Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 12:57, курсовая работа
Актуальность углубления переработки нефти все более возрастает в связи со снижением прироста ее добычи, увеличением затрат на добычу и транспортировку. Ограниченность мировых запасов нефти ведет к необходимости вовлечения в переработку нетрадиционных видов сырья – тяжелых и битуминозных нефтей, запасы которых заметно превосходят запасы обычных нефтей.
Введение...................................................................................................................41 Характеристика сырья.........................................................................................8
1.1 Физико-химическая характеристика Шкаповской нефти............................8
1.2 Характеристика остатка нефти.......................................................................12
2 Характеристика готовой продукции.................................................................14
2.1 Требования, предъявляемые к автомобильным бензинам..........................14
2.2 Требования, предъявляемые к дизельным топливам...................................16
2.3 Требования, предъявляемые к сжиженным газам........................................17
3 Обоснование варианта переработки нефти......................................................19
Заключение.............................................................................................................25
Используя шифр нефти, который составляется на основе технологической классификации, можно выбрать наиболее рациональную схему ее переработки. Шифр представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Характеристика Шкаповской нефти
Наименование показателя | Значение |
Содержание серы, %мас. | 1.6 |
Выход фракций до 350 °С, % мас. | 52,3 |
Потенциальное
содержание базовых масел:
на нефть на мазут |
15,8 69,3 |
Индекс вязкости | 85 |
Содержание парафинов в нефти, % мас. | 4.1 |
Шифр нефти | 2.2.1.3.2 |
Кривые
разгонки Шкаповской нефти представлены
на рисунках 1.1 - 1.4.
Рисунок 1.1 – Зависимость потенциального содержания фракции от температуры.
Рисунок
1.2 – Зависимость плотности от
выхода фракции.
Рисунок
1.3 – Зависимость кинематической
вязкости при разной температуре от выхода
фракции.
Рисунок
1.4 – Зависимость температуры
застывания от выхода фракции
1.2
Характеристика остатка
нефти
Характеристика остатка нефти приведена в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Характеристика остатка
Выход
остатка (на нефть), % |
ρ420 | ν50 | ν80 | ν100 | tзастывания,
˚С |
tвсп в откр.ти-гле, ˚С | Коксуе-
мость, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
24,94 | 1,0004 | - | - | 179,0 | 43 | 328 | 19,4 |
31,94 | 0,9985 | - | 163,0 | 58,00 | 38 | 302 | 15,0 |
39,54 | 0,9854 | - | 57,00 | 19,01 | 34 | 274 | 12,6 |
47,74 | 0,9638 | - | 15,53 | 6,83 | 26 | 234 | 9,9 |
52,34 | 0,9587 | - | 9,46 | 4,50 | 17 | 216 | - |
56,54 | 0,9505 | - | 6,74 | 3,49 | 10 | 195 | 8,4 |
61,44 | 0,9439 | 15,63 | 4,60 | 2,70 | 5 | 179 | - |
66,54 | 0,9351 | 10,14 | 3,20 | 2,15 | -4 | 151 | 7,6 |
70,44 | 0,9243 | 7,05 | 2,50 | 1,80 | -6 | 131 | - |
74,34 | 0,9147 | 4,33 | 2,15 | 1,69 | -12 | 116 | 6,3 |
83,14 | 0,9023 | 2,77 | 1,65 | 1,44 | -16 | 80 | 6,0 |
Продолжение таблицы 1.4 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
88,44 | 0,8914 | 2,09 | 1,46 | - | -22 | 43 | 5,6 |
92,14 | 0,8820 | 1,71 | 1,36 | - | -24 | 30 | 5,3 |
100,00 | 0,8624 | 1,47 | - | - | -24 | -11 | 5,1 |
Наглядно
изменение некоторых свойств
остатка представлены на рисунках 1.5-1.7.
Рисунок 1.5 – Зависимость плотности от выхода остатка |
Рисунок 1.6 – Зависимость вязкости при 50˚С, 80˚С,100˚С от выхода остатка |
Рисунок
1.7 – Зависимость температуры
застывания и вспышки от выхода остатка
2
Характеристика готовой
продукции
Готовой
продукцией завода является: автомобильный
бензин марки Премиум Евро-95, зимнее
и летнее дизельное топливо, сжиженные
газы, сера элементная.
2.1 Требования, предъявляемые к автомобильным бензинам
Нормируемые показатели бензина марки Премиум Евро-95 приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Требования
к бензину марки Премиум Евро-
Наименование показателя | Значение | ||||||
1 | 2 | ||||||
1 Октановое число, не менее: | |||||||
- по исследовательскому методу | 95,0 | ||||||
- по моторному методу | 85,01 | ||||||
2 Концентрация свинца, мг/дм3, не более | 5 | ||||||
3 Плотность при 15°С, кг/дм3 | 720-775 | ||||||
4 Концентрация серы, мг/кг, не более | 150 | ||||||
5
Устойчивость к окислению, мин, |
360 | ||||||
6 Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 бензина, не более | 5 | ||||||
Продолжение таблицы 2.1 | |||||||
1 | 2 | ||||||
7 Коррозия медной пластинки (3ч при 50 °С), единицы по шкале | Класс 1 | ||||||
8. Внешний вид | Прозрачный и чистый | ||||||
9 Объёмная доля углеводородов, %, не более: | |||||||
-олефиновых | 18 | ||||||
- ароматических | 42 | ||||||
10 Объёмная доля бензола, %, не более | 1 | ||||||
11 Массовая доля кислорода, %, не более | 2,7 | ||||||
12 Объёмная доля оксигенатов, %, не более | |||||||
- метанола | 3 | ||||||
- этанола | 5 | ||||||
- изопропилового спирта | 10 | ||||||
- изобутилового спирта | 10 | ||||||
- третбутилового спирта | 7 | ||||||
- эфиров (С5 и выше) | 15 | ||||||
- других оксигенатов | 10 | ||||||
Классы испаряемости | |||||||
A | |||||||
1 Давление
насыщенных паров, кПа:
не менее не более |
45 60 |
B | C и C1 | D и D1 | E и E1 | F и F1 | |
2 Фракционный
состав: объемная
доля испарившегося бензина, %
при температуре 70 ˚С, не менее 100 ˚С, не менее 150 ˚С, не менее конец кипения, ˚С, не выше |
20-48 46-71 75 210 |
45 70 |
50 80 |
60 90 |
65 95 |
70 100 | |
3
Концентрация смол, мг/100см3 бензина,
не более |
5 | 20-48 46-71 75 210 |
22-50 46-71 75 210 |
22-50 46-71 75 210 |
22-50 46-71 75 210 |
22-50 46-71 75 210 | |
4 Индукционный период, мин, не менее | 360 | ||||||
Продолжение таблицы 2.1 | |||||||
1 | 2 | ||||||
5 Содержание серы, мг/кг, не более | 150 | ||||||
6 Плотность при 15 ˚С, кг/м3 | 720-755 | ||||||
7 Содержание бензола, % об., не более | 1,0 |
2.2
Требования, предъявляемые
к дизельным топливам
На проектируемом заводе вырабатываются зимнее дизельное топливо, отвечающие современным требованиям экологической безопасности. Нормируемые показатели дизельных топлив приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Требования к дизельному топливу по ГОСТ 305-82
|
2.3
Требования, предъявляемые
к сжиженным газам
На НПЗ получают сжиженный газ, который используется в бытовых целях или как топливо для автомобилей. Нормируемые показатели сжиженных газов приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Требования к сжиженным углеводородным газам
Показатели |
Газы сжиженные углеводородные для коммунально – бытового потребления (по ГОСТ 20448 – 90) | Газы сжиженные углеводородные для автомобильного транспорта (по ГОСТ 27578 – 87) | |||
ПТ | СПБТ | БТ | ПА | ПБА | |
-Содержание
компонентов, %масс:
-сумма метана, этана и этилена -сумма пропана и пропилена, не менее -сумма бутанов и бутиленов: не менее |
Не нормир. 75 Не нормир. - |
Не нормир. Не нормир. - 60 |
Не нормир. Не нормир. 60 - |
Не нормир. 90+-10 - - |
Не нормир. 50+-10 - - |
Объемная доля жидкого остатка при 20˚С, % не более | 0.7 |
1.6 |
1.6 |
Отсут. |
Отсут. |
Давление
насыщенных паров, избыточное, МПа, при
темпер:
+45˚С, не более -20˚С, не менее -35˚С, не менее |
1.6 0.16 - |
1.6 - - |
1.6 - - |
- - 0.07 |
1.6 0.07 - |
Содержание,%масс.max сероводорода и меркаптанов, не более | 0.013 0.003 |
0.013 0.003 |
0.013 0.003 |
0.01 0.003 |
0.01 0.003 |
3
Обоснование варианта
переработки нефти
Выбор направления переработки нефти и ассортимента получаемых нефтепродуктов определяется физико-химическими свойствами нефти, уровнем технологии нефтеперерабатывающего завода и настоящей потребностью региона в товарных нефтепродуктах.
Наиболее подходящим вариантом переработки данной нефти является топливный глубокий и безостаточный, что объясняется следующим:
По
причине содержания серы требуются
установки для
При глубокой переработке нефти стремятся получить максимально возможный выход высококачественных автомобильных бензинов, зимних и летних дизельных топлив. Выход котельного топлива в этом варианте сводится к минимуму.
В
состав этой схемы входят одни из наиболее
современных процессов, такие, как
получение водорода в процессе «Мембранное
разделение
PRISM», установка БИМТ, миллисекундный каталитический крекинг MSCC фирмы UOP (в сотрудничестве с BARCO), установка по получению серы EUROCLAUS фирмы Jacobs Engineering Group, олигомеризации «ПОЛИНАФТА». А также включён процесс феба – комби – крекинг (VCC) – единственный процесс, позволяющий осуществлять глубокую конверсию остаточного сырья 95 – 98 %. Характеристика данных процессов приведена ниже.
Институтом катализа СО РАН им. Г.К. Борескова (г. Новосибирск) совместно с ООО «Плазмохим» (г. Казань) разработана новая нетрадиционная технология БИМТ (бинарные моторные топлива) – процесс одностадийной переработки средних нефтяных дистиллятов или нестабильных газовых конденсатов в высокооктановые бензины, зимнее дизельное топливо и сжиженный газ С3-С4. Его характеристики следующие:
Информация о работе Разработка поточной схемы нефтепрерабатывающего завода