Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 12:57, курсовая работа
Актуальность углубления переработки нефти все более возрастает в связи со снижением прироста ее добычи, увеличением затрат на добычу и транспортировку. Ограниченность мировых запасов нефти ведет к необходимости вовлечения в переработку нетрадиционных видов сырья – тяжелых и битуминозных нефтей, запасы которых заметно превосходят запасы обычных нефтей.
Введение...................................................................................................................41 Характеристика сырья.........................................................................................8
1.1 Физико-химическая  характеристика Шкаповской нефти............................8
1.2 Характеристика  остатка нефти.......................................................................12
2 Характеристика  готовой продукции.................................................................14
2.1 Требования, предъявляемые к автомобильным  бензинам..........................14
2.2 Требования, предъявляемые к дизельным топливам...................................16
2.3 Требования, предъявляемые к сжиженным газам........................................17
3 Обоснование  варианта переработки нефти......................................................19
Заключение.............................................................................................................25
Используя шифр нефти, который составляется на основе технологической классификации, можно выбрать наиболее рациональную схему ее переработки. Шифр представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Характеристика Шкаповской нефти
| Наименование показателя | Значение | 
| Содержание серы, %мас. | 1.6 | 
| Выход фракций до 350 °С, % мас. | 52,3 | 
| Потенциальное 
  содержание базовых масел:
   на нефть на мазут  | 
    15,8 69,3  | 
| Индекс вязкости | 85 | 
| Содержание парафинов в нефти, % мас. | 4.1 | 
| Шифр нефти | 2.2.1.3.2 | 
    Кривые 
разгонки Шкаповской нефти представлены 
на рисунках 1.1 - 1.4. 
Рисунок 1.1 – Зависимость потенциального содержания фракции от температуры.
Рисунок 
1.2 – Зависимость плотности от 
выхода фракции. 
 
Рисунок 
1.3 – Зависимость кинематической 
вязкости при разной температуре от выхода 
фракции. 
Рисунок 
1.4 – Зависимость температуры 
застывания от выхода фракции 
1.2 
Характеристика остатка 
нефти 
Характеристика остатка нефти приведена в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Характеристика остатка
| Выход
   остатка (на нефть), %  | 
  ρ420 | ν50 | ν80 | ν100 | tзастывания,
   ˚С  | 
  tвсп в откр.ти-гле, ˚С | Коксуе-
   мость, %  | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| 24,94 | 1,0004 | - | - | 179,0 | 43 | 328 | 19,4 | 
| 31,94 | 0,9985 | - | 163,0 | 58,00 | 38 | 302 | 15,0 | 
| 39,54 | 0,9854 | - | 57,00 | 19,01 | 34 | 274 | 12,6 | 
| 47,74 | 0,9638 | - | 15,53 | 6,83 | 26 | 234 | 9,9 | 
| 52,34 | 0,9587 | - | 9,46 | 4,50 | 17 | 216 | - | 
| 56,54 | 0,9505 | - | 6,74 | 3,49 | 10 | 195 | 8,4 | 
| 61,44 | 0,9439 | 15,63 | 4,60 | 2,70 | 5 | 179 | - | 
| 66,54 | 0,9351 | 10,14 | 3,20 | 2,15 | -4 | 151 | 7,6 | 
| 70,44 | 0,9243 | 7,05 | 2,50 | 1,80 | -6 | 131 | - | 
| 74,34 | 0,9147 | 4,33 | 2,15 | 1,69 | -12 | 116 | 6,3 | 
| 83,14 | 0,9023 | 2,77 | 1,65 | 1,44 | -16 | 80 | 6,0 | 
| Продолжение таблицы 1.4 | |||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| 88,44 | 0,8914 | 2,09 | 1,46 | - | -22 | 43 | 5,6 | 
| 92,14 | 0,8820 | 1,71 | 1,36 | - | -24 | 30 | 5,3 | 
| 100,00 | 0,8624 | 1,47 | - | - | -24 | -11 | 5,1 | 
     Наглядно 
изменение некоторых свойств 
остатка представлены на рисунках 1.5-1.7. 
| Рисунок 1.5 – Зависимость плотности от выхода остатка | 
| Рисунок 1.6 – Зависимость вязкости при 50˚С, 80˚С,100˚С от выхода остатка | 
Рисунок 
1.7 – Зависимость температуры 
застывания и вспышки от выхода остатка 
     2 
Характеристика готовой 
продукции 
     Готовой 
продукцией завода является: автомобильный 
бензин марки Премиум Евро-95, зимнее 
и летнее дизельное топливо, сжиженные 
газы, сера элементная. 
2.1 Требования, предъявляемые к автомобильным бензинам
Нормируемые показатели бензина марки Премиум Евро-95 приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Требования 
к бензину марки Премиум Евро-
| Наименование показателя | Значение | ||||||
| 1 | 2 | ||||||
| 1 Октановое число, не менее: | |||||||
| - по исследовательскому методу | 95,0 | ||||||
| - по моторному методу | 85,01 | ||||||
| 2 Концентрация свинца, мг/дм3, не более | 5 | ||||||
| 3 Плотность при 15°С, кг/дм3 | 720-775 | ||||||
| 4 Концентрация серы, мг/кг, не более | 150 | ||||||
| 5 
  Устойчивость к окислению, мин, | 
  360 | ||||||
| 6 Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 бензина, не более |   5  | ||||||
| Продолжение таблицы 2.1 | |||||||
| 1 | 2 | ||||||
| 7 Коррозия медной пластинки (3ч при 50 °С), единицы по шкале |   Класс 1  | ||||||
| 8. Внешний вид | Прозрачный и чистый | ||||||
| 9 Объёмная доля углеводородов, %, не более: | |||||||
| -олефиновых | 18 | ||||||
| - ароматических | 42 | ||||||
| 10 Объёмная доля бензола, %, не более | 1 | ||||||
| 11 Массовая доля кислорода, %, не более | 2,7 | ||||||
| 12 Объёмная доля оксигенатов, %, не более | |||||||
| - метанола | 3 | ||||||
| - этанола | 5 | ||||||
| - изопропилового спирта | 10 | ||||||
| - изобутилового спирта | 10 | ||||||
| - третбутилового спирта | 7 | ||||||
| - эфиров (С5 и выше) | 15 | ||||||
| - других оксигенатов | 10 | ||||||
| Классы испаряемости | |||||||
| A | |||||||
| 1 Давление 
  насыщенных паров, кПа:
   не менее не более  | 
    45 60  | 
  B | C и C1 | D и D1 | E и E1 | F и F1 | |
| 2 Фракционный 
  состав:        объемная 
  доля испарившегося бензина, %
   при температуре 70 ˚С, не менее 100 ˚С, не менее 150 ˚С, не менее конец кипения, ˚С, не выше  | 
    20-48 46-71 75  210  | 
    45 70  | 
    50 80  | 
    60 90  | 
    65 95  | 
    70 100  | |
| 3 
  Концентрация смол, мг/100см3 бензина,
   не более  | 
  5 |   20-48 46-71 75  210  | 
    22-50 46-71 75  210  | 
    22-50 46-71 75  210  | 
    22-50 46-71 75  210  | 
    22-50 46-71 75  210  | |
| 4 Индукционный период, мин, не менее | 360 | ||||||
| Продолжение таблицы 2.1 | |||||||
| 1 | 2 | ||||||
| 5 Содержание серы, мг/кг, не более | 150 | ||||||
| 6 Плотность при 15 ˚С, кг/м3 | 720-755 | ||||||
| 7 Содержание бензола, % об., не более | 1,0 | ||||||
     2.2 
Требования, предъявляемые 
к дизельным топливам 
На проектируемом заводе вырабатываются зимнее дизельное топливо, отвечающие современным требованиям экологической безопасности. Нормируемые показатели дизельных топлив приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Требования к дизельному топливу по ГОСТ 305-82
  | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
    2.3 
Требования, предъявляемые 
к сжиженным газам 
На НПЗ получают сжиженный газ, который используется в бытовых целях или как топливо для автомобилей. Нормируемые показатели сжиженных газов приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Требования к сжиженным углеводородным газам
|   Показатели  | 
  Газы сжиженные углеводородные для коммунально – бытового потребления (по ГОСТ 20448 – 90) | Газы сжиженные углеводородные для автомобильного транспорта (по ГОСТ 27578 – 87) | |||
| ПТ | СПБТ | БТ | ПА | ПБА | |
| -Содержание 
  компонентов, %масс:
   -сумма метана, этана и этилена -сумма пропана и пропилена, не менее -сумма бутанов и бутиленов: не менее  | 
    Не нормир. 75  Не нормир. -  | 
    Не нормир. Не нормир.  - 60  | 
    Не нормир. Не нормир.  60 -  | 
    Не нормир. 90+-10  - -  | 
    Не нормир. 50+-10  - -  | 
| Объемная доля жидкого остатка при 20˚С, % не более |   0.7  | 
    1.6  | 
    1.6  | 
    Отсут.  | 
    Отсут.  | 
| Давление 
  насыщенных паров, избыточное, МПа, при 
  темпер:
   +45˚С, не более -20˚С, не менее -35˚С, не менее  | 
    1.6 0.16 -  | 
    1.6 - -  | 
    1.6 - -  | 
    - - 0.07  | 
    1.6 0.07 -  | 
| Содержание,%масс.max сероводорода и меркаптанов, не более | 0.013  0.003  | 
  0.013  0.003  | 
  0.013  0.003  | 
  0.01  0.003  | 
  0.01  0.003  | 
       3  
Обоснование варианта 
переработки нефти 
Выбор направления переработки нефти и ассортимента получаемых нефтепродуктов определяется физико-химическими свойствами нефти, уровнем технологии нефтеперерабатывающего завода и настоящей потребностью региона в товарных нефтепродуктах.
Наиболее подходящим вариантом переработки данной нефти является топливный глубокий и безостаточный, что объясняется следующим:
     По 
причине содержания серы требуются 
установки для 
При глубокой переработке нефти стремятся получить максимально возможный выход высококачественных автомобильных бензинов, зимних и летних дизельных топлив. Выход котельного топлива в этом варианте сводится к минимуму.
     В 
состав этой схемы входят одни из наиболее 
современных процессов, такие, как  
получение водорода в процессе «Мембранное 
разделение  
PRISM», установка БИМТ, миллисекундный каталитический крекинг MSCC фирмы UOP (в сотрудничестве с BARCO), установка по получению серы EUROCLAUS фирмы Jacobs Engineering Group, олигомеризации «ПОЛИНАФТА». А также включён процесс феба – комби – крекинг (VCC) – единственный процесс, позволяющий осуществлять глубокую конверсию остаточного сырья 95 – 98 %. Характеристика данных процессов приведена ниже.
Институтом катализа СО РАН им. Г.К. Борескова (г. Новосибирск) совместно с ООО «Плазмохим» (г. Казань) разработана новая нетрадиционная технология БИМТ (бинарные моторные топлива) – процесс одностадийной переработки средних нефтяных дистиллятов или нестабильных газовых конденсатов в высокооктановые бензины, зимнее дизельное топливо и сжиженный газ С3-С4. Его характеристики следующие:
Информация о работе Разработка поточной схемы нефтепрерабатывающего завода