Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:00, курсовая работа
работа содержит все необходимые расчеты
Техническое задание
1 Кинематическая схема машинного агрегата
2 Выбор двигателя, кинематический расчет привода
3 Выбор материалов зубчатых передач и определение допускаемых напряжений
4 Расчет закрытой цилиндрической передачи
5 Расчет открытой цепной передачи
6 Нагрузки валов редуктора
7 Проектный расчет валов. Эскизная компоновка редуктора.
8 Расчетная схема валов редуктора
9 Проверочный расчет подшипников
10 Конструктивная компоновка привода
11 Проверочные расчеты
12 Технический уровень редуктор
Литература
принимаем ближайшее нечетное значение z1 = 21
р = 2,8(172,1×103×1,88/21×28)1/3 = 22,9 мм
Принимаем ближайшее большее значение р= 25,40 мм:
- разрушающая нагрузка Q = 60,0 кН;
- масса одного метра цепи q = 2,6 кг/м;
- диаметр валика d1 = 7,92 мм;
- ширина внутреннего звена b3 = 15,88 мм
Уточняем разрушающую нагрузку [p] = 32,0 МПа [1c.91].
Число зубьев ведомой звездочки:
z2 = z1u = 21×4,1 = 86,1
Принимаем z2 = 86
Фактическое передаточное число
u2 = z2/z1 = 86/21 = 4,09
Отклонение фактического передаточного числа от номинального
|4,09 – 4,1|100/4,1 = 0,24%
Межосевое расстояние
ар = 0,25{Lp-0,5zc+[(Lp-0,5zc)2 – 8D2]0,5}
где Lp – число звеньев цепи,
zc – суммарное число зубьев,
zc =z1+z2 = 21+86 =107,
D = (z2 – z1)/2p = (86 – 21)/2p =10,35
Lp = 2ap+0,5zc+D2/ap = 2×40+0,5×107+ 10,352/40 = 136,2
где ар = 40 – межосевое расстояние в шагах (предварительно),
принимаем Lp = 136
ар = 0,25{136 – 0,5×107+[(136 – 0,5×107)2 – 8×10,352]0,5} = 40,0
a = app = 40,0×25,40 = 1016 мм.
Длина цепи
l = Lpp = 136·25,40 = 734 мм
Определяем диаметры звездочек
Делительные диаметры
dд = t/[sin(180/z)]
ведущая звездочка:
dд1 = 25,40/[sin(180/21)] = 170 мм,
ведомая звездочка:
dд2 = 25,40/[sin(180/86)] = 695 мм.
Диаметры выступов
De = p(K+Kz – 0,31/l)
где К = 0,7 – коэффициент высоты зуба
l – геометрическая характеристика зацепления,
Кz – коэффициент числа зубьев
l = р/d1 = 25,40/7,92 = 3,21,
Кz1 = ctg180/z1 = ctg180/21 = 6,63,
Кz2 = ctg180/z2 = ctg180/86 = 27,36,
De1 = 25,40(0,7+6,63 – 0,31/3,21) = 184 мм,
De2 = 25,40(0,7+27,36 – 0,31/3,21) = 710 мм.
Диаметры впадин:
Df = dд – (d1 – 0,175dд0,5)
Df1= 170 – (7,92 – 0,175×1700,5) = 160 мм
Df2= 695 – (7,92 – 0,175×6950,5) = 682 мм
Ширина зуба:
b = 0,93b3 – 0,15 = 0,93×15,88 – 0,15 = 14,62 мм
Толщина диска:
С = b+2r4 = 14,62+2×1,6 = 17,8 мм
где r4 = 1,6 мм при шаге < 35 мм
Допускаемая частота вращения меньшей звездочки
[n] = 15×103/p = 15×103/25,4 = 590 об/мин
Условие n = 140 < [n] = 590 об/мин выполняется.
Число ударов цепи
U = 4z1n2/60Lp = 4×21×140/60×136 = 1,4
Допускаемое число ударов цепи:
[U] = 508/p = 508/25,40 = 20
Условие U < [u] выполняется.
Фактическая скорость цепи
v = z1pn2/60×103 = 21×25,40×140/60×103 = 1,24 м/с
Окружная сила:
Ft = Р2/v = 2,53·103/1,24 = 2040 H
Давление в шарнирах цепи
p = FtKэ/А,
где А – площадь проекции опорной поверхности в шарнирах цепи.
А = d1b3 = 7,92×15,88 = 126 мм3.
р = 2040×1,88/126 = 30,4 МПа.
Условие р < [p] = 32,0 МПа выполняется.
Коэффициент запаса прочности
s = Q/(kдFt+Fv+F0)
где Fv – центробежная сила
F0 – натяжение от провисания цепи.
Fv = qv2 = 2,6×1,242 = 4 H
F0 = 9,8kfqa = 9,8×1×2,6×1,016 = 26 H
где kf = 1 – для вертикальной передачи.
s = 60000/(1×2040+26+ 4) = 29,0 > [s] = 8,6 [1c.94].
Сила давления на вал
Fв = kвFt+2F0 = 1,15×2040+2×26 = 2398 H.
где kв = 1,15 – коэффициент нагрузки вала.
Так как условия р < [p] и s > [s] выполняются, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.
Силы действующие в зацеплении цилиндрической косозубой передачи
окружная
Ft = 767 Н
радиальная
Fr = 283 H
осевая
Fa = 131 H
Консольная сила от муфты действующая на быстроходный вал
Fм = 100·Т11/2 = 100·17,91/2 = 423 Н
Консольная силы действующие на тихоходный вал
Fв = 2398 H.
Рис. 6.1 – Схема нагружения валов двухпоточного редуктора
Материал быстроходного вала – сталь 45,
термообработка – улучшение: σв = 780 МПа;
Допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10÷20 МПа
Диаметр быстроходного вала
где Т – передаваемый момент;
d1 = (16·17,9·103/π10)1/3 = 21 мм
Ведущий вал редуктора соединяется с помощью стандартной муфты с валом электродвигателя диаметром dдв= 28 мм,
d1 = (0,8¸1,2)dдв = (0,8¸1,2)32 = 25¸38 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 28 мм;
длина выходного конца:
l1 = (1,0¸1,5)d1 = (1,0¸1,5)28 = 28¸42 мм,
принимаем l1 = 40 мм.
Диаметр вала под уплотнением:
d2 = d1+2t = 28+2×2,2 = 32,4 мм,
где t = 2,2 мм – высота буртика;
принимаем d2 = 35 мм:
длина вала под уплотнением:
l2 » 1,5d2 =1,5×35 = 52 мм.
Диаметр вала под подшипник:
d4 = d2 = 35 мм.
Вал выполнен заодно с шестерней
Диаметр выходного конца тихоходного вала:
d1 = (16·172,1·103/π15)1/3 = 39 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 40 мм;
Диаметр вала под уплотнением:
d2 = d1+2t = 40+2×2,5 = 45,0 мм,
где t = 2,5 мм – высота буртика;
принимаем d2 = 45 мм .
Длина вала под уплотнением:
l2 » 1,25d2 =1,25×45 = 56 мм.
Диаметр вала под подшипник:
d4 = d2 = 45 мм.
Диаметр вала под колесом:
d3 = d2 + 3,2r = 45+3,2×2,5 = 53,0 мм,
принимаем d3 = 55 мм.
Выбор подшипников
Предварительно назначаем радиальные шарикоподшипники легкой серии №207 для быстроходного вала и №209 для тихоходного вала.
Условное обозначение подшипника |
d мм |
D мм |
B мм |
С кН |
С0 кН |
№207 |
35 |
72 |
17 |
25,5 |
13,7 |
№309 |
45 |
100 |
25 |
52,7 |
30,0 |
Схема нагружения быстроходного вала
Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А
åmA = 48Ft – 96BX + Fм 80 = 0
Отсюда находим реакцию опоры В в плоскости XOZ
BX = [767·48 + 423·80]/96 = 736 H
Реакция опоры А в плоскости XOZ
AX = BX + FМ – Ft = 736 + 423 – 767 = 392 H
Изгибающие моменты в
MX1 = 736·48 = 35,3 Н·м
MX2 = 423·80 = 33,8 Н·м
Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А
åmA = 48Fr – 96BY – Fa1d1/2 = 0
Отсюда находим реакцию опор A и В в плоскости YOZ
BY = (283·48 –131·46,67/2)/96 = 110 H
AY = Fr – BY = 283 – 110 = 173 H
Изгибающие моменты в плоскости YOZ
MY = 173·48 = 8,3 Н·м
MY = 110·48 = 5,3 Н·м
Суммарные реакции опор:
А = (АХ2 + АY2)0,5 = (3922 + 1732)0,5 = 428 H
B= (BХ2 + BY2)0,5 = (7362 + 1102)0,5 = 744 H
Схема нагружения тихоходного вала
Силы Ft и Fr в двух поточном редукторе попарно направлены в противоположенные стороны и взаимно компенсируются и поэтому не учитываются
Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры С
åmС = 190Fв –110DX = 0
Отсюда находим реакцию опоры D в плоскости XOZ
DX = 2398·178/98 = 4356 H
Реакция опоры А в плоскости XOZ
CX = DX – Fв = 4356 – 2398 =1957 H
Изгибающие моменты в плоскости XOZ
MX1 =1957·49 = 95,9 Н·м
MX2 =1957·98 =191,8 Н·м
Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры С
åmС = 2Fad2/2 – 110DY = 0
Отсюда находим реакцию опоры C и D в плоскости XOZ
CY = DY = (2·131·233.33/2)/98 = 311 H
Изгибающие моменты в плоскости XOZ
MX1 = 311·49 = 15,3 Н·м
Суммарные реакции опор:
C = (19572 + 3112)0,5 =1982 H
D = (43562 + 3112)0,5 = 4368 H
Эквивалентная нагрузка
Отношение Fa/Co = 131/13,7×103 = 0,010 ® е = 0,19 [1c. 131]
Проверяем наиболее нагруженный подшипник В.
Отношение Fa/B =131/744 = 0,18 > e, следовательно Х=1,0; Y= 0
P = (XVFr + YFa)KбКТ
где Х – коэффициент радиальной нагрузки;
V = 1 – вращается внутреннее кольцо;
Fr = В – радиальная нагрузка;
Y – коэффициент осевой нагрузки;
Kб =1,5– коэффициент безопасности при нагрузке с умеренными толчками ;
КТ = 1 – температурный коэффициент.
Р = (1,0·1·744+0)1.5·1 = 1116 Н
Требуемая грузоподъемность подшипника
Стр = Р(573ωL/106)1/m,
где m = 3,0 – для шариковых подшипников
Стр = 1116(573·73,3·15000/106)1/3 = 9567 Н < C = 25,5 кН
Расчетная долговечность подшипников
больше ресурса работы привода, равного 15000 часов.
Отношение Fa/Co = 131/30,0×103 = 0,004 ® е = 0,17 [1c. 131]
Проверяем наиболее нагруженный подшипник D.
Отношение Fa/D =131/4369= 0,03 < e, следовательно Х=1,0; Y= 0
Эквивалентная нагрузка
Р = (1,0·1·4369+ 0)1,5·1 = 8054 Н
Требуемая грузоподъемность подшипника
Стр = Р(573ωL/106)1/m,
где m = 3,0 – для шариковых подшипников
Стр = 8054(573·14,7·15000·106)1/3 = 40412 Н < C = 52,7 кН
Расчетная долговечность подшипников
больше ресурса работы привода, равного 15000 часов.
Конструктивные размеры колеса
Диаметр ступицы:
dст = 1,55d3 = 1,55·55 = 85 мм.
Длина ступицы:
lст = b = 56 мм,
Толщина обода:
S = 2,2m+0,05b2 = 2,2×2+0,05·56 =7,2 мм
принимаем S = 8 мм
Толщина диска:
С = 0,25b = 0,25·56 = 14 мм
Основные размеры ступеней валов (длины и диаметры) рассчитаны в пункте 7.
Переходные участки между ступенями выполняются в виде канавки шириной b = 3 мм или галтели радиусом r = 1 мм.
Фаска зубьев: n = 0,5m = 0,5∙2,0 = 1,00 мм,
принимаем n = 1,0 мм.
В проектируемом редукторе исполь