Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:12, реферат
Все мы хотя бы раз в жизни заливали кипяточком лапшу, картошечку или сдабривали суп бульонным кубиком. Как правило, лапша и растворимый картофель - верные спутники путешествующих людей. Но ведь есть и такие категории, которые употребляют такую еду чуть ли не ежедневно: командировочные, закоренелые холостяки и много работающие люди, чья жизнь - это офис. О том, насколько безопасны продукты быстрого приготовления разберемся подробнее.
Введение…………………………………………………………….. 3
Способы производства……………………………………………..4
Классификация продуктов быстрого приготовления………... .6
Быстрые супчики…………………………………………… 6
«Дошираки» и «Ролтоны»……………………………….. ..8
Не варите кашу в пакетиках!.............................................. 9
Мюсли в виде батончиков……………………………….. ..11
Мифы о продуктах быстрого питания………………………... 14
Вред или польза?................................................................................16
Состав супов быстрого приготовления…………………16
Глутамат натрия………………………………………. ...16
Экстракт дрожжей……………………………………. ... 17
Заключение………………………………………………………... 19
Список литературы……………………………………………. ..20
«Продукты быстрого приготовления, особенности производства»
Содержание:
1.Введение.
Рынок продуктов быстрого
приготовления (ПБП) начал активно
развиваться в нашей стране еще
в 90-е годы прошлого века, именно тогда
в обиходе россиян появилось
слово "доширак" - популярность дешевой
лапши быстрого приготовления была
столь велика, что название одного
из самых распространенных брендов
стало нарицательным для всей
группы продуктов. Причем, этот рынок
растет с такой же скоростью, с
какой ускоряется темп нашей жизни.
Однако, сегодня группа ПБП столь широка
и разнообразна, что однозначно охарактеризовать
ее просто невозможно.
Все мы хотя бы раз в жизни заливали кипяточком лапшу, картошечку или сдабривали суп бульонным кубиком. Как правило, лапша и растворимый картофель - верные спутники путешествующих людей. Но ведь есть и такие категории, которые употребляют такую еду чуть ли не ежедневно: командировочные, закоренелые холостяки и много работающие люди, чья жизнь - это офис. О том, насколько безопасны продукты быстрого приготовления разберемся подробнее.
2.Способы производства.
Продуктами быстрого приготовления называются изделия, приготовленные с помощью дегидратации и сублимации, имеющие длительный срок хранения и сохраняющие вкусовые качества.
Дегидрированные, то есть высушенные, продукты были придуманы в конце XIX века компанией Nestle. Современная технология изготовления «быстрых» продуктов практически целиком основана на термическом высушивании – продукт нагревают до 100-120°C, и влага из него испаряется. При этом разрушается клеточная структура, меняется консистенция продукта, его вкус и аромат, а витаминов остается не более 25%. Обязательно добавляются различные ароматизаторы, консерванты, связующие вещества.
Сублимированные продукты – советское изобретение, придуманное в 1929 г. Ученым Лаппой-Стерженецким для производства антибиотиков и сухих кровезаменителей. В 60-х годах прошлого века с развитием отечественной космонавтики сублимацию стали использовать в пищевой индустрии. Процесс сублимации – это переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя стадию жидкости. В пищевой промышленности под сублимацией подразумевается удаление в вакуумных установках влаги из быстрозамороженных продуктов. Кроме того, в этих продуктах практически полностью сохраняются все питательные вещества, витамины, микроэлементы, первоначальный запах, вкус и цвет. Достаточно перед употреблением добавить воды – продукт восстанавливается и будет почти неотличим от натурального. Еще одно важное преимущество – сублиматы при хранении в диапазоне температур от -50°C до +50°C практически не изменяются в течение нескольких лет. Однако их цена очень высока: к примеру, 1 кг сублимированного мяса, который заменяет 4 кг натурального, стоит 2 тыс. руб. Теперь государственного производства сублиматов практически не осталось, да и спрос настолько низок, что о каких-то рыночных объемах их производства речи не идет.
Сублимированную продукцию производят
несколько отечественных
Несмотря на явные преимущества сублимации перед обычной сушкой, спрос на эти продукты маленький – цена пугает, но крайним северным районам такие продукты просто необходимы.
Сублиматы при всех их преимуществах сейчас не конкуренты дегидрированным продуктам, рынок которых неуклонно растет. И, по прогнозам производителей, в России с каждым годом он будет увеличиваться примерно на 10%.
Все основные мировые производители продуктов быстрого приготовления, представленные на рынке, торгуют именно дегидрированными продуктами. Maggi – самая продаваемая в России марка таких продуктов, ее доля составляет 25% рынка. Объем Gallina Blanca, благодаря лидерству в продажах бульонных кубиков, составляет 12%, Knorr – 6%.
3.Классификация продуктов быстрого приготовления.
Продукты быстрого приготовления делятся на группы:
2.1.Быстрые супчики
В конце 80-х годов появились куриные
бульонные кубики, и с тех пор
они активно используются на кухне.
Еще несколько лет назад
Поэтому в последнее время
Вкусы наших потребителей довольно специфичны. Курица - один из самых любимых продуктов в России. Людям нравится насыщенный куриный вкус. Поэтому Maggi выпустила "Супер золотой бульон" и многие свои заправки сориентировала именно на приготовление блюд из курицы. Кроме того, россиянам предлагаются рецепты тех блюд, которые им знакомы - жюльен, гуляш, плов. Если же производитель делает попытку познакомить хозяек с тем, чего они не знают, разъяснение приходится отдельно давать на упаковке: "Макароны в томатно-мясном соусе болонез".
Что касается рынка супов быстрого приготовления ("Горячая кружка", "Быстросуп", "Чашка супа" и т. д.), то он развивается в основном в больших городах - 40% всех продаж. Однако от стран Европы Россия по потреблению этого продукта отстает в 4 раза. Этот рынок считается быстрорастущим - прирост около 15% в год. Интересен этот рынок еще и потому, что любой суп в России априори считается полезным. Пакетик супа известных марок стоит около 10 руб.
Супы быстрого приготовления ("моментальные"
супы, супы которые надо варить, пельмени).
Супы в пакетиках пользуются особой популярностью
у командированных или путешествующих
людей. Одну категорию супов следует варить.
Они более полезны, чем растворимые, в
них содержится меньше пищевых добавок,
а ингредиенты (овощи, мясо, рыба и т.д.)
представлены в высушенном виде. Следует
знать, что они могут быть в двух вариантах
- дегидрированные и сублимированные.
Кроме того, качество первоначальных продуктов
зависит от добросовестности производителя.
Это может быть как свежее высушенное
мясо, так и отходы мясопереработки.
Другая категория - супы, которые заливаются кипятком.
Такие супы содержат минимум биологически
активных, полезных организму веществ.
Так как в них содержатся ингредиенты,
прошедшие жесткую кулинарную обработку.
По своим качествам такие супы близки
к заливающейся кипятком лапше. Чем менее
качественна подобная продукция, тем больше
в ней вкусовых, чаще ненатуральных добавок.
Кроме того, ароматические и красящие
добавки добавляются для придания супу
дополнительного вкуса или для его большей
насыщенности. Обычно, современные вкусовые
добавки искусственные. Поэтому в таких
продуктах быстрого приготовления, кроме
макарон, как правило, натуральных продуктов
и нет. Даже вкус мяса достигается за счет
вкусовых добавок и глутамата натрия (Е-621).
Выбирая такие супы, следует внимательно
посмотреть на упаковку. Если в качестве
ингредиентов там указана вермишель, соль
и перец - это самый лучший вариант. Если
речь идет о всевозможных вкусовых добавках
«Е» с номером - лучше таких блюд избегать,
прибегая к ним в лишь крайних случаях.
И пусть не вводят в заблуждение красивые
картинки с изображением укропа, петрушки
или другой зелени - их там обычно нет.
3.2. «Дошираки» и «Ролтоны»
Основные объемы продаж во всей товарной группе продуктов быстрого приготовления составляет лапша (80%), которую начали завозить в Россию в начале 90-х годов. Хоть и позиционируется она как лучший продукт, позволяющий быстро перекусить в рабочий полдень, наш покупатель принял его как часть своего ежедневного рациона и, как правило, принимает утром, днем и вечером. Производители объясняют такую любовь тем, что лапша первой появилась в сегменте продуктов быстрого приготовления и привлекла покупателя ценой. До этого в распоряжении россиян были только бульонные кубики, и когда покупатели оказались перед выбором - выпить бульон или за те же деньги съесть тарелку того же продукта, но с макаронными изделиями, выбор был сделан в пользу лапши.
Сейчас лапшу поставляют более десятка производителей, лидерами являются "Доширак" (20% объема продаж всего рынка) и "Роллтон" (17%, около 1 млрд. упаковок в год). Корейскому производителю Korea Yakult (владеющему брэндом "Доширак"), по мнению конкурентов, работать в России проще всего, поскольку у себя на родине он уже производит полный спектр "быстрой" еды. Поэтому, как только у российского потребителя появляется потребность в каком-то новом вкусе или соусе, их немедленно внедряют, не тратя времени на разработку, дизайн упаковки и усовершенствование технологий. "Роллтон" же делают на трех заводах в Подмосковье, по объему продаж он ненамного отстает от "Доширака", поскольку продает как дешевую (3-5 руб. за упаковку) лапшу, так и продукты средней ценовой категории (около 15 руб. за упаковку). Этот разброс и позволяет марке конкурировать с "Дошираком". Запуск производства уровня "Доширак" в России потребует порядка $50 млн. и окупится лишь через десять лет.
Остальные производители, существенно отстав по продажам от "Доширака" и "Роллтона", решили пойти по другому пути. Например, компания King Lion, выпустившая в этом году новый продукт под названием "Кухня без границ", предлагает лапшу по достаточно высокой цене. Рассчитанная на пол-литра кипятка, упаковка вермишели "Биг -ланч", к которой, помимо сыпучей составляющей, прилагается пакетик соуса, стоит 20 руб. За более "элитный" обед "Бизнес-ланч" с пакетиком натурального тушеного мяса, представляющего из себя сублимат, придется отдать уже 30 руб. Принятие решения о выпуске такой дорогостоящей лапши объясняется запросами потребителя. По результатам исследований, лапшу потребляют в основном мужчины, приправляя ее колбасой, мясом и т.д. Поэтому и появилась идея добавить пакетик мяса.
3.3.Не варите кашу в пакетиках!
Кроме вышеперечисленных продуктов, есть еще известное более 10 лет растворимое картофельное пюре (например, Uncle Ben's, подразделение американской Mars, представило его одним из первых в России), каши быстрого приготовления для завтрака и соленые каши для вторых блюд. Картофельное пюре сейчас предлагают Knorr, Maggi и "Роллтон". Но его тоже покупают меньше, чем лапшу. Также для российского рынка выпускается гречневая каша, которую, например, в Европе покупают исключительно в качестве корма для птиц. Гречка позиционируется на рынке как второе блюдо наравне с картофельным пюре. Ее производит только Maggi, и пока что она не очень-то покупается - в прошлом году объем продаж составил лишь 6,4% от всего объема вторых блюд быстрого приготовления.
Каши для завтрака стремительно завоевали рынок - они ассоциируются у граждан со здоровым образом жизни и потребляются с удовольствием даже самыми ярыми противниками еды быстрого приготовления. Жители больших городов предпочитают те, что не нужно готовить, а регионы - каши быстрого приготовления, которые все же нужно варить. Объясняется это все теми же доходами: цена каши, требующей варки, в пересчете на килограмм продукции в пять раз ниже стоимости каши моментального приготовления. Предпочтение россияне отдают овсянке без добавок.
Информация о работе Продукты быстрого приготовления, особенности производства