Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:10, курсовая работа
Приводной механизм (или, сокращенно, привод) служит для приведения в движение тягового и грузонесущего элементов транспортера или непосредственно рабочих элементов в машинах без тягового элемента. По способу передачи тягового усилия различают приводы с передачей усилия зацеплением и фрикционные, передающие тяговое усилие трением. Фрикционные приводы применяются для лент, канатов и круглозвенных цепей; их разделяют на однобарабанные (одноблочные), двух- и трехбарабанные и специальные промежуточные.
Конвейер имеет вертикально замкнутый тяговый элемент, который огибает приводную и натяжную звездочки. Ходовая часть и поворотные устройства конвейера помещаются в закрытом металлическом кожухе. Тяговый элемент приводится в движение от привода, а первоначальное натяжение создается натяжным устройством.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Кафедра «Прикладная механика и графика»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
РАСЧЁТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по дисциплине Детали машин и основы конструирования
на тему:
«Привод цепного транспортера»
Исполнитель: Селезнёва Э.Е., студентка 3 курса, группа 150101
Руководитель: Кадошников В.И.
Работа допущена к защите «__» ______ 2013г. ___________
Работа защищена «__» ______ 2013г. с оценкой _____________.___________
Магнитогорск, 2013
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Кафедра «Прикладная механика и графика»
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Тема: Привод цепного транспортера
Студентке Селезнёвой Э.Е.
Исходные данные:
Тяговая сила P = 4 кН
Линейная скорость тягового органа V = 0,75 м/с
Шаг тяговой цепи р = 80 мм
Число зубьев z = 9
Срок сдачи «__» ______ 2012г.
Руководитель: ___________ /Кадошников В.И./
Задание получила: ________ /Селезнёва Э.Е./
Магнитогорск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Основное назначение цепных транспортеров – перемещение грузов по заданной трассе. Одновременно с транспортированием грузов они могут распределять их по заданным пунктам, складировать, накапливать в обусловленных местах, перемещать по технологическим операциям и обеспечивать необходимый ритм производственного процесса.
Приводной механизм (или, сокращенно, привод) служит для приведения в движение тягового и грузонесущего элементов транспортера или непосредственно рабочих элементов в машинах без тягового элемента. По способу передачи тягового усилия различают приводы с передачей усилия зацеплением и фрикционные, передающие тяговое усилие трением. Фрикционные приводы применяются для лент, канатов и круглозвенных цепей; их разделяют на однобарабанные (одноблочные), двух- и трехбарабанные и специальные промежуточные.
Конвейер имеет вертикально замкнутый тяговый элемент, который огибает приводную и натяжную звездочки. Ходовая часть и поворотные устройства конвейера помещаются в закрытом металлическом кожухе. Тяговый элемент приводится в движение от привода, а первоначальное натяжение создается натяжным устройством. Привод конвейеров редукторный, размещается в головной части конвейера. Привод может быть снабжен остановом для предохранения от обратного движения ходовой части.
Требуемая мощность рабочей машины (мощность на выходе):
где F – тяговая сила, кН;
υ – линейная скорость тягового органа, м/с.
кВт.
Общий КПД привода:
где ηк – КПД закрытой конической передачи, ηц = 0,95…0,97 [3];
ηоп – КПД открытой (ременной) передачи, ηоп = 0,96…0,98 [3];
ηм – КПД муфты, ηм = 0,98 [3];
ηпк – КПД одной пары подшипников качения ηпк = 0,99…0,995 [3].
.
Требуемая мощность электродвигателя .
кВт.
Выбираем электродвигатели с ближайшим большим значением номинальной мощности Pном = 4 кВт [2] (табл. 1).
Таблица 1
Электродвигатели с
Вариант |
Тип |
Мощность, кВт |
Синхронная частота вращения, об/мин |
Номинальная частота, об/мин |
1 |
4АM100S2УЗ |
4 |
3000 |
2880 |
2 |
4AM100L4УЗ |
4 |
1500 |
1430 |
3 |
4AM112MB6УЗ |
4 |
1000 |
950 |
4 |
4АМ132S8УЗ |
4 |
750 |
720 |
Частота вращения (об/ мин) приводного вала (число оборотов на выходе):
где υ – линейная скорость тягового органа, м/с;
z – число зубьев звездочки;
p – шаг тяговой цепи, мм.
об/мин.
Передаточное число привода для всех приемлемых вариантов типа двигателя при заданной номинальной мощности: .
; ; ; .
Таблица 2
Передаточные числа ступеней привода
Передаточное число |
Варианты | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Общее для привода |
46,08 |
22,88 |
15,2 |
11,52 |
Ременной передачи |
9,22 |
4,58 |
3,04 |
2,3 |
Конической ступени |
5 |
5 |
5 |
5 |
Выбираем третий вариант распределения передаточных чисел, поскольку передаточное число открытой передачи находится в рекомендуемом интервале 2…4. Принимаем следующие значения: u = 15,2; nном = 950 об/мин.
Максимальное допустимое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины
где nрм – частота вращения приводного вала, об/мин;
δ – допускаемое отклонение скорости приводного вала, %.
об/мин.
Допускаемая частота вращения приводного вала элеватора
Примем Δnрм = 0,83 об/мин, тогда об/мин.
Фактическое передаточное число привода ;
.
Отсюда передаточное число открытой ременной передачи ;
.
Таким образом, окончательно выбираем электродвигатель 4AM112MB6УЗ (Pном = 4 кВт, nном = 950 об/мин, рис. 1); передаточные числа:
- привода u = 15,
- редуктора uзп = 5,
- ременной передачи uоп = 3.
Рисунок 1 - Схема электродвигателя 4AM112MB6УЗ
Мощность двигателя Pдв = 3,27 кВт.
Мощность на выходном валу двигателя ;
кВт
Мощность на быстроходном валу редуктора ;
кВт.
Мощность на тихоходном валу редуктора ;
кВт.
Мощность рабочей машины ;
кВт.
Частота вращения, угловая скорость и вращающий момент на валу двигателя: ; ; .
об/мин; 1/с; Нм.
Частота вращения, угловая скорость и вращающий момент на быстроходном валу редуктора: ; ; .
об/мин; 1/с;
Нм.
Частота вращения, угловая скорость и вращающий момент на тихоходном валу редуктора: ; ; .
об/мин; 1/с; Нм.
Частота вращения, угловая скорость и вращающий момент на валу рабочей машины: ; ; .
об/мин; 1/с;
Нм.
Таблица 3
Силовые и кинематические параметры привода
Тип двигателя 4AM112MB6УЗ, Pном = 4 кВт, nном = 950 об/мин | |||||||
Параметр |
Передача |
Параметр |
Вал | ||||
коническая |
открытая |
двигателя |
редуктора |
приводной рабочей машины | |||
быстроходный |
тихоходный | ||||||
Передаточное число u |
5 |
3 |
Расчетная мощность P, кВт |
3,27 |
3,19 |
3,08 |
3 |
Угловая скорость ω, 1/с |
99,43 |
33,14 |
6,63 |
6,63 | |||
КПД η |
0,97 |
0,98 |
Частота вращения n, об/мин |
950 |
316,67 |
63,33 |
63,33 |
Вращающий момент T, Нм |
32,98 |
96,21 |
464,29 |
452,72 |
Выбираем для изготовления шестерни и колеса марку стали 40Х, термообработка – улучшение, твердость шестерней 269…302 HB, твердость колес 235…262 HB [3].
Средняя твердость шестерни НВ1ср = (269+302)/2 = 285,5.
Средняя твердость колеса НВ2ср = (235+262)/2 = 248,5.
Коэффициенты долговечности для шестерни и колеса KHL = KFL =1, поскольку число циклов перемены напряжений за весь срок службы значительно превышает число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости [3].
Допускаемое контактное напряжение, соответствующее числу циклов перемены напряжений .
Для шестерни Н/мм2.
Для колеса Н/мм2.
Допускаемые контактные напряжения для зубьев .
Для шестерни Н/мм2.
Для колеса Н/мм2.
Расчет ведется по меньшему значению допускаемых напряжений зубьев, т.е. по допускаемым напряжениям зубьев колеса.
Допускаемое напряжение изгиба, соответствующее числу циклов перемены напряжений .
Для шестерни Н/мм2.
Для колеса Н/мм2.
Допускаемые напряжения изгиба .
Для шестерни Н/мм2.
Для колеса Н/мм2.
Расчет также ведется по менее прочным зубьям.
Таблица 4
Механические характеристики материалов зубчатых передач
Элемент передачи |
Марки стали |
Термообработка |
HBср |
[σ]H |
[σ]F |
Н/мм2 | |||||
Шестерня |
40Х |
У |
258,5 |
580,9 |
294,07 |
Колесо |
40Х |
У |
248,5 |
514,3 |
255,96 |
Внешний делительный диаметр колеса
где T3 – вращающий момент на тихоходном валу передачи, Нм;
KHβ – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, для прирабатывающихся колес с прямыми зубьями KHβ = 1;
- коэффициент вида конических колес, для прямозубых колес = 1;
мм.
Полученное значение округляем до ближайшего значения из ряда нормальных линейных размеров de2 = 340 мм.
Углы делительных конусов шестерни и колеса
; .
˚;
.
Внешнее конусное расстояние .
мм.
Ширина зубчатого венца шестерни и колеса
где ψR – коэффициент ширины венца, ψR = 0,285.
.
Округляем до целого числа по ряду Ra 40 b = 50.
Внешний окружной модуль
где KFβ – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, для прирабатывающихся колес с прямыми зубьями KHβ = 1;
- коэффициент вида конических колес, для прямозубых колес = 1;
мм.
Число зубьев колеса и шестерни , .
;
Фактическое передаточное число .
.
Его отклонение от заданного .
.
Действительные углы делительных конусов шестерни и колеса
; .
˚;
˚.
Для конических колес с разностью средних твердостей шестерни и колеса менее 100 выбираем коэффициент смещения инструмента для шестерни xe1 = 0,27.