запасы обычных нефтей. Многие нефтеперерабатывающие заводы стоят перед проблемой утилизации тяжелых остаточных фракций в связи с сокращением потребления котельных топлив, а также в связи с вводом норм ЕЭС, ограничивающих содержание в них серы. Кроме того, на НПЗ в перспективе не должно вырабатываться продуктов, стоящих дешевле, чем исходная нефть.
Технологическая схема НПЗ определяется потребностью в нефтепродуктах того или иного ассортимента, качеством перерабатываемого сырья, состоянием разработки тех или иных технологических процессов. Решающим фактором является потребность в нефтепродуктах района, где находится предприятие. Качество сырья не имеет такого решающего значения, как это было ранее, поскольку разработаны процессы, позволяющие получать основные сорта нефтепродуктов, в том числе и высокого качества, практически из любой нефти. Однако для производства таких продуктов, как битумы, нефтяной кокс, отдельные сорта смазочных масел требуется специальные виды сырья.
Переработка
нефти на НПЗ осуществляется с
помощью различных
Существует
несколько вариантов
1) топливная
с неглубокой переработкой
2) топливная с глубокой переработкой нефти;
3) топливно-масляная;
4) топливно-нефтехимическая.
На заводах, работающих по первым двум вариантам, производятся различные топлива: бензины, авиационный и осветительный керосины, дизельное, газотурбинное, печное и котельное топливо. При неглубокой переработке нефти отбор светлых нефтепродуктов составляет не более 40 – 45%, а выработка котельного топлива достигает 50 – 55% на исходную нефть.
Более перспективным является вариант глубокой переработки нефти, при котором выход светлых нефтепродуктов составляет 65% на нефть, а котельное топливо (мазут) вырабатывается только для обеспечения собственных нужд НПЗ.
Топливно – масляный вариант переработки нефти используется для получения заданного количества смазочных масел. Попутно с получением масел производят парафины и церезин, а из асфальтов и экстрактов, являющихся также продуктами установок очистки масел, получают битумную продукцию и нефтяной кокс.
Топливно – нефтехимический вариант переработки нефти предусматривает не только получение широкого ассортимента топлив, но и развитие нефтехимического производства. Нефтехимические производства используют в качестве сырья: прямогонный бензин, ароматические углеводороды, жидкие и твердые парафины. При переработке этого сырья получается целая гамма нефтехимической продукции: этилен и полиэтилен, дивинил и изопрен, бутиловые спирты и ксилолы, фенол и ацетон, стирол и полимерные смолы.
Среди
перечисленных наибольшее распространение
имеют НПЗ топливного профиля, поскольку
по объему потребления и производства
моторные топлива значительно превосходят
как смазочные масла, так и продукты нефтехимического
синтеза.
1
Характеристика исходного
сырья
Основным сырьем НПЗ является Шкаповская нефть (западный район республики Башкирии). Состав и некоторые физико-химические свойства нефти представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Состав и некоторые физико-химические свойства Шкаповской нефти
Наименование показателя | Значение |
Плотность, ρ420 | 0.8624 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С | ниже -17 |
Содержание парафинов, % | 4,1 |
Температура плавления, °С | 55 |
Содержание серы, % | 1,6 |
Содержание азота, % | 0,12 |
Содержание смол сернокислотных, % | 24 |
Содержание смол силикагелевых, % | 10,8 |
Содержание асфальтенов, % | 3,3 |
Коксуемость, % | 5,1 |
Выход фракций до 200 °С, % | 25,7 |
Выход фракций до 350 °С, % | 52,3 |
Характеристика фракций (ИТК), полученных при разгонке нефти в аппарате АРН-2, представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Разгонка (ИТК) Шкаповской нефти в аппарате АРН-2 и характеристика полученных фракций
Температура
выкипания фракции
при 760 мм рт. ст., °С |
Выход на
нефть, % |
ρ420 | М | n20,
сСт |
n50,
сСт |
n100, сСт | Температура
застывания, °С | |
отдельных
фракций |
суммарный
выход | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
До 28 | 1,46 | 1,46 | – | – | – | – | – | – |
28–60 | 2,40 | 3,86 | 0,6292 | – | – | – | – | – |
60–70 | 2,10 | 5,96 | 0,6770 | – | – | – | – | – |
70–80 | 1,00 | 6,96 | 0,7026 | – | – | – | – | – |
80–90 | 1,80 | 8,76 | 0,7151 | – | – | – | – | – |
90–100 | 0,80 | 9,56 | 0,7228 | – | – | – | – | – |
100–110 | 1,10 | 10,66 | 0,7304 | – | 0,71 | – | – | – |
Продолжение таблицы 1.2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
130–140 | 1,80 | 15,26 | 0,7496 | – | 0,87 | – | – | – |
110–120 | 0,90 | 11,56 | 0,7360 | – | 0,75 | – | – | – |
120–130 | 1,90 | 13,46 | 0,7402 | – | 0,80 | – | – | – |
140–150 | 1,60 | 16,86 | 0,7586 | – | 0,94 | – | – | – |
150–160 | 1,70 | 18,56 | 0,7644 | 135 | 1,05 | – | – | – |
160–170 | 1,90 | 20,46 | 0,7735 | – | 1,15 | – | – | – |
170–180 | 1,70 | 22,16 | 0,7783 | – | 1,32 | – | – | – |
180–190 | 1,60 | 23,76 | 0,7859 | – | 1,40 | – | – | ниже -60 |
190–200 | 1,90 | 25,66 | 0,7947 | – | 1,63 | 0,97 | – | -57 |
200–210 | 1,60 | 27,26 | 0,8048 | 163 | 1,89 | 1,20 | – | -52 |
210–220 | 1,50 | 28,76 | 0,8104 | – | 2,17 | 1,33 | – | -48 |
220–230 | 1,60 | 30,36 | 0,8127 | – | 2,41 | 1,45 | – | -43 |
230–240 | 1,60 | 31,96 | 0,8167 | – | 2,75 | 1,63 | 0,80 | -38 |
240–250 | 1,50 | 33,46 | 0,8237 | – | 3,06 | 1,75 | 0,90 | -35 |
250–260 | 2,10 | 35,56 | 0,8322 | 195 | 3,54 | 1,98 | 0,95 | -29 |
260–270 | 2,10 | 37,66 | 0,8430 | – | 4,12 | 2,18 | 1,10 | -24 |
270–280 | 1,70 | 39,36 | 0,8516 | – | 4,81 | 2,50 | 1,15 | -19 |
280–290 | 2,30 | 41,66 | 0,8531 | – | 6,03 | 2,92 | 1,30 | -15 |
290–300 | 1,80 | 43,46 | 0,8555 | – | 7,50 | 3,41 | 1,50 | -10 |
300–310 | 2,40 | 45,86 | 0,8579 | 243 | 9,21 | 4,05 | 1,71 | -5 |
310–320 | 1,80 | 47,66 | 0,8656 | – | 11,76 | 4,77 | 1,91 | -1 |
320–330 | 1,40 | 49,06 | 0,8748 | – | 14,15 | 5,53 | 2,08 | 3 |
330–340 | 1,40 | 50,46 | 0,8792 | – | 17,54 | 6,33 | 2,29 | 6 |
340–350 | 1,80 | 52,26 | 0,8854 | – | 21,72 | 7,34 | 2,52 | 10 |
350–360 | 1,90 | 54,16 | 0,8891 | 292 | 27,95 | 8,69 | 2,80 | 14 |
360–370 | 1,90 | 56,06 | 0,8932 | – | – | 10,61 | 3,23 | 18 |
370–380 | 1,70 | 57,76 | 0,8953 | – | – | 12,46 | 3,64 | 22 |
380–390 | 1,20 | 58,96 | 0,8986 | – | – | 15,72 | 4,07 | 25 |
390-400 | 1,50 | 60,46 | 0,9034 | – | – | 17,07 | 4,72 | 27 |
400–410 | 1,00 | 61,46 | 0,9147 | 350 | – | 28,85 | 5,73 | 30 |
410–420 | 1,00 | 62,46 | 0,9170 | – | – | 31,32 | 6,44 | 31 |
420–430 | 1,40 | 63,86 | 0,9175 | – | – | 39,25 | 7,42 | 33 |
430–440 | 2,00 | 65,86 | 0,9261 | – | – | 52,18 | 8,52 | 35 |
440–450 | 2,20 | 68,06 | 0,9278 | – | – | 67,38 | 10,18 | 38 |
450–460 | 1,50 | 69,56 | 0,9316 | 408 | – | 91,81 | 12,75 | 40 |
460–470 | 1,50 | 71,06 | 0,9340 | – | – | 117,23 | 14,75 | 42 |
470–480 | 1,60 | 71,66 | 0,9364 | – | – | 145,94 | 17,21 | 44 |
480–490 | 1,30 | 73,96 | 0,9387 | – | – | 166,86 | 18,28 | 46 |
490–500 | 1,10 | 75,06 | 0,9411 | 460 | – | – | 19,42 | 47 |
Остаток | 24,94 | 100,0 | 1,0064 | – | – | – | – | – |
Информация о работе Разработка поточной схемы нефтепрерабатывающего завода