Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:51, курсовая работа
Возможность граждан обращаться напрямую к властным органам де-юре,конечно, существует. Первая поправка к Конституции США гарантирует гражданам право обращаться к органам государственной власти с петициями об удовлетворении жалоб. Похожие положения есть в Конституции РФ,конституциях европейских стран. Однако де-факто в современных развитых государствах существует мощный бюрократический аппарат, который в действительности не позволяет реализовывать гражданам это право.
Введение
Возможность граждан обращаться 
напрямую к властным органам де-юре,конечно, 
существует. Первая поправка к Конституции 
США гарантирует гражданам право обращаться 
к органам государственной власти с петициями 
об удовлетворении жалоб. Похожие положения 
есть в Конституции РФ,конституциях европейских 
стран. Однако де-факто в современных развитых 
государствах существует мощный бюрократический 
аппарат, который в действительности не 
позволяет реализовывать гражданам это 
право. 
Общеизвестно, что для того, чтобы добиться 
какого-либо результата необходимо пройти 
большое количество инстанций. 
Например, для получения каких-либо льгот 
человек должен предоставить определенное 
количество справок, на получение которых 
приходится тратить время. Далеко не каждый 
человек в состоянии все эти справки получить: 
зачастую, по крайней мере в России, люди 
просто не знают о своих правах, о том, 
на какие льготы они могут претендовать.
Для упрощения процедуры 
представления интересов 
Основой лоббизма в любом случае является та или иная социальная группа, т.н. группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов. Группы интересов являются неотъемлемой частью демократического общества и выполняют в нем следующие функции:
1) определение интересов
 
Этот процесс заключается в 
том, что самые различные интересы 
участников объединения претворяются 
в конкретные формулы и требования 
объединения. 
Определение групп интересов означает, 
что интересы их участников входят как 
конкретные требования их участников 
в процесс принятия решения.
2) обобщение и формулирование основных интересов
 
Во многих случаях требуется обобщение 
интересов внутри союза,объединения. 
Этот процесс необходим для того, чтобы 
это объединение могло влиять на политический 
процесс. Также обобщение и формулировка 
интересов чрезвычайно важна для государства. 
Поиск политического решения облегчается, 
если вся полнота требований общества 
уже обработана и сведена к небольшому 
кругу альтернатив и если между отчасти 
противоречащими друг другу интересами 
различных группировок достигнуто согласие.
3) выбор интересов
 
Если процесс обобщения и 
Последняя может реализовать лишь ограниченное 
число интересов, иначе она будет безнадежно 
перегружена.
 
Чрезвычайное разнообразие групп 
интересов вызывает необходимость 
в их классификации. Ученые по-разному 
классифицируют эти группы интересов. 
Одним из примеров такой типологии можно 
назвать классификацию немецкого ученого 
Ульриха фон Алемана. Основным критерием 
этой классификации является сфера деятельности.
1. организованные интересы в экономической сфере
- предпринимательские 
- профсоюзы
- потребительские союзы
2. организованные интересы в социальной сфере
- объединения защиты социальных прав
- объединения социальных достижений (например, благотворительные общественные союзы)
- группы самопомощи (анонимных алкоголиков)
3. организованные интересы в сфере досуга и отдыха
- спортивные союзы и объединения
- кружки для общения и реализации хобби
4. организованные интересы в сфере религии, науки и культуры
- церкви, секты
- научные ассоциации
- общеобразовательные кружки, клубы по искусству
5. организованные интересы 
в общественно-политической 
- духовные, этические, правозащитные объединения
- общественно-политические 
объединения (экологические, 
 
Следующей ступенью организации интересов 
являются группы давления Группа давления 
(от англ. pressure group) - это организация, созданная 
для защиты интересов и оказания давления 
на органы государственной власти с целью 
добиться от них принятия решений, соответствующих 
ее интересам. 
Определяя различие между группами давления 
и политическими партиями указывают на 
то, что первые преследуют цель осуществления 
власти, вторые ограничиваются оказанием 
влияния на власть, оставаясь при этом 
вне ее. В своей деятельности группы давления 
различаются:
- по цели: группы, отстаивающие материальные интересы, и группы, поддерживающие прежде всего идеологические, моральные принципы;
- по роду: частные группы – общественные;
- по структуре: массовые (профсоюзы) – кадровые (с ограниченным числом членов)
 
Определение феномена группы давления 
включает в себя три элемента:существование 
организованной группы, защита интересов 
и осуществление давления на власть. Необходимо 
заметить, что главной образующей силой 
групп давления является элита, наиболее 
влиятельная часть общества. [1]
Определение лоббизма
 
Процесс представления интересов 
данных групп называется лоббизмом. 
Есть много определений этого 
термина. Вот некоторые из них:
 
Лоббизм – это особая система 
и практика организации отдельных 
групп общества путем целенаправленного 
влияния на органы законодательной 
и исполнительной власти.[2]
 
Лоббизм – это деятельность юридических 
и физических лиц в отношении 
федеральных органов 
[3]
 
Лоббизм — это давление на власть, 
на людей, принимающих решения, со стороны 
разного рода группировок, или так 
называемых групп давления [4]
 
Лоббизм - это система контор и 
агентств крупных монополий при 
законодательных органах США, оказывающих 
в интересах этих монополий воздействие 
(вплоть до подкупа) на законодателей 
и государственных чиновников в 
пользу того или иного решения 
при принятии законов,размещения правительственных 
заказов и т.п.; «лобби» называются также 
агенты этих контор и агентств [5]
 
Лоббизм – многоступенчатое явление. 
Венчает его политик (или группа 
политиков), предлагающий или осуществляющий 
решение. Середину составляет отряд 
экспертов, консультантов, исполнителей; 
часто это бывшие чиновники и 
государственные деятели, профессиональные 
юристы, Специалисты по общественному 
мнению и т.д. [6]
 
Лоббизм (от англ. lobby кулуары, где депутаты 
парламента могли общаться с посторонними) 
- специфический институт политической 
системы,представляющий собой механизм 
воздействия частных и общественных организаций 
политических партий, профсоюзов, корпораций,предпринимательских 
союзов и т. п. (т. н. групп давления) на процесс 
принятия решений парламентом. Прежде 
всего лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, 
финансовым дотациям, руководящим постам 
в парламентских комитетах и т. п. Лоббизм 
возник впервые в США, где лоббистская 
деятельность с 1946 регулируется федеральным 
законом [7]
 
Лоббирование — намеренное установление 
связей с любым должностным лицом 
или служащим любого исполнительного 
ведомства от имени другой стороны 
с намерением повлиять на принятие 
выгодных официальных решений [8]
 
На мой взгляд, наиболее четким определением 
этого явления является определение 
данное в законопроекте «О регулировании 
лоббистской деятельности в федеральных 
органах государственной власти». Оно 
точно определяет объект и субъект лоббирования, 
четко обозначает то, что может быть целью 
лоббирования: влияние на принятие решений.
Эволюция лоббизма.
 
Термин «лоббизм» происходит от 
английского слова “lobby” – коридор,крытая 
площадка для прогулок, кулуары. В 16 веке 
так называли место для прогулок в монастыре. 
Столетие спустя этим словом стали обозначать 
помещение для прогулок в английском парламенте. 
Свой политический оттенок это слово приобрело 
на 2 века позже причем в Америке. Лоббизм 
называют национальным спортом американцев, 
в этой стране самый развитый в мире институт 
лоббизма, поэтому кажется целесообразным 
рассмотреть эволюцию лоббизма именно 
в этом государстве. Лоббизм является 
частью политической жизни США со времени 
образования государства. Термин «лоббизм» 
стал употребляться в конце 1820-ых годов 
для определения групп интересов,которые 
пытались влиять на решения законодательной 
власти. Уже к 1830-ым годам лоббизм стал 
неоспоримым фактом политической жизни 
США. Особенно четко лоббизм, как вид политической 
деятельности, обозначился в 1860-ые годы, 
во время президентства Улиса Симпсона 
Гранта, который по вечерам в холле одного 
из отелей собирался со своей командой, 
где его министры и сенаторы встречались 
с разными людьми, выслушивали их просьбы 
и пожелания, давали обещания их выполнить. 
К 1930-ым годам, как отмечал политолог П. 
Херинг, более 500[9] человек были задействованы 
в лоббистской деятельности. Большинство 
из них представляли интересы крупного 
бизнеса. В 1960-1970 годы была проведена реформа 
государственных органов США, в частности 
Конгресса. Конгресс стал более открытым 
для общественности, дал больше прав рядовым 
членам Парламента. В 
Конгрессе образовалось больше комитетов, 
которые контролировались большим количеством 
групп интересов. Эти изменения позволили 
группам интересов эффективнее влиять 
на политическую жизнь США. Они были вызваны 
многими причинами и не в последнюю очередь, 
активной деятельностью лоббистов. 
Существенным толчком к образованию сильных 
лоббистских организаций стала 
Вьетнамская война. Вопрос о войне расколол 
членов Конгресса на две противоборствующие 
группировки: на тех, которые выступали 
за войну и на тех, кто выступал против 
войны. Противостояние в Конгрессе между 
этими группировками началось с мобилизации 
антивоенных сил. Антивоенная борьба лобби 
позволила создать основу для дальнейшего 
вмешательства во внешнюю политику США 
лоббистов. Также эта борьба повлияла 
на всех участников этого процесса, в частности 
была произведена реформа законодательной 
власти, описанная выше. Все эти изменения 
привели к росту числа и степени влияния 
групп интересов на органы государственной 
власти.
В 1979 году была создана Американская 
Лига лоббистов. Важнейшей ее задачей 
является утверждение профессии 
лоббиста, как самостоятельной,обладающей 
собственным содержанием, сделать ее общепризнанной, 
поднять ее престиж в общественном мнении, 
пропагандировать ее роль и значение в 
процессе выработки и принятия решений 
органами государственной власти. 
Факт создания профессионального союза 
лоббистов – показатель того, что лоббизм 
к этому времени оформился, как политический 
институт.
Для развития лоббизма в США есть несколько предпосылок в самой политической системе США:
 
Члены Конгресса независимы от президента 
в силу того, что между 
Конгрессом и правительством США не существует 
таких узаконенных связей,которые могли 
бы заставить конгрессмена изменить свою 
позицию, если она не соответствует позиции 
президента (например, в России таким типом 
связи можно считать право президента 
РФ в определенных случаях распускать 
Государственную Думу, президент США таким 
правом не обладает).
 
Американская двухпартийная 
По существу голосование в Конгрессе определяет 
не партийная принадлежность, а интересы 
конкретного конгрессмена. Члены Конгресса 
представляют прежде всего свой штат или 
округ, интересы которого в условиях современной 
рыночной экономики составляют интересы 
множества крупных и мелких групп, которые 
могут совпадать или не совпадать.
 
Стоит отметить, что в США не существует 
государственного финансирования выборов, 
то есть конгрессмену, предполагающему 
остаться в Капитолии еще на один 
срок, приходится думать об источниках 
финансирования предвыборной кампании, 
которыми могут стать те группы, 
интересы которых конгрессмен продвигает 
во время своей деятельности в 
Вашингтоне. Ныне действующий закон 
о федеральных избирательных 
кампаниях разрешает 
Конгресса. В общей сумме финансовых средств, 
поступающих в предвыборные фонды, доля 
КПД колеблется в пределах 30%. [10]
В Европе лоббизм развит 
в таких секторах экономики, как 
сельское хозяйство, горная промышленность 
и металлургия. До 1987 года лоббизм 
имел национальный характер, лоббистские 
усилия были направлены на лоббирование 
национальных государственных органов. 
В последние годы появились организации, 
как Европейская ассоциация потребителей,представляющие 
интересы всех европейцев. Если раньше 
лоббизм был направлен на Совет министров, 
то теперь объектом лоббирования является 
Европейский парламент. В 1970 году лоббистских 
организаций в Европе было около 300, к 1980 
году это число увеличилось до 440. К середине 
1980-ых годов таких организаций было уже 
около 659, а лоббистов уже около 6 
000 человек. Однако настоящий взрыв европейского 
лоббизма случился после 1987 года. По различным 
оценкам, от 3 до 10 тысяч лоббистов работали 
в Брюсселе с 1987 по 2001 год. В 1996 году в Брюсселе 
в этом году работало:
- европейских лоббистских организаций
- 320 представителей фирм
- 142 консультантов
- 160 адвокатов [11]
 
Есть несколько причин, по которым 
число лоббистских организаций 
в 
Евросоюзе по-видимому будет возрастать.
1) европейское законодательство 
имеет приоритет над 
2) динамичное развитие 
ЕС делает желаемым 
3) сложная структура ЕС позволяет работать лоббистам, как можно более эффективно
В СССР и России лоббизм 
действительно является умением 
«открывать лбом двери чиновников». 
Временем зарождения лоббизма в СССР 
считается середина XX века, однако уже 
в начале XX века интересы крупной 
буржуазии лоббировались в 
1) купеческие управы
2) комитеты торговли и мануфактур
3) биржевые общества и 
возглавлявшие их биржевые 
4) отраслевые и территориальные 
объединения - съезды и совещательные 
конторы промышленников и 
Купеческие управы, учреждения, 
носившие чисто сословный характер,
Петербурге заключался в том, что их члены 
не выбирались из торгово-промышленной 
среды, но назначались министром финансов. 
Эти учреждения целиком зависели от правительства 
и по сути сами были полуправительственными 
органами, не пользовались поэтому влиянием 
и авторитетом в предпринимательской 
среде, и, самое главное, практически бездействовали. 
Провинциальные же комитеты не получили 
широкого распространения, поскольку 
их основание производилось по желанию 
местных городских или купеческих обществ, 
а участие в них не было обязательным. 
Финансирование же комитетов проводилось 
за счет городских общественных сумм или 
добровольных взносов купечества. Естественно, 
что на таких условиях комитеты торговли 
и мануфактур были основаны не во многих 
городах, да и некоторые из возникших так 
и остались на бумаге (всего к началу XX 
века в России было 15 комитетов). Кроме 
того, возникновение и состав комитетов 
торговли и мануфактур было зачастую довольно 
случайным. 
Так же как Совет торговли и мануфактур 
и его московское отделение,большинство 
провинциальных комитетов, за редким исключением, 
не занимались активной деятельностью 
и не имели никакого веса среди торговцев 
и промышленников. Самой многочисленной 
группой представительных организаций 
были биржевые общества и биржевые комитеты. 
А.А.Вольский в докладе на первом Съезде 
Союза торговых и промышленных предприятий 
в январе 1906 года говорил о существовании 
в России на 1905 год около 55бирж. Л.Е.Шепелев 
приводит цифру 85. Точное количество определить 
весьма трудно, поскольку многие биржи 
в небольших городах существовали только 
на бумаге, имели место также случаи функционирования 
биржевых комитетов при отсутствии всякой 
биржевой деятельности, - то есть такой 
комитет изначально организовывался только 
для представительства интересов местного 
купечества. Подобная практика, видимо, 
была достаточно распространена, поскольку 
отдел торговли министерства финансов 
счел нужным в объяснительной записке 
к проекту Положения о выборных учреждениях 
торгово-промышленного класса и о биржевом 
устройстве специально оговорить подобный 
случай. Так или иначе число биржевых комитетов 
было довольно значительным, а их представительная 
деятельность достаточно активной. Вообще 
говоря, сферой их компетенции являлось 
заведование биржевой торговлей, однако 
ввиду отсутствия в России нормального 
порайонного представительства торгово-промышленных 
интересов,биржевые комитеты на практике 
стали осуществлять функции совещательных 
учреждений, выполняя роль, для которой 
собственно создавались комитеты торговли 
и мануфактур. В 1903 году на Совещании о 
нуждах торгово-промышленного класса 
и биржевой реформе констатировалось, 
что "из числа общественных торгово-промышленных 
организаций биржевые установления оказались 
наиболее жизненными и наиболее приближающимися 
к типу представительных выборных учреждений". 
Главным достоинством биржевых обществ 
как представительных учреждений было 
то, что в них в большей степени, чем в любых 
других организациях уравновешивались 
и согласовывались интересы торговли 
и промышленности и их различных отраслей.[12]
Информация о работе Разработка базовых основ конструкции плечевого изделия с рукавом покроя реглан