Нетрадиционные технологии в ювелирном производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Благодаря нашим предкам, оставившим после себя шедевры ювелирного искусства из различных материалов, в народе прочно укрепилось представление о ювелирной работе как о совершенстве мастерства. Любую мастерски выполненную, тщательную, тонкую работу мы называем «ювелирной».
В данном реферате мы будем рассматривать такие нетрадиционные технологии изготовления ювелирных изделий, как техника мокуме гане, РСМ или AC, стилогальваника, пескоструйная очистка, матировка металла, 3D моделирование.

Оглавление

Ведение …………………………………………………………… 3
Техника мокуме гане……………………………………………... 4
РСМ или AC………………………………………………………12
Стилогальваника………………………………………………….16
Пескоструйная очистка, матировка металла……………………32
3D моделирование……………………………………………….. 35
Заключение………………………………………………………..37
Список используемой литературы………………………………38

Файлы: 1 файл

Механика.docx

— 708.84 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

 Высшего  профессионального образования 

«Костромской  государственный технологический  университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

 

 

 

              Выполнили:

                        Курочкина Т. Е., Строителева Е.В.

                                                                        группа 10-ТХМ-4

                                                                        Проверила:

                                                                        Шутова А. Г.

 

 

 

 

 

Кострома 2012.

 

 

Содержание.

Ведение …………………………………………………………… 3

Техника мокуме гане……………………………………………... 4

РСМ или AC………………………………………………………12

Стилогальваника………………………………………………….16

Пескоструйная очистка, матировка металла……………………32

3D моделирование……………………………………………….. 35

Заключение………………………………………………………..37

Список используемой литературы………………………………38

 

 

Ведение.

Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространенных видов декоративно-прикладных направлений. Сохранившиеся до наших дней ювелирные  изделия дают представление о  традициях, вкусах и мастерстве ювелиров прошлого. Уровень исполнительского мастерства в лучших изделиях XVIII—XIX вв. остается недостижимым даже в наше время. Слово «ювелирный» употребляется  не только в значении «драгоценный». Благодаря нашим предкам, оставившим после себя шедевры ювелирного искусства  из различных материалов, в народе прочно укрепилось представление о  ювелирной работе как о совершенстве мастерства. Любую мастерски выполненную, тщательную, тонкую работу мы называем «ювелирной». 

 

В данном реферате мы будем рассматривать  такие нетрадиционные технологии изготовления ювелирных изделий, как техника  мокуме гане, РСМ или AC, стилогальваника, пескоструйная очистка, матировка металла, 3D моделирование.

 

 

 

Техника мокуме гане.

Мокуме гане (mokume gane) – это название техники обработки металла, изобретенной в Японии примерно 3-4 столетия назад. Этот способ заключается в составлении  целостной композиции из двух или  более разнородных металлов, которые  накладывались друг на друга слоями, создавая в условиях термической  обработки, однородный сплав. В традиции японской техники такой сплав  достигался благодаря диффузионной сварке в угольных кузницах. Таким  образом, разноцветные металлы при  их сплаве разрезались и скручивались, создавая необыкновенные рисунки и  узоры. Однако такая металлическая  пластина считалась готовой, только после того как она окончательно выковывалась с использованием определенных производственных технологий. Этот способ сегодня особенно популярен при  изготовлении оригинальных обручальных  колец.


 

 

Сам перевод понятия “мокуме  гане” (mokume gane) означает «металлическая древесина сосны», потому что рисунки  на металле визуально напоминают древесную фактуру. “Мокуме” в буквальном смысле слова означает «древесное око». Должно быть, это понятие использовалось, чтоб подчеркнуть сходство с древесным  волокном. “Гане” переводится словом металл. Таким образом, буквально  на русский все это понятие  можно перевести как “Металлическая текстура древесины”.


Перед тем, как начать процесс создания украшений, мастер должен выбрать металлы, различные по своим свойствам, наиболее важные из которых – ковкость и  цвет. В выборе цвета важную роль играет не только естественный цвет металла, но также и те различные оттенки, которые могут появляться в результате применения химических веществ и/или  накаливания.

 

В зависимости от количества материала  и того рисунка, который нужно  в результате получить, листы металла  по своей толщине могут варьироваться  от сотых миллиметра до одного сантиметра. Все листы вырезаются одинаковой формы и затем тщательно очищаются  от пыли, жира и (самое главное) оксидов.

 

После плотного наложения всех пластин, металлическая заготовка нагревается  до такой степени, что металлы  вступают во взаимодействие друг с  другом, образуя единый сплав. В зависимости  от используемой техники, этот сплав  может быть подвержен диффузионной сварке в твердом состоянии, переходном жидком состоянии или же каждый отдельный  лист может пройти этап жидкой диффузной  сварки, а уже затем быть присоединен  к остальным металлическим пластинам. Перед тем, как нанести рисунок, пластины выковываются и привариваются  друг к другу, образуя очень прочный  сплав. Сам процесс создания украшения  или рисунка – ни что иное, как обнажение внутренних слоев  металлических пластин, их извлечение на лицевую поверхность. Это может  достигаться несколькими методами.

 

Поверхность пластины может быть отчеканена резцом или фрезой, а затем выровнена  долотом до определенной толщины, или  же поверхность может остаться без изменений, такой, какой она стала после чеканки. Можно также проштемпелевать или отперфорировать одну из двух сторон получившейся металлической пластины, срезая напильником поверхность и обнажая, таким образом, нижние слои металла. Можно также выкручивать и изгибать верхние слои металлических пластин, параллельно выковывая их, обнажая, таким образом, самую последнюю пластину. Именно за счет многослойности пластины возникает так много возможностей в создании рисунка. В этом процессе происходит взаимодействие техники и искусства. Здесь возможность создать необыкновенный узор при изготовлении оригинальных обручальных колец ограничивается только лишь воображением мастера.

 

История Мокуме Гане, конец 17 века —  середина 20 века

 

В феодальной Японии меч был одним  из основных металлических изделий. Самые лучшие и опытные мастера  создавали такие мечи и снаряжение к ним, но открытие новой техники  украшения оружия, несомненно, принадлежит  Денбею Шоами (1651-1728), кузнецу из префектуры Акита.

 

Первое изделие Шоами представляло собой листы меди и шакудо (так  в Японии назывался сплав меди и золота, последнее могло составлять от 2.5% до 4%). Листы меди и шакудо накладывались  слоями, образуя тсуба (чашку меча), которая была сплющенной по краям  и украшенной резными узорами.

 

Шоами также научился добиваться эффекта  куири-бори, схожего с китайской  и японской техникой лакирования. Эта  техника представляла собой параллельное и перемежающееся наложение черного  и красного лакирования. На ручке  шпаги вырезались желобки и узоры, которые обнажали внутреннее переплетение двухцветного лакирования. Шоами постепенно научился разглаживать гравировку и  воссоздавать на поверхности пластинчатой массы узоры, схожие с текстурой  древесины

 

Вероятно, именно Шоами разработал технику мокуме Гане (mokume gane), пытаясь  еще больше украсить и усовершенствовать  создаваемые им мечи. Он применил традиционную технику кузнечной сварки по цветным  металлам. Свидетельством тому – множество  шпажных ручек в стиле мокуме-гане и других металлических предметов, украшенных рисунком, схожим с рисунком на клинках мечей. Свои знания Шоами  передал и другим мастерам кузнечного дела, которые создали множество  неповторимых мокуме Гане (mokume gane) тсуба  и всевозможные аксессуары к ним. Даже сегодня можно встретить  целые коллекции предметов, выполненных  в этом стиле.


 

Кроме мастеров по созданию мечей  и аксессуаров к ним, этой техникой со временем научились пользоваться и те кузнецы, которые выковывали посуду и другие предметы домашней утвари. В Марте 1893 во время своей  лекции для Общества Любителей Искусства  профессор Робертс-Остин Чендлер  описывает один такой предмет, а  точнее вазу, выполненную в стиле  мокуме-гане и находящуюся в коллекции  Британской королевской семьи.

 

Из-за сложности производства, мокуме гане (mokume gane) никогда не была распространенной техникой, несмотря на то, что имеется  множество предметов, выполненных  в этом стиле. Некаторые из них  были экспортированы в Европу и Северную Америку в конце 19 - начале 20 века.

Эти великолепные вещи привлекли внимание таких ученых как Робертс-Остин (о  котором упоминалось выше), и Рафаэль  Пампелли. Именно они были пионерами  в описании техники на Английском в 1866 году.

 

Превосходные дамасские работы были созданы по принципу припаивания, одного поверх другого, листовых слоев  из золота, шакдо, серебра, розовой меди и ски бу ичи1, затем все масса  обрезалась и расскатывалась до тонкой прослойки при помощи конической развертки, что позволяло создать  концентрические окружности и желоба в форме треугольника, которые  все вместе образовывали параллельные, прямые или скрученные линии.

 

Пампелли описал технику как  наложение слоев, сплавленных между  собой. Его описание было популярно  в 20 веке, несмотря на то, что западные мастера кузнечного дела едва ли могли  воспроизвести что-то подобное. И  только современный анализ предметов  техники мокуме-гане позволил уточнить, что они создавались с помощью  диффузионной сварки, а не сплавления. Едва ли с помощью простого припоя над предметом в дальнейшем можно  произвести какие-либо манипуляции, необходимые  для создания рисунка, требующегося для техники мокуме-гане. Это становится невозможным из-за абсолютной неэластичности припаянных металлов.

 

Однако  такие трудности не остановили западных умельцев, которые даже с техникой Пампелли ухитрились создать кое-какие  предметы. Кроме того, в период с 19 по 20 век на Западе было не менее  двух кузнецов, которые работали в  стиле мокуме-гане. Они использовали уникальные исконно японские методы, техники и стиль.

 

В первой половине 20 столетия техника  мокуме-гане была практически неизвестна на Западе. Только ученые и работники  музеев, такие как Доктор Сирил  Стэнли Смит, Герберт Майрон и немногие японские коллекционеры знали о  существовании этого стиля. Даже в самой Японии, кажется, совсем забыли о мокуме Гане (mokume gane). На современном  этапе развития, Япония потихоньку отодвигается от своих традиций, остается мало тех, кто действительно владеет  теми или иными традиционными  искусствами и техниками. Поэтому  и мокуме Гане (mokume gane) могла быть практически полностью утеряна.

 

Анализируя техники изготовления старинных мечей и их лезвий, выполненных  из железа и цветных металлов, Доктор Смит привлек внимание ученых и мастеров Университета Южного Иллинойса в  Карбондэле (SIUC). В начале 60-х, под  началом профессора Л. Брента Кингтона была собрана группа выпускников  университета, которые занялись исследованием  и изучением металлических орнаментальных рисунков азиатской, исламской и  европейской культуры. Найденные  образцы доставлялись для анализа  непосредственно исследователям и  ученым.

 

Конечно, после того, как были найдены  некоторые экземпляры, снова возродились  идеи воссоздания техники мокуме Гане (mokume gane). Было испробовано множество  методов, начиная припоем, заканчивая погружением этого же припоя в  жидкий металл. Но ничего приблизительно похожего на мокуме Гане (mokume gane) создано  не было. Только посредствам тайных секретов от мастеров кузнечного дела и литературных описаний кузнечной  сварки меди, ученые смогли разгадать  секрет мокуме Гане (mokume gane). Как буквально  выразился профессор Кингтон: “Меня  осенило”.

В 1970 году Хироко Сато Пиджановский и  Джен Пиджановский (инструкторы и  мастера кузнечного дела, изучающие  традиционные японские техники), посетили Японию и своими глазами увидели коллекцию посуды мокуме гане (mokume gane).

 

… мы присутствовали на годовщине  “Выставки традиционных искусств”  в универмаге Митсукоши в Токио. Там была представлена кружка в стиле  мокуме Гане (mokume gane), созданная Гайокумейем  Шиндо. Работа выполнена превосходно. Создается впечатление, что поверхность  была так отполирована, что напоминает мрамор, без намека на физическое или  техническое воздействие, или на припой цветных металлов с серебром. После этого визита, мокуме-гане заворожила нас, что стало следствием второй нашей поездки в Японию вместе с Норио Тамагава, опытным  мастером макуме Гане (mokume gane).

 

Затем Пиджановские вернулись в  США, где начали выпускать публикации о проделанном ими исследовании в области мокуме Гане (mokume gane), распространяя, таким образом, и секреты самого ремесла.

Все эти мероприятия, так или  иначе, пробудили интерес общественности. Весной 1977 братья Пиджановские были приглашены в Университет Южного Иллинойса (SIUC) на лекцию, организованную художниками  и мастерами ремесленных дел. Все они поделились своим опытом и знаниями в области традиционных японских техник по сплавам оттеночных патин и применяемых методов. Группа студентов из университета Карбондел  высказала свои соображения по поводу способов применения кузнечного мастерства. Значительный вклад в изучение этого  процесса внес студент Марвин Дженсен, который предположил, что металлическое  изделие подвергалось компрессингу во время наложения слоев один на другой. Компрессорное устройство представляло собой два стальных листа шириной от одного до двух сантиметров, по периметру которых  было просверлено от 4 до 6 дыр. В эти  отверстия затем вставлялись  болты. Сами листы цветных металлов вкладывались по середине такого устройства. В процессе наслаивания, пластины сжимались под воздействием пресса, и это было лучшим устройством, чем проволочное скрепление и сжатие листов, как это предлагали делать Тамагава и Пиджановские. Именно благодаря сильнейшему прессингу, время на подготовку прослоенных пластин значительно уменьшилось. Их больше не нужно было выравнивать, потому что все шероховатости разглаживались давлением одной пластины на другую. Эта инновация значительно упростила процесс и качество наслоения листов.

 

Зимой 1982 года мастера ремесленного дела установили своеобразную мастерскую в  Иллинойском университете (SIUC). На этой выставке проводились курсы по обучению техники мокуме Гане (mokume gane), таким  образом, инструкторы решили распространить знания и методы этого стиля среди  других мастеров кузнечного дела. После  такого масштабного процесса исследований, распространения и печати огромного  количества публикаций братьев Пиджановских и студенческой исследовательской  группы, мокуме Гане (mokume gane) заинтересовались дизайнеры, производители ювелирных украшений, мастера ремесленного дела, да и вся общественность в целом. Стив Миджетт, золотых дел мастер, создал учебное видео, а также посвятил две книги стилю мокуме-гане, которые вызвали еще больший ажиотаж, интерес и понимание этой техники. Выпускник Иллинойского университета, Филипп Болдуин, заявил: “На сегодняшний день в США так много людей, работающих в стиле мокуме Гане (mokume gane), что, вероятно, их даже больше, чем их было за весь период существования Японии”.

Информация о работе Нетрадиционные технологии в ювелирном производстве