Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 22:15, реферат
Цели испытаний тары разные и зависят от их вида: приемно-сдаточных, периодических или сертификационных; применяемого оборудования при погрузке-выгрузке упаковки, вида транспорта, условий хранения на складе. Методы испытания можно условно разделить на:
-физические
-химические
-физико-химические
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
Кафедра физикохимии материалов и производственных технологий
на тему: Основные методы испытания потребительской тары, их характеристика.
Студента ВШУБ
4 курса, гр. ВВЛ-4 ___________ Е.А. Мозолевская
Руководитель
МИНСК 2015
Введение
На стадиях товарного оборота и потребления,
в частности при транспортировке, сохранении,
реализации и потреблении, необходимое
влияние на товар факторов, обеспечивающих
сохранение сформированного качества. Методы испытаний зависят от типа и вида
тары, ее назначения и тех факторов воздействия
внешней среды, которым подвергается упаковка
в процессе хранения или транспортирования.
Цели испытаний тары разные и зависят
от их вида: приемно-сдаточных, периодических
или сертификационных; применяемого оборудования
при погрузке-выгрузке упаковки, вида
транспорта, условий хранения на складе.
Методы испытания можно условно разделить
на:
-физические
-химические
-физико-химические
-физико-механические.
Качество тары определяется на основании статистических методов расчета показателей, в основе которых лежат показатели дефектности, приемочное и браковочное числа. При описании методов испытаний тары эти показатели приведен в ГОСТах на испытания соответствующих видов продукции.
Инструментальными
(измерительными) методами потребительскую
тару оценивают:
по
геометрическим размерам – диаметру горловины,
отклонению от вертикальной оси, высоте,
длине, ширине и др.
по физическими свойствами – массе, вместимости,
герметичности; оптическим показателям,
электропроводности для определения сплошности
антикоррозионного покрытия и др.
по химическим свойствам – устойчивости
к действию кислот, щелочей, органических
растворителей и др.
Потребительская тара и ее назначения
Потребительская тара — это тара, поступающая к потребителю с продукцией.
Потребительская упаковка предназначена для расфасовки и сохранения товара небольшого количества у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительную расфасовку товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем или длина). Для жидких продовольственных товаров применение потребительской упаковки является обязательным условием при розничной продаже.
Государство осуществляет метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках.
Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требования к партии товаров в упаковках.
Требования к индивидуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого предела, указанного в нормативной документации.
Основное требование, предъявляемое к партии фасованных товаров в упаковках — среднее содержимое партии не должно быть меньше номинального количества, указанного на упаковке. Другими словами, если в одной упаковке — недовложение, то в другой должно быть переложение, а в среднем партия должна соответствовать номинальному указанному количеству. Это требование защищает потребителя как общественную категорию от материального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик товаров.
Потребительская тара (упаковка) является частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность потребителя. Она, как правило, не предназначается для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры.
Потребительская тара должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению обеспечивались:
минимизация риска, обусловленного конструкцией потребительской тары, ее изготовлением и применяемыми сырьем и материалами;
отсутствие неприемлемого риска, связанного с использованием потребительской тары, который нельзя исключить при изменении конструкции тары без изменения ее функции и основных характеристик, замене материалов.
Безопасность потребительской
тары должна обеспечиваться
к применяемому сырью и материалам;
к физико-механическим показателям;
к химической стойкости;
к маркировке;
к процессам обращения (хранения, транспортирования, возможности вторичной переработки);
к укупорочным средствам.
Требования к внешнему виду
Поверхность тары должна быть чистой, гладкой, без пузырей, сквозных отверстий, трещин
и сколов.
На поверхности тары допускаются царапины, инородные включения в количестве, не превышающем установленного в нормативные документы (НД) на материал, и другие дефекты в соответствии с конструкторской документации (КД), образцами-эталонами и контрольными образцами на тару конкретного вида (при наличии).
Тара может изготовляться неокрашенной или окрашенной. Цвет тары должен устанавливаться в КД на тару конкретного вида либо оговариваться в договоре на поставку.
Покрытие, нанесенное на тару, должно быть ровным, без вздутий, пузырей и отслаивания. Рельеф должен быть четким, без смещений. Рисунок, нанесенный различными методами (печатью, тиснением и др.), должен быть четким, без искажений и пропусков.
Другие требования к качеству рисунка могут устанавливаться в КД на тару конкретного вида.
Требования к герметичности
Тара, закрытая укупорочными средствами, должна быть герметичной под воздействием внутреннего избыточного давления в соответствии с требованиями таблицы 1.
В зависимости от назначения тары, характера упаковываемой продукции и применяемых
укупорочных средств, конкретные значения испытательного давления, а также необходимость кон-
троля герметичности тары или герметичности укупоривания, устанавливают в технических условиях (ТУ) и (или) КД ) на таруконкретного вида либо оговаривают в договоре на поставку.
Необходимость предъявления требований к герметичности тары, изготовляемой из пленочных материалов либо поставляемых без укупорочных средств, устанавливают в ТУ и (или) КД на тару конкретного вида или оговаривают в договоре на поставку.
Таблица 1
Внутреннее |
|||
Вид тары |
Упаковываемая продукция |
избыточное |
|
давление, кПа, |
|||
не менее |
|||
Банки, бутылки, |
Лаки, краски, эмали, грунтовки, олифы, растворители |
||
канистры, тубы |
Полирующие составы |
||
Моющие, чистящие, клеящие, дезинфицирующие средства и |
|||
другие товары бытовой химии жидкие |
20 |
||
Технические масла и смазочные материалы |
|||
Пищевые продукты |
|||
Лекарственные средства (препараты) |
|||
Парфюмерно-косметические средства |
|||
Банки, бутылки, |
Шпатлевки, густотертые краски |
||
канистры, тубы |
Пигменты и краски для художественных работ |
||
Уплотнительные мастики, замазки |
10 |
||
Пастообразные, моющие, чистящие и другие товары бытовой |
|||
Химии |
|||
Порошкообразные средства |
|||
Краски водно-дисперсионные |
|||
Стаканчики с |
Пищевые продукты |
10 |
|
Крышками |
|||
Банки из |
Пастообразные, моющие, чистящие и другие товары бытовой |
||
Пленочных |
Химии |
5 |
|
Материалов |
|||
Требования к механической прочности
Тара должна выдерживать не менее двух падений без разрушения и течи при испытании на удар при свободном падении в соответствии с требованиями таблицы 2.
Таблица 2
Материал тары |
Номинальная вместимость |
Высота падения, | ||||||||||
тары, дм3 |
м, не менее | |||||||||||
Полиэтилен высокого давления (низкой плотности) |
До 5,0 включ. |
0,9 | ||||||||||
(ПЭВД) |
||||||||||||
Св. 5,0 до 10,0 включ. |
0,8 | |||||||||||
Полипропилен (ПП) |
||||||||||||
Полистирол (ПС) |
||||||||||||
Полиэтилен низкого давления (высокой плотности) |
До 1,0 включ. |
1,2 | ||||||||||
(ПЭНД) |
||||||||||||
Св. 1,0 до 5,0 включ. |
0,9 | |||||||||||
Смеси полиэтиленов высокого (ПЭВД) и низкого |
||||||||||||
Св. 5,0 до 10,0 включ. |
0,8 | |||||||||||
(ПЭНД) давлений |
||||||||||||
Жесткий поливинилхлорид (ПВХ-Ж) |
До 5,0 включ. |
0,8 | ||||||||||
Полиэтилентерефталат (ПЭТ) |
Св. 5,0 до 10,0 включ. |
0,7 | ||||||||||
Пленочные материалы (ПВХ, ПЭТ) |
До 5,0 включ. |
0,8 |
Тара должна выдерживать усилие при сжатии в осевом направлении в соответствии с требованиями таблицы 3.
Таблица 3
Усилие при сжатии, Н (кгс), не менее |
|||||||||||||
Номинальная |
|||||||||||||
Туба, |
Банка из |
Коробка из |
|||||||||||
вместимость, дм3 |
Банка |
Бутылка |
Канистра |
пленочных |
пленочных |
||||||||
стаканчик |
материалов |
материалов |
|||||||||||
До 0,5 включ. |
196 |
(20) |
98 (10) |
– |
49 (5) |
118 (12) |
|||||||
Св. 0,5 до 1,0 включ. |
343 |
(35) |
98 (10) |
– |
– |
118 (12) |
|||||||
Св 1,0 до 2,0 включ. |
393 |
(40) |
147 (15) |
245 (25) |
– |
– |
49 (5) |
||||||
Св. 2,0 до 3,0 включ. |
491 |
(50) |
147 (15) |
294 (30) |
– |
– |
|||||||
Св. 3,0 до 5,0 включ. |
736 |
(75) |
– |
441 (45) |
– |
– |
|||||||
Св. 5,0 до 10,0 включ. |
1030 |
(105) |
– |
– |
– |
– |
– |
Информация о работе Основные методы испытания потребительской тары, их характеристика