Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 02:34, реферат
Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением.
Введение 2
Основные цели и принципы управления качеством 5
Задачи и функции службы технического контроля качества продукции на предприятии 10
Виды и методы технического контроля качества продукции 16
Учет и анализ затрат на качество продукции 21
Классификация, учет и анализ брака и рекламаций 26
Заключение 29
Список используемой литературы 31
а) при необходимости проверки большого числа одинаковых объектов производства, которые требуют специально оборудованных контрольных пунктов (сложная измерительная аппаратура);
б) при возможности включения работы стационарного контрольного пункта в поток заключительных операций производственного процесса;
• скользящий контроль, выполняемый непосредственно на рабочих местах, как правило, в следующих случаях:
а) при проверке громоздких изделий, неудобных для транспортировки;
б) при изготовлении малого числа одинаковых изделий;
в) при возможности
применения простых контрольно-
По времени выполнения:
• непрерывный;
• периодический.
По организационным формам выявления и предупреждения брака:
• летучий контроль, выполняемый контролером произвольно без графика при систематическом обходе закрепленных за ним рабочих мест;
• кольцевой
контроль, заключающийся в том, что
за контролером закрепляется определенное
количество рабочих мест, которые
он обходит «по кольцу»
• статистический контроль, являющийся формой периодического выборочного контроля, основанный на математической статистике и позволяющий обнаружить и ликвидировать отклонение от нормального хода технологического процесса раньше, чем эти отклонения приведут к браку;
• текущий предупредительный контроль, выполняемый с целью предупреждения брака в начале и в процессе обработки. Он включает:
а) проверку первых экземпляров изделий;
б) контроль соблюдения технологических режимов;
в) проверку вступающих в производство материалов, инструментов, технологической оснастки и др.
По влиянию на возможность последующего использования продукции:
• разрушающий контроль;
• неразрушающий контроль.
По степени механизации и автоматизации:
• ручной контроль;
• механизированный контроль;
• автоматизированный (автоматизированные системы управления качеством) контроль;
• автоматический контроль;
• активный и пассивный контроль продукции.
По исполнителям:
• самоконтроль;
• контроль мастеров;
• контроль ОТК;
• инспекционный контроль;
• одноступенчатый контроль (контроль исполнителя и приемка ОТК);
• многоступенчатый контроль (контроль исполнителя и операционный, а также специальный и приемочный).
По используемым средствам:
• измерительный
контроль, применяемый для оценки
значений контролируемых параметров изделия:
по точному значению (используются
инструменты и приборы
• регистрационный контроль, осуществляемый для оценки объекта контроля на основании результатов подсчета (регистрации определенных качественных признаков, событий, изделий);
• органолептический контроль, осуществляемый посредством только органов чувств без определения численных значений контролируемого объекта;
• визуальный контроль — вариант органолептического, при котором контроль осуществляется только органами зрения;
• контроль по образцу, осуществляемый сравнением признаков контролируемого, изделия с признаками контрольного образца (эталона);
• технический
осмотр, осуществляемый в основном
с помощью органов чувств и
при необходимости — с
Методы технического контроля характерны для каждого участка производства и объекта контроля. Здесь различают:
• визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов;
• измерение размеров, позволяющее определять правильность форм и соблюдения установленных размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных соединениях;
• лабораторный
анализ, предназначенный для
• механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров;
• рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;
• технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно лабораторного анализа;
• контрольно-сдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей, качества;
• контроль соблюдения технологической дисциплины;
• изучение качества продукции в сфере потребления;
• электрофизические методы измерения параметров изделия;
• методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных, ионных, ортонных пучков.
В последние
годы более широкое распространение
в промышленности находят новые
физико-технические методы контроля
качества продукции, основанные на использовании
ультразвука, рентгеноскопии, радиоактивных
изотопов. Эти методы позволяют расширить
возможности контроля качества продукции
и анализа технологических процессов,
не вызывая разрушения образцов и, как
правило, обеспечивая экономический эффект.
Обеспечение качества продукции связано с определенными затратами. Они образуются на всех этапах и стадиях жизненного цикла изделия: от разработки продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. Укрупненно все затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные.
Научно-технические и управленческие затраты связаны с подготовкой, обеспечением и контролем условий производства качественной продукции, то есть они в определенном смысле предопределяют наличие и величину производственных затрат.
В общем случае
управленческие затраты связаны
с гарантией качества изделия. Они
включают:
1) транспортные
издержки (внешние и внутренние
перевозки сырья,
2) снабженческие
издержки (закупка запланированного
по видам, количеству и
3) затраты
на подразделения,
4) затраты,
связанные с работой
5) затраты,
связанные с деятельностью
Производственные затраты, в свою очередь, можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. Если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету.
Значительно
проще, чем управленческие, рассчитать
технические производственные затраты
(через амортизационные
С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, необходимо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и существуют до момента снятия ее с производства, и дополнительные затраты, связанные с усовершенствованием продукции, восстановлением утерянного уровня качества.
Основная
часть базовых затрат отражает стоимостную
величину факторов производства, а
также общехозяйственные и
К первой группе относятся расходы, которые предприятие несет для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экономическим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их не трудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование для измерений и накладные расходы отдела технического контроля качества. Другую часть составляют затраты на информацию о рынке, изучение мнения потребителя о качестве продукции.
Эти затраты
связаны с разработкой, организацией
и проведением специальных
Ко второй группе относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях — и на остановку производства. В данную группу следует включать затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое и программное обеспечение, разработку стандартов, расходы на сертификацию, метрологию, персонал (подбор, подготовка, оплата труда и т.д.).
Существует еще одна группа издержек, которые следует относить либо к базовым, либо к дополнительным затратам, в зависимости от новизны продукции. Речь идет о затратах на брак (рекламации) и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять, например, из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции (при наличии неисправимого брака) или дополнительных затрат на исправление брака. Данная группа издержек иногда включает оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае затраты, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма значительными.
Затраты на создание и поддержание производства качественной продукции, а следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии (внутренние), так и за его пределами (внешние). Поэтому в этом случае необходим их глубокий качественный и количественный анализ.
Международные стандарты на системы качества (МС 9004-1 от 1994 года) для однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации дают рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат в рамках системы качества. Перечислим основные из них.
Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается расчета затрат на качество (ЗК), которые подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш). Затраты, связанные с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД — профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д).
К профилактике относят деятельность по предотвращению дефектов (например, входной контроль материалов, комплектующих изделий, профилактический контроль технологического оборудования, оснастки, режущего и мерительного инструментов, обучение персонала и др.).
Оценивание — это испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству (например, испытание изделия на соответствие стандартам и другой технической документации, контроль и обследование условий производства, состояния технологического оборудования, технологических процессов и др.).
К дефектам относят недостатки, изъяны, допущенные в процессе изготовления продукции и подтверждающие, что данная продукция не отвечает требованиям качества (например, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, неисправимый дефект — брак).
Составляющие затраты, связанные с внешними работами, — это затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция в реальных условиях эксплуатации не отвечает требованиям качества (например, техническое обслуживание и ремонт;