Исследование динамики и синтез цифровых алгоритмов управления боковым движением летательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Заданы:
уравнения движения объекта управления – самолета в боковом движении.
структурная схема системы управления
уравнения исполнительных устройств
технические требования к системе

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ: 2
ЗАДАНИЕ. 3
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ: 5
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ. 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРИОДА КВАНТОВАНИЯ T0 10
2.СИНТЕЗ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ В КАНАЛЕ РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 12
СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОГО УРАВНЕНИЯ ДИСКРЕТНОЙ СИСТЕМЫ В КАНАЛЕ РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ: 12
ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОСТИ ДИСКРЕТНОЙ СИСТЕМЫ В ПЛОСКОСТИ ПАРАМЕТРОВ К11 И К12: 13
ВЫБОР КОЭФФИЦИЕНТОВ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ В КАНАЛЕ РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ К11 И К12 14
3.УРАВНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ДИСКРЕТНОЙ СИСТЕМЫ
С УЧЁТОМ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ В КАНАЛЕ РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ. 15
4.СИНТЕЗ ЦИФРОВОГО АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНИЯ В
КАНАЛЕ ЭЛЕРОНОВ ЧАСТОТНЫМ МЕТОДОМ. 16
5. ВЫБОР КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ОТ 18
РУЧКИ ЛЁТЧИКА. 18
6.УРАВНЕНИЕ ДИСКРЕТНОГО АЛГОРИТМА ОПТИМАЛЬНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ НЕИЗМЕНЯЕМОЙ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА. ПРОГРАММА МОДЕЛИРОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОПТИМАЛЬНОГО ФИЛЬТРА. 20
ВЫВОДЫ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 31

Файлы: 1 файл

Мой курсовой.doc

— 848.00 Кб (Скачать)

     0     1     0     0     0

     0     0     1     0     0

     0     0     0     1     0

     0     0     0     0     1

G1 =

     0     0

     0     0

     0     0

     0     0

     0     0

 

 

4.Синтез цифрового алгоритма управления в

канале элеронов частотным методом.

 

Для использования частотного метода синтеза цифровой системы применим билинейное преобразование вида , и построим псевдочастотные характеристики.

Найдем z-передаточную функцию ωХ по uэ:

 

Wprwxue=tf(SDprzam(3,2))

-0.5832 z^4 + 0.5148 z^3 - 0.2439 z^2 - 0.09572 z + 0.08793

------------------------------------------------------------

z^5 - 2.106 z^4 + 2.169 z^3 - 1.251 z^2 + 0.3463 z - 0.03119

 

Pch=-0.5832*z^4 + 0.5148*z^3 - 0.2439*z^2 - 0.09572*z + 0.08793

Pzn=z^5 - 2.106*z^4 + 2.169*z^3 - 1.251*z^2 + 0.3463*z - 0.03119

syms w

z=(1+0.1*w)/(1-0.1*w)

Pch1=vpa(subs(Pch),4)

Pzn1=vpa(subs(Pzn),4)

 

Pch1=-.5832*(1.+.1000*w)^4/(1.-.1000*w)^4+.5148*(1.+.1000*w)^3/(1.-.1000*w)^3-.2439*(1.+.1000*w)^2/(1.-.1000*w)^2-.9572e-1*(1.+.1000*w)/(1.-.1000*w)+.8793e-1

Pzn1=(1.+.1000*w)^5/(1.-.1000*w)^5-2.106*(1.+.1000*w)^4/(1.-.1000*w)^4+2.169*(1.+.1000*w)^3/(1.-.1000*w)^3-1.251*(1.+.1000*w)^2/(1.-.1000*w)^2+.3463*(1.+.1000*w)/(1.-.1000*w)-.3119e-1

 

Для получения передаточной функции разложим многочлены числителя  и знаменателя по степеням:

a1=expand(-0.5832*(1+1/10*w)^4*(1-1/10*w))

a2=expand(0.5148*(1+1/10*w)^3*(1-1/10*w)^2)

a3=expand(-0.2439*(1+1/10*w)^2*(1-1/10*w)^3)

a4=expand(-0.09572*(1+1/10*w)*(1-1/10*w)^4)

a5=expand(0.08793*(1-1/10*w)^5)

b1=expand((1+1/10*w)^5)

b2=expand(-2.106*(1+1/10*w)^4*(1-1/10*w))

b3=expand(2.162*(1+1/10*w)^3*(1-1/10*w)^2)

b4=expand(-1.251*(1+1/10*w)^2*(1-1/10*w)^3)

b5=expand(0.3463*(1+1/10*w)*(1-1/10*w)^4)

b6=expand(-0.03119*(1-1/10*w)^5)

 

Pch2=a1+a2+a3+a4+a5

Pzn2=b1+b2+b3+b4+b5+b6

Pch21=vpa(collect(Pch2,w),3)

Pzn21=vpa(collect(Pzn2,w),3)

 

Pch21=-.320-.114*w-.102e-1*w^2-.142e-2*w^3+.275e-3*w^4+.116e-4*w^5

Pzn21=.120+.121*w+.435e-1*w^2+.839e-2*w^3+.110e-2*w^4+.690e-4*w^5

WW=tf([.116e-4 .275e-3 -.142e-2 -.102e-1 -.114 -.320],[.690e-4 .110e-2 .839e-2 .435e-1 .121 .120])

margin(WW)

 

 

Псевдочастотная характеристика:

 

 

Полученная псевдочастотная характеристика не нуждается в корректировке, поэтому в качестве корректирующего устройства используем усилитель с коэффициентом усиления К23.    

 

Исходя из качества переходного  процесса wХ по uЭ выберем коэффициент К23=0.25

Kpr1=[3.511 4.823 0 0 0;0 0 0.25 0 0];

AprZ1=F+D1*Kpr1;

SDprzam1=ss(AprZ1,D1,H,G,T0);

step(SDprzam1(3,2))

5. Выбор коэффициента электрической связи от

ручки лётчика.

 

Условие обеспечения  требуемой эффективности управления:

20мм отклонения ручки  лётчика должно соответствовать  установившееся значения ωX

20 град/с

 

Располагаемый статический  коэффициент усиления канала руля элеронов равен

К=-1.54

Тогда Кх=1/К 

Кх=-0.649

 

Система, включающая в  себя выбранный коэффициент Кх:

Wwxue1=tf(SDprzam1(3,2))

Kx=-.649

D3=SDprzam1.b

D4=D3*[1 0;0 Kx]

SYS1=ss(AprZ1,D4,H,G,T0);

step(-20*SYS1(3,2),5)

 

Передаточная функция  ωХ по uэ:

-0.5832 z^4 + 0.5148 z^3 - 0.2439 z^2 - 0.09572 z + 0.08793

-----------------------------------------------------------------------------

z^5 - 1.96 z^4 + 2.04 z^3 - 1.19 z^2 + 0.3703 z – 0.05317

 

 

 

 

 

 

Переходный процесс ωX при отклонении ручки лётчика на 20 мм:

 

SYS=d2c(SDprzam1)

step(-20*SYS(3,2)*Kx,5)

 

График, представленный на рисунке, показывает реакцию на скачкообразное отклонение ручки летчика по ωx. Время переходного процесса (вход в 10% трубку) составляет:

tПП=0.494с,

что удовлетворяет требованиям, налагаемым на систему автоматического управления.

 

6.Уравнение дискретного алгоритма оптимальной фильтрации для вычисления неизменяемой координаты объекта. Программа моделирования и исследование динамики оптимального фильтра.

Исходные данные:

Измеряемые координаты:

σ1 σ 1=0,5

 σ 2 σ 2=1,5

Случайное возмущение в  уравнении ωY с

Управляющий сигнал:

 

for i=1:180, UP(i,1)=10*sign(sin(pi/2*i*0.1)), end

i=1:180;

plot(i*0.1,UP(i,1))

 

Уравнения объекта управления:
Уравнения алгоритма  оптимальной фильтрации:

Рекуррентный алгоритм оценивания имеет вид:

 

где F – собственная матрица объекта управления

 

      - оценка вектора состояния;

R – единичная матрица  3х3;

H – матрица измерений,  которая имеет вид:

     

Структурная схема алгоритма  оценивания:

Воспользовавшись приведённым  выше алгоритмом оценивания, получим  переходные процессы координат состояния  и их оценок:

 

Набор измерений

X(:,:,1)=zeros(3,1);                     

for k=2:180; ,X(:,:,k)=F*X(:,:,k-1)+Dk*[0;UP(k-1,1)]; ,Y(:,:,k)=H*X(:,:,k)+randn*Sigma;,end

Накапливание коэффициентов

R=[1 0 0;0 1 0;0 0 1];

P(:,:,1)=E*p0;

for k=1:180;,M(:,:,k+1)=F*P(:,:,k)*F'; ,P(:,:,k+1)=M(:,:,k+1)-M(:,:,k+1)*H'*(H*M(:,:,k+1)*H'+R)^(-1)*H*M(:,:,k+1); ,end

Оценки 

Xk(:,:,1)=zeros(3,1);

for k=2:180;,Xk(:,:,k)=F*Xk(:,:,k-1)+Dk*[0;UP(k-1,1)]+M(:,:,k)*H'*(H*M(:,:,k)*H'+R)^(-1)*(Y(:,:,k)-H*(F*Xk(:,:,k-1)+Dk*[0;UP(k-1,1)])); ,end  
 Координата ωY:

j=1:1:180;

WY(j)=X(1,1,j);

WYk(j)=Xk(1,1,j);

WYr(j)=Y(1,1,j);

plot(j*0.1,WYk(j),j*0.1,WY(j),j*0.1,WYr(j)),grid

 

 

 

 

 

Измерение ωу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доступные измерения  ωу

 

Оценка измерений ωу фильтром Калмана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координата b:

Betar(j)=Y(2,1,j);

Beta(j)=X(2,1,j);

Betak(j)=Xk(2,1,j);

plot(j*0.1,Betak(j),j*0.1,Beta(j),j*0.1,Betar(j)),grid

 

 

 

Измерения β.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доступные измерения  β.

 

 

Оценка  измерения  β фильтром Калмана.

 

 Координата ωX:

WXr(j)=Y(3,1,j);

WX(j)=X(3,1,j);

WXk(j)=Xk(3,1,j);

plot(j*0.1,WXk(j),j*0.1,WX(j),j*0.1,WXr(j)),grid

 

 

 

Измерения ωX.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доступные измерения ωX.

 

Оценка измерений ωX фильтром Калмана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График изменения ошибки измерения координаты ωу ( ):

WYi(j)=WY(j)-WYk(j);

plot(j*0.1,WYi(j)),grid

 

 

 

График изменения ошибки измерения координаты β ( ):

 

Betai(j)=Beta(j)-Betak(j);

plot(j*0.1,Betai(j)),grid

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График изменения ошибки измерения координаты ωх ( ):

 

Wxi(j)=WX(j)-WXk(j);

plot(j*0.1,Wxi(j)),grid

 

 

В результате моделирования  фильтра Калмана можно сделать  следующие выводы:

1) Оценка получилась  несмещенной, с минимальной дисперсией.

2) В начале измерений  фильтр Калмана дает большую ошибку, однако за несколько тактов ошибка начинает стремиться к нулевому значению.

 

 

Выводы.

 

В результате проведенного синтеза цифровой системы управления боковым движением самолета были построены алгоритмы управления ЛА, обеспечивающие выполнение требований, налагаемых на систему. Был выбран период квантования Т0, обеспечивающий желаемый запас по фазе замкнутой системы в 60˚, проведен синтез передаточных чисел в канале руля направления, из условий выполнения требований к заданному качеству системы, а также произведен синтез цифрового алгоритма управления в замкнутой системе, с учетом динамики исполнительных устройств. Выполнение требований подтверждается следующими цифрами:

  1. Собственная частота колебаний в системе w* = 4.5 рад / с
  2. Время переходного процесса по wх   tПП=0.494 с
  3. Затухание короткопериодических колебаний более чем в 10 раз за период.
  4. Более чем двукратные запасы устойчивости на увеличение коэффициентов К11, К12, К23.

Также, был разработан алгоритм оптимальной фильтрации для  оценивания не измеряемых координат состояния. 
Список используемой литературы.

 

1. Шамриков Б.М. «Теория цифровых систем управления летательным аппаратом», Москва, , 1987.

2. Ануфриев И.Е. Самоучитель по MatLab 5.3/6.x –СПБ.: БХВ-Петербург, 2003. – 736 c.

 




Информация о работе Исследование динамики и синтез цифровых алгоритмов управления боковым движением летательного аппарата