Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:51, курсовая работа
Возможность граждан обращаться напрямую к властным органам де-юре,конечно, существует. Первая поправка к Конституции США гарантирует гражданам право обращаться к органам государственной власти с петициями об удовлетворении жалоб. Похожие положения есть в Конституции РФ,конституциях европейских стран. Однако де-факто в современных развитых государствах существует мощный бюрократический аппарат, который в действительности не позволяет реализовывать гражданам это право.
Введение
Возможность граждан обращаться
напрямую к властным органам де-юре,конечно,
существует. Первая поправка к Конституции
США гарантирует гражданам право обращаться
к органам государственной власти с петициями
об удовлетворении жалоб. Похожие положения
есть в Конституции РФ,конституциях европейских
стран. Однако де-факто в современных развитых
государствах существует мощный бюрократический
аппарат, который в действительности не
позволяет реализовывать гражданам это
право.
Общеизвестно, что для того, чтобы добиться
какого-либо результата необходимо пройти
большое количество инстанций.
Например, для получения каких-либо льгот
человек должен предоставить определенное
количество справок, на получение которых
приходится тратить время. Далеко не каждый
человек в состоянии все эти справки получить:
зачастую, по крайней мере в России, люди
просто не знают о своих правах, о том,
на какие льготы они могут претендовать.
Для упрощения процедуры
представления интересов
Основой лоббизма в любом случае является та или иная социальная группа, т.н. группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов. Группы интересов являются неотъемлемой частью демократического общества и выполняют в нем следующие функции:
1) определение интересов
Этот процесс заключается в
том, что самые различные интересы
участников объединения претворяются
в конкретные формулы и требования
объединения.
Определение групп интересов означает,
что интересы их участников входят как
конкретные требования их участников
в процесс принятия решения.
2) обобщение и формулирование основных интересов
Во многих случаях требуется обобщение
интересов внутри союза,объединения.
Этот процесс необходим для того, чтобы
это объединение могло влиять на политический
процесс. Также обобщение и формулировка
интересов чрезвычайно важна для государства.
Поиск политического решения облегчается,
если вся полнота требований общества
уже обработана и сведена к небольшому
кругу альтернатив и если между отчасти
противоречащими друг другу интересами
различных группировок достигнуто согласие.
3) выбор интересов
Если процесс обобщения и
Последняя может реализовать лишь ограниченное
число интересов, иначе она будет безнадежно
перегружена.
Чрезвычайное разнообразие групп
интересов вызывает необходимость
в их классификации. Ученые по-разному
классифицируют эти группы интересов.
Одним из примеров такой типологии можно
назвать классификацию немецкого ученого
Ульриха фон Алемана. Основным критерием
этой классификации является сфера деятельности.
1. организованные интересы в экономической сфере
- предпринимательские
- профсоюзы
- потребительские союзы
2. организованные интересы в социальной сфере
- объединения защиты социальных прав
- объединения социальных достижений (например, благотворительные общественные союзы)
- группы самопомощи (анонимных алкоголиков)
3. организованные интересы в сфере досуга и отдыха
- спортивные союзы и объединения
- кружки для общения и реализации хобби
4. организованные интересы в сфере религии, науки и культуры
- церкви, секты
- научные ассоциации
- общеобразовательные кружки, клубы по искусству
5. организованные интересы
в общественно-политической
- духовные, этические, правозащитные объединения
- общественно-политические
объединения (экологические,
Следующей ступенью организации интересов
являются группы давления Группа давления
(от англ. pressure group) - это организация, созданная
для защиты интересов и оказания давления
на органы государственной власти с целью
добиться от них принятия решений, соответствующих
ее интересам.
Определяя различие между группами давления
и политическими партиями указывают на
то, что первые преследуют цель осуществления
власти, вторые ограничиваются оказанием
влияния на власть, оставаясь при этом
вне ее. В своей деятельности группы давления
различаются:
- по цели: группы, отстаивающие материальные интересы, и группы, поддерживающие прежде всего идеологические, моральные принципы;
- по роду: частные группы – общественные;
- по структуре: массовые (профсоюзы) – кадровые (с ограниченным числом членов)
Определение феномена группы давления
включает в себя три элемента:существование
организованной группы, защита интересов
и осуществление давления на власть. Необходимо
заметить, что главной образующей силой
групп давления является элита, наиболее
влиятельная часть общества. [1]
Определение лоббизма
Процесс представления интересов
данных групп называется лоббизмом.
Есть много определений этого
термина. Вот некоторые из них:
Лоббизм – это особая система
и практика организации отдельных
групп общества путем целенаправленного
влияния на органы законодательной
и исполнительной власти.[2]
Лоббизм – это деятельность юридических
и физических лиц в отношении
федеральных органов
[3]
Лоббизм — это давление на власть,
на людей, принимающих решения, со стороны
разного рода группировок, или так
называемых групп давления [4]
Лоббизм - это система контор и
агентств крупных монополий при
законодательных органах США, оказывающих
в интересах этих монополий воздействие
(вплоть до подкупа) на законодателей
и государственных чиновников в
пользу того или иного решения
при принятии законов,размещения правительственных
заказов и т.п.; «лобби» называются также
агенты этих контор и агентств [5]
Лоббизм – многоступенчатое явление.
Венчает его политик (или группа
политиков), предлагающий или осуществляющий
решение. Середину составляет отряд
экспертов, консультантов, исполнителей;
часто это бывшие чиновники и
государственные деятели, профессиональные
юристы, Специалисты по общественному
мнению и т.д. [6]
Лоббизм (от англ. lobby кулуары, где депутаты
парламента могли общаться с посторонними)
- специфический институт политической
системы,представляющий собой механизм
воздействия частных и общественных организаций
политических партий, профсоюзов, корпораций,предпринимательских
союзов и т. п. (т. н. групп давления) на процесс
принятия решений парламентом. Прежде
всего лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям,
финансовым дотациям, руководящим постам
в парламентских комитетах и т. п. Лоббизм
возник впервые в США, где лоббистская
деятельность с 1946 регулируется федеральным
законом [7]
Лоббирование — намеренное установление
связей с любым должностным лицом
или служащим любого исполнительного
ведомства от имени другой стороны
с намерением повлиять на принятие
выгодных официальных решений [8]
На мой взгляд, наиболее четким определением
этого явления является определение
данное в законопроекте «О регулировании
лоббистской деятельности в федеральных
органах государственной власти». Оно
точно определяет объект и субъект лоббирования,
четко обозначает то, что может быть целью
лоббирования: влияние на принятие решений.
Эволюция лоббизма.
Термин «лоббизм» происходит от
английского слова “lobby” – коридор,крытая
площадка для прогулок, кулуары. В 16 веке
так называли место для прогулок в монастыре.
Столетие спустя этим словом стали обозначать
помещение для прогулок в английском парламенте.
Свой политический оттенок это слово приобрело
на 2 века позже причем в Америке. Лоббизм
называют национальным спортом американцев,
в этой стране самый развитый в мире институт
лоббизма, поэтому кажется целесообразным
рассмотреть эволюцию лоббизма именно
в этом государстве. Лоббизм является
частью политической жизни США со времени
образования государства. Термин «лоббизм»
стал употребляться в конце 1820-ых годов
для определения групп интересов,которые
пытались влиять на решения законодательной
власти. Уже к 1830-ым годам лоббизм стал
неоспоримым фактом политической жизни
США. Особенно четко лоббизм, как вид политической
деятельности, обозначился в 1860-ые годы,
во время президентства Улиса Симпсона
Гранта, который по вечерам в холле одного
из отелей собирался со своей командой,
где его министры и сенаторы встречались
с разными людьми, выслушивали их просьбы
и пожелания, давали обещания их выполнить.
К 1930-ым годам, как отмечал политолог П.
Херинг, более 500[9] человек были задействованы
в лоббистской деятельности. Большинство
из них представляли интересы крупного
бизнеса. В 1960-1970 годы была проведена реформа
государственных органов США, в частности
Конгресса. Конгресс стал более открытым
для общественности, дал больше прав рядовым
членам Парламента. В
Конгрессе образовалось больше комитетов,
которые контролировались большим количеством
групп интересов. Эти изменения позволили
группам интересов эффективнее влиять
на политическую жизнь США. Они были вызваны
многими причинами и не в последнюю очередь,
активной деятельностью лоббистов.
Существенным толчком к образованию сильных
лоббистских организаций стала
Вьетнамская война. Вопрос о войне расколол
членов Конгресса на две противоборствующие
группировки: на тех, которые выступали
за войну и на тех, кто выступал против
войны. Противостояние в Конгрессе между
этими группировками началось с мобилизации
антивоенных сил. Антивоенная борьба лобби
позволила создать основу для дальнейшего
вмешательства во внешнюю политику США
лоббистов. Также эта борьба повлияла
на всех участников этого процесса, в частности
была произведена реформа законодательной
власти, описанная выше. Все эти изменения
привели к росту числа и степени влияния
групп интересов на органы государственной
власти.
В 1979 году была создана Американская
Лига лоббистов. Важнейшей ее задачей
является утверждение профессии
лоббиста, как самостоятельной,обладающей
собственным содержанием, сделать ее общепризнанной,
поднять ее престиж в общественном мнении,
пропагандировать ее роль и значение в
процессе выработки и принятия решений
органами государственной власти.
Факт создания профессионального союза
лоббистов – показатель того, что лоббизм
к этому времени оформился, как политический
институт.
Для развития лоббизма в США есть несколько предпосылок в самой политической системе США:
Члены Конгресса независимы от президента
в силу того, что между
Конгрессом и правительством США не существует
таких узаконенных связей,которые могли
бы заставить конгрессмена изменить свою
позицию, если она не соответствует позиции
президента (например, в России таким типом
связи можно считать право президента
РФ в определенных случаях распускать
Государственную Думу, президент США таким
правом не обладает).
Американская двухпартийная
По существу голосование в Конгрессе определяет
не партийная принадлежность, а интересы
конкретного конгрессмена. Члены Конгресса
представляют прежде всего свой штат или
округ, интересы которого в условиях современной
рыночной экономики составляют интересы
множества крупных и мелких групп, которые
могут совпадать или не совпадать.
Стоит отметить, что в США не существует
государственного финансирования выборов,
то есть конгрессмену, предполагающему
остаться в Капитолии еще на один
срок, приходится думать об источниках
финансирования предвыборной кампании,
которыми могут стать те группы,
интересы которых конгрессмен продвигает
во время своей деятельности в
Вашингтоне. Ныне действующий закон
о федеральных избирательных
кампаниях разрешает
Конгресса. В общей сумме финансовых средств,
поступающих в предвыборные фонды, доля
КПД колеблется в пределах 30%. [10]
В Европе лоббизм развит
в таких секторах экономики, как
сельское хозяйство, горная промышленность
и металлургия. До 1987 года лоббизм
имел национальный характер, лоббистские
усилия были направлены на лоббирование
национальных государственных органов.
В последние годы появились организации,
как Европейская ассоциация потребителей,представляющие
интересы всех европейцев. Если раньше
лоббизм был направлен на Совет министров,
то теперь объектом лоббирования является
Европейский парламент. В 1970 году лоббистских
организаций в Европе было около 300, к 1980
году это число увеличилось до 440. К середине
1980-ых годов таких организаций было уже
около 659, а лоббистов уже около 6
000 человек. Однако настоящий взрыв европейского
лоббизма случился после 1987 года. По различным
оценкам, от 3 до 10 тысяч лоббистов работали
в Брюсселе с 1987 по 2001 год. В 1996 году в Брюсселе
в этом году работало:
- европейских лоббистских организаций
- 320 представителей фирм
- 142 консультантов
- 160 адвокатов [11]
Есть несколько причин, по которым
число лоббистских организаций
в
Евросоюзе по-видимому будет возрастать.
1) европейское законодательство
имеет приоритет над
2) динамичное развитие
ЕС делает желаемым
3) сложная структура ЕС позволяет работать лоббистам, как можно более эффективно
В СССР и России лоббизм
действительно является умением
«открывать лбом двери чиновников».
Временем зарождения лоббизма в СССР
считается середина XX века, однако уже
в начале XX века интересы крупной
буржуазии лоббировались в
1) купеческие управы
2) комитеты торговли и мануфактур
3) биржевые общества и
возглавлявшие их биржевые
4) отраслевые и территориальные
объединения - съезды и совещательные
конторы промышленников и
Купеческие управы, учреждения,
носившие чисто сословный характер,
Петербурге заключался в том, что их члены
не выбирались из торгово-промышленной
среды, но назначались министром финансов.
Эти учреждения целиком зависели от правительства
и по сути сами были полуправительственными
органами, не пользовались поэтому влиянием
и авторитетом в предпринимательской
среде, и, самое главное, практически бездействовали.
Провинциальные же комитеты не получили
широкого распространения, поскольку
их основание производилось по желанию
местных городских или купеческих обществ,
а участие в них не было обязательным.
Финансирование же комитетов проводилось
за счет городских общественных сумм или
добровольных взносов купечества. Естественно,
что на таких условиях комитеты торговли
и мануфактур были основаны не во многих
городах, да и некоторые из возникших так
и остались на бумаге (всего к началу XX
века в России было 15 комитетов). Кроме
того, возникновение и состав комитетов
торговли и мануфактур было зачастую довольно
случайным.
Так же как Совет торговли и мануфактур
и его московское отделение,большинство
провинциальных комитетов, за редким исключением,
не занимались активной деятельностью
и не имели никакого веса среди торговцев
и промышленников. Самой многочисленной
группой представительных организаций
были биржевые общества и биржевые комитеты.
А.А.Вольский в докладе на первом Съезде
Союза торговых и промышленных предприятий
в январе 1906 года говорил о существовании
в России на 1905 год около 55бирж. Л.Е.Шепелев
приводит цифру 85. Точное количество определить
весьма трудно, поскольку многие биржи
в небольших городах существовали только
на бумаге, имели место также случаи функционирования
биржевых комитетов при отсутствии всякой
биржевой деятельности, - то есть такой
комитет изначально организовывался только
для представительства интересов местного
купечества. Подобная практика, видимо,
была достаточно распространена, поскольку
отдел торговли министерства финансов
счел нужным в объяснительной записке
к проекту Положения о выборных учреждениях
торгово-промышленного класса и о биржевом
устройстве специально оговорить подобный
случай. Так или иначе число биржевых комитетов
было довольно значительным, а их представительная
деятельность достаточно активной. Вообще
говоря, сферой их компетенции являлось
заведование биржевой торговлей, однако
ввиду отсутствия в России нормального
порайонного представительства торгово-промышленных
интересов,биржевые комитеты на практике
стали осуществлять функции совещательных
учреждений, выполняя роль, для которой
собственно создавались комитеты торговли
и мануфактур. В 1903 году на Совещании о
нуждах торгово-промышленного класса
и биржевой реформе констатировалось,
что "из числа общественных торгово-промышленных
организаций биржевые установления оказались
наиболее жизненными и наиболее приближающимися
к типу представительных выборных учреждений".
Главным достоинством биржевых обществ
как представительных учреждений было
то, что в них в большей степени, чем в любых
других организациях уравновешивались
и согласовывались интересы торговли
и промышленности и их различных отраслей.[12]
Информация о работе Разработка базовых основ конструкции плечевого изделия с рукавом покроя реглан