Автор: Иван Крутов, 20 Сентября 2010 в 18:00, лекция
Лекции по двигателям
Карбюраторные и дизельные двигатели
В данном разделе речь пойдет о карбюраторных и дизельных двигателях, работающих на жидком топливе.
Для работы карбюраторных двигателей необходим бензин, для работы дизельных – дизельное топливо. КПД этих двигателей составляет 20%.
Рассмотрим подробнее устройство каждого из двигателей.
Устройство гидравлического привода: (рисунок 18.2):
Рис. 18.2. Схема гидропривода тормозов 1 - тормозные цилиндры передних колес; 2 - трубопровод передних тормозов; 3 - трубопровод задних тормозов; 4 - тормозные цилиндры задних колес; 5 - бачок главного тормозного цилиндра; 6 - главный тормозной цилиндр; 7 - поршень главного тормозного цилиндра; 8 - шток; 9 - педаль тормоза
При нажатии на педаль тормоза водитель передает свое усилие через шток на поршень главного тормозного цилиндра. Поршень давит на специальную жидкость. От нее давление идет по трубкам к тормозным цилиндрам, которые заставляют их выдвигать поршни. Эти поршни передают усилие на тормозные колодки. Они-то и заставляют автомобиль остановиться.
Чтобы усилие, при котором нужно нажать на педаль тормоза не оказалось слишком большим и не утомляло водителя, в гидравлическом приводе применяется вакуумный усилитель. Он облегчает работу водителю с тормозной педалью.
Тормозной механизм оказывает воздействие на скорость вращения колеса, уменьшая ее. Уменьшение скорости вращения происходит за счет сил трения между накладками тормозных колодок и тормозным барабаном (диском). В зависимости от применяемой конструкции тормоза бываю дисковые (применяются на передних колесах) и барабанные (применяются на задних колесах).
Перейдем к рассмотрению стояночной тормозной системы. Она необходима для предотвращения возникновения произвольного движения автомобиля в момент его стоянки. Стояночная тормозная система также не допускает движение авто назад, когда он начинает стартовать на подъем. Управление этим тормозом происходит при помощи рычага, расположенного между передними сиденьями (так называемы «ручник»).
При поднятии «ручника» происходит натяжение двух металлических тросов, один из которых прижимает тормозные колодки к барабанам. Поэтому автомобиль остается неподвижным до того момента, пока водитель не опустит рычаг тормоза и не начнет движение автомобиля.
Увеличенный ход педали (ослабление педали тормоза). Причина: износ накладок тормозных колодок, попадание воздуха в системе гидропривода, утечка тормозной жидкости. Способ устранения: замена изношенных деталей, предотвращение утечки тормозной жидкости, прокачка гидропривода с целью удаления воздуха.
Увод автомобиля в сторону (при торможении). Причина: выход из строя одного из колесных тормозных цилиндров, износ или замасливание накладок тормозных колодок. Способ устранения: замена несправных цилиндров или колодок, чистка загрязненных колодок.
Шум при нажатии на педаль тормоза или вибрации. Причина: загрязнение тормозных механизмов, износ накладок тормозных колодок, ослабление или поломка стяжных пружин задних тормозных колодок, износ тормозных барабанов или дисков. Способ устранения: замена изношенных деталей, чистка тормозных механизмов.
Источники тока
Электрооборудование автомобиля делится на источники и потребители тока (рис. 19.1).
Рассмотрим сначала источники тока: аккумуляторную батарею и генератор. Рис. 19.1. Источники и потребители электрического тока 1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - выключатели потребителей Рис. 19.2. Аккумуляторная батарея 1 - корпус; 2 - крышка; 3 - «плюсовая» клемма; 4 - один из шести аккумуляторов; 5 - «минусовая» клемма; 6 - пробка; 7 - заливное отверстие; 8 - пластины аккумулятора
Аккумуляторная батарея (рисунок 19.2), являясь источником тока питает потребителей тока, когда двигатель не работает или работает на малых оборотах. Батарея размещена в моторном отсеке на специально предназначенной полке. Минус батареи соединен с массой, плюс – с потребителями тока через проводники. Аккумуляторная батарея объединяет шесть аккумуляторов в одном корпусе. По сути это последовательная электрическая цепь. На полюсных окончаниях батарей возникат напряжение равное 12-ти вольтам. Рис. 19.3. Генератор 1 - корпус генератора; 2 - обмотка статора; 3 - ротор; 4 - шкив привода генератора; 5 - ремень; 6 - кронштейн крепления; 7 - контактные кольца; 8 - щетки; 9 - регулятор напряжения; 10 - вывод «30» для подключения потребителей; 11 - вывод «61» для питания цепи амперметра и контрольных ламп на щитке приборов; 12 - выпрямитель
Генератор (рисунок
19.3) выполняет более широкие
Питает потребители и заряжает аккумуляторную батарею генератор только тогда, когда его напряжение превышает напряжение аккумуляторное. Это связано с тем, что генератор включен в электрическую цепь параллельно аккумулятору. Он включен в электрическую цепь автомобиля параллельно аккумуляторной батарее. Повышение напряжения происходит при начале работы двигателя на оборотах, превышающих холостые, так как напряжение генератора зависит от скорости, с которой вращается его ротор. Когда обороты ротора увеличиваются, может произойти превышение требуемого напряжения в генераторе. Чтобы этого не произошло, существует регулятор напряжения. Он поддерживает напряжение генератора равное 13,6 - 14,2 вольтам.
Потребителями тока являются:
Система пуска двигателя
Система пуска двигателя состоит из следующих механизмов (рисунок 20.1):
Стартер - мощный
электрический двигатель
Стартер совершает работу в три этапа:
1. С помощью механизма привода стартера шестерня на валу якоря вступает в зацепление с зубчатым венцом маховика.
2. Вал и шестерня
начинают вместе вращаться.
3. Как только двигатель начал работать, механизм привода выводит шестерню из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Все эти этапы повторяются каждый раз при повороте ключа в замке зажигания.
Приборы освещения
Приборы освещения и сигнализации относятся к потребителям тока. К ним подается ток с напряжением 12 вольт, когда водитель нажимает соответствующий переключатель в салоне автомобиля.
Приборы освещения нужный для улучшения видимости водителю при движении в темное время суток. К приборам освещения относятся: - фары (блок-фары), - задние фонари, - лампы освещения номерного знака, - лампы освещения салона автомобиля, - лампа освещения подкапотного пространства, - лампа освещения багажника. Рис. 61 Блок-фара 1 - корпус; 2 - отражатель; 3 - рассеиватель; 4 - лампа ближнего-дальнего света; 5 - лампа габаритного света; 6 - лампа указателя поворота
Блок-фара (рисунок 61) состоит из трех элементов: корпуса, отражателя, рассеивателя. Внутри фары расположена лампа ближнего и дальнего освещения, лампа габаритного света, лампа указателя поворота. Переключателями в салоне автомобиля можно задействовать любую из этих ламп. Рис. 62 Задний фонарь (правая сторона) 1 - стоп-сигнал; 2 - световозвращатель; 3 - фонарь заднего хода; 4 - габаритный фонарь; 5 - указатель поворота
Задние фонари (рисунок 62) это: лампы габаритного света, лампы стоп-сигналов, указатели поворота и заднего хода.
С помощью приборов сигнализации водитель может информировать других водителей об изменениях в движении автомобиля.
Приборы сигнализации это:
Все контрольно-измерительные приборы находятся в салоне автомобиля на приборной панели. Они показывают исправность (или неисправность) узлов автомобиля. Если какой-либо механизм неисправен, то соответствующая лампочка зажигается красным светом или стрелка, какого-либо прибора останавливается в красном секторе. Начинать движение при таком положении нельзя. Необходимо устранить неисправность самому или обратиться в автосервис.
Контрольно-измерительные приборы представлены на рисунке 22.1. Рис. 22.1. Щиток приборов 1- контрольные лампы; 2 - суточный счетчик пройденного пути; 3 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 - вольтметр; 5 - счетчик пройденного пути; 6 - спидометр; 7 - эконометр; 8 - указатель уровня топлива
Кузов – это важный и сложный геометрический элемент автомобиля. К нему крепятся все механизмы, в нем находятся пассажиры. В то же время кузов – это минусовый проводник для электрооборудования.
Составляющие металлической части кузова: днище, крыша, крылья, панели, двери, крышки капота и багажника и другие более малые составляющие. В кузове есть специальные проемы, куда вставлены стекла. Пластмассовые элементы в кузове также имеются, но перечислять их бессмысленно, вследствие их бесчисленного множества. В салоне установлены сиденья для водителя и пассажиров. Сиденья оборудованы ремнями безопасности. Внутри салона находятся все необходимы для водителя элементы управления автомобилем.