Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:10, курсовая работа
Приводной механизм (или, сокращенно, привод) служит для приведения в движение тягового и грузонесущего элементов транспортера или непосредственно рабочих элементов в машинах без тягового элемента. По способу передачи тягового усилия различают приводы с передачей усилия зацеплением и фрикционные, передающие тяговое усилие трением. Фрикционные приводы применяются для лент, канатов и круглозвенных цепей; их разделяют на однобарабанные (одноблочные), двух- и трехбарабанные и специальные промежуточные.
Конвейер имеет вертикально замкнутый тяговый элемент, который огибает приводную и натяжную звездочки. Ходовая часть и поворотные устройства конвейера помещаются в закрытом металлическом кожухе. Тяговый элемент приводится в движение от привода, а первоначальное натяжение создается натяжным устройством.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное 
бюджетное образовательное 
Кафедра «Прикладная механика и графика»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
РАСЧЁТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по дисциплине Детали машин и основы конструирования
на тему:
«Привод цепного транспортера»
Исполнитель: Селезнёва Э.Е., студентка 3 курса, группа 150101
Руководитель: Кадошников В.И.
Работа допущена к защите «__» ______ 2013г. ___________
Работа защищена «__» ______ 2013г. с оценкой _____________.___________
Магнитогорск, 2013
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Кафедра «Прикладная механика и графика»
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Тема: Привод цепного транспортера
Студентке Селезнёвой Э.Е.
Исходные данные:
Тяговая сила P = 4 кН
Линейная скорость тягового органа V = 0,75 м/с
Шаг тяговой цепи р = 80 мм
Число зубьев z = 9
Срок сдачи «__» ______ 2012г.
Руководитель: ___________ /Кадошников В.И./
Задание получила: ________ /Селезнёва Э.Е./
Магнитогорск, 2012
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
Основное назначение цепных транспортеров – перемещение грузов по заданной трассе. Одновременно с транспортированием грузов они могут распределять их по заданным пунктам, складировать, накапливать в обусловленных местах, перемещать по технологическим операциям и обеспечивать необходимый ритм производственного процесса.
Приводной механизм (или, сокращенно, привод) служит для приведения в движение тягового и грузонесущего элементов транспортера или непосредственно рабочих элементов в машинах без тягового элемента. По способу передачи тягового усилия различают приводы с передачей усилия зацеплением и фрикционные, передающие тяговое усилие трением. Фрикционные приводы применяются для лент, канатов и круглозвенных цепей; их разделяют на однобарабанные (одноблочные), двух- и трехбарабанные и специальные промежуточные.
Конвейер имеет вертикально замкнутый тяговый элемент, который огибает приводную и натяжную звездочки. Ходовая часть и поворотные устройства конвейера помещаются в закрытом металлическом кожухе. Тяговый элемент приводится в движение от привода, а первоначальное натяжение создается натяжным устройством. Привод конвейеров редукторный, размещается в головной части конвейера. Привод может быть снабжен остановом для предохранения от обратного движения ходовой части.
Требуемая мощность рабочей машины (мощность на выходе):
где F – тяговая сила, кН;
υ – линейная скорость тягового органа, м/с.
кВт.
Общий КПД привода:
где ηк – КПД закрытой конической передачи, ηц = 0,95…0,97 [3];
ηоп – КПД открытой (ременной) передачи, ηоп = 0,96…0,98 [3];
ηм – КПД муфты, ηм = 0,98 [3];
ηпк – КПД одной пары подшипников качения ηпк = 0,99…0,995 [3].
.
Требуемая мощность электродвигателя .
кВт.
Выбираем электродвигатели с ближайшим большим значением номинальной мощности Pном = 4 кВт [2] (табл. 1).
Таблица 1
Электродвигатели с 
Вариант  | 
  Тип  | 
  Мощность, кВт  | 
  Синхронная частота вращения, об/мин  | 
  Номинальная частота, об/мин  | 
1  | 
  4АM100S2УЗ  | 
  4  | 
  3000  | 
  2880  | 
2  | 
  4AM100L4УЗ  | 
  4  | 
  1500  | 
  1430  | 
3  | 
  4AM112MB6УЗ  | 
  4  | 
  1000  | 
  950  | 
4  | 
  4АМ132S8УЗ  | 
  4  | 
  750  | 
  720  | 
Частота вращения (об/ мин) приводного вала (число оборотов на выходе):
где υ – линейная скорость тягового органа, м/с;
z – число зубьев звездочки;
p – шаг тяговой цепи, мм.
об/мин.
Передаточное число привода для всех приемлемых вариантов типа двигателя при заданной номинальной мощности: .
; ; ; .
Таблица 2
Передаточные числа ступеней привода
Передаточное число  | 
  Варианты  | |||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | |
Общее для привода  | 
  46,08  | 
  22,88  | 
  15,2  | 
  11,52  | 
Ременной передачи  | 
  9,22  | 
  4,58  | 
  3,04  | 
  2,3  | 
Конической ступени  | 
  5  | 
  5  | 
  5  | 
  5  | 
Выбираем третий вариант распределения передаточных чисел, поскольку передаточное число открытой передачи находится в рекомендуемом интервале 2…4. Принимаем следующие значения: u = 15,2; nном = 950 об/мин.
Максимальное допустимое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины
где nрм – частота вращения приводного вала, об/мин;
δ – допускаемое отклонение скорости приводного вала, %.
об/мин.
Допускаемая частота вращения приводного вала элеватора
Примем Δnрм = 0,83 об/мин, тогда об/мин.
Фактическое передаточное число привода ;
.
Отсюда передаточное число открытой ременной передачи ;
.
Таким образом, окончательно выбираем электродвигатель 4AM112MB6УЗ (Pном = 4 кВт, nном = 950 об/мин, рис. 1); передаточные числа:
- привода u = 15,
- редуктора uзп = 5,
- ременной передачи uоп = 3.
Рисунок 1 - Схема электродвигателя 4AM112MB6УЗ
Мощность двигателя Pдв = 3,27 кВт.
Мощность на выходном валу двигателя ;
кВт
Мощность на быстроходном валу редуктора ;
кВт.
Мощность на тихоходном валу редуктора ;
кВт.
Мощность рабочей машины ;
кВт.
Частота вращения, угловая скорость и вращающий момент на валу двигателя: ; ; .
об/мин; 1/с; Нм.
Частота вращения, угловая скорость и вращающий момент на быстроходном валу редуктора: ; ; .
об/мин; 1/с;
Нм.
Частота вращения, угловая скорость и вращающий момент на тихоходном валу редуктора: ; ; .
об/мин; 1/с; Нм.
Частота вращения, угловая скорость и вращающий момент на валу рабочей машины: ; ; .
об/мин; 1/с;
Нм.
Таблица 3
Силовые и кинематические параметры привода
Тип двигателя 4AM112MB6УЗ, Pном = 4 кВт, nном = 950 об/мин  | |||||||
Параметр  | 
  Передача  | 
  Параметр  | 
  Вал  | ||||
коническая  | 
  открытая  | 
  двигателя  | 
  редуктора  | 
  приводной рабочей машины  | |||
быстроходный  | 
  тихоходный  | ||||||
Передаточное число u  | 
  5  | 
  3  | 
  Расчетная мощность P, кВт  | 
  3,27  | 
  3,19  | 
  3,08  | 
  3  | 
Угловая скорость ω, 1/с  | 
  99,43  | 
  33,14  | 
  6,63  | 
  6,63  | |||
КПД η  | 
  0,97  | 
  0,98  | 
  Частота вращения n, об/мин  | 
  950  | 
  316,67  | 
  63,33  | 
  63,33  | 
Вращающий момент T, Нм  | 
  32,98  | 
  96,21  | 
  464,29  | 
  452,72  | |||
 
Выбираем для изготовления шестерни и колеса марку стали 40Х, термообработка – улучшение, твердость шестерней 269…302 HB, твердость колес 235…262 HB [3].
Средняя твердость шестерни НВ1ср = (269+302)/2 = 285,5.
Средняя твердость колеса НВ2ср = (235+262)/2 = 248,5.
Коэффициенты долговечности для шестерни и колеса KHL = KFL =1, поскольку число циклов перемены напряжений за весь срок службы значительно превышает число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости [3].
Допускаемое контактное напряжение, соответствующее числу циклов перемены напряжений .
Для шестерни Н/мм2.
Для колеса Н/мм2.
Допускаемые контактные напряжения для зубьев .
Для шестерни Н/мм2.
Для колеса Н/мм2.
Расчет ведется по меньшему значению допускаемых напряжений зубьев, т.е. по допускаемым напряжениям зубьев колеса.
Допускаемое напряжение изгиба, соответствующее числу циклов перемены напряжений .
Для шестерни Н/мм2.
Для колеса Н/мм2.
Допускаемые напряжения изгиба .
Для шестерни Н/мм2.
Для колеса Н/мм2.
Расчет также ведется по менее прочным зубьям.
Таблица 4
Механические характеристики материалов зубчатых передач
Элемент передачи  | 
  Марки стали  | 
  Термообработка  | 
  HBср  | 
  [σ]H  | 
  [σ]F  | 
| 
   Н/мм2  | |||||
| 
   Шестерня  | 
  40Х  | 
  У  | 
  258,5  | 
  580,9  | 
  294,07  | 
Колесо  | 
  40Х  | 
  У  | 
  248,5  | 
  514,3  | 
  255,96  | 
 
Внешний делительный диаметр колеса
где T3 – вращающий момент на тихоходном валу передачи, Нм;
KHβ – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, для прирабатывающихся колес с прямыми зубьями KHβ = 1;
- коэффициент вида конических колес, для прямозубых колес = 1;
мм.
Полученное значение округляем до ближайшего значения из ряда нормальных линейных размеров de2 = 340 мм.
Углы делительных конусов шестерни и колеса
; .
˚;
.
Внешнее конусное расстояние .
мм.
Ширина зубчатого венца шестерни и колеса
где ψR – коэффициент ширины венца, ψR = 0,285.
.
Округляем до целого числа по ряду Ra 40 b = 50.
Внешний окружной модуль
где KFβ – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, для прирабатывающихся колес с прямыми зубьями KHβ = 1;
- коэффициент вида конических колес, для прямозубых колес = 1;
мм.
Число зубьев колеса и шестерни , .
;
Фактическое передаточное число .
.
Его отклонение от заданного .
.
Действительные углы делительных конусов шестерни и колеса
; .
˚;
˚.
Для конических колес с разностью средних твердостей шестерни и колеса менее 100 выбираем коэффициент смещения инструмента для шестерни xe1 = 0,27.