Расчет редуктора

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

работа содержит все необходимые расчеты

Оглавление

Техническое задание
1 Кинематическая схема машинного агрегата
2 Выбор двигателя, кинематический расчет привода
3 Выбор материалов зубчатых передач и определение допускаемых напряжений
4 Расчет закрытой цилиндрической передачи
5 Расчет открытой цепной передачи
6 Нагрузки валов редуктора
7 Проектный расчет валов. Эскизная компоновка редуктора.
8 Расчетная схема валов редуктора
9 Проверочный расчет подшипников
10 Конструктивная компоновка привода
11 Проверочные расчеты
12 Технический уровень редуктор
Литература

Файлы: 1 файл

Расчет 1-1Ш.doc

— 823.00 Кб (Скачать)


Техническое задание 1

Привод к лесотаске

 

 

 

1 –  двигатель, 2 – муфта упругая со здездочкой, 3 – редуктор двухпоточный, 4 – цепная передача, 5 – тяговая цепь, 6 – тяговые звездочки

 

Исходные данные:

 

Тяговая сила цепи F, кН                5,0

Скорость тяговой цепи, м/с          0,45

Шаг тяговой цепи р, мм                 80

Число зубьев звездочки z                10

Допускаемое отклонение

скорости грузовой цепи  δ, %            3

Срок службы привода  Lг, лет           6                      

 

 


1 Кинематическая схема машинного агрегата

    1. Условия эксплуатации машинного агрегата.

 

Проектируемый машинный агрегат служит приводом к лесотаске и используется на предприятиях лесозаготовки. Привод состоит из двух электродвигателей, валы которых через упругую муфту со звездочкой соединены с ведущими валами двухпоточного косозубого цилиндрического редуктора. на ведомый вал редуктора насажена звездочка вертикально расположенной цепной передачи, которая приводит в действие тяговые цепи лесотаски.

    1. Срок службы приводного устройства

Срок службы привода  определяется по формуле

Lh = 365LГКГtcLcKc

где    LГ = 6 года – срок службы привода;

КГ – коэффициент годового использования;

КГ = 300/365 = 0,82

где 300 – число рабочих  дней в году;

tc = 8 часов – продолжительность смены

Lc = 1 – число смен

Кс = 1 – коэффициент сменного использования.

Lh = 365·6·0,82·8·1·1 =14366 часа

С учетом времени затрачиваемого на ремонт, профилактику и т.п. принимаем ресурс привода 15 ·103 часов.

 

 

 


  1. Выбор двигателя, кинематический расчет привода

2.1 Определение мощности и частоты вращения двигателя.

Требуемая мощность рабочей  машины

Ррм = Fv = 5,0·0,45 = 2,25 кВт

Частота вращения звездочки

nрм = 6·104v/zp = 6·104·0,45/10·80 = 34 об/мин

Общий коэффициент полезного действия 

η = ηмηцил.пηпк2ηцеп.пη3пс,

    где ηм  = 0,98 – КПД муфты [1c.40],

  ηцил.п = 0,97 – КПД закрытой цилиндрической передачи,

  ηцеп.п = 0,92 – КПД открытой цепной передачи,

ηпк  = 0,995 – КПД пары подшипников качения,

ηпс = 0,99 – КПД пары подшипников скольжения.

η = 0,99·0,97·0,9952·0,92·0,993 = 0,849.

Требуемая мощность двигателя (с учетом двух параллельно работающих двигателей)

Ртр =  Ррм/2η = 2,25/2·0,849 = 1,33 кВт.

По табл. К9 выбираем двигатель серии 4А с номинальной мощностью

Рн =2,2 кВт, применив для расчета четыре варианта типа двигателя:

 

вариант

Тип двигателя

Номинальная

мощность  Р , кВт

Частота вращения, об/мин

Синхронная

Рабочая

1

4АМ80А2УЗ

1,5

3000

2850

2

4АМ80В4УЗ

1,5

1500

1415

3

4АМ90L6УЗ

1,5

1000

935

4

4АМ100L6УЗ

1,5

750

700


 

    1. Определение передаточного числа привода и его ступеней

Для первого варианта.

Общее передаточное число  привода

u = n1/nрм = 2850/34 = 83,8


Рекомендуемые значения передаточных чисел [1c.43]:

- для зубчатой передачи  2÷6,3

- для открытой цепной  2÷5.

Принимаем для зубчатой передачи u1 = 5, тогда для открытой передачи

u2 = u/u1 = 83,8/5 = 16,8

Передаточное число

вариант

1

2

3

4

Привода

83,8

41,6

27,5

20,6

Редуктора

5

5

5

5

Открытой передачи

16,7

8,3

5,6

4,1


 

Выбираем  асинхронный  электродвигатель 4АМ100L8 [1c.384]:

мощность  -  1,5 кВт,

синхронная частота  – 750 об/мин,

рабочая частота  700 об/мин.

2.3 Определение силовых и кинематических параметров привода

Числа оборотов валов  и угловые скорости:

n1 = nдв = 700 об/мин      w1 = 700π/30 = 73,3 рад/с

n2 = n1/u1 = 700/5,0 =140 об/мин      w2=140π/30 = 14,7 рад/с

n3 = n2/u2 =140/4,10 =  34 об/мин      w3=  34π/30 = 3,58 рад/с

Фактическое значение скорости вращения рабочего вала

v = zpn3/6·104 = 10·80·34/6·104 = 0,45 м/с

Отклонение фактического значения от заданного

δ = 0 < 5%

Мощности передаваемые валами:

P1 = Pтрηмηпк = 1,33·0,99·0,995 = 1,31 кВт

P2 = 2P1ηцил.пηпк = 2·1,31·0,97·0,995 = 2,53 кВт

P3 = P2ηцеп.пηпс3 = 2,53·0,92·0,993 = 2,26 кВт

 

 

 


Крутящие моменты:

Т1 = P1/w1 = 1310/73,3 = 17,9 Н·м

Т2 =  2530/14,7 = 172,1 Н·м

Т3 = 2260/3,58 = 631,3 Н·м

 Результаты расчетов  сводим в таблицу

Вал

Число оборотов

об/мин

Угловая скорость

рад/сек

Мощность

кВт

Крутящий момент

Н·м

Вал электродвигателя

700

73,3

1,330

18,1

Ведущий вал редуктора

700

73,3

1,310

17,9

Ведомый вал редуктора

 140

14,7

2,53

172,1

Рабочий вал

 34

3,58

2,26

 631,3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Выбор материалов зубчатых передач и определение допускаемых напряжений

Принимаем, согласно рекомендациям [1c.49], сталь 45:

шестерня: термообработка – улучшение – НВ230 [1c.50],

колесо: термообработка – нормализация – НВ190.

Допускаемые контактные напряжения:

[σ]H = KHL[σ]H0,

где KHL – коэффициент долговечности

KHL = (NH0/N)1/6,

где NH0 = 1·107 [1c.51],

N = 573ωLh = 573·14,7·15·103 = 12,6·107.

Так как N > NH0, то КHL = 1.

[σ]H1 = 1,8HB+67 = 1,8·230+67 = 481 МПа.

[σ]H2 = 1,8HB+67 = 1,8·190+67 = 409 МПа.

[σ]H = 0,45([σ]H1 +[σ]H2) = 0,45(481+409) = 401 МПа.

 

Допускаемые напряжения изгиба:

[σ]F = KFL[σ]F0,

где KFL – коэффициент долговечности

Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.

[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·230 = 237 МПа.

[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·190 = 196 МПа.

[σ]F1 = 1·237 = 237 МПа.

[σ]F2 = 1·186 = 196 МПа.

 

 

 

 

 

 

 

 


4 Расчет закрытой цилиндрической передачи

Межосевое расстояние

    

,

где  Ка = 43,0 – для косозубых передач [1c.58],

       ψba = 0,315 – коэффициент ширины колеса,

       КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся колес.

аw = 43,0(5,0+1)[172,1·103·1,0/(4012·5,02·0,315)]1/3 = 133 мм

принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 140 мм.

Модуль зацепления

m > 2KmT2/(d2b2[σ]F),

где Km = 5,8 – для косозубых колес,

       d2 – делительный диаметр колеса,

d2 = 2awu/(u+1) = 2·140·5,0/(5,0 +1) = 233 мм,

        b2 – ширина колеса

b2 = ψbaaw = 0,315·140 = 44 мм.

m > 2·5,8·172,1·103/233·44·196 = 1,0 мм,

принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 2,0 мм.

Основные геометрические размеры передачи

Суммарное число зубьев:

zc = 2awcosβ/m

β = 10° – угол наклона зубьев

zc =  2·140cos10°/2,0 = 138

Число зубьев шестерни:

z1 = zc/(u+1) = 138/(5,0 +1) = 23

Число зубьев колеса:

z2 = zc–z1 = 138 – 23 =115;

 

 


уточняем передаточное отношение: 

u = z2/z1 =115/23 = 5,00,

Отклонение фактического значения от номинального 0%

Действительное значение угла наклона:

cosb = zcm/2aW = 138×2/2×140 = 0,9857 ® b = 9,70°.

Фактическое межосевое расстояние:

aw = (z1+z2)m/2cosβ = (115+23)·2,0/2cos 9,70° = 140 мм.

            делительные диаметры

       d1 = mz1/cosβ = 2,0·23/0,9857= 46,67 мм,       

d2 = 2,0·115/0,9857= 233,33 мм,

            диаметры выступов

da1 = d1+2m = 46,67+2·2,0 = 50,67 мм                

da2 = 233,33+2·2,0 = 237,33 мм

            диаметры впадин

df1 = d1 – 2,4m = 46,67 – 2,5·2,0 = 41,67 мм

     df2 = 233,33 – 2,5·2,0 = 228,33 мм

           ширина колеса

b2 = ybaaw = 0,315·140 = 44 мм

ширина шестерни

b1 = b2 + (3÷5) = 44+(3÷5) = 48 мм

Окружная скорость

v = ω2d2/2000 = 14,7·233,33/2000 = 1,71 м/с

Принимаем 8-ую степень  точности.

Силы действующие в  зацеплении

- окружная  на шестерне и колесе

Ft1 = 2T1/d1 = 2·17,9·103/46,67 = 767 H

Ft2 = 2T2/d2 = 2·172,1·103/233,33 = 1475 H

- радиальная 

Fr = Fttga/cosβ = 767tg20º/0,9857= 283 H


- осевая сила:

Fa = Fttgb = 767tg 9,70° = 131 Н.

 

 

Расчетное контактное напряжение

,

где К = 376 – для косозубых колес [1c.61],

       КНα = 1,09 – для косозубых колес,

       КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся зубьев,

       КНv = 1,04 – коэффициент динамической нагрузки [1c.62].

σH = 376[1475(5,0+1)1,09·1,0·1,04/(233,33·44)]1/2 = 372 МПа.

Недогрузка (401 – 372)100/401 = 7,3% допустимо 10%.

 

Расчетные напряжения изгиба

σF2 = YF2YβFtKKKFv/(mb2),

где YF2 – коэффициент формы зуба,

Yβ = 1 – β/140 = 1 – 9,70/140 = 0,931,

       K = 1,91 – для косозубых колес,

       K = 1 – для прирабатывающихся зубьев

           KFv = 1,10 – коэффициент динамической нагрузки [1c.64].

Коэффициент формы зуба:

при z1 = 23 → zv1 = z1/(cosβ)3 = 23/0,98573 = 24 → YF1 = 3,92,

при z2 =115 → zv2 = z2/(cosβ)3 =115/0,98573 = 120 → YF2 = 3,61.

σF2 = 3,61·0,931·1475·1,0·1,0·1,10/2,0·56 = 49,0 МПа < [σ]F2

σF1 = σF2YF1/YF2 = 49,0·3,92/3,61 = 53,0 МПа < [σ]F1.

Так как расчетные  напряжения σH < [σH] и  σF < [σ]F, то можно утверждать, что данная передача выдержит  передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.

 

 

5 Расчет открытой цепной передачи

Шаг цепи

где [p] = 28 МПа – допускаемое давление в шарнирах. 

       Кэ – коэффициент эксплуатации

Кэ = КдКсКqКрегКр,

где Кд = 1 – коэффициент динамической нагрузки,

          Кс = 1,5 – смазка периодическая,

          Кq = 1,0 – положение передачи горизонтальное,

          Крег = 1,25 – нерегулируемая передача,

          Кр = 1 – работа в одну смену.

Кэ = 1,5×1,25 = 1,88.

 

z1 – число зубьев малой звездочки,

z1 = 29 – 2u = 29 – 2×4,1 = 20,8,

Информация о работе Расчет редуктора